Православные праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 08:35, реферат

Краткое описание

Праздник являлся особым днем, который предполагал полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, т.е. выполнять всю повседневную работу. В праздник было обязательно нарядно одеваться, а для разговора выбирать темы только приятные, радостные, быть веселым, приветливым, гостеприимным. Главной характерной чертой праздника являлось многолюдье.

Содержание

Славянские языческие и православные праздники 2
1. Зима 3
1.1. Коляда 4
1.2. Новый год 6
1.3. Сочельник 9
1.4. Рождество
1.5. Рождество пресвятой Богородицы 13
1.6. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. 15
1.7. Святки 18
1.8. Крещение 21
2. Весна 23
2.1. Масленица 23
2.2. Пасха 27
3. Лето 30
3.1. Троица 30
3.2. Русальная неделя 34
3.3. Иван Купала 36
3.4. Петров День 40
3.5. Спас 43
3.6. Медовый спас 43
3.7. Яблочный и ореховый спас 46
4. Осень 47
4.1. Покров 47
Использованная литература 50
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 536.41 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Славянские языческие  и православные праздники                                   2

  1. Зима                                                                                                           3
    1. Коляда                                                                                                   4
    2. Новый год                                                                                             6
    3. Сочельник                                                                                              9
    4. Рождество   
    5. Рождество пресвятой Богородицы                                                    13
    6. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня.           15                                                                  
    7. Святки                                                                                                   18
    8. Крещение                                                                                              21
  2. Весна                                                                                                          23
    1. Масленица                                                                                            23
    2. Пасха                                                                                                    27
  3. Лето                                                                                                           30

3.1. Троица                                                                                                 30

3.2. Русальная неделя                                                                               34

3.3. Иван Купала                                                                                      36

3.4. Петров День                                                                                       40

3.5. Спас                                                                                                  43

3.6. Медовый спас                                                                                   43

3.7. Яблочный и ореховый спас                                                             46

4. Осень                                                                                                      47

4.1. Покров                                                                                               47

Использованная литература                                                                   50

Приложение                                                                                            51 

Славянские языческие  и православные праздники.

Так повелось, что праздники  составляют одну из важнейших сторон нашей общественной и частной  жизни. В старину говаривали: «Мы  целый год трудимся для праздника». А потому праздник в духовном сознании начинает восприниматься как нечто  священное, противоположное будням, отличное от повседневной жизни.

 При этом, если будни осмысливаются как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник являлся временем, когда происходило слияние с Божественным, приобщение к духовным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди старались достигнуть особого душевного и телесного состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. И для достижения такого осознания праздника на бытовом уровне было создано множество правил, которые должен был усвоить каждый член общества.

 Праздники всегда считались  обязательными для всех, особенно  достигших зрелого возраста.

 Праздник являлся особым  днем, который предполагал полную  свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, т.е. выполнять всю повседневную работу. В праздник было обязательно нарядно одеваться, а для разговора выбирать темы только приятные, радостные, быть веселым, приветливым, гостеприимным. Главной характерной чертой праздника являлось многолюдье.

Праздники — это особая система. Они имеют единую многоступенчатую последовательность. Из года в год, из века в век всегда справляются в определенном порядке.

 

 

 

  1. Зима.

 

    1. Коляда

25 декабря начинался один  из значимых праздников славянского  народного календаря — Коляда. Колядование (возможно, происходит от лат. calendae, «календы») — обрядовый обход крестьянских домов группами деревенских жителей во время Святок. Этот обряд совершали накануне Рождества, Васильева дня, Крещения. 25 декабря отмечается католическое Рождество. И все же до начала XX в. основными зимними праздниками в славянской традиции были Коляды и Рождество Христово. Уже потом, вследствие известных исторических событий, Новый год стал цениться несколько больше. Это был первый шаг в сторону от исходных традиций народной культуры. И все же все возвращается на круги своя: теперь мы начали праздновать и Рождество, и Коляды, и Новый год. Все чаще можно увидеть на улицах городов колядующих. Для непосвященных в историю народных обрядов скажу: это довольно экзотическое зрелище.

 

 Коляды — очень  древний языческий праздник, который  совсем не был связан с Рождеством  Христовым. Так получилось, что  с приходом христианства на  славянские земли, произошедшим  в раннем Средневековье, церковь  начала активно бороться со  старой религией. На местах капищ  — языческих храмов — строились  христианские церкви, языческие  праздники заменялись христианскими.  Примерно то же получилось  и с Колядами. На время зимнего солнцестояния — а это главная «причина» празднования — выпадает рождение Иисуса Христа. А поэтому неудивительно, что Коляды ассоциируются с Рождеством и переняли много христианских традиций. Между тем это был праздник Бога неба — Даждьбога, ведь после зимнего солнцестояния день становится длиннее и солнечнее. Значит, Даждьбог уже проснулся. Зима обязательно закончится, и придет пора тепла и работы.

 Очень многие даже  из тех, кто слышал про колядки,  не знают, что обозначает слово  «Коляда». Коляда — от уменьшительно-ласкательного  «коло», обозначающего солнце-младенца. Оно представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького ребенка пол еще не играет никакой роли, тем более что само солнце у нас среднего рода. Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, точнее, из поэтического представления о рождении маленького солнца. И это новорожденное солнце открывает новый год, символизирует солнце будущего года. Стоит сказать, что это древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие «новый год» и на открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают его в виде мальчика, летящего в космос.

 У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался  поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг — солярный  знак солнца) наши предки представляли  прекрасным младенцем, которого  захватила в плен злая ведьма  Зима. Согласно поверьям, она превращает  его в волчонка (ср. синонимы «волка»  — «лютый» с праславянским  названием самого сурового месяца  зимы: февраль — лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет  снята с него волчья (иногда  и других животных) шкура и  сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске  своей красоты. 

 Коляда праздновалась  в так называемые зимние Святки  с 25 декабря (сочевник, сочельник) по 6 января (Велесов день). Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро — «смерть»), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В этот вечер все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым.

Позднее праздник Коляды был  замещен великим праздником Рождества  Христова. Однако у славянских народов  Рождество до сих пор сочетается с Колядой. И у всех восточных  славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой  древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. Для праздника юноши и девушки наряжались в хари, или лярвы, и страшила. Ряженые ходили по дворам, пели колядки — песни, прославляющие Коляду, дающую всем блага. При колядовании они обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты.

 Колядование проходило примерно везде одинаково.

1. Ритуал. Он представлял  собой жертвоприношение (козла). После  чего ряженые проводили заклинание солнца.

2. Языческий обряд. Сюда  входила обрядовая трапеза (кутья,  печенье в виде фигурок скота). Обход дворов с «солнышком»,  пение аграрных колядок, «кормление Мороза».

3.  Христианский обряд  (сюда входил рождественский сочельник).

 

 Обход дворов со  «звездой». Христославление, аграрные колядки на Васильев день.

 В канун Рождества,  называемый сочельником, церковный  устав предписывал соблюдать  строгий пост с полным воздержанием  от пищи до первой звезды. Она  символизировала рождественскую  звезду, возвестившую волхвам Рождество  Христа. Само слово «сочельник»  происходит от сочива, зерновой  постной каши на конопляном  соку с сушеными ягодами или  медом (то же, что кутья). Сочиво  разрешалось вкушать в сочельник  с наступлением вечера.

 В этот день было  принято прославлять благополучие  дома и семьи (желали всего,  «что хозяину нравно»). А для  того чтобы получить благословение,  нужно было ублажить колядовщиков, чем те и пользовались, весело требуя гостинцев и подарков. Это считалось чем-то вроде отдарков за колядование. Скупым они шутливо предрекали разорение. При этом подарками могло быть все что угодно, в основном пища. Обычно колядовщикам давали обрядовое печенье, баранки, коровки, козульки, пироги и караваи, так называемые символы плодородия. Каравай, например, символизирует тучность коровы (старосл. — крава).

Колядовщики обходили дома крестьян в определенном порядке, называли себя «непростыми гостями», приносящими хозяину дома радостную весть о том, что родился Иисус Христос. Они призывали хозяина достойно их встретить и разрешить под окном покликать Коляду, т.е. спеть особые благопожелательные песни, называвшиеся в одних местах колядками, в других — овсенями, виноградьем.

 После исполнения песен  они просили у хозяев вознаграждения. В редких случаях, когда хозяева  отказывались слушать колядовщиков, те порицали их за жадность. В целом к приходу колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все величания и пожелания, старались их по возможности щедро одарить.

 «Непростые гости»  складывали дары в мешок и  отправлялись к следующему дому. В больших селах и деревнях  к каждому дому приходило по  пять-десять групп колядовщиков. Колядование было известно на всей территории России, но отличалось местным своеобразием

 

1.2. Новый год.

У древних славян год начинался  с марта, а потому январь являлся  одиннадцатым по счету месяцем. Несколько  позже Новый год отмечался  в сентябре, в Семенов день, после  чего январь стал пятым месяцем года. И только в 1700 г. после введения Петром I нового летосчисления сделался первым из двенадцати месяцев.

 С 20 февраля 1918 г.  в России вводится новое летосчисление.  Для того чтобы перевести дату  со старого стиля на новый, пришлось прибавить к дате старого стиля 11 дней для XVIII в., 12 дней для XIX в. и 13 дней для XX в.

 В результате получилось  так, что в ночь с 13 на 14 января  отмечается так называемый старый Новый год, а в ночь с 31 декабря на 1 января по традиции мы встречаем Новый год.

 С Нового года (1 января) по старый Новый год (13 января) в народе отмечали погоду на  каждый день. Так, считалось, что  какая погода будет каждый  день в этом промежутке, то  такая же погода будет и  в соответствующем месяце наступившего года.

Новый год был не просто праздником окончания старого и  начала нового года. Это был один из таинственных и мистических дней. А поэтому не случайно в этот день, поздравляя друг друга, говорят: «С Новым  годом, с новым счастьем», ведь именно этот день отвечает за события, которые  произойдут в течение года. А потому в полночь, когда часы бьют 12 раз, все загадывают самые заветные желания, которые должны исполниться в наступающем году.

Народные приметы.

На Новый год существует много примет и поверий, при помощи которых можно было если не прогнозировать весь год, то хотя бы часть его.

 В новогоднюю ночь  принято загадывать желания, для  чего готовят бумагу и карандаш. И пока часы бьют 12 раз, нужно  успеть написать желание, сжечь,  размешать в бокале с шампанским  и выпить его. Только в этом  случае ваше желание может  исполниться. 

 С празднованием Нового  года у народа было связано  множество примет. Так, под Новый  год в сильный мороз замораживали  в ложке воду. Если лед оказывался  в пузырях — к хорошему здоровью  и долголетию. Если же в центре  оказывалась ямка, то это предвещало  болезнь или даже смерть, причем  не обязательно самого загадывавшего,  но, возможно, кого-нибудь из близких родственников.

Информация о работе Православные праздники