Православные праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:35, реферат

Краткое описание

Праздник являлся особым днем, который предполагал полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, т.е. выполнять всю повседневную работу. В праздник было обязательно нарядно одеваться, а для разговора выбирать темы только приятные, радостные, быть веселым, приветливым, гостеприимным. Главной характерной чертой праздника являлось многолюдье.

Содержание

Славянские языческие и православные праздники 2
1. Зима 3
1.1. Коляда 4
1.2. Новый год 6
1.3. Сочельник 9
1.4. Рождество
1.5. Рождество пресвятой Богородицы 13
1.6. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. 15
1.7. Святки 18
1.8. Крещение 21
2. Весна 23
2.1. Масленица 23
2.2. Пасха 27
3. Лето 30
3.1. Троица 30
3.2. Русальная неделя 34
3.3. Иван Купала 36
3.4. Петров День 40
3.5. Спас 43
3.6. Медовый спас 43
3.7. Яблочный и ореховый спас 46
4. Осень 47
4.1. Покров 47
Использованная литература 50
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 536.41 Кб (Скачать файл)

 «На Второй Спас  и нищий яблочко съест», — говорили  в народе. И правда, в Преображение  обязательно соблюдался обычай  оделять неимущих яблоками. А до этого срока и зажиточные крестьяне яблок не ели. Это было связано с существовавшим поверьем, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, Божья Матерь раздает спелые фрукты, а тем, родители которых не удержались, попробовали раньше, не дает. Поэтому съесть яблочко до 19 августа считалось великим грехом.

 Яблоко было и остается  основным, самым доступным и поэтому  самым ценным фруктом средней  полосы. К тому же они дают  все, что нужно организму. Особенно  ценными сортами яблок являются  антоновка и ранет Симиренко,  в которых все питательные  вещества сохраняются в течение  нескольких месяцев после того, как их сняли с дерева. Было  установлено, что сок антоновки  уничтожает микробы, вызывающие  дизентерию. Яблоки нормализуют  количество холестерина в печени. Ученые подсчитали, что для этого  достаточно съедать в день  всего 2-3 яблока. Такая поистине  чудодейственная сила яблок объясняется  не только высоким содержанием  в них пектинов (соединений, входящих  в состав клеточных оболочек  растений), но и тем, что в  яблоках они сочетаются с другими  веществами, также способными снижать  уровень холестерина, — аскорбиновой кислотой, фруктозой, магнием.

 

4. Осень. 

 

4.1. Покров.

С праздником Покрова в  народе связывались такие приметы: Покров — первое зазимье; на Покров до обеда осень, а после — зимушка-зима.

 Полное название этого  дня — Покров Пресвятой Владычицы  нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Православная Церковь отмечает его 14 октября по новому стилю. Этому торжеству, по преданию, предшествовало следующее событие. Когда в 910 г. Византийской империи угрожали турки, то во Влахернской церкви Пресвятой Богородицы в Константинополе собрался народ для совместной молитвы об избавлении родины от неприятеля. И в этот храм, где хранилась риза Богоматери с омофором, иначе говоря, большим головным покрывалом, пришел блаженный Андрей. И в четвертом часу ночи блаженный увидел своими глазами Богородицу в сопровождении Предтечи и Иоанна Богослова, которые поддерживали ее. Присутствовали в видении и многочисленные святые, сопровождавшие это шествие песнопениями. Все они начали молиться, после чего «она сняла с себя великое... покрывало, которое носила на пречистой главе своей, и, держа его с великою торжественностью своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом». И враг был побежден.

 Праздник Покрова Пресвятой  Богородицы с особенной торжественностью  отмечается только на Руси. Он  был установлен здесь еще в домонгольский период.

Покров — последний  и как бы венчающий череду праздников, посвященных Пресвятой Деве Марии. Этот день является своеобразной границей между осенью и зимой.  

К празднику Покрова русские  крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось «зазимье». Скот уже не выгоняли на пастбища, а  держали в хлевах и переводили на зимний корм.

 Во многих местах  на Покров начинались заморозки,  выпадал первый снег. А поскольку  Покров Пресвятой Богородицы  очень напоминает свадебное покрывало,  то праздник этот считался  покровителем браков, и потому  с Покрова обычно начинали  играть свадьбы. Существовали  соответствующие поверья и приметы:  так, если в этот день на  землю ляжет снег, это предвещало  много свадеб и снежную зиму. Девушки приговаривали: «Батюшка  Покров, покрой землю снежком,  а меня женишком».

 Если во время венчания  на Покров шел снег, это считалось  очень хорошей приметой, предвещавшей  счастье молодым. В некоторых  районах в этот день девушки  ткали полотно (покров), стараясь  закончить работу к концу дня.  Тканые покровы несли к иконе  Покрова Пресвятой Богоматери  и приговаривали: «Матушка Богородица! Покрой меня поскорее, попели женишка поумнее!»

