Преступления в таможенной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 14:10, контрольная работа

Краткое описание

Преступлением в сфере таможенного дела (или как еще принято в таможенном праве —таможенным преступлением) следует понимать предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 26.67 Кб (Скачать файл)

 

 

Понятие преступления содержится в ст. 14 Уголовного кодекса РФ, в соответствии с которой преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Преступлением в сфере таможенного дела (или как еще принято в таможенном праве —таможенным преступлением) следует понимать предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие пять видов таможенных преступлений:

1.  Контрабанда (ст. 188 УК РФ);

2.  Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия  массового поражения, вооружения  и военной техники (ст. 189 УК РФ);

3.  Невозвращение на территорию  Российской Федерации предметов  художественного, исторического и  археологического достояния народов  Российской Федерации и зарубежных  стран (ст. 190 УК РФ);

4.  Невозвращение из-за границы  средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);

5.  Уклонение от уплаты таможенных  платежей (ст. 194 УК РФ).

Основной особенностью преступлений в сфере таможенного дела является то, что для уяснения их содержания и правильной квалификации того или иного деяния по признакам конкретного состава таможенного преступления, правоприменителю помимо Уголовного кодекса РФ необходимо использовать также целый ряд иных законов, а также указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных подзаконных актов.

    Контрабандой (от итальянского contro — против и bando — правительственное постановление) практически во всех странах принято считать незаконное перемещение через таможенную границу государства товаров или иных предметов, признаваемое преступлением.

Понятие и содержание контрабанды как вида правонарушения в таможенном праве не оставалось неизменным на протяжении времени и постоянно трансформировалось.

В Таможенном кодексе СССР 1964 г. было предусмотрено два вида контрабанды — уголовно-наказуемая и административно-наказуемая контрабанда. Позже, с целью более четкого представления гражданами ее сущности и общественной вредности, законодатель исключил контрабанду из административно-наказуемых деяний и в Таможенном кодексе СССР 1991 года она уже стала квалифицироваться только как уголовное преступление. Разработчики же ныне действующего Таможенного кодекса РФ (ТК 1993 г.) пошли еще дальше и с учетом существующих реалий провели четкую грань между контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, такими как уклонение от уплаты таможенных платежей и незаконные операции и иные деяния с валютными ценностями (глава 34 ТК РФ). В то же время п. 1 Постановления Верховного Совета РФ «О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации» от 18 июня 1993 г. предусматривалось, что нормы главы 34 ТК РФ будут введены в действие с момента внесения соответствующих изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР. При этом имелось в виду, что предполагаемые изменения будут проведены в соответствии с формулировками ТК РФ. Однако в полной мере эта идея так и не была реализована ни с принятием Федерального закона РФ от 1 июня 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР», коснувшегося и корректировки составов преступлений в сфере таможенного дела, ни с принятием в 1996 г. ныне действующего Уголовного кодекса РФ.

Согласно ст. 188 УК РФ под контрабандой понимается перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов в крупном размере, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Указанное преступное деяние наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Контрабандой признается противоправное перемещение через таможенную границу товаров и иных предметов в крупных размерах, т. е. когда стоимость таких товаров и иных предметов превышает 500 установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Здесь уместно вернуться к вопросу о вреде как одном из основных критериев разграничения преступлений и административных правонарушений. Так, аналогичные действия по противоправному перемещению товаров и иных предметов через таможенную границу, но не в крупных размерах, квалифицируются уже не как преступление, а как административное правонарушение в сфере таможенного дела (нарушение таможенных правил), предусмотренное ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ.

Более опасным видом контрабанды является аналогичное противоправное перемещение через таможенную границу товаров, в отношении которых установлены специальные правила их ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее. Так, лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой наказывается контрабанда, предметом которой являются: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие и боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, а также стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности.

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность, а именно: совершение контрабанды неоднократно, либо совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, контрабанда наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

И, наконец, наиболее опасной формой контрабанды считается контрабанда, совершенная организованной группой лиц, т. е. устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений и распределивших между собой преступные функции. Такая форма контрабанды наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

     До принятия ныне действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях понятие «нарушение таможенных правил» было законодательно определенным понятием и содержалось в ст. 230 ТК РФ, согласно которой нарушением таможенных правил признавалось противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления льгот и пользования ими, за которое Таможенным кодексом РФ предусмотрена ответственность.

В соответствии с положениями Федерального закона РФ от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с 1 июля 2002 г. (т. е. с момента вступления в силу КоАП РФ) утратили силу все нормы Таможенного кодекса РФ, касающиеся нарушений таможенных правил, ответственности за эти нарушения и производства по делам о таких нарушениях, в том числе и ст. 230, содержавшая само понятие нарушения таможенных правил.

