Православные праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:35, реферат

Краткое описание

Праздник являлся особым днем, который предполагал полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, т.е. выполнять всю повседневную работу. В праздник было обязательно нарядно одеваться, а для разговора выбирать темы только приятные, радостные, быть веселым, приветливым, гостеприимным. Главной характерной чертой праздника являлось многолюдье.

Содержание

Славянские языческие и православные праздники 2
1. Зима 3
1.1. Коляда 4
1.2. Новый год 6
1.3. Сочельник 9
1.4. Рождество
1.5. Рождество пресвятой Богородицы 13
1.6. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. 15
1.7. Святки 18
1.8. Крещение 21
2. Весна 23
2.1. Масленица 23
2.2. Пасха 27
3. Лето 30
3.1. Троица 30
3.2. Русальная неделя 34
3.3. Иван Купала 36
3.4. Петров День 40
3.5. Спас 43
3.6. Медовый спас 43
3.7. Яблочный и ореховый спас 46
4. Осень 47
4.1. Покров 47
Использованная литература 50
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 536.41 Кб (Скачать файл)

 Еще один вид гадания:  наливают в ложки воды по  числу членов семейства и выставляют  на мороз. Если в чьей-либо  ложке вода замерзнет ямой, тот  умрет в этом году, а в чьей  ложке вода замерзнет бугром, тот проживет очень долго. 

 Новый год представлял  собой одно из самых главных  событий в жизни земледельца. А потому по первому дню года крестьяне старались узнать о характере следующих дней и месяцев, об урожае, о судьбе своей и близких людей в предстоящем году. Если на Новый год небо звездное — к урожаю. На Новый год звезд густо —ягоды будут. Сильный ветер в этот день обещает урожай орехов, а звездная ночь — урожай гороха и чечевицы. Но если ночь будет безлунная и беззвездная, горох и чечевица не родятся, тогда их сеют мало, а то и вовсе не сеют. Если на Новый год звездно ночью, то горох уродится, если пасмурно — пщеница. В Новый год сильный мороз и малый снежок — к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега — к неурожаю. Если в Новый год тепло — рожь будет хороша. Если поутру в Новый год бывает на деревьях густой иней, то год будет хлебородный, а если его не бывает — не хлебородный.

 Если 1 января до обеда  будет пасмурно, а после обеда  ясно — поздний сев лучше;  если наоборот, то хуже.

 Так, если крестьянин  желал узнать, будет ли наступающий  год урожайным или нет, то  выходил на заутрени на перекресток  и чертил палкой или пальцем  на земле крест. После этого  прикладывался к отмеченному  месту ухом и слушал. Если он  слышал, что едут сани с грузом, год будет урожайный, если пустые  — неурожайный. 

 По приходе от утрени  в Новый год домохозяева уходили  на гумно и зубами выдергивали  из снопов былинки. В случае  если выдернется былинка с  колосом, полным зерна, — год  должен быть урожайным, а если  с тощим колосом — неурожайный. 

Например, в некоторых  районах крестьяне поступали  следующим образом: для гадания  брали луковицу и вынимали из нее 12 чашечек по числу месяцев, после  этого насыпали в них соли и  ставили на окно на ночь под Новый  год. Как к заутрене зазвонят, надо пересмотреть эти чашечки: насколько  увлажнилась соль, настолько месяц  будет влажный, дождливый или  сухой.

 Если ясно на Новый год, то год прекрасный.

Новогодний стол.

Этот вечер считался второй кутьей, отмечающейся во время Святок с самым обильным праздничным  ужином. Еще он назывался Васильевым вечером, или вечером Василия  Щедрого, по имени архиепископа Кесарийского. Также этот праздник имел название Щедрухи. У восточных славян (русских, украинцев, белорусов) в Васильев вечер обсевали избу овсом или хмелем — символом изобилия, обходили дома с песнями — величаниями хозяев, кололи поросят.