 Рачительные хозяева  в это время начинали утеплять  дом на зиму. Для этого «загоняли  тепло» — приваливали завалинки,  конопатили пазы мхом или паклей, промазывали рамы.

 При этом говорили: «Захвати тепла до Покрова», «Чини  шубу до Покрова— не то не будет тепла».

 Хозяйки, затапливая  печь в горнице, приговаривали  особые слова: «Батюшка-Покров, натопи  хату без дров». 

 К этому празднику  все в избе мыли, чистили, убирали, наводя порядок.

 Готовясь к зиме, на  Покров день люди не только  утепляли свое жилье, но и  сжигали старую одежду и летние  соломенные тюфяки, чтобы уберечь  себя от сглаза. Детей в этот  день принято было обливать  на дороге водой через решето, чтобы закалить и предотвратить  зимние простуды.

 В этот же день  начинались покровские ярмарки,  торги. 

 К празднику Покрова  заканчивалось на селе для  девушек и парней время хороводов и начинались посиделки, когда длинными осенними и зимними вечерами девушки занимались прядением, вышиванием, вязанием под пение народных песен, колядок и кантов.

Праздничный стол Покрова.

На Покров готовили угощение из плодов нового урожая, варили мед, брагу. Все это являлось хорошим дополнением  к скоромным блюдам, которые традиционно  подавались на праздничный стол. Стол на Покров был богатый, но если праздник выпадал на среду или пятницу, то постный.

 В этот день —  в первый праздник холода —  пекли блинцы (тонкие блины), «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало. Считается, что если на Покров истопить печь яблоней, то в доме всю зиму будет тепло.

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Настольная книга православного  человека. Советы священника/ Отец  Вадим. - 2007. - 512с.: ил.

2. Косидовский 3. Библейские сказания. - М., 1968.

3. Протоиерей Серафим  Слободской. Закон Божий для семьи  и школы.2-е издание. 1967 г.

4. http://www.tvoyhram.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

  1. Славянский календарь.

Опираясь на Русские Веды. А.Асов.

25 Декабря. Коляда. Зимнее солнцестояние.  Согласно астрономическим данным, наступает 21(22) декабря. ( Клубок четырнадцатый. ) По римскому календарю, известному и в Древней Руси, от Коляды - Календ брал начало Новый год. Далее - святки.

Замещен Рождеством Христовым.  Содержание: свадьба Дажьбога и Марены. Святочные игры. Крещенские морозы.

31 декабря и далее - "неделя  праотцов".

6 января.  День Кащея и Велеса. Радогощ (?). ( Клубок пятнадцатый. )

Замещен крещенским сочельником. Воспоминание о том, как Кащей украл Марену.

Далее - пост. Воспоминания о том, как  Дажьбог шел в кащеево царство и о Великом Переселении народов ( клубок шестнадцатый ).

24 февраля. День Велеса. Замещен  днем "Власия - сшиби рог с зимы".

29 февраля. День Кащея.  ( клубок двенадцатый, пятнадцатый и шестнадцатый. )

Замещен днем святого Касьяна.

1 марта - день Марены. ( Клубок  четырнадцатый, пятнадцатый, шестнадцатый. )

Замещен днем святой Мариамны праведной. В народном календаре она была названа Маремьяной-Кикиморой "одноглазой", равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре-Кикиморе. Сохранилась присловье, вспоминаемое в этот  день: "Вздел Ярило зиму ( т.е  Марену! ) на вилы".

14 Марта. Новый год. Овсень малый (?). Первая встреча весны. Ранее, до реформы 1918 года, справлялся 1 марта. ( Клубок первый ). Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празднований Нового года, но в Велесовой книге есть следы и празднования римского Нового года - "Календ" в январе ( "и первый святой - Коляда", см. ниже ). Впрочем, в перечислении месяцев в дощечке II, 11б первым назван белояр - либо март, либо - скорее, апрель ( иначе - произойдет недопустимое смешение месяцев, например: купала - июль-июнь придется на май, и т.п. ).

7 апреля. День Масленицы-Марены. Красная  гора (?). Весеннее равноденствие. ( Клубок  шестнадцатый. ) Согласно астрономическим данным весеннее равноденствие: день равен ночи, наступает 20(21) марта, но срок был смещен из-за несовершенства календарных систем.

Этот праздник сдвинут Пасхой и  замещен праздником Благовещания. Содержание: сожжение Масленицы-Марены, золотые яйца ( пасхальные ), отпускают птиц на волю. Разливы рек напоминают о Великом Потопе ( об этом дне вспоминают и в день Марьи-зажги снега - 2 апреля ). После - пост.

6 мая. День Дажьбога, или - Овсень большой(?). Встреча весны. ( Клубок семнадцатый. ) Дата может быть перенесена на воскресенье, либо - пятницу ( для почитающих Макошь ).

Этот праздник наложился на "Юрьев день". Содержание: свадьба Дажьбога и Живы. Радость по поводу прихода весны, возрождения мира после Потопа. Почитание Дажьбога - прародителя русских людей, встреча Живы, почитание Лады, сочетающей браком Дажьбога и Живу. Вспоминают победу Дажьбога над Велесом.

