Православные праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:35, реферат

Краткое описание

Праздник являлся особым днем, который предполагал полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, т.е. выполнять всю повседневную работу. В праздник было обязательно нарядно одеваться, а для разговора выбирать темы только приятные, радостные, быть веселым, приветливым, гостеприимным. Главной характерной чертой праздника являлось многолюдье.

Содержание

Славянские языческие и православные праздники 2
1. Зима 3
1.1. Коляда 4
1.2. Новый год 6
1.3. Сочельник 9
1.4. Рождество
1.5. Рождество пресвятой Богородицы 13
1.6. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. 15
1.7. Святки 18
1.8. Крещение 21
2. Весна 23
2.1. Масленица 23
2.2. Пасха 27
3. Лето 30
3.1. Троица 30
3.2. Русальная неделя 34
3.3. Иван Купала 36
3.4. Петров День 40
3.5. Спас 43
3.6. Медовый спас 43
3.7. Яблочный и ореховый спас 46
4. Осень 47
4.1. Покров 47
Использованная литература 50
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 536.41 Кб (Скачать файл)

По окончании игр около  огня молодежь пускала на воду веночки, как и в троицких гаданиях, но в отличие от них в купальский веночек с помощью стебельков льна  или ржи вплетали свечку, которую зажигали от купальского костра.

 Молодежь, подростки,  дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно  играли в горелки. 

 

3.5. Петров день.

Петров день является великим  праздником православного календаря, который отмечался 12 июля как День святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

 Согласно христианскому  вероучению, апостол Петр был  одним из ближайших учеников  Иисуса Христа, присутствовал при  Его Преображении на горе Фавор  и первым провозгласил Его  Христом, сыном Бога живого. После  Воскресения Иисуса Христа апостол  Петр стал ревностным проповедником  Его учения и возглавил одну  из первых христианских общин,  за что и был распят на кресте вниз головой во времена императора Нерона, около 65 г.

 Апостол Павел считается  Православной церковью одним  из величайших проповедников христианства. Благодаря его проповедям возникло множество христианских общин по всему Средиземноморью и в Малой Азии. Павел, первоначальное имя которого было Савл, долгое время не признавал Иисуса Христа как Мессию и боролся с христианством. Однажды на пути в Дамаск он услышал с неба глас Божий, который преобразил его в верного христианина.

 Его перу принадлежат  14 тезисов, которые входят в  Новый Завет. Он был казнен  в Риме вместе с Петром по  аналогичному обвинению. В отличие  от Петра ему отрубили голову. Существует легенда, согласно  которой, будто бы отделившись  от тела, она промолвила имя  Иисуса Христа, а позже на том  месте, где голова упала, появились три целебных источника.

12 июля Церковь отмечает  как день общего мученичества  двух апостолов. На большинстве  христианских икон апостолов  рисуют рядом. В современном  христианстве Петр наделяется  властью Божьего ключника, который  управляет воротами Небесного  Царства, или рая, а потому  на многих иконах его изображают  с ключами в руках. 

 Петров день является  окончанием зеленых Святок и  купальских гуляний. 

 Многие петровские  песни начинаются с обращения  к солнцу и Богу: «Солнышко!  Петрова ночка-невеличка, солнышко...»  и «Солнышко! Петрова ночка,  где твоя дочка? Солнышко...»,  «Боже наш! Петрова ночка маленькая,  Боже наш...», «Боже наш! На  сенокосы медуночка, Боже наш...», «Дай же, Боже, погодоньку на нашу работаньку! Это сено искать, и в стожок сложить, и в клуньку повозить...», «Дай же, Боже, Петра переждать, пойдут мальчики девок искать...» и т.д.

 Все это указывает  на сакральное содержание и  назначение этих песен. 

 Петровские песни поются  практически на один мотив  с купальскими и составляют единую жанровую разновидность, что свидетельствует об их связи в древности с единым обрядом.

 Примерно 5-7 дней во  время летнего солнцестояния  солнце восходит и заходит  в одно и то же время, в  течение определенного промежутка  не меняется долгота дня. Поэтому  празднование языческого Купалья длилось 5-7 дней и завершалось Петровым днем. Об этом свидетельствуют некоторые мотивы купальско-петровских песен: «Перед Петром, пятым днем, девки травник собирали...», «Перед Петром, пятым днем, разгулялась Янова лошадь...» и т.д.

Так как это время обычно было жарким, то особенной популярностью  пользовались холодные первые блюда и квас, сладкие блюда и напитки из ягод. Петров день являлся и праздником рыбаков, поскольку апостол Петр считался их покровителем, а потому на стол подавались и блюда из свежей рыбы.

 В Петров день кумы  с поклонами дарили крестникам  пшеничные пироги. Сваты со стороны  жены угощали сватов мужа ужином, а тещи на второй год бракосочетания  приносили зятьям печеный сыр.  В деревнях устраивали веселую  братчину. Ставили широкие столы,  раскладывали угощение: жареную  баранину, пироги с начинкой из  баранины, ватрушки. Подавали купленное  на общие деньги вино, с которого  братчина и начиналась. Каждый  пьющий приговаривал: «Батюшка Петр-Павел!  Заткни в небе дыру, заткни  тучи-облака, не лей дождем! Подай,  Господи, зеленый покос убрать подобру-поздорову».

 Стоит сказать, что  для такого совместного гуляния  в Петров день существовала  своя причина. Дело в том,  что летом колоть скотину в  каждом доме было невыгодно:  во-первых, она не успевала «нагулять»  мясо, а во-вторых, в жару хранить  мясо было затруднительно —  оно быстро портилось. А потому, чтобы разговеться, община колола  барана на всех, его хватало,  чтобы зараз поесть досыта  свежего мяса жителям всей  деревни. Так сама собой решалась  проблема хранения: ее просто  не возникало. Баранина, являясь  традиционным русским блюдом, была  главным угощением на петровских  братчинах. Хорошим гарниром к  баранине являлись брюква, репа, свекла, фасоль.

 В Петров день было  принято ходить в гости. Для  этого родственники приезжали  даже из дальних деревень. Все  от души гуляли и веселились, ведь впереди вплоть до Рождества  Пресвятой Богородицы (21 сентября) была трудная страдная пора.

По своему характеру гулянья  Петрова дня носили ярко выраженный любовно-брачный характер. Так, например, в некоторых районах ожидание солнца сопровождалось игрой «в свадьбу». При этом «жениха» выбирали среди парней, а «невестой» становилась бойкая женщина средних лет. Их сажали на два колеса, и начиналась «свадьба», причем разыгрывались все этапы от сватовства до венчания. При этом с восходом женщины стаскивали с себя сарафаны, распускали волосы и в одних рубахах бегали по деревне, преследуемые парнями. А девушки в это время свистели, кричали, пели, плясали. Такая брачно-эротическая тематика была свойственна всем празднествам в честь великого солнца, дающего жизнь.

 

3.6. Спас.

 Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы отмечаются в августе в дни церковных праздников Предъисхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображения и Нерукотворного Образа, а свои названия получили от лакомств, которые по православному обычаю разрешалось отведывать в эти дни.

 Это был особенно  важный и сложный период в  жизни крестьянства. Спас приходился на конец лета, когда горячая пора сбора урожая и заготовок на зиму была в самом разгаре.

 

3.7. Медовый Спас.

Медовый, или маковый, Спас, также Первый Спас, Спас на воде —  это народные названия православного  праздника в первый день Успенского поста, 14 августа(1 августа по старому  стилю). Это был первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю Иисусу Христу.

Полное церковное название Первого Спаса — Предъисхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

 Истоки Спаса идут  из Византии. Еще в 1897 г. в  греческом часослове написано: «По  причине болезней, весьма часто  бывавших в августе, издревле  утвердился в Константинополе  обычай выносить Честное Древо  Креста на дороги и улицы  для освящения мест и в отвращение  болезней. Накануне (31 июля по старому  стилю) приносили его из царской  сокровищницы, полагали на святой  трапезе Великой церкви (в честь  святой Софии — Премудрости  Божией). С настоящего дня и  далее до Успения Пресвятой  Богородицы, творя литии по всему  городу, предлагали его потом  народу для поклонения. Это и  есть Предъисхождение Честного Креста». Т.е., говоря современным языком, для освящения города, предотвращения болезней и эпидемий в город выносили крест.

 В Русской православной  церкви праздник Медового Спаса  соединился с воспоминанием о Крещении Руси киевским князем Владимиром, произошедшем в 988 г. Согласно традиции, в этот день совершается малое освящение воды, а также меда нового сбора, благословляется его употребление в пищу. В этот день было принято печь медовые пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.

 Медовым Первый Спас  называют потому, что к этому  дню соты в ульях наполнены до отказа, и пасечники приступают к его сбору. Тем, кто следовал строгим народным обычаям и постился, в Медовый Спас разрешалось есть освященный церковью мед. Наши предки на пирах пили хмельной мед, на его же основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. Уже в старинных источниках мед описывался как «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Считается, что мед обладает особой силой и пригоден для лечения большинства болезней.

 С первого дня августа  (14 августа по новому стилю), обычно  начинали ломать первый мед,  поскольку с этого дня пчелы  переставали его приносить. Как  самому процессу сбора меда, так  и личности пчеловода придавалось  особое значение. Считалось, если  какой-либо пчеловод утаит хоть  капельку за щекой, то его  постигнет немедленная Божья  кара. Ведь, согласно традиции, весь  мед следовало отнести в церковь  и освятить. Зато немногословный  сборщик меда, который выполнял  все правила, с молитвами делая свое дело, считался истинным христианином и уважаемым тружеником.

 Однако не только  мед заготавливали 14 августа.  С этого периода начинался  также активный сбор малины, черемухи, лекарственных трав и созревших  коробочек мака.

 Так, например, мак  использовали при выпечке булочек  и других кондитерских изделий,  а также как средство защиты  дома от ведьм. Еще собирали  и заготавливали на зиму горох.  А на Урале и в Сибири  уже начинали шишкование кедров.

14 августа, кроме Медового  Спаса, является днем памяти  семи ветхозаветных мучеников  Маккавеев, которые приняли кончину  в 166 г. до Рождества Христова. Как и все христианские праздники,  день Маккавеев своеобразно переплелся  с языческими обычаями и обрядами.

 У славян этот день  отмечается как праздник Маккавей. Так, в пищу, которую готовили  и подавали к праздничному  столу, обязательно должен добавляться  мак, который созревает к этому  времени. Конечно, связь мака  с Маккавеями может быть чисто  звуковой. И все же там, где  еще сохранились старые обычаи  предков, в этот день стараются  печь маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом.

 Начинали трапезу блинами  с маком. В специальной посуде  для растирания мака приготавливали  маковое молочко — маково-медовую массу, в которую после обмакивали блины. Эта посуда называлась макальником, макитрой, макатером.

 Так как съедобный  мак был широко распространенным  и любимым продуктом, он разнообразно  применялся в народной кухне,  обрядовых блюдах восточных и  западных славян.

 Мак упоминается во  множестве пословиц, поговорок, хоровых  песен и загадок: «Мачек с медом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нем семьсот воевод».

 В день Маккавея  молодежь выходила на улицы,  где водила хороводы с песнями  «Ой, на горе мак» и шутливыми  заигрышами. Так, девушки обсыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»

 

3.8. Яблочный Спас и Ореховый Спас.

Второй Спас получил название Яблочного. Этот солнце, одежды же его стали белыми, как свет. В ту же минуту явилось светлое облако, из него вышли два великих пророка древности — Моисей и Илия, — и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» . То был голос Бога Отца».

 А потому в строгом  соответствии с этим текстом  Преображение Господне еще называлось  в народе Спасом на горе. И  все же чаще его именовали  Яблочным Спасом, потому что к  этому времени поспевают яблоки.

 По случаю праздника  в храмах проходят торжественные  богослужения, освящаются яблоки,

 которые с этого дня разрешается есть. Те, кто причисляет себя к истинно верующим христианам, до Второго Спаса яблок не едят.

 Обычай имеет и назидательное  значение: вначале плоды зелены, незрелы, но по мере развития  наливаются соком, созревают.  Так и человек в земной жизни  может быть некрасив, греховен, но  по мере нравственного развития  преображается, проникается светом  Божиим. Самый же главный плод  — наше духовное преображение.

 В день Яблочного  Спаса пекут яблоки, блины, пироги  с яблоками, грибами и ягодами,  всем, чем одаривает сад, огород, лес. Этот день — первая  встреча осени (осенины).

 Вместе с яблоками  продолжают освящать мед, вишню,  сливы, другие фрукты и даже  овощи. С этого дня начинается  заготовка яблок на зиму. При  этом летние сорта сразу пускали  на переработку, делая варенье,  джем, сок и т.д. Для варенья,  компотов выбирают сорта, которые  не развариваются, хорошо пропитываются  сиропом — коричное полосатое,  коричное новое, осеннее полосатое,  Спартак. А зимние, более лежкие, оставляют впрок.

 Стоит знать, что  великолепно хранится антоновка,  пепин шафранный. Яблоки снимают  рано утром, не вытирают от  росы, чтобы сохранить естественный  защитный слой. Затем складывают в коробки и ящики, подбирая при этом плоды средних размеров.

Информация о работе Православные праздники