 Отсюда и желание  сделать новогодний стол особенно  богатым, так как сытная разнообразная  еда 1 января как бы вынуждала  и все остальные дни сохранять  достаток и изобилие кушаний.  На праздничном столе должно  быть много мяса — вяленого, копченого, вареного, жареного. Именно  за такое обилие пищи новогодний  вечер называли щедрым, мясным, жирным, толстым или богатым. Сама же  кутья заправлялась маслом и  медом. Одним из самых главных  угощений в этот день был  молочный поросенок. 

 

 У людей зажиточных  целую неделю от Рождества  до Нового года стояла на  столе свиная голова, подавалась  жареная свинина. При этом подаваемый  поросенок, какой бы величины  он ни был, зажаривался целиком  и являлся ритуальным новогодним  блюдом.

 Естественно, что ели  в этот вечер как можно больше, без меры. По древнему поверью,  обильный стол обеспечивал благополучие  на весь последующий год, считался залогом богатства семьи.

 

1.3. Сочельник.

Сочельник, или вечер и  ночь перед Рождеством, открывал новый  виток празднования Святок, или Коляды, который завершался перед Крещением.

 Сочельник, или правильнее  сочевник, — это канун, или навечерие, праздника Рождества. Он представляет собой торжественное застолье, у которого твердо и неизменно определен ритуал, который сохраняется по традиции до наших дней. Сочельник начинается с того, что все собравшиеся приступают к еде, но только после того, как появляется первая вечерняя звезда. Обычно это происходит еще до наступления темноты, в сумерках.

 В канун Рождества  на столе обязательно должны  стоять двенадцать постных блюд, среди них: борщ, вареники, голубцы  с пшеном, гречневая каша с  конопляным молоком, квашеная  капуста, моченые яблоки и соленые  грибы, маковые коржики и компот  из сухофруктов. Главное угощение  богатого вечера — кутья (сладкая  пшеничная каша с медом, маком,  орехами и фруктами). Готовить  кутью полагалось с молитвой  и чистыми мыслями. Мяса, а в  некоторых домах и рыбы, на  столе не было, ведь до появления  на небе первой звезды еще  длился Рождественский (Филипповский) пост.

 

 Наши предки верили, что двенадцать блюд на святой  вечер — залог будущего благосостояния, поэтому даже самые бедные  семьи делали все возможное,  чтобы собрать достойную трапезу. 

 Согласно церковному  уставу, в этот день следует  употреблять сочиво, т.е. хлебное  зерно, размоченное в какой-либо  жидкости. Это может быть вода, бульон, подливка, мед и т.д. Есть  в ритуальном застолье сочельника  и еще два-три блюда, которые  являются обязательными. К ним относятся печеная рыба, желательно целая, которая может заменяться отварной целой рыбой, и, наконец, густой компот-взвар (узвар), состоящий из разных целых или разрезанных лишь пополам фруктов (яблок, груш, вишен, айвы, абрикосов, слив, изюма, инжира) и варенья из целых ягод (малины, клубники, земляники, морошки и др.). Для этого блюда выбираются только зрелые плоды. Иногда помимо компота из целых фруктов варят еще кисель, а из ягод — кисленький киселек.

 Для славян это был  не просто накрытый стол. Он  нес строго определенные мистические  символы. Так, зерно, размоченное  в воде, обозначало символ прорастания, начала жизни. Плоды зрелые и плоды, превращенные в жидкий кисель, служили символом полного созревания жизни и ее окончания. В результате эти два блюда являлись символами рождения и смерти. Не менее значимой была и рыба. Так, ее греческое название «ихтиос» скрывает намек по первым буквам на Иисуса Христа. А все вместе служит напоминанием о тех символах рождения и смерти — зернах и плодах, которые волхвы принесли Христу в день его рождения. Таким образом, в сочельник, по сути дела, справляется символически ритуал рождения Иисуса Христа.