Дажьбог на порог Весну приволок. Пришел Дажьбог - Весне не уйти. Дажьбог весну начинает - Перун лето кончает.

22 мая. Ярилин день, семик. ( Двенадцатый клубок ).  Замещен праздником Николы весеннего, или Миколы вешнего, травного,  теплого. Воспоминание о встрече Ярилы и Кащея.

Пришел бы Ярило, а тепло будет. До Ярилы крепись, хоть разопнись, с Ярилы живи не тужи. Средний посев ярового - с Ярилы.

1-7 июля - русальная неделя.

7 июля. Купала. Летнее солнцестояние.  Согласно астрономическим данным  летнее солнцестояние наступает  20(21) июня. ( Клубок четвертый, пятый,  шестой и десятый. )

Этот праздник замещен праздником Иоанна Крестителя. Содержание: празднование победы Перуна над Скипером. Купание - воспоминание о купании Живы, Марены и Лели. Также вспоминают в этот день ( и всю "русальную" неделю до Купалы ) купание Перуна в Днепре, встречу Перуна и Роси - рождение Дажьбога. Предполагают, что Купала ( древнее - Кополло-Аполлон ) - это одно из имен Дажьбога.

В этот же день отмечают и свадьбу  Хорса и Зари-Зареницы.

27 июля. Отбор жертв Перуну. Далее  - русалии. 

2 августа. Перунов день. ( Клубок  седьмой, десятый, тринадцатый. ) Дата может быть перенесена на воскресенье, или пятницу. Перед Перуновым днем празднуют семик.

Праздник замещен семиком и  днем Ильи пророка. Содержание: семик - сговор Перуна и Дивы. День Ильи Пророка - свадьба Перуна на Диве и борьба с Чудой-Юдом Змеем Морским, освобождение коров и вод. Низвержение Велеса с неба. Воспоминание о победе Дажьбога над Перуном и Велесом и о том, как Дажьбог освобождал коров. В семик срывают венки - обряд посвящения девушек в женщины.

Перун лето кончает.

8 августа(?). Начало жатвы. 

21 августа. День Стрибога. ( Клубок второй )

Замещен днем Мирона-Ветрогона.  Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.

28 августа. Успение Златогорки. ( Клубок одиннадцатый. ) Может быть перенесена на воскресенье и пятницу.

Замещен Успением Божьей Матери. Конец жатвы.

14 сентября. День Волха Змеевича. ( Клубок девятый. )

Замещен днем Симеона Столпника.

Начало охотничьего сезона.  Почитание Волха и Лели. Древние в это время начинали приготовления к военным походам.

22(23) сентября. Осеннее равноденствие.  Поворот к зиме. Возможно, в этот  день отмечалось первая встреча  Дажьбога и Марены. ( Четырнадцатый клубок. ) Может быть, этот день, а не 1 марта, назывался Овсенем малым.

10 ноября. День Макоши. ( Клубок второй. ) Может быть перенесен на пятницу.

Замещен праздником Параскевы Пятницы. Также наложился на праздник Кузьмы-Демьяна ( 14 ноября ).

21 ноября день Сварога и Семаргла. ( Клубок первый и второй. ) Замещен праздником Михаила архангела.

9 декабря. День Дажьбога и Марены. Замещен "Юрием холодным".

Все даты в предлагаемом календаре  приведены по новому стилю ( Григорианскому календарю ). Русь пережила несколько календарных реформ. Переход к Юлианскому календарю был совершен Петром Первым в 1700 году, Григорианский календарь был принят в 1918. В результате древние русские праздники, приуроченные к определенным астрономическим датам, были сдвинуты. Видимо, их следует праздновать не согласно церковному или гражданскому календарю, а согласно традиционному-астрономическому.

Календарные праздники - Новый год, начало осени, видимо, следует праздновать  по современному календарю, то есть - 1 марта ( день Марены в таком случае следует передвинуть ) и 1 сентября.

Отмечались ли в Древней Руси праздники, связанные с пасхальным циклом, - неизвестно. По крайней мере, сохранились древнерусские имена  у праздников, ныне связанных с  Пасхой: Масленица, Красная Гора, Радуница.

Пасху отмечают в первый воскресный день после первого весеннего  новолуния. Этот праздник приходится в 1993 году на 18 апреля, 1994 - 1 мая, 1995 - 23 апреля, 1996 - 14 апреля, 1997 - 27 апреля, 1998 - 19 апреля, 1999 - 11 апреля, 2000 - 30 апреля.

Масленицу ныне празднуют за семь недель до Пасхи. Красную гору - в  воскресенье на светлой неделе, первой неделе после Пасхи. Радуницу ( древний Радогощ? ) - во вторник на фоминой неделе, второй неделе после Пасхи. Когда эти праздники отмечались в древности - неизвестно.

Информация о работе Православные праздники