Характеристика управления системой образования городского округа Первоуральск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы: определить содержание и технологию реализации информационно – методического сопровождения в муниципальной системе образования.
В соответствии с выделенными противоречиями, целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов и определить возможности его реализации в муниципальной системе образования.
2. Разработать и концептуально обосновать содержание информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования.
3. Разработать систему организационно-ресурсного обеспечения информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (итог).docx

— 195.64 Кб (Скачать файл)

Однако поддержка, оказываемая методической службой, призвана активизировать, а не подменять самостоятельную работу образовательных учреждений. В связи с этим важно верно определять не только объекты поддержки, но и ее объем, содержание, формы и методы, чтобы не подавлять, а стимулировать активность самих образовательных учреждений.

Стремление руководителей получить как можно больше средств поддержки своего учреждения, разумеется, еще не означает, что все они будут обязательно эффективно использоваться. Именно поэтому методическая служба и органы управления образованием должны не только обоснованно распределять средства поддержки, но и контролировать рациональность их использования, оценивать получаемые с ее помощью результаты, корректировать перечень и содержание мер поддержки.

  1. Построение деятельности муниципальной методической службы по принципу тьюториального сопровождения.

Модерация и тьюторство входят в инфраструктуру информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов, как образовательные технологии, основанные на взаимодействии модератора, тьютора и педагога (педагогических коллективов). Они направлены на создание условий, способствующих возникновению и нормальному протеканию инновационных процессов в образовательных системах.

Тьютор помогает разрабатывать  индивидуальные образовательные программы, организует профессиональные пробы и практику, обеспечивает педагогам профессиональное позиционирование, осуществляет сопровождение проектной деятельности.

Позицию тьютора может занимать методист МАУО «Информационно-методический центр», руководитель методического  объединения, заместитель директора образовательного учреждения, педагог-новатор.

  1. Создание разноуровневой муниципальной методической службы

I уровень: регионально-муниципальный представляют:

  • ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»,  как основной партнер в сфере повышения квалификации педагогов;

  • МАУО «Информационно-методический центр», как организующее и координирующее звено в многоуровневой системе методической службы муниципалитета;
  • Педагогические профессиональные сообщества, творческие группы;
  • Проектные группы («Внедрение стандартов II поколения», «Сетевая дистанционная школа Свердловской области», «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни»,  «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Свердловской области», «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни»);
  • Региональные и областные педагогические конференции;
  • Конкурсы профессионального мастерства.

 

 

II уровень: муниципальный представляет:

  • Предметные методические объединения;
  • Проблемно-методологические семинары;
  • Методические практикумы;
  • Педагогические профессиональные сообщества (проблемные группы);
  • Экспериментальные и инновационные площадки, творческие лаборатории;
  • Мастерские победителей ПНПО, «Учитель года», «Урок года» и других профессиональных конкурсов.

 

III уровень: образовательных учреждений:

  • Педагогические коллективы образовательных учреждений;
  • Работа над единой методической темой;
  • Временные творческие группы;
  • Индивидуальные образовательные маршруты педагогов;
  • Портфолио педагога (методический кейс педагога).

 

  1. Использование технологии педагогического проектирования. Деятельность Информационно-методического центра, методистов ориентирована на исполнение исследовательских, проектировочных функций.

Современные подходы к деятельности муниципальных методических служб проявляются в актуализации продуктивного использования методов, форм и содержания методической работы, активном участии в инновационной деятельности и творческих проектах, способности разрабатывать и внедрять новые образовательные программы и педагогические технологии.

Системное обучение методике научного исследования должно ориентировать методиста не на ретрансляционные, а исследовательские, проектировочные функции. Методист, владеющий средствами технологии проектирования, как своей собственной методической деятельности, так и образовательного процесса, сможет выявлять тенденции развития образования и соответствующие актуальные образовательные потребности педагогических кадров, прогнозировать их динамику в системе муниципального образования. Развитие проектировочных способностей методиста будет обеспечивать его эффективное участие в разработке региональных и муниципальных программ развития образования, инновационных проектов, перспективных моделей обучения.

  1. Реализация новых подходов к повышению квалификации педагогических кадров:
  • переход на модульно-накопительную модель повышения квалификации;
  • усиление субъектной позиции педагога в повышении квалификации:
  • разработка и реализация педагогами индивидуальных образовательных маршрутов на основе самодиагностики и самоанализа;
  • использование рефлексивно-проектной и исследовательской технологии в повышении квалификации;
  • введение портфолио как средства мониторинга достижений педагога;
  • ориентация на конкретный образовательный продукт, разрабатываемый в процессе повышения квалификации и успешно реализуемый в практической деятельности:
  • оказание помощи в выборе и формулировании учебного задания на курсы или для участия в работе профессиональных методических объединений,
  • консалтинго-тьюторское сопровождение внедрения образовательного продукта в педагогическую практику;
  • компетентностная основа повышения квалификации:
  • диагностика уровня развития профессиональной компетентности педагогов как отправная точка выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов,
  • практико-ориентированная направленность всех видов методической работы.
  1. Повышение квалификации педагогов сельской школы на основе применения информационно-коммуникационных технологий.

