Православные праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:35, реферат

Краткое описание

Праздник являлся особым днем, который предполагал полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, т.е. выполнять всю повседневную работу. В праздник было обязательно нарядно одеваться, а для разговора выбирать темы только приятные, радостные, быть веселым, приветливым, гостеприимным. Главной характерной чертой праздника являлось многолюдье.

Содержание

Славянские языческие и православные праздники 2
1. Зима 3
1.1. Коляда 4
1.2. Новый год 6
1.3. Сочельник 9
1.4. Рождество
1.5. Рождество пресвятой Богородицы 13
1.6. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. 15
1.7. Святки 18
1.8. Крещение 21
2. Весна 23
2.1. Масленица 23
2.2. Пасха 27
3. Лето 30
3.1. Троица 30
3.2. Русальная неделя 34
3.3. Иван Купала 36
3.4. Петров День 40
3.5. Спас 43
3.6. Медовый спас 43
3.7. Яблочный и ореховый спас 46
4. Осень 47
4.1. Покров 47
Использованная литература 50
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 536.41 Кб (Скачать файл)

 Рождественский стол  сервировали по-особенному. Для начала  укрывали сеном, по углам раскладывали  зубчики чеснока (в качестве  оберега) и только после этого  покрывали скатертью. Под стол  полагалось положить топор, на  который все члены семьи ставили  ноги, чтобы быть такими же  крепкими.

 Рождественский праздничный  стол можно украсить плавающими  свечами. Для их изготовления  собирают разноцветные свечные  огарки или воск или простые  свечи. Растапливают их на водяной  бане. Фитили из расплава удаляют.  Затем их нарезают из целых  свечей кусками и используют  для изготовления изделия. Горячим  растопленным воском заполняют  металлические формочки с гофрированными  краями (в таких пекут кексы), но не до самого верха. Как только воск начнет застывать, втыкают по центру фитили, отрезанные до нужной длины. Когда воск застынет окончательно, держат формочки вверх дном под струей горячей воды и вынимают блюдца-свечки. После этого красивую хрустальную чашу наполняют водой, кладут в нее 4-5 свечек, зажигают их, а между ними размещают цветы, листья, какие найдутся дома.

 И только на следующий  день, т.е. на само Рождество,  начиналось настоящее веселье,  которое длилось до Крещения (19 января). С утра дети отправлялись  к крестным родителям. Нарядные  ребятишки пели песни, желали  своим вторым мамам и папам  в новом году много радости  и богатства, несли им угощение  — кутью и колбасу. За веселые  песни и пожелания крестные  одаривали детей сладостями, игрушками  и мелкими деньгами.

 Детвору и кумовьев  приглашали за рождественский  стол. Чего только на нем не  было: холодец, поросенок, начиненный  гречневой кашей, свиная голова  с хреном, домашняя колбаса, жаркое со свининой и, конечно же, жареный гусь. После сорокадневного поста люди от души наедались и, естественно, изрядно выпивали.

 Наевшись, молодежь покидала  богатый стол и отправлялась  колядовать. Парни и девушки, разряженные  кто во что горазд, с песнями ходили по дворам. Любимыми персонажами рождественских маскарадов были черти, козлы, медведи, свиньи, солдаты и смерть. Костюмы и маски делали заранее. Из решета, оклеенного промасленной цветной бумагой, мастерили звезду. Нести ее считалось делом почетным и поручалось обязательно чернявому парню.

 Толпа ряженых могла  заглянуть в любой дом, и  часто хозяин оставался в неведении (из-за масок на лицах гостей), кто же именно у него побывал. За веселые поздравления и спектакли в мешки ряженых летели колбасы, пироги, пряники, бутылки с самогоном и мелкие деньги.

 

    1. Рождество пресвятой Богородицы

 

Пресвятая Матерь Божия родилась от престарелых бесплодных родителей  в городе Назарете, лежащем на откосе горы, на расстоянии трех дней пути от Иерусалима. Во всей Галилее не было более маловажного городка, как Назарет; "от Назарета может ли что добро быти", - говорили евреи, когда услышали, что оттуда явился великий пророк Иисус. Согласно предсказаниям пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давидова. Но со времени Вавилонского плена потомки царя Давида теряли постепенно свои права, и когда возвысилось племя Маккавеев, исчезло все отличие царского племени и стало оно наряду с простым народом. Когда в предсказанное пророками время скипетр царский перешел к чужеземцу Ироду. Когда наступило железное, все разбивающее царство Римское, когда обнаружился общий упадок нравственности и религии, - тогда иудеи осознали, что седмицы Данииловы приходят к концу, и с нетерпением стали ожидать появления Мессии, надеясь видеть Его в образе великого царя-завоевателя, который освободит их от чужеземного ига и предоставит господство над другими народами.

В Назарете жила благочестивая  чета - Иоаким и Анна. Иоаким происходил от колена Иудина, царского племени; Анна была младшей дочерью священника от племени Ааронова, Матфана, у которого было три дочери - Мария, София и на. У Софии была дочь Елисавета, которая стала матерью Иоанна Предтечи. Иоаким и Анна были праведны перед Господом и чистым сердцем соблюдали заповеди его и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Так достигли они глубокой старости. Вся их жизнь была проникнута, любовью к Богу и милосердием к ближним. Ежегодно выделяли они из своих значительных доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам; остальное же оставляли для собственных потребностей.

Они были счастливы, но бесчадие преисполняло скорбью их сердца: по понятиям того время - бесчадие считалось бесславием и тяжелым низанием, тем более прискорбным, что потомкам Давида дана была надежда стать орудием спасения человеческого рода через рождение обещанного Мессии. Прошло 50 лет их брачной жизни, а они терпели тяжесть бездетства.

В великие праздники они  ходили в Иерусалим. Ко дню обновления храма пришел туда Иоаким, чтобы принести жертву. Но архиерей Иссахар отверг приношение Иоакима и, укорив его бесчадием, сказал: "Господь, ради каких-нибудь тайных грехов твоих, отнял от тебя свое благословение".

Тяжело было Иоакиму слышать такие нарекания всенародно, и он не возвратился домой, а ушел в пустыню. Сорок дней и ночей плакал, постился, молился, взывал к Богу, чтобы даровано было ему чадо в старости.

В то же время, узнав об оскорблении, нанесенном ее мужу, Анна плакала неутешно и, чтобы скрыть от домашних свою скорбь, ушла в сад. Сидя под лавровым деревом, она не переставала плакать и  молиться с непоколебимой верой, что Бог силен невозможное  сделать возможным! В это время, подняв глаза к небу, она увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с неоперившимися еще птенцами. Еще сильнее полились из ее глаз слезы, еще жалобнее изливались из ее сердца моления: "Горе мне, одинокой, - вопияла она, - все в мире утешаются детьми: и птицы небесные, и звери земные плодородны у Тебя, Господи, и земля приносит плоды свои, и все благословляют Тебя! Одна я как степь безводная, без жизни и растительности! Воззри на меня, Господи, и услыши молитву мою!"

Вдруг перед ней явился ангел Господень и сказал: "Анна! Господь услышал молитвы твои, и Ты родишь чадо, и о семени твоем  благословятся все роды земные. Имя  твоей дочери да будет Мария, и  ею дастся спасение всему миру". Ангел  повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что мужа своего она встретит у золотых ворот. Исполнившись благоговейной  радости, Анна воскликнула: "Жив Господь  Бог мой! Если будет у меня дочь, отдам ее на служение Богу, и пусть  она служит Ему день и ночь, восхваляя  святое имя его". И, произнеся этот обет, она поспешила в Иерусалим  воздать хвалу и благодарение Всевышнему. Они встретились; вместе принесли благодарственные жертвы в  храме Божием, вместе возвратились домой, с твердой верой, что получат  по обетованию Господа.

Пресвятая Дева Мария родилась в малоизвестном местечке Назарете от униженного, некогда знаменитого дома Давидова, утратившего уже блеск своего величия. Ни блеск, ни слава мира не окружали ее колыбели: все эти земные преимущества померкли при свете незримой славы, уготованной от века Матери Божией, называемой, по свидетельству Евангелия, благодатною и благословенною со дня воплощения от Нее Спасителя мира. Вечная премудрость сокрыла эту благодатную тайну от ограниченного человеческого ума: верою приемлется благодатная тайна.

По обычаю иудейскому, на 15-й день после рождения дано было Ей имя, указанное ангелом Божиим - Мария, что значит по-еврейски - "госпожа", "надежда". Мария, сделавшись Матерью  Творца, явилась госпожою и надеждою всех тварей. В воспоминание рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен Церковью праздник: еще в IV веке равноапостольная Елена соорудила храм в честь и память рождества Матери Божией. Праздник этот великий, двунадесятый, вселенский, установлен 8 сентября. Это праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы обратилась в радость.

В порядке церковного богослужения празднование Рождества Пресвятой  Богородицы продолжается шесть дней: с 7 сентября предпразднество, а 12 сентября - отдание праздника. (Лук., 10: 38 - 42; 11: 27-28).

Примечание. Как правило, в день этого праздника женщины, которые из-за какой-либо болезни  не могут иметь детей, молятся  Пресвятой Богородице о своем  исцелении и о скором зачатии. Кроме того, в этот день можно  обращаться к Божией Матери с любым  молитвенным прошением о помощи и покровительстве.

 

    1. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня.

