Характеристика управления системой образования городского округа Первоуральск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы: определить содержание и технологию реализации информационно – методического сопровождения в муниципальной системе образования.
В соответствии с выделенными противоречиями, целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов и определить возможности его реализации в муниципальной системе образования.
2. Разработать и концептуально обосновать содержание информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования.
3. Разработать систему организационно-ресурсного обеспечения информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (итог).docx

— 195.64 Кб (Скачать файл)

Сетевая организация методической работы определяется как среда, в которой любое образовательное учреждение или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным учреждением или педагогом по вопросам совместной работы, обмена идеями, созданию нового интеллектуального продукта, выстраивая новые сетевые взаимодействия как внутри сети, так и за ее пределами.

Сетевое взаимодействие - система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования.

Основные признаки сетевой организации методической работы на муниципальном уровне:

  • общая цель совместной деятельности;

  • совместное принятие решений, планирование;

  • взаимная ответственность и доверие;

  • общая экспертиза, система вознаграждений и стимулирования.

Тенденции совершенствования методической работы, способствующие формированию сетевой организации, касаются отбора содержания, организации, методов и стиля взаимодействия с педагогами:

  • от запоминания и воспроизведения к личностно-ориентированному взаимодействию;

  • использование проектирования, программирования, исследований, дискуссионных способов организации деятельности и сохранение традиционных форм методической работы;

  • формирование механизма взаимодействия между различными методическими структурами.

Муниципальным методическим центрам, входящим в сетевое методическое пространство, отводится координирующая роль в создании единого понятийного поля, общности теоретического и методического характера, системы развития участников сетевой организации методической работы.

Проектная деятельность по созданию эффективной методической службы включает проектирование методической работы, совершенствование профессиональной компетентности педагога-методиста, внедрение новых форм методической работы.

 

    1.  Цели, задачи и принципы построения обновленной модели муниципальной методической службы

Муниципальная методическая служба Мошковского района  находится в состоянии становления и преобразования. Ее преобразование осуществляется в контексте концепции обновления системы повышения квалификации, с учетом позитивных изменений в развитии методической службы России.

Приоритетными направлениями в работе муниципального бюджетного учреждения образования «Информационно-методический центр» являются информационная и инновационная области; научно-методическое обеспечение содержания образования; создание условий для повышения квалификации и аттестации педагогических работников; оперативное реагирование на запросы и потребности учителей сельских школ; методическое обеспечение деятельности образовательных учреждений в условиях сельского района, совершенствование модели методической службы; внедрение в образовательный процесс дистанционных форм обучения.

При разработке Концепции методической службы использованы документы: 

  • Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;
  • Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2021 года;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации  04 февраля 2010 г. Пр-271;
  • План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1507-р;
  • Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 03-51-46 ин/42-03.

 

Цель деятельности муниципальной методической службы – содействие развитию инновационного потенциала муниципальной системы образования, создание эффективных механизмов и условий для развития профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров на основе создания системы квалифицированного информационно-методического, учебно-методического, организационно-проектного сопровождения и поддержки образовательных учреждений в осуществлении государственной политики в области образования.

 

Задачи методической службы:

  1. Ориентация управленческих и педагогических кадров на принятие новых смыслов деятельности в современных условиях, изменение стиля традиционного педагогического мышления (переход в позицию тьютора, развитие мобильности педагогов образовательных учреждений и муниципальной системы образования);
  2. Оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательных учреждений в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, в подготовке работников образования к аттестации;
  3. Внедрение сетевой организации методической работы за счет целенаправленного привлечения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных ресурсов;
  4. Создание единого информационно-образовательного и методического пространства района;
  5. Обобщение и распространение в муниципальной системе образования передового педагогического и управленческого опыта;
  6. Расширение спектра оказываемых образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования;
  7. Расширение спектра консалтинговых услуг в методической работе;
  8. Формирование субъектной позиции педагогов в повышении квалификации;
  9. Подготовка к реализации образовательного стандарта второго поколения, освоение технологии компетентностного подхода и современных образовательных технологий.