В настоящее время, анализируя нормы главы 16 КоАП РФ и опираясь на положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, где сформулировано понятие административного правонарушения, нарушение таможенных правил можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на предусмотренный Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (включая процедуры применения таможенных режимов), порядок их таможенного контроля, таможенного оформления, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Для понимания сущности нарушения таможенных правил как разновидности административных правонарушений недостаточно наличия одних юридических признаков, сформулированных в самом определении, — необходимо определить и его юридический состав, т. е. установить совокупность обязательных элементов нарушения таможенных правил.

Состав нарушения таможенных правил, как и любого другого вида правонарушений, традиционен и включает в себя следующие элементы объект нарушения таможенных правил, его объективную сторону как правонарушения, субъект нарушения таможенных правил и его субъективную сторону как правонарушения.

Объектом нарушения таможенных правил являются охраняемые государством общественные отношения:

1)  имущественного характера, возникающие по поводу перемещения через таможенную границу РФ материальных благ (товаров и транспортных средств);

2)  неимущественного характера, возникающие в сфере управления таможенным делом (например, общественные отношения по поводу производства таможенного оформления, хранения товаров и транспортных средств, по поводу оказания всевозможных услуг в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и др.).

Исчерпывающий перечень объектов нарушений таможенных правил содержится в сформулированном выше определении этого понятия, а именно:

-  порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

-  порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;

-  порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств таможенными платежами и порядок их уплаты;

-  порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими.

Помимо понятия «объекта нарушения таможенных правил», в таможенном праве существует еще понятие «непосредственного объекта нарушения таможенных правил». Такими объектами выступают товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены те или иные таможенные правила.

Объективная сторона нарушения таможенных правил — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения как антиобщественного акта внешнего поведения правонарушителя, которая включает в себя, прежде всего, противоправное действие (например, причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам и пр.) или бездействие (например, в непринятии лицом, перемещающим товары или транспортные средства через таможенную границу, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров или транспортных средств в установленный для этого срок и др.), а также наступившие при этом вредные последствия. Объективная сторона в каждом конкретном случае определяется диспозицией той или иной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за противоправное деяние, являющееся нарушением таможенных правил.

Кроме противоправного деяния (действия или бездействия) и наступивших вредных последствий в состав объективной стороны нарушения таможенных правил, как и любого другого правонарушения, входит наличие причинно-следственной связи между этим деянием и наступившими в его результате вредными последствиями. Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности (неоднократность, повторность, длящееся правонарушение).

В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое, российское или иностранное и т. д.), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством деяния (действия либо бездействия), связанные с нарушением правил, соблюдение которых входит в его установленные законом или иным нормативно-правовым актом обязанности в сфере таможенного дела. При этом формулировка «подлежит ответственности» является обязательной и весьма важной, поскольку ст. 24.5 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее противоправное деяние, ответственности за него не понесет.

Субъективная сторона нарушения таможенных правил зависит от того, кто выступает в качестве субъекта правонарушения, физическое или юридическое лицо.

Если субъектом нарушения таможенных правил выступает физическое (в том числе и должностное) лицо, то субъективная сторона характеризуется виной, которая представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям и выражается в форме умысла или неосторожности. Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть и факультативные: мотив и цель. Мотив поведения лица (побудительная причина совершения правонарушения) и тесно связанная с ним цель (результат, на достижение которого направлено противоправное деяние) оказывают большое влияние на правильную квалификацию таможенного правонарушения.

С субъективной стороной как признаком состава нарушения таможенных правил, когда субъектами правонарушения выступают юридические лица, дело обстоит несколько иначе. Вина юридического лица определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП, для того чтобы признать юридическое лицо виновным в совершении нарушения таможенных правил, необходимо доказать, что это юридическое лицо (его администрация, коллектив, отдельные должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых установлена административная ответственность. В этих целях (в целях доказывания упомянутых обстоятельств) должностные лица таможенных органов, ведущие производство по делу о нарушении таможенных правил, могут назначать экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ), брать пробы, образцы почерка и образцы товаров и иных предметов.

      КоАП РФ (глава 16) содержит двадцать два вида  составов нарушений таможенных  правил, тогда как ранее (ныне  отмененная глава 39 ТК РФ) их было  сорок. Причин уменьшения количества  составов таможенных правонарушений  несколько — это и объединение  нескольких составов в один, и  декриминализация отдельных деяний  как самостоятельных видов таможенных  правонарушений, и выделение отдельных  составов из разряда нарушений  таможенных правил с последующим  объединением их по признаку  родового объекта в единый  состав другой группы административных  правонарушений, и др.

Информация о работе Преступления в таможенной сфере