 В православный сочельник было принято есть только строго ритуальные и притом исключительно постные блюда, такие как каша (без масла), рыба (печеная или вареная, т.е. тоже без масла) и фрукты. Иначе говоря, растительно-рыбный стол без масла, молока и яиц. А потому по  составу пищи и по своему меню Рождественский сочельник был праздником чисто религиозным, скромным, тихим, проходящим за столом в благовоспитанной беседе и заканчивающийся очень рано (потому-то его и начинают весьма рано).

 Как говорилось ранее,  на стол в сочельник обязательно  ставилась кутья (варенные в  меду или сахаре рисовые или  другие зерна) и узвар, т.е. сушеные сливы, груши, вишни, яблоки и другие плоды, сваренные вместе в воде.

 Пока хозяйка возилась  около печи, глава семейства с  особой тщательностью наводил  порядок  в амбарах и на  скотном дворе. Ведь «все живое  и мертвое должно встретить  Рождество на своем месте »  и ни в коем случае не  остаться в чужих руках —  одолженным или где-то забытым.  Дома собирались и все члены  семьи. В Святой вечер, когда  солнце садилось, вся семья мастерила  домашний алтарь. Хозяин торжественно  заносил в хату сноп пшеницы,  ржи или овса (ди-дух), ставил его в углу под иконами и здоровался с хозяйкой так, будто впервые ее увидел. Затем глава семьи желал счастья, здоровья и богатства всем домочадцам, чтобы те весело провели праздники и других дождались.

Приметы и гадания.

Однако, перед тем как начать трапезу, существовал определенный обряд. Согласно ему, глава семьи брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с нем вокруг избы. После этого он должен был несколько ложек кутьи выбросить за дверь на двор, угощая духов. И, широко открыв дверь, приглашал на кутью Мороз и просил его «не нападать весной на жито, пшеницу и всякую пашицу», т.е. не губить посевы.

 Саму кутью ели молча  из общей чашки. В недоеденной  кутье нужно было оставить  свои ложки, что символизировало  подаяние бедным странникам. У  славян было принято ставить  на стол один лишний прибор  на случай, если вдруг в дом  пожалует гость. На этот счет  даже существовало такое гадание.  Так, если на огонек заглянет  холостой темноволосый мужчина,  это расценивалось как очень  добрый знак, сулящий в следующем  году удачу и достаток. Явится  женщина — голод и болезни  обеспечены. Зажиточные семьи даже  специально нанимали человека, чтобы  он в назначенное время пришел  и поздравил всю семью. И  все же ужинать в Святой  вечер принято в кругу самых  близких родственников. Трапеза  начиналась с молитвы и приглашения  к столу душ умерших предков  и родичей, пропавших без вести.

 Этот древний обряд  совершался с большой серьезностью  и строгостью, хотя и воспринимался  крестьянами как своеобразная  игра, забава. Он вносил в настроение  всех обитателей дома оживление  и радость. Кутейный вечер ознаменовал  как начало праздника, долгого  и затейливого. 

 Перед началом трапезы  в доме зажигались лампадки, восковые  свечи, читались молитвы, стол  покрывался сеном или соломой.  Только после этого семья приступала  к угощению. Каждый атрибут представлял  собой мистико-религиозный символ. Так, сено напоминает о месте  рождения Спасителя. Уже после  вечери крестники идут к крестным  отцам и матерям, чтобы поздравить  их с Рождеством, несут кутью,  пироги, а взамен получают подарки. 

 Поздним вечером начиналось  колядование, которое корнями своими уходит в языческое прошлое славян, но в близкие к нам времена рождественские колядки и щедривки заменились новыми, составленными в христианском духе.

 Нередко на Рождество  ходили по домам со звездою  и вертепом. Кое-где этот обычай  сохранился до наших дней. Звезду, как правило, делают из желтой  бумаги, закрепляют на ней иконы  Рождества. Вертеп — это что-то  вроде марионеточного театра, с  помощью которого передавалась  история Рождества Христова, поклонения  пастырей и волхвов, избиения  вифлеемских младенцев.

