Уголовно-правовая и административно-правовая характеристика преступлений в сфере таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обусловлена ответственностью за нарушения в сфере таможенного дела. Регулируется нормами различных отраслей права, и в этом проявляется комплексный характер таможенного права.
Закон различает посягательства различной степени тяжести на таможенное дело – преступления и проступки. Те и другие, по сути дела, являются нарушениями таможенных правил, но критерием разграничения служит вред, причинённый нарушением. Правонарушения представляющие наибольшую степень общественной опасности, приобретают характер преступлений. Привлечение к ответственности за их совершение регулируется нормами уголовного права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА………………………………………..….5
1.1 Общие положения об уголовной ответственности за экономические преступления в области таможенного дела…………………………………..…5
1.2 Контрабанда и борьба с ней………………………………………………….8
1.3 Иные экономические преступления в области таможенного дела: виды и характеристика составов………………………………………………………...16
2 ГЛАВА II. АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА…………….24
2.1 Административная ответственность за нарушения таможенных правил..24
2.2 Меры административной ответственности за нарушение таможенных правил…………………………………………………………………………….29
2.3 Административные наказания за совершения нарушения таможенных правил…………………………………………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….45
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

НТП ОЗО неизвестно.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Предметом преступления, предусмотренного частью 1 статьи 188 УК РФ, является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (подпункты 1 - 3 пункта 1 статьи 11) и Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (пункт 26 статьи 2), включая транспортные средства, отнесенные статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам, а также иные не являющиеся товарами предметы, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу Российской Федерации (например, используемые для международных перевозок транспортные средства, которые не обладают признаками товаров, рукопись научной статьи либо иной не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, в частности полезная модель, промышленный образец).

Исходя из положений части 1 статьи 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предметом контрабанды, наряду с другим имуществом, является наличная иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме.

Часть 2 ст. 188 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу РФ. Такими предметами являются: 1) наркотические средства; 2) психотропные; 3) сильнодействующие; 4) ядовитые; 5) отравляющие; 6) взрывчатые; 7) радиоактивные вещества; 8) радиационные источники; 9) ядерные материалы; 10) огнестрельное оружие; 11) взрывные устройства; 12) боеприпасы; 13) оружие массового поражения; 14) средства его доставки; 15) иное вооружение; 16) иная военная техника; 17) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники; 18) стратегически важные сырьевые товары; 19) культурные ценности. Понятие и содержание указанных предметов посягательства определяются в соответствующих нормативных правовых актах.

Объективная сторона преступления выражается в действии - перемещении  предметов контрабанды через  таможенную границу РФ, осуществляемом следующими способами: 1) помимо или с сокрытием от таможенного контроля; 2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации; 3) с недекларированием или недостоверным декларированием.

К числу действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, помимо подачи таможенной декларации относятся иные предусмотренные Таможенным кодексом РФ действия с указанными товарами или предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (вход или въезд физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест).

Контрабанда, сопряженная с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, квалифицируется по совокупности с преступлениями, предусматривающими ответственность за совершение указанных деяний (ст. 218, 220, 222, 228, 228.1, 228.2, 234, 355 УК РФ).

Обязательным признаком контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ, является крупный размер перемещаемых товаров или иных предметов. Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ крупным размером признается стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей.

Для квалификации деяния по ч. 2 ст. 188 УК РФ не имеет значения размер предметов, перемещаемых контрабандным путем.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что  перемещает через таможенную границу  предмет контрабанды указанными способами, и желает этого.

Субъект преступления общий - вменяемое  физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет. Квалифицирующий признак - совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

К должностным лицам, в частности, относятся лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного  и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные  лица, освобожденные на основании ст. 386 Таможенного кодекса РФ от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды.

Контрабанда, совершенная должностным  лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ.

По пункту "в" части 3 ст. 188 УК РФ квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации. В том случае, если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. "в" ч. 3 ст. 188 УК РФ и соответствующими статьями главы 16 УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья.

В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по ч. 4 ст. 188 УК РФ квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу Российской Федерации (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).

Федеральная таможенная служба (ФТС  России) является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

(Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 (ред. от 15.06.2010) "О Федеральной таможенной службе")

Приказом Федеральной таможенной службы от 07.02.2005 г. № 90 утвержден перечень подразделений ФТС России и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскной деятельности. Данный перечень включает в себя региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями. Которое, делится на несколько отделов по борьбе с контрабандой, такие как:

  • Отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды;
  • Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;
  • Отдел по борьбе с контрабандой сырьевых товаров и преступлениями в кредитно-финансовой сфере.

Следующее управление в данном перечне  это Главное управление по борьбе с контрабандой, который в свою очередь также делится на отделы.

Таможенные органы отнесены законодательством  к правоохранительным органам, так  как они правомочны пресекать  неправомерные деяния и привлекать виновных к ответственности. Под содержанием правоохранительной деятельности принято понимать охрану законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями. Правоохранительный характер деятельности этих органов обусловлен их соответствующими функциями, регламентированными п. 6 ст. 403 ТК РФ: они ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в таможенной сфере, пресекают незаконный оборот через границу предметов, запрещенных к перемещению, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом.

Статья 7. Правоохранительная деятельность таможенных органов

1. Таможенные органы государств - членов таможенного союза являются  органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов.

2. Таможенные органы государств - членов таможенного союза осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств - членов таможенного союза в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности.

3. Таможенные органы государств - членов таможенного союза ведут  административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Наличие функции по ведению борьбы с контрабандой, иными преступлениями обусловлено положениями УПК РФ (ст. 151, 157), в соответствии с которыми на таможенные органы возложена борьба с контрабандой (ст. 188 УК РФ) и иными преступлениями, предусмотренными ст. 189, 190, 193, 194 данного уголовного закона.

Вместе с тем таможенные органы:

взаимодействуют с МВД России и  ФСБ России по вопросам борьбы с  контрабандой (ст. 28 Закона РФ "О Государственной  границе Российской Федерации").

Федеральным законом от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»  возложены обязанности на органы федеральной службы безопасности разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе контрабандой.

Сотрудники таможенных органов  могут быть привлечены к выполнению специальных заданий по выявлению, предупреждению и пресечению контрабанды и иных правонарушений в сфере таможенного дела.

Безусловно, что прежде всего данные задания имеют цель борьбы с таможенными  преступлениями как наиболее общественно  опасными правонарушениями в сфере  таможенного дела. Именно поэтому законодатель называет в статье контрабанду (ст. 188 УК РФ), которая является достаточно распространенным и особо опасным таможенным правонарушением.

 

1.3 Иные экономические преступления в области таможенного дела: виды и характеристика составов.

Незаконные  экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической  информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового  поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК) посягает на порядок перемещения через границу особой категории предметов, в отношении которых осуществляется специальный экспортный контроль в целях защиты государственной безопасности и экономических интересов России. Предметом рассматриваемого преступления могут быть как материальные носители технологий (фото-, кино-, звукозаписи, электронные носители и т. п.), так и сами полезные модели, сырье, материалы, оборудование и проч. Предметом преступления может быть также деятельность в виде оказания услуг, связанных с созданием оружия массового поражения, средств их доставки, вооружения и военной техники.

Объективная сторона  рассматриваемого преступного посягательства выражается в осуществлении незаконных экспортных поставок или передаче лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации. Объективная сторона данного деяния может также выражаться и в незаконном выполнении указанным лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконном оказании услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль. Деяние поделит квалификации по ст. 189 УК при отсутствии в составе преступления признаков контрабанды (ст. 188 УК) или государственной измены (ст. 275 УК).

Система экспортного  контроля действует в случае осуществления внешнеторговой деятельности в области вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также в сфере соблюдения международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания. Такой контроль заключается в определении номенклатуры (списка) объектов, подпадающих под экспортный контроль, регистрацию предприятий и организаций-экспортеров, нормативное регулирование административно-правового статуса таких субъектов внешнеэкономической деятельности.

Задачей таможенных органов в процессе перемещения  через таможенную границу товаров  и технологий двойного назначения (на материальных носителях), продукции  военного назначения, продукции, используемой в мирных целях, которая также может послужить основой для создания химического, ядерного и другого оружия, является проверка наличия документов, свидетельствующих о законности перемещения названных предметов.

Информация о работе Уголовно-правовая и административно-правовая характеристика преступлений в сфере таможенного дела