 

Стратегическая задача – развитие мобильности субъектов образовательного пространства муниципалитета:

  • у работников отрасли «Образование» - в способности к усиленной адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, к освоению инноваций в образовании, полноценной профессиональной и личностной самоорганизации, самообразовании, самосовершенствовании;
  • у образовательных учреждений – в готовности к освоению педагогических инноваций, разработке и реализации собственных продуктивных идей, ведению опытно-экспериментальной деятельности, построению стратегий своего развития;
  • у муниципальной системы образования – в гибкости, восприимчивости к новизне на уровне региона и федерации, чувствительности к потребностям и возможностям образовательных учреждений.

 

    1. Принципы деятельности обновленной системы методической работы

Создание многоуровневой методической службы района на принципе системности, включающем не только организационный аспект системы и взаимодействия ее отдельных компонентов, но и соблюдение соответствия целей, содержания, средств, методов и форм профессионального развития педагогов, адекватных их образовательным потребностям и запросам развивающейся образовательной системы;

  • Принцип сетевого взаимодействия, где элементы сети представляют собой не унифицированные методические учреждения, а ресурсы образовательных учреждений и их активное использование, позволяющее разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования;
  • Принцип личностно-ориентированного подхода, учитывающего запросы, потребности, а также индивидуальный уровень профессионализма каждого педагога;
  • Принцип диверсификации, предполагающий многообразие, вариативность услуг, форм, содержания развития профессиональной компетентности;
  • Принцип открытости и доступности, предполагающий добровольность участия и свободу выбора индивидуальной образовательной программы педагога.

Методологическую основу построения инновационной модели муниципальной методической службы определяют:

  • Нормативно-правовые документы развития образования России на период до 2020 года;
  • Концептуальные основы непрерывности педагогического образования, творческого характера педагогической деятельности;
  • Идеи развития муниципальной методической службы в контексте модернизации российского образования;
  • Реализация компетентностного подхода в инновационном развитии образования.

 

 

Основные идеи, лежащие в основе обновленной модели муниципальной методической службы:

  1. Понимание муниципальной методической службы как системы взаимодействия связанных друг с другом подструктур обеспечения и сопровождения образовательного процесса, инновационной, проектировочной, опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности образовательных учреждений и педагогов, которая должна обеспечить развитие муниципальной системы образования и повышение результативности ее деятельности.

Методическое сопровождение оказывается различными видами ресурсов (информацией, методическими рекомендациями, образовательными, консалтинговыми, тьюторскими услугами). Результатами такого сопровождения является в конечном итоге повышение эффективности деятельности образовательной системы в целом.

  1. Организация методической службы на условиях сетевого взаимодействия.

Для эффективного функционирования новой модели муниципальной методической службы на основе сетевого взаимодействия необходимы следующие элементы:

  • информационно-коммуникационная среда;
  • инфраструктура;
  • формы взаимодействия (сетевое взаимодействие, тьюторский, консалтинговый, маркетинговый, информационный сервис);
  • механизмы управления.

Расширению информационно-коммуникационной среды будут способствовать: электронные рассылки, использование дистанционных технологий в повышении профессиональной компетентности педагогов, создание информационных и образовательных ресурсов.

Развитие инфраструктуры связано с совместным использованием ресурсов, обеспечивающих качество предлагаемых сервисных услуг в сфере образования через МАОУ «Информационно-методический центр», базовые школы, экспериментальные и инновационные площадки на базе образовательных учреждений.

  1. Научно-методическая поддержка инновационной деятельности.

Идеи, лежащие в основе новой модели муниципальной методической службы, принципа методического сопровождения, кардинально меняют деятельность школ, позволяют сформировать единую информационно-образовательную среду и создают условия для перехода к новому качеству образования на основе информационных технологий.

Научно-методическая поддержка осуществляется через исследовательскую, экспертную деятельность, обеспечение образовательных учреждений методическими рекомендациями, пособиями, разработками, обобщением опыта их деятельности, оказанием помощи в публикации материалов, а также руководство деятельностью экспериментальных (инновационных) площадок на базе образовательных учреждений.

Используемые методической службой формы целевой поддержки образовательных учреждений создают в системе образования своеобразную мотивационную среду, побуждающую учреждения к активизации инновационной деятельности. Методической службе и органам управления образованием, нужно рассматривать целевую поддержку образовательных учреждении как стимул для повышения результативности их работы. Такая поддержка должна быть необходимой и полезной для самого учреждения, учреждение должно быть заинтересовано и готово приложить все усилия для ее получения.

Информация о работе Характеристика управления системой образования городского округа Первоуральск