В эти дни принято ходить в гости, навещать больных, стариков, бедняков и даже заключенных, дарить им подарки, чтобы они могли разделить с нами радость Рождества.

 На сочельник было  много старинных примет, пословиц, поговорок.  Если небо ясное, то в этом году будут полные амбары зерна. Сосульки под крышей — большой урожай кукурузы, а иней на деревьях — обилие яблок, груш и слив.

 Парни носили вертепы,  разыгрывая не только библейские  сцены, но и шуточные спектакли  из жизни односельчан. 

 Пока взрослые гадали, детишки занимались тем, что  снимали гостинцы с елки, а  еще малыши забирались под  стол и выбирали из соломы, которой в хате выстилали земляные  полы, орехи и мелкие деньги. При  этом обычай велел детям кудахтать,  чтобы в будущем году хорошо  неслись куры.

 В народе считалось,  что очищенный сорокадневным  постом человек имеет право  заглянуть в будущее. Делалось  это обычно с помощью полушутливых  рождественских гаданий, в которых принимало участие большое количество людей, преимущественно молодежи. Особенно волновались девушки-невесты о замужестве в новом году: каков будет суженый, какое житье-бытье их ожидает.

 Для этого они, сняв  башмачок или валенок, кидали  за ворота. Если он падал носком  к воротам, значит, еще рано  выходить замуж, а если в  любую другую сторону — следовало  ожидать жениха, причем оттуда, куда  укажет носок валенка. 

 Гадали под Рождество  на воске. Для этого его сначала  растапливали, а потом выливали  в сосуд с водой. Если получилось  колечко — к замужеству, развалины  — к беде. Смотрели на небо: в какой стороне звезда упадет  — там твой суженый живет.  Очень популярными в селах  были гадания на берегу реки. Девушки разжигали огонь, а  потом по очереди бросали в  прорубь горящие головешки. Если  уголек погаснет с треском  и шипением — муж будет богатый  и красивый, ну а если головешка  только «пшикнет» — стать девице женой бедного.

 

    1. Рождество Христово.

Праздник Рождества Христова пришел к славянским народам после  принятия христианства. Причем это  всегда был добрый домашний праздник. Вечер накануне Рождества полагалось проводить тихой степенной трапезой в узком семейном кругу. Зато на следующий  день на улицу выходил и стар и  млад, чтобы поздравить друг друга  с появлением на свет Спасителя. Колядки, хождение ряженых по дворам и, конечно  же, гадания на суженого — все  это делает Рождество неповторимым, таинственным и радостным действом. Этот праздник обычно отмечался полтора-два  дня. От сочельника он отличается тем, что является шумно-радостным, задорным. В Рождество принято смеяться, быть в бодром, хорошем настроении. В этот день детям обязательно  дарили подарки. Это было связано  с тем, что празднуется день рождения Христа — маленького ребенка, а потому главными лицами этого праздника  являются дети. Рождество — праздник подчеркнуто дневной. Начинается он поздним утром, примерно часов в  десять (до этого всем разрешается  поспать после предшествующего  сочельника). Дети встают и сразу  начинают рассматривать свои подарки, если их кладут им под подушку (другая форма, не домашняя, — получение их на елке после обеда).

И хотя рождественский стол в отличие от стола в сочельник  теряет свою ритуальную направленность, но все равно остается традиционным, выдерживается, согласно многолетнему обычаю, из поколения в поколение. Вместе с тем он не одинаков не только у людей разных религий, стран и национальностей, но и в разных местностях, социальных слоях и семьях. Рождественский стол меняется со временем. И это хороню видно, если сравнивать поваренные книги разных веков. Правда некоторые блюда и обряды сохраняются и актуальны и в настоящее время.

Информация о работе Православные праздники