 

Этот праздник первоначально  установлен был в память обретения  Честного и Животворящего Креста Господня (в 326 году) равноапостольною царицею Еленою, матерью первого  христианского императора Константина  Великого, а с VII века с этим днем стало соединяться воспоминание о возвращении Животворящего  Креста из Персии греческим императором  Ираклием (в 620-е годы). Как при  обретении, так и при поставлении Креста, возвращенного из Персии, патриарх, дабы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть святыню, воздвигал, то есть поднимал, Крест, обращая его ко всем четырем сторонам, причем всякий раз народ благоговейно преклонялся, взывая: "Господи, помилуй!" От этого поднятия Креста и праздник получил название: Воздвижение Креста Господня. Так как сила Креста открылась в победах благоверных государей над врагами, и в торжестве христианства над язычеством, то главным песнопением дня Воздвижения служит молитва за народ христианский.

Праздник Воздвижения  продолжается в Православной церкви с 18 по 21 сентября. Накануне праздника  за всенощной Крест выносят из алтаря и возлагают на аналой на середину церкви для поклонения молящихся.21 сентября Крест опять относят в алтарь.

 

1.7. Зимние Святки.

С вечера в сочельник у  славян начинаются Святки, которые  продолжаются 12 дней. Это было одно из важных праздничных событий января, время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненных торжественным духовным смыслом. В это время каждый получает возможность обновиться заново вместе с рождением Божьего Сына и наступлением Нового года, а вместе с тем приоткрыть завесу, скрывающую от человека его будущее. И хотя православная церковь издавна порицала бытовую ворожбу и различные способы гадания, три дня в году считались едва ли не обязательными для определения своей судьбы. Это были сочельник, Новый год (по старому стилю) и Крещение.

 Сразу после Рождества  начинались так называемые страшные  вечера. В это время, по представлениям  крестьян, нечистая сила становилась  очень активной. Как бы в подражание  разыгравшейся нечисти парни  от Нового года до кануна  Крещения вовсю чудили: опрокидывали  поленницы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу, забирались на крыши и закрывали досками трубы — при топке печи избы наполнялись дымом. Об этих праздничных проказах знали и относились к ним снисходительно, тем более что сразу после Крещения они прекращались.

 В эти дни те, кто  не верил в гадания, ходили  в гости к друзьям, взяв в  качестве подарка и угощения  печенье в виде фигурок зверей  и кутью. Рекомендовалось посещать  церковь, принимать участие хотя  бы в начале церковной службы. Это позволяло почувствовать  значимость наступающего праздника. 

 На Святках (обычно  во второй их половине, в страшные  вечера между Новым годом и  Крещением) девушки гадали особенно  много и по-разному, ночи напролет, меняя способы и формы испытания  судьбы.

 Так, в эти дни  ходили слушать за деревню  на перекресток дорог, так как  было поверье: с какой стороны  залает собака — туда и замуж  идти.

 Подслушивали под окнами: если ругаются — в плохой дом выйдешь, смеются — в хороший.

 Сняв крест и не  благословясь, девушка одна или  с подругой шла к конюшне,  становилась спиной к дверям  и ударяла три раза по ним  левой пяткой, приговаривая: «Если выйду замуж, то оцепайте лошадей» (т.е. надевайте узду). И если лошади забренчат уздами, то гадающая в этом году выйдет замуж.

 Отправлялись и к  амбару, тоже предварительно сняв  крест. Сказав: «Суженый-ряженый,  приходи рожь мерить!», прислушивались  к звукам внутри амбара. Так,  если послышится, что там пересыпают  зерно, то девушка выйдет замуж  за богатого, если же почудится,  что метут пол веником, — быть ей за бедным.

 Очень распространено  было гадание с помощью петуха. Для этого гадальщицы раскладывали  на полу (на столе) щепотку крупы,  кусок хлеба, ножницы, золу, уголь,  монетки, ставили зеркало и  миску с водой. Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу — к богатству, хлеб — к урожаю, ножницы — суженый будет портной, золу — табачник, уголь — к вечному девичеству, монетки — к деньгам, если петух клюнет зеркало — муж будет щеголем, если начнет пить воду — быть мужу пьянице и т.д.

 На ночь девицы подвешивали  в сарае гребень: жених ночью  причешется, и его узнают по  цвету оставшихся волос. 

 «Богатый, бедный, вдовец, холостец», — перечисляет девушка, считая колья в тыну.   

 Выдергивали из стога  колосок: если попадется с зерном, замужем быть за богатым. 

. На Святки тверские  девушки привязывали к порогу  веник, чтоб разметало жениху  дорогу к сватам ехать. 

 Для того чтобы гадания  на жениха сбылись, девушки  совершали несколько странный  обряд. Для этого они «сковородник  маме под подушку клали —  блинами жениха кормить. Сковородку  под матрац, вдоль кровати».

Информация о работе Православные праздники