Такой подход позволит сформировать их информационную культуру и повысить уровень использования средств информатизации и коммуникации в образовательном процессе при соблюдении ряда условий:

  • соответствие уровня содержания подготовки современным тенденциям развития информационно-коммуникационных технологий;
  • создание положительной мотивации и готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий педагогами сельской школы в своей профессиональной деятельности;
  • наличие информационно-образовательных ресурсов по различным образовательным областям, в том числе сетевых, адекватных современным требованиям;
  • развитие информационно-образовательной среды региона через создание в сельских муниципальных образованиях сети методических центров как основы распределенной системы повышения квалификации;
  • обеспечение доступа к распределенному информационно-образовательному ресурсу педагогам сельской школы посредством региональной телекоммуникационной инфраструктуры;
  • обеспечение тьюторского сопровождения деятельности педагогов сельской школы в области применения информационно-коммуникационных технологий.

Модель повышения квалификации педагогов сельской школы на основе применения информационно-коммуникационных технологий обеспечивает:

  • непрерывную опережающую подготовку педагогов сельской школы в области информационно-коммуникационных технологий на основе модульного принципа обучения;
  • доступность к распределенному информационно-образовательному ресурсу любого уровня в соответствии с профессиональными запросами педагогов сельской школы;
  • формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса как компонента общей культуры человека;
  • предоставление права выбора каждому участнику образовательного процесса своей образовательной траектории на основе модульных программ;
  • дистанционную поддержку сельских педагогов по актуальным вопросам образования, с поэтапным переходом на дистанционное обучение;
  • использование виртуальных форм работы с педагогами: дистанционное консультирование, виртуальные семинары, дистанционные курсы;
  • приближение обучения к месту профессиональной деятельности и проживания.

 

  1. Создание банков педагогической информации: банк инновационных образовательных программ повышения квалификации, банк инновационных образовательных продуктов-проектов, разработанных слушателями в ходе курсовых мероприятий, банк инновационных программ развития образовательных учреждений.

 

  1. Формирование экспертного сообщества района, проведение методического аудита образовательных учреждений и экспертизы образовательных программ образовательных учреждений, программ развития, программ воспитательной работы, учебных программ, элективных курсов, методических рекомендаций и пособий, педагогических проектов, исследовательских работ.

 

  1. Организация методического консалтинга. МАУО «Информационно-методический центр» как консультационный пункт, где каждый руководитель, педагог получают необходимую информацию для решения возникших затруднений.

Консалтинговая поддержка, как новая форма в работе методической службы, направлена на оказание научно-методической помощи педагогам образовательных учреждений в освоении новых образовательных технологий. Основным методом данной поддержки является интенсивная и целенаправленная коммуникация в сети Интернет, в том числе через электронную почту.

 

    1. Управление методической службой

Новая развивающаяся сетевая структура методической работы на муниципальном уровне требует реорганизации системы ее управления.

Наиболее перспективным для формирования адаптивной системы управления методической работой, включающей ориентацию  на приоритетные цели, обновленное содержание деятельности, является матричная структура, так как при ней происходит наложение специально созданных временных целевых структур на постоянную структуру методической службы.

         Эффективным элементом такой структуры является формирование временных проектных команд для решения конкретных задач.                                        

         Эти команды создаются методистами  – руководителями проектов,  которые  привлекают к работе специалистов  различных подразделений и уровней.

        Такое  взаимодействие руководителей проектов  с разными уровнями и функциональными  структурами порождает новые  сети горизонтальных коммуникаций:

  • создание проектных, проблемных и творческих групп;

  • экспертных комиссий при подготовке к итоговой аттестации выпускников;

  • оргкомитетов при проведении районных конкурсов профессионального мастерства, научно-практических конференций школьников и др. мероприятий.

Организующим и координирующим звеном в многоуровневой системе методической службы муниципалитета является МАУО «Информационно-методический центр», и целью деятельности Центра является создание многоуровневого единого методического пространства как открытой развивающейся образовательной системы, где обеспечивается:

  • непрерывное развитие профессионализма педагога, содействующее повышению качества образования;
  • функционирование и развитие образовательных учреждений, их позиционирование на региональном и муниципальном уровнях;
  • оптимальное обеспечение научно-методического сопровождения процессов развития системы образования района, координация инновационной деятельности.

При небольшом штате Информационно-методического центра такая структура позволяет легко перемещать сотрудников при переходе из одного проекта к другому, эффективнее использовать имеющиеся кадровые и материальные ресурсы.

Информация о работе Характеристика управления системой образования городского округа Первоуральск