Административно-правовые отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 21:56, реферат

Краткое описание

Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений, уголовному праву – регулирование правоотношений связанных с преступлением и наказанием.

Содержание

Введение
1. Понятие административных правоотношений и их виды
2. Основные черты административно-правовых отношений. Их соотношение с другими правоотношениями
3. Основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Административно.docx

— 31.76 Кб (Скачать файл)

Административно-правовые отношения

 

Содержание 

 

Введение

1. Понятие административных  правоотношений и их виды

2. Основные черты административно-правовых  отношений. Их соотношение с  другими правоотношениями

3. Основания возникновения,  изменения, прекращения административно-правовых  отношений

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение 

 

Любая отрасль российского  права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами  права. В частности, гражданскому праву  свойственно регулирование гражданских  правоотношений, уголовному праву –  регулирование правоотношений связанных  с преступлением и наказанием.

Административно-правовые отношения  – это урегулированные нормами  административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере  деятельности исполнительной власти.

Административно-правовые отношения  представляют собой разновидность  правовых отношений, разнообразных  по своему характеру, юридическому содержанию по их участникам. Им свойственны все  основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм; регламентация правовой нормой поведения  сторон этого отношения; корреспонденция  взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемое нормой и т.п.

Административные правоотношения обеспечиваются силой государственного принуждения.

Основная цель работы –  учебная, получить теоретические знания по данной теме, усвоить виды, черты  административно-правовых отношений, их соотношение с другими правоотношениями, а так же основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.

Для выполнения поставленной цели, в работе поставлены задачи:

¾  Наиболее подробно изучить само понятие «административно-правовых отношений»;

¾  Виды и основные черты административно-правовых отношений;

¾  Их соотношение с другими правоотношениями.

¾  Основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.

 

1. Понятие административных  правоотношений и их виды

Любые общественные отношения  преобразуются под регулирующим воздействием соответствующих норм права, т.е. приобретают правовую форму  – становятся правовыми отношениями. Стороны таких отношений становятся носителями взаимных юридических обязанностей и прав, а их связи – правовыми. Это достигается тем, что именно правовая норма устанавливает обязанности и права, определяет ответственность за их неисполнение или нарушение прав одной из сторон. В этом смысле налицо следующий правовой механизм: правоотношение возникает непосредственно в процессе реализации предписаний, содержащихся в данной норме права.

Административные правоотношения являются разновидностью правовых отношение, в силу чего для них характерно все то общее, что свойственно  любому правовому отношению.

Административно-правовое отношение  представляет собой урегулированное  административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.[1]

Административно-правовые отношения  – это урегулированные нормами  административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере  деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения  являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми  свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности.

Особенности административных правоотношений:

1. обязанности и права  сторон этих отношений связаны  с деятельностью государственной  администрации;

2. в этих отношениях  одной из сторон выступает  субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная  организация, наделенные государственно-властными  полномочиями);

3. данные отношения чаще  всего возникают по инициативе  одной из сторон;

4. в случае нарушения  административно-правовой нормы  нарушитель несет ответственность  перед государством;

5. разрешение споров между  сторонами, как правило, осуществляется  в административном порядке (хотя  за последние годы все больше  и больше таких споров рассматривается  судами).

Существует значительное разнообразие административных правоотношений.

Классификация административно-правовых отношений может проводиться  по различным основаниям. Наиболее значимо при этом выяснение, прежде всего характера управленческих связей.

С этих позиций можно выделить:

1. Отношения, непосредственно  выражающие сущность исполнительной  власти. В рамках такого рода  отношений соответствующий субъект  исполнительной власти осуществляет  непосредственное управляющее (упорядочивающее)  воздействие на поведение управляемых  участников этих отношений. Естественно, что именно им принадлежит главенствующая роль в общей системе административно-правовых отношений. Это, прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, общественными объединениями, государственными и негосударственными предприятиями и учреждениями, на которых действующим правом возлагаются определенные административно-правовые обязанности.

2. Отношения, которые складываются  за рамками непосредственного  управляющего воздействия, но связаны с его осуществлением. Они имеют вспомогательное значение по отношению к первому – основному виду административно-правовых отношений, что, однако, не умаляет их значимости. Так, исполнительные органы часто вступают в отношения друг с другом по поводу согласования различных вопросов либо для подготовки совместных управленческих действий и т.п. Такого рода управленческие связи служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений (первый вид). В соответствии с известной формулой управления они выражают отношения типа «субъект – субъект» в отличие от первого вида отношений, которые полностью соответствуют управленческим связям типа «субъект – объект».

Фактически речь идет об основных и неосновных управленческих связях. Они получили в научной  и учебной литературе по административному  праву специфическое наименование, а именно: вертикальные и горизонтальные отношения. В основу такого их подразделения  положен юридический характер взаимодействия их участников.[2]

Административные правоотношения классифицируются по различным критериям.

1. По основаниям возникновения  административно-правовые отношения  выделяются, возникающие, изменяющиеся  прекращающиеся в процессе нормальной, правомерной деятельности уполномоченных субъектов, и деликтные правоотношения, являющиеся следствием главным образом дисциплинарных, административных правонарушений.

