История религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:21, доклад

Краткое описание

Религиоведение необходимо отличать от:
Теологии (Теос – Бог, логос - наука) – Богословие
Атеизма (безбожие)
Теология занимается обоснованием и защитой взглядов определенной религии.
Атеизм ставит целью отрицание любых религиозных взглядов, доказательства их несостоятельности.
Религиоведение интересует не защита и не опровержение религии, а исследование как религиозных, так и антирелигиозных положений.

Вложенные файлы: 1 файл

История религи.doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)

Отличия вероучения ислама от др.монотеистических религий.

             Ислам признает, что единый Бог  открывался людям трижды:

-через пророка Моисея – Таурат.

-через пророка Иисуса – Инджил.

-через пророка Мухаммеда – Коран. Причем, это откровение является последним и достаточным, и все предыдущие откровения заменяет собой. Когда пришел  Моисей евреи посчитали его Откровение единственным, а все остальные люди, не приняли его вообще. Когда пришел Иисус,- евреи его не приняли, а христиане не поняли, т.е. обожествили.

           Таким  образом, евреи и христиане,  это не язычники, подлежащие смерти, а «люди Писания», которые знают истинного Бога, но не смогли воспринять высшего Откровения, и, сл. не могут быть равными мусульманам.

       Ислам почитает  практически всех библейских  пророков и царей. Это Адам, первый человек, Ибрахим(Авраам) – отец всех верующих, Исмаил-сын Ибрахима и родоначальник арабов, Якуб(Иаков)-родоначальник Израиля, Мусса(Моисей)-величайший пророк, получивший первое откровение, Дауд(Давид)-величайший царь Израиля), Сулейман(Соломон)-мудрейший из царей, Иса (Иисус Христос), получивший второе Откровение и ставший величайшим пророком до Мухаммеда. Почитается также Мариам(дева Мария), которая родила его в непорочном зачатии и т.д. Поэтому места их захоронений, если они существуют,  мусульмане стремятся отобрать у евреев и христиан и превращают в мечети.

    По сравнению с христианским  церковным вероучением в исламе  под влиянием иудаизма и христианских  ересей была проведена полная  рационализация веры в Бога. Церковь  утверждает иррациональную веру, т.е. догматы, не постигаемые  разумом. Против церкви выступали еретики, которые стремились догматы упростить, и на их основе исламом проведено наибольшее упрощение веры. Так монофизиты учили, что Иисус Христос имел только одну божественную природу, а человеком он только казался. Под их влиянием ислам стал учить, что Бог не только никогда не становился человеком, но Он никогда не может и не будет им казаться. Сл. Бог – это всемогущество, свободная воля, лишенная всякой внешности и не имеющая формы.сл., в исламе запрещены любые изображения Бога, а также  - человека и животного. Еретики монофилиты учили, что Иисус Христос был человеком, имевшим лишь одну божественную волю, не имевшим собственной человеческой воли и действовавшим только под влиянием воли Бога. Ислам же стал учить, что не только у Иисуса, но  и у любого человека вообще, нет никакой собственной воли, и все что происходит с людьми, происходит только по воле Божией безо всякого согласия или выбора людей. Сл., человек – это только форма, внешность, оболочка, лишенная свободы. Т.обр., никакого завета(союза) между Богом и человеком не может быть никогда. От человека требуется только беззаветная, безоговорочная абсолютная покорность воле Аллаха, т.е. ислам. Сам человек ничем, в том числе, молитвами не способен повлиять на волю Аллаха.

      Аллах не просто  творит мир и не только им вечно управляет. Мир постоянно погибает, и Аллах творит его вновь и вновь каждое мгновение. Сл.. все и всегда начинается сначала, как бы с чистого листа, а значит нет никакой связи между событиями и явлениями, между прошлым, настоящим и будущим, вот почему сам человек ни за что, в том числе и за самого себя, не может отвечать.

      Ислам безоговорочно  отверг все христианские догматы,  но особенно яростно – догмат  троицы, т.е Бог всегда един, а  не триедин и не имеет лица; догмат боговоплощения, т.е. ни Иисус и никто из людей, не может почитаться как воплощение Божества, и Бог не может стать человеком; догмат воскресения, т.е. никто никогда не воскресал из мертвых. А воскