Православные праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:35, реферат

Краткое описание

Праздник являлся особым днем, который предполагал полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, т.е. выполнять всю повседневную работу. В праздник было обязательно нарядно одеваться, а для разговора выбирать темы только приятные, радостные, быть веселым, приветливым, гостеприимным. Главной характерной чертой праздника являлось многолюдье.

Содержание

Славянские языческие и православные праздники 2
1. Зима 3
1.1. Коляда 4
1.2. Новый год 6
1.3. Сочельник 9
1.4. Рождество
1.5. Рождество пресвятой Богородицы 13
1.6. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. 15
1.7. Святки 18
1.8. Крещение 21
2. Весна 23
2.1. Масленица 23
2.2. Пасха 27
3. Лето 30
3.1. Троица 30
3.2. Русальная неделя 34
3.3. Иван Купала 36
3.4. Петров День 40
3.5. Спас 43
3.6. Медовый спас 43
3.7. Яблочный и ореховый спас 46
4. Осень 47
4.1. Покров 47
Использованная литература 50
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 536.41 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Пасха.

Название «Пасха» является прямым перенесением названия иудейского праздника, который отмечался ежегодно в течение недели, начиная с 14-го дня весеннего месяца ниссана. Само название «Пасха» представляет собой греческое видоизменение древнееврейского слова pesah, которое толковалось как «прохождение». В свою очередь оно было заимствовано из более древнего пастушеского обычая празднования перехода с зимних на летние пастбища.

 Праздник Пасхи у  христиан всего мира означает  воскресение Иисуса Христа. Это  один из самых важных праздников  в христианском календаре. В  этот день христиане отмечают  избавление через Христа Спасителя  всего человечества от рабства  дьявола и дарование жизни  и вечного блаженства. Считается,  что крестной Христовой смертью  было совершено искупление человечества, и через Воскресение Его была  дарована вечная жизнь, Воскресение  Христово является основой и  венцом христианской веры, это  первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Нужно сказать, что пасхальное воскресенье не постоянно. Каждый год  дата проведения Пасхи различная.

Главные обрядовые  блюда.

Пасхальный стол обилен. На нем помимо традиционных куличей, пасхи и крашеных яиц почти в обязательном порядке бывают пироги, студень, буженина, гусь или утка с яблоками и т.д.

 Одним из главных  символов Пасхи является крашеное  яйцо. По этому поводу есть  легенда: «Когда святая равноапостольная  Мария Магдалина, давая римскому  императору Тиберию яйцо, сказала: "Христос воскресе!" император не поверил и возразил: "Скорее это белое яйцо станет красным, чем мертвый воскреснет!" И яйцо в тот же миг стало красным». Считается, что красный цвет — это еще цвет той святой крови, которую пролил за нас Спаситель на кресте. И как из яйца рождается новая жизнь, так и из скорлупы гроба воскрес Иисус Христос.

Пасхальные торжества.

На Руси Пасха всегда имела  универсальный, всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим и т.д.

 Празднование Воскресения  Христа совпадает с воскресением  природы и обновлением жизни. И так как русская весна отличается необыкновенной нежностью и теплом, то Пасха символизирует саму благодать жизни, является символом вечной жизни. Потому церковное торжество имеет поистине грандиозный характер. Как говорится в Евангелии, Сын Божий был осужден на смерть в пятницу через распятие его на кресте. А в субботу последователи Иисуса Христа выпросили разрешение на его захоронение и перенесли тело в пещеру, завалив вход огромным камнем. В воскресенье, когда Матерь Божия со своими подругами пришла сделать соответствующее убранство его посмертного ложа, ангел в белой одежде объявил ей и женщинам, что Иисус Христос воскрес. Именно отсюда берет начало праздник светлого Воскресения, или Пасхи. В воскресенье (в полночь с субботы на воскресенье) в церквях и костелах трижды делается обход вокруг храма, после чего священники торжественно провозглашают: «Христос воскресе!» В течение воскресенья и следующих двух дней все христиане, встречаясь со своими знакомыми, родными, друзьями, здороваются со словами «Христос воскресе!», на что отвечают «Воистину воскресе!» и троекратно целуются.

К празднованию Пасхи церковь  начинает готовиться заранее. Так, предпасхальная неделя расписывается буквально по дням с нарастающим напряжением религиозной жизни. Последнее воскресенье перед Пасхой называлось Вербным. В этот день в церкви освящали ветки распущенной ивы, которой били друг друга, приговаривая: «Ива бьет, не я бью, через неделю — Пасха. Будь здоров, не умирай, Пасху подожди, уже недалеко красное яичко. Будь здоров, как вода! Будь богат, как земля!»

 Освещенным веткам  ивы, как и громничным свечкам, на весь год придавалось магическое значение.

Одним из важных дней, которые  предшествуют Пасхе, является чистый четверг. В этот день старательно прибирали  в доме, мыли  пол, окна, белили или  оклеивали обоями дом, мылись в бане. А в субботу спозаранку вешали на окна новые занавески, а на иконы  — набожники, замешивали тесто на пироги и после обеда разжигали печи. В этот день каждая хозяйка готовила праздничные блюда: жарила мясо, колбасу, варила луковую шелуху и красила в ее отваре пасхальные яйца.

 Во многих местностях  России день Воскресения Христова  называется Великим днем, поскольку  считалось, что после Воскресения  Христова солнце не заходит  в продолжение всей святой  недели, и день великого праздника поэтому равняется семи обыкновенным дням.

 Празднование Пасхи  начинается с вечера и ночи  Великой субботы. Оно представляет собой чудное, величественное зрелище, как в столицах, так и всюду на Руси, где только есть православные храмы. Чтобы попасть в храм на ночное бдение, или всенощную, православные люди из окрестных деревень приходили загодя. Опоздавшим приходится располагаться вокруг церквей в ожидании крестного хода.

В некоторых деревнях существовало поверье, что если на приветствие  «Христос воскрес!» не ответить, а  задумать желание, то оно обязательно  сбудется.

 Остатки праздничной  трапезы никогда не выбрасывались,  а закапывались в поле. Считалось,  что это будто бы содействует  хорошему урожаю и предохраняет  его от града, бури и злых  колдунов.

 Считалось, что в  первые дни после своей смерти, от Пасхи и до Вознесения, Иисус  Христос ходит по земле среди  людей и чаще всего в виде  нищего. А потому в это время  к нищим, калекам, старцам относились  особенно лояльно и сочувственно, наделяя их едой и другой  милостыней. Безразличие к таким  людям считалось большим грехом. .

     Традиция одаривать друг друга на Пасху праздничными яйцами берет свое начало в язычестве. С принятием христианства эту традицию переосмыслили под новую религию.

 Для празднования Пасхи  было принято собираться всем  родственникам в одном месте,  и все приносили с собой  крашеные яйца.

Вначале идет своеобразный торг, который может быть довольно длинным. И вот развязка — один бьет первым. И тот, чье яйцо треснуло, отдает «битку» победителю. Конечно, случались и подделки из воска  и олова, но, когда обман раскрывался, автора ждала очень суровая кара.

 Исключительно пасхальным  развлечением было катание яиц,  для чего приготовлялись заранее специальные желобки и выбирались опытными игроками яйца особой формы, чтобы легко разбивали другие яйца, а сами оставались целыми.

В некоторых местностях дети обходили дворы своих крестных и  близких родственников, чтобы получить пасхальные подарки.

 Такие обходы дворов  взрослыми или детьми в своей или соседних деревнях на Пасху имеют очень древнее происхождение. Тех, кто совершал обходы в различных регионах, называли поразному: волочебниками, галыкальниками, воловниками, лалынщиками, кукольниками, волховниками, скоморохами. В народе говорили, что волочебники — люди Божьи. Считалось, что такими обходами они приносят удачи хозяевам, плодовитость животным, урожайность на полях, ставят защиту дворов от различных природных стихий.

 Завершив обходы дворов  в своей деревне, волочебники по предварительной договоренности собирались в одном из домов или в последнем доме, к какому они приходили с ритуальным распеванием, и устраивали там застолье с веселыми играми, танцами, песнями, шутками.

 

3. Лето.

3.1. Троица.

Через 50 дней после Пасхи  Православная церковь отмечает праздник Пятидесятницы.

 У этого дня есть  еще одно название — Троица. Пятидесятница считается днем  рождения Церкви Христовой. Это  день завершения дела спасения  и день начала новой эры,  выходящей за пределы нашего  мира. Согласно легенде, перед  своим восхождением на небо  Сын Божий обещал апостолам  послать Утешителя, Духа Истины. И вот на 50-й день после Воскресения  и через 10 дней после Вознесения  в Сионской горнице, где молились  апостолы, исполнилось обетование  Спасителя. Свое название праздник  получил потому, что в этом  сошествии Святого Духа проявляется  вся полнота Божества (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой), а  значит, завершается домостроительство спасения рода человеческого.

 Праздник Троицы (Пятидесятницы)  и следующий за ней Духов  день венчают цепочку весенних  праздников (Масленицу, Благовещение, Пасху) и знаменуют наступление  лета. В народе Троицкую неделю  именовали зелеными Святками. Поэтому в этот день все православные христиане с цветами спешат в храм, где после литургии совершается вечерня, на которой священнослужитель вместе с предстоящими в трех коленопреклоненных молитвах просит о ниспослании нам Святого Духа, о прощении грехов и об упокоении всех в вере и надежде усопших христиан.

Еще к особенностям праздника  Пятидесятницы относится то, что  в этот день храмы и дома верующих украшаются деревьями, травами, цветами. Именно так праздновала Пятидесятницу  ветхозаветная церковь, отмечая таким образом память о даровании Богом Моисею Закона — десяти заповедей — на Синайской горе. А еще, согласно легенде, так была украшена Сионская горница, в которой апостолы в день Пятидесятницы принимали Святого Духа.

 В праздновании Святой  Троицы сам храм напоминает  прихожанам место явления Бога  в образе трех ангелов праотцу  Аврааму у Мамврийского дуба. А потому, согласно традиции, храмы украшались ветками и цветами, как бы напоминая Мамврийскую дубраву и Авраамову кущу. И эти ветви и цветы в праздник Троицы служат символом Церкви Христовой, которая, по церковному песнопению, процвела, «яко крин» (лилия). В то же время цветущие растения в руках прихожан указывают на обновление верующих силою нисходящего Святого Духа. В этот день церковь призывает нас славить Трисветлое Существо своими молитвами, славословиями и священнодействиями, тем самым предуготовляет всех верующих к восприятию благодати Святого Духа, так необходимой для их духовной жизни.

 Начиная с понедельника, который наступает сразу после  Пятидесятницы, идет неделя, которая  посвящена Святому Духу. И первый  понедельник этой недели носит  название Духов день. В этот  период разрешено есть так  называемую скоромную пищу, не  делая исключения на среды  и пятницы. Подобно Пасхальной, посвященной Сыну Божиему, эта неделя посвящена Святому Духу.

 Среди различных ритуалов  праздника одним из главных  является обычай поминать умерших накануне дня Троицы — в Родительскую субботу. Так же как и в Радуницу, люди идут на кладбище «глазыньки родителям прочищать» — обметать могилки букетами и березовыми ветками. Здесь было принято совершать поминальную трапезу.

 На ней ели и выпивали, оставляли на могилах 2-3 наполовину  очищенных яйца и блины. Кроме  того, готовили поминальную кутью,  блины, пироги, кисель, всевозможные  пирожные к чаю. 

 В троицкие праздники было принято к еде подавать блюда из яиц, особенно приветствовалась яичница.

Обряды, гулянья, заговоры.

Троицына неделя отмечалась на седьмую неделю после Пасхи. Называлась она также «русальной» , «зеленой», что связано с многочисленными языческими обрядами приуроченными к этим дням.

 «Зеленец — весне  конец» — так характеризовались  эти дни. Весна уступала свои  права лету, отсюда еще одно  название: Грань-неделя (грань —  граница между весною и летом). Наши предки всегда внимательно  наблюдали за природой и ощущали  себя ее частичкой. Когда солнце  хорошо прогревало своим теплом  землю, украшались зеленью леса  и поля, когда наконец заканчивалась посевная, приходило время молиться богам, заручиться их поддержкою и участием, чтобы, как пелось в троичных песнях, были «годы хороши», «рожь густой», «ячмень колосистым», «овес росистым», «гречиха черной», «капуста бела».

 Одним из важных  обрядов, связанных с земледелием  и совершавшихся в эти дни,  был обряд, который назывался  «хождение в жито». Его приурочивали  в зависимости от роста хлебов  к Духову или (реже) к Иванову  дню. Обряд выглядел следующим  образом: в этот день девушки  и женщины небольшими группами  отправлялись в поля смотреть  посевы озимой ржи, пшеницы,  льна. Сразу после обхода они  собирались на поляне, разводили  костер, на котором жарили яичницу,  и ели принесенные с собой пироги.

 Поев, брали ложки и  скорлупу яиц и подбрасывали  их вверх со словами: «Пусть  рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется».

 После этого начинали  кувыркаться по земле, выкрикивая: «Рожь к овину, а трава к лесу».

 

 Главная роль в троицкой обрядности отводится березке, без которой этот праздник все равно что Рождество без елки. Береза распускается самой первой из деревьев, ее сок очень полезен, а березовые почки обладают лечебным эффектом, березовые дрова дают много тепла, из коры березы (бересты) изготавливали разные хозяйственные предметы и даже обувь. Все эти качества наделяли березу особым магическим смыслом. Именно поэтому березовыми метлами было принято обметать могилы.

 Девушки на Троицу  «завивали» (связывали ветви) березу  и проходили под ней с песнями  и поцелуями. Этот обычай назывался  «кумиться» — т.е. целоваться  под березовыми ветвями.  Праздник  считался девичьим: принято было  собирать деньги и вместе покупать  еду и сладости. Ритуал «завивания  венков» — отзвук древних женских  коллективных обрядов в священных  рощах, когда тотемом женщины  считалась береза. Позже этот  же ритуал превратился в красивую  игру, забаву, хоровод. При этом  кумовление все же сохраняет все элементы девичьих инициаций — приема девушек в род, что свидетельствует об их зрелости и делает полноправными членами рода.

 Троица всегда и  везде была зеленым праздником. В эти дни дворы, дома и  церкви снаружи и внутри украшались  зеленью и цветами. Даже в  церковь шли с цветами и  пахучими травами. В некоторых  районах, когда травы складывались  снопом, в середину ставили троицкую свечу. А после того как они высыхали, их хранили как средство от всевозможных бед, использовали как лекарство, а свечу сохраняли для умирающих. По одной из существующих примет, троицкая зелень надежно оберегает дом во время грозы.

 Троицу отмечали на  природе. Люди шли в леса, рощи, горожане выезжали на загородные  прогулки. Это были веселые и  шумные гулянья. В деревнях  с самого утра начинали печь  караваи, созывали друзей, для  которых уже были сплетены венки из цветов и березы.

Информация о работе Православные праздники