2. В зависимости от  назначения административно-правовых  норм различаются материальные  и процессуальные административные  правоотношения. Материальные –  это отношения, урегулированные  нормами материально-административного  права, а процессуальные –  отношения урегулированные процессуальными нормами административного права.

3. По структуре объекта  надо различать простые и сложные  административные правоотношения, имеющие в качестве своей общей  предпосылки организационные отношения.

Общим объектом административных правоотношений, как и любых правоотношений, являются поведение, деятельность физических лиц и их различных коллективных образований. В простых правоотношениях  он является единственным. В сложных  административных правоотношениях  объектом самого поведения (деятельности) могут быть объекты, частично сходные  с объектами гражданского права: а) имущество; б) работы и услуги; в) информация; г) результаты интеллектуальной деятельности; д) нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ).

4. По соотношению прав  и обязанностей сторон выделяются  вертикальные и горизонтальные  административные правоотношения. Вертикальными обычно признаются  административные правоотношения, основанные на властном подчинении  одной их стороны другой. Вертикальные  правоотношения являются правоотношения в которых субъекту, имеющему правомочия принимать решения в отношении другой стороны, последняя не подчинена ни в административном, ни в юридическом правоотношении, а принятое решение не является для нее обязательным.[3]

5. В зависимости от  целей деятельности административно-правовые  отношения могут быть регулятивными  и охранительными (деликтные). Первые регулируют права и обязанности органов государственного управления, граждан и организаций, а вторые – порядок осуществления полномочий конкретных органов.[4]

6. По составу участников  правоотношения могут быть внутриаппаратными и внеаппаратными. Во внутрипартийных административных правоотношениях обязательный субъект (носитель административной власти, звено аппарата) вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органами, служащими и др.). Во внеаппаратных административных правоотношениях обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями.[5]

В данном вопросе мы рассмотрели  понятие административных правоотношений и классификацию их видов по различным  критериям: 1) по основаниям возникновения; 2) в зависимости от назначения административно-правовых норм; 3) по структуре объекта; 4) по соотношению  прав и обязанностей сторон; 5) в зависимости  от целей деятельности; 6) по составу  участников. Соответственно: возникающие, изменяющиеся прекращающиеся; материальные и процессуальные; простые и сложные; вертикальные и горизонтальные; регулятивными  и охранительными; внутриаппаратными и внеаппаратными.

2. Основные черты административно-правовых  отношений. Их соотношение с  другими правоотношениями

На особенности административных правоотношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового  регулирования (императивность и односторонность  волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, то есть их юридической базы.

Особенности административно-правовых отношений и их реальное место  в системе правоотношений могут  быть выражены следующими положениями.

1. Широко распространено  мнение, что административно-правовые  отношения в отличие от иных (прежде всего — гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах "власть — подчинение". Для подобной их оценки имеются определенные основания, однако буквальное истолкование формулы "властеотношения" требует многих уточнений, разъяснений и дополнений.

В юридической теории и  практике сложилось устойчивое представление  о властеотношениях, в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Классическим примером отношений равенства сторон являются гражданско-правовые отношения.

2. Природа государственно-управленческой  деятельности диктует необходимость  выделения субъекта управления, то есть той стороны регулируемых  административным правом управленческих  отношений, в руках которой  концентрируется власть. В силу  этого всегда налицо определенный  приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля). Соответственно  его сознательно-волевые проявления (волеизъявления) направлены на упорядочение  поведения объекта управления. Практическое  выражение такой направленности  обычно характеризуется как "команда"; это — мостик к формуле "власть  — подчинение".

Управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле; в управленческих отношениях — налицо соподчииенностъ воль. Соответственно, с одной стороны — авторитет, господствующая воля субъекта управления, с другой — подчинение ей воли всех иных участников управленческих отношений. Таково соотношение сторон в регулируемых административным правом управленческих связях различного рода. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть является средством волевого регулирования управленческих процессов и поведения их участников. Тем самым индивидуальное поведение координируется и подчиняется общим интересам совместной деятельности. Достигается это властным волеизъявлением соответствующего субъекта управления, выраженным либо в административно-правовых нормах, либо в индивидуальных актах управления. Это и есть наиболее емкое выражение регулирования поведения управляемых через их волю, их волевое, а не организационное подчинение общим интересам, выражаемым субъектом управления. Таково по существу содержание руководства поведением людей, свойственное управлению.

3. Сфера государственного  управления — управляемая сфера.  В силу этого в административно-правовых  отношениях всегда находят свое  выражение все основные качества, присущие государственно-управленческой  деятельности, а также интересы, выражаемые в процессе практического  осуществления этого вида государственной  деятельности. Фактически все, что  специфично для исполнительной  власти и ее реализации, непременно  находит, хотя и в различных  вариациях, непосредственное проявление  в этих правоотношениях. Это  очевидно, так как речь идет  не об обеспечении должной  согласованности поведения людей  и их объединений в любой  общности людей (например, семья,  общественное движение и т.  п.), а о государственном характере  подобной согласованности. Поэтому  в административно-правовых отношениях  всегда в той или иной форме,  в том или ином объеме должен  найти свое выражение публично-правовой, то есть государственный интерес.  Административно-правовые отношения  прямо связаны с обеспечением  управленческих целей и интересов  государства.

Информация о работе Административно-правовые отношения