Характеристика системы Российского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.
К образовательным учреждениям относятся:
- дошкольные;
- общеобразовательные;
-учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 482.72 Кб (Скачать файл)

 

 

1. Характеристика  системы Российского образования.

Основные правила взаимодействия установлены следующими документами:

 Конституцией Российской Федерации;

 Законом Российской Федерации "Об образовании\ [117];

 Гражданским кодексом Российской  Федерации;

 другими законодательными и  нормативными актами.

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

К образовательным учреждениям относятся:

- дошкольные;

- общеобразовательные;

-учреждения для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей;

- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и  т.п.);

- учреждения дополнительного  образования;

-другие учреждения, предоставляющие  образовательные услуги.

Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые виды образовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.).

Главные задачи общеобразовательных учебных учреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.

2. Оценка существующего  состояния системы образования  Российской Федерации, международные  сравнения.

Сравнительные исследования, как правило, включают две фазы: Первая фаза - выявление тенденций развития образования в мире на основе анализа состояния образования в странах-участницах; анализа программ и учебников, научно-методической литературы. Вторая фаза - сравнительная оценка уровня общеобразовательной подготовки школьников в странах-участницах и выявление факторов, влияющих на результаты обучения. Тестирование проводится на представительных выборках учащихся стран. Международный инструментарий, разработанный специалистами стран-участниц, экспериментально проверяется и адаптируется к условиям каждой страны.

Организация и проведение названных исследований в России осуществляются при участии министерств образования республик, управлений или департаментов образования отобранных регионов страны, педагогических институтов, институтов повышения квалификации работников образования и других учреждений. В настоящее время в систему мониторинга качества образования вовлечены 64 субъекта Российской Федерации.

Заключение

Краткий обзор состояния российского образования показывает проблемы, которые необходимо решить в процессе модернизации средней школы в ближайшие годы. Однако при их решении необходимо помнить, что внешние обстоятельства оказывают на школу большее влияние, чем сама школа (Садлер). Этот вывод также получен в рамках международных исследований. Ни в одном международном исследовании не выделено ни одного фактора, связанного с содержанием образования или методикой обучения, который бы оказывал одинаковое влияние на результаты обучения во всех странах. Наоборот, итоги анализа убедительно свидетельствуют о том, что социально-экономические условия и культурные традиции стран могут оказывать более сильное влияние на результаты обучения, чем целенаправленная деятельность школы. Система образования в каждой стране является уникальной по характеру взаимодействия различных факторов. Этот факт нельзя не учитывать при реформировании образования и определении направлений модернизации. Это означает, что реформа будет эффективной, только при комплексном, системном ее проведении, и только при условии, если российское государство и общество осознают необходимость школьной реформы и объединяться в ее проведении.

Преимущества российского математического и естественнонаучного школьного образования были продемонстрированы в 1995 г. в результатах выпускников средней школы, изучавших углубленные курсы математики и физики. Они вошли в лучшую тройку стран мира, показав результаты, значительно превышающие средние международные для всех участвовавших в исследовании стран. Не было обнаружено существенных недостатков по сравнению с другими странами в подготовке выпускников российских школ, изучавших углубленные курсы математики и физики. Результаты были достаточно высокие, однако, анализ своих же собственных результатов выявил некоторые особенности в подготовке российских выпускников. Например, по физике, наши выпускники лучше решали физические задачи на вычисление и хуже выполняли качественные задачи на объяснения физических явлений.

По рейтингу результатов Россия по математике заняла 2 место, по физике 3 место из 16 стран, не имея значимых различий с лидирующими странами. Одновременно Россия также не имела значимых различий еще с 6 странами по математике и 4 странами по физике, что объясняется тем, что результаты российских школьников имеют большой разброс в результатах учащихся в сравнении с другими странами, свидетельствующий о неравномерности подготовки наших учащихся в различных школах страны.

Обращает на себя внимание тот факт, что в России в классах с углубленным изучением математики и физики обучается значительно меньшее число учащихся, чем в других странах: во Франции -20%, в Швейцарии - 14%, а в России - 2%. Для участвовавших в исследовании стран средний процент выпускников, изучавших углубленные курсы математики, составил 19%, а изучавших углубленный курс физики - 14%.

Следует также отметить, что средний возраст наших выпускников средней школы составляет 16,9 лет, что на 1-3 года меньше, чем в других странах.

2. Оценка уровня математической  и естественнонаучной грамотности  выпускников средней школы России  показала, что этот уровень значительно  ниже средних международных результатов. Оценивались знания основных  математических и естественнонаучных  понятий и их применение в  контексте повседневной жизни, а  также умения анализировать предложенные  ситуации, устанавливать причинно-следственные  связи, применять свои знания  в различных социальных контекстах. Во всех странах тест выполняли  выпускники средней школы, независимо  от того, изучали ли они математику  или естественнонаучные предметы  в старшей школе. Во многих  странах данный тест выполняли  также выпускники средних профессиональных  и технических школ, в России  данная часть выпускников не  была включена.

Результаты российских школ очень сильно зависят от местоположения школы, расположена ли она в городской или сельской местности. Это означает, что российские школы дают разный уровень и качество образования, т.е. предоставляют своим учащимся различные образовательные возможности. Сравнение средних результатов по странам отражает только общие тенденции и дает нам информацию о результатах "типичного восьмиклассника". Представляется очень важным сравнить уровень подготовки лучших учащихся страны.

Образование, как отражение социокультурной ситуации в России

Кризис образования является одной из глобальных проблем современности, разрешение которой имеет первостепенное значение для благополучия каждой страны. В России кризис этой сферы принял экстремальный характер в связи с небывалым обвальным сокращением бюджетного финансирования.

 

3. Место  образования в системе приоритетов  государственной политики.

Все сферы и отрасли государства и общества могут успешно функционировать и развиваться при условии обеспечения должного образовательного уровня населения. Образование не только совершенствует способности человека к общественно-полезному труду, но и формирует его духовный мир. В системе образования действуют различные виды образовательных учреждений: общеобразовательные (школы (начальные основные, средние), лицеи, гимназии), начального профессионального образования (профучилища, профлицеи, учебные комбинаты, учебные пункты, учебно-производственные центры, технические школы и др.), среднего специального образования (техникумы (училища школы), колледжи, техникумы предприятия), высшего профессионального образования (университеты, академии, институты).

Обучение в любом образовательном учреждении осуществляется на основе единого образовательного стандарта (необходимый минимум знаний), который разрабатывается и утверждается Министерством образования РФ, осуществляющего общее руководство системой образования и подготовки кадров, на межведомственной основе. В деятельности Министерства используются различные административно-правовые формы реализации государственной политики в области образования: разработка государственных образовательных стандартов, лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений и др. В системе образования управление осуществляется также министерствами и ведомствами в отношении учебных заведений, находящихся в их подчинении (Минобороны, Минздрав, Минтруда и др.).

Таким образом, управление образованием является одним из приоритетных направлений государственной политики. Природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития общества, осуществление которого невозможно без образования.

Государственная образовательная политика - в узком смысле, это система мер, направленных на реализацию приоритетов российского государства в сфере образования. В более широком плане включает идеалы, ценности, цели, задачи, принципы, механизмы реализации. Государственная образовательная политика определяет стратегию развития образования.

4. Финансово-экономические  модели образования.

Исследование проблемы роли и участия государства в формировании экономических основ функционирования образования показывает, выборе моделей его финансового обеспечения показывает, что в последние двадцать лет в развитых странах произошли изменения в области общественного устройства в пользу среднего класса. Под влиянием этих изменений в семидесятые годы начались дискуссии по поводу отношений между государственными и различными формами негосударственного финансирования образования для реализации права на получение различных его видов и уровней. При этом сама основная цель образования - образованный человек как символ общества и выразитель его общественно-социальных стандартов, не пересматривалась. В настоящее время эволюционно сложились и существуют разные позиции и точки зрения по поводу финансирования образования.

Сразу отметим, что в основном дискуссия касается выбора финансово-экономических моделей профессионального образования, поскольку общее среднее образование является в развитых странах для всех бесплатным, что обусловливает преимущественно патерналистский характер государственной политики на этом уровне образования.

В профессиональном образовании финансирование является совместным и в нем участвуют не только государство, но и частные организации, семьи, сами обучаемые, спонсоры и благотворительные организации. Здесь уже имеет место субсидиарный подход.

При всем многообразии направлений финансовых потоков в образование в развитых странах Запада на сегодняшний день сложились три основные финансово-экономические модели образования, хотя они редко встречаются в чистом виде.

1. Финансово-экономическая  модель образования, ориентированная  на свободный рынок. В этой  финансово-экономической модели  предпочтение отдают ограничению  расходов на образование со  стороны государства, ориентируют  на минимизацию его финансовых  обязательств перед высшим образованием. Так, например, М. Фридман считает, «что  количество денег, истраченных на  образование, увеличивается стремительными  темпами, быстрее, чем национальный  доход. Государство не в состоянии  нести эти все увеличивающиеся  расходы; их надо переложить на  родителей...» [141, с. 44]. Поэтому в соответствии  с этой моделью бесплатным  для всех должно быть только  общее среднее образование. Эта  модель побуждает государственные  учебные заведения становится  субъектами рынка, при этом предполагается  рост прибыли учебного заведения  и приведение «рвения к образованию»  в соответствие с финансовыми  издержками на образование со  стороны государства и отдельных  лиц согласно спросу рынка  труда.

Сторонники такой модели строят аргументацию в ее поддержку на выгодах, получаемых от образования, опираясь при этом на теорию «человеческого капитала» и «эффект безбилетного пассажира». Согласно теории «человеческого капитала», капиталом, создаваемым в высшей школе, пользуются люди, получившие диплом о высшем образовании; приобретенные за время обучения культурные и профессиональные навыки отличают их от людей малоквалифицированных или вообще не имеющих квалификации и впоследствии обеспечивают им более высокие доходы по сравнению с доходами тех, кто не имеет высокой профессиональной квалификации. В то же время круг пользователей выгод от высшего образования ограничен, так как не все желающие его получить на бесплатной основе имеют такую возможность. Но поскольку финансовое обеспечение высшей школы осуществляется за счет средств всего общества -налогоплательщиков, а доступ к высшему образованию и выгоды от него ограниченны, наиболее бедные и не имеющие соответствующего образования платят пропорционально больше налогов, чем богатые, но пользуются благами, создаваемыми за счет этих налогов в наименьшей степени, несправедливо возлагать на общество основные расходы по финансированию этого уровня образования. Поэтому для исключения возможности извлечения пользы и выгоды из высокого положительного внешнего эффекта от получения высшего образования не следует допускать в эту сферу «безбилетных пассажиров». Опираясь на изложенную позицию, сторонники рассматриваемой модели обосновывают необходимость ограничения государственных расходов и расширения привлечения собственных финансовых средств обучающихся в высшую школу.

Информация о работе Характеристика системы Российского образования