Административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 07:24, курсовая работа

Краткое описание

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву – регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..............................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ……………..……...........................................................................5
1.1. Понятие административно-правовых отношений…………………….5
1.2. Виды административно-правовых отношений………………………………….10
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСНОВАНИЯ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ…………………..14
2.1. Структурный состав административно-правовых отношений……....14
2.2. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений ………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………........25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….….....….27

Вложенные файлы: 1 файл

Админ.docx

— 49.79 Кб (Скачать файл)

 

министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления»

Институт экономики  и права

Юридический факультет

Кафедра «Административное право»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:            административно-правовые отношения

Исполнитель:   студент ЗАОЧНОЙ формы обучения набор 2011 года

Рзаев Анар Фуад оглы

 

 

 

 

Руководитель работы     _________________      к.с.н. доцент Малакшинова Н.Ш.

 

 

 

Улан-Удэ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..............................3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ……………..……...........................................................................5

      1.1. Понятие административно-правовых  отношений…………………….5

        1.2. Виды административно-правовых  отношений………………………………….10

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСНОВАНИЯ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ…………………..14

     2.1. Структурный состав административно-правовых отношений……....14

      2.2. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений ………………………………………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….………………………........25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….….....….27

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Любая отрасль российского  права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения, урегулированные нормами  права. В частности, гражданскому праву  свойственно регулирование гражданских  правоотношений (имущественных и  связанных с ними личных неимущественных  прав), уголовному праву – регулирование  отношений, связанных с преступлением  и наказанием.

Административное право  тесно связано со многими отраслями  права, например, с гражданским правом. Нормы гражданского права касаются имущественных отношений только в тех случаях, когда стороны  равноправны, а нормы административного  права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны  другой. Определенные связи есть у  административного права с трудовым правом в сфере регулирования  служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового  процесса, а нормы административного  права регулируют государственно-служебные  отношения.

Административное право - это самостоятельная отрасль  правовой системы России. Отрасли  права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного  права составляют общественные отношения, в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). Такие отношения называются административно-правовыми.

Таким образом, административно-правовые отношения - это урегулированные  нормами административного права  общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

В ходе написания работы была совершена попытка использования  метода многоаспектности, обобщения, применение сравнительного анализа трудов теоретиков – специалистов  в области административного права, как Д.Н.Бахрах, А.П.Коренев, Ю.Н.Старилов, М.А.Лапина и многих других.

Объект исследования - должное поведение субъектов административного правоотношения, в результате которого достигается необходимое состояние в сфере государственного управления.

Предмет исследования – административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

Целью работы является исследование того, как рассматриваются административно-правовые отношения, их особенности и структура в юридической литературе. 

Задачами работы является:

  1. Рассмотрение определения административных правоотношений;
  2. Выделение их особенностей, характерных черт, отличай от других правовых отношений;
  3. Изучение структуры административных правоотношений и его отдельных элементов;
  4. Выявление оснований возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений

Методологической основой  исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.                                                                                    

Актуальность данной темы состоит в том, что отрасли  права различаются по предмету и  методу правового регулирования, поэтому  необходимо отличать административно-правовые отношения от других правоотношений. Для этого необходимо знать и  уметь определять административные правоотношения, их особенности, структуру  и сущность.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 

1.1. Понятие административно-правовых  отношений

Административно-правовые отношения  являются одним из видов правовых отношений, т. е. общественных отношений, урегулированных правом и являющихся результатом регулирующего воздействия  на общественное отношение правовой нормы. Норма права придает конкретному  общественному отношению юридическую  форму и регламентирует действия (поведение) сторон этого отношения, их взаимные обязанности и права, а также юридическую ответственность  за несоответствующее требованиям  правовой нормы поведение. Субъекты правовых отношений взаимно связаны  между собой юридическими правами  и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными (субъектными). Эта связь и образует правоотношение, в рамках которого праву одной стороны (субъекта правоотношения) соответствует обязанность другой стороны, и наоборот.

Правовые отношения, в  том числе и административные, охраняются государством от нарушений. За нарушение прав и обязанностей, составляющих правоотношения, устанавливается  юридическая ответственность. Этим правовые отношения отличаются от других видов общественных от­ношений, в  частности моральных.

Административно-правовое отношение  можно определить как урегулированное  административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, складывающиеся в сфере реализации исполнительной власти

Административно-правовые отношения  о своей сути являются организационными. Имеется в виду их прямая связь  с реализацией функций исполнительной власти, которые по своему содержанию направлены, на организацию процесса правоисполнения. В их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм государственного управления вряд ли может быть реально действующим, соответственно и законодательная власть действует организующе, стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества.

В юридической литературе фигурируют две основные концепции  административно-правовых отношений.

Исходные положения первой из них состоят в том, что названные  отношения:

  1. возникают в процессе государственного управления;
  2. имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (орган исполнительной власти);
  3. являются отношениями власти – подчинения и характеризуются юридическим неравенством их сторон.

Другая концепция административно-правовых отношений также состоит из трех пунктов:

  1. возникают в сфере государственного управления;
  2. могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании;
  3. делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения власти-подчинения и отношения равноправия.

Административно-правовые отношения  представляют собой разновидность  правовых отношений, разнообразных  по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все  основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия  на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую  форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой.

Административно-правовое отношение  имеет ряд особенностей, которые  могут служить основой для  их отграничения от других видов правоотношений. Естественно, что эти особенности  обусловлены, прежде всего той сферой, в которой они возникают, изменяются и прекращаются. Причем, они достаточно существенны, так как оказывают на природу административно-правовых отношений определяющее влияние.

В самом общем виде административно-правовое отношение представляет собой урегулированное  административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей  взаимных прав и обязанностей, установленных  и гарантированных административно-правовой нормой.

Налицо выражение одной  из существенных особенностей административно-правовых отношений, а именно то, что они  представляют собой не любое общественное отношение, а управленческое, получившее юридическую, в нашем случае —  административно - правовую окраску.

Особенности административно-правовых отношений:

  1. Одной из сторон отношений является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера.
  2. Для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой.
  3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства.
  4. Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.
  5. Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность в лице его органов перед государством.

Административно-правовые отношения  отличаются, прежде всего, от правоотношений гражданского, трудового, финансового  и других отраслей российского права. Например, если административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возникать без согласия другой стороны, а споры между  ними разрешаются преимущественно  в административном порядке, то гражданско-правовым отношениям присущи иные признаки.

В п.1 ст.1 ГК РФ сказано: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты». Отсюда ясно, что отношения между государственными предприятиями или между коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, регулируются не административным, а гражданским правом, поскольку они связаны не с организационно-управленческой, а с хозяйственной деятельностью и гражданским оборотом.

В административно-правовых отношениях могут участвовать различные  стороны, в них всегда имеется  обязательная сторона, без которой  такого рода отношения не возникают. Такой признак наблюдается в  административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин  не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным  участником самых разнообразных  административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения  возникают в сфере государственного управления. Однако не всякое общественное отношение в сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного  права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды административно-правовых  отношений

 

Диапазон управления, осуществляемый исполнительной властью, многоаспектный. Отношения, которые возникают в результате управленческой деятельности, различаются между собой по отдельным признакам, которые являются основанием для их классификации.

       Административно-правовые отношения подразделяются на виды: в зависимости от элемента юридической нормы; по содержанию; по характеру действий обязанного субъекта; в зависимости от распределения прав и обязанностей между сторонами; по характеру связей между сторонами.

       В зависимости от элемента юридической нормы (диспозиции или санкции) административные правоотношения делятся на регулятивные и охранительные.

Информация о работе Административно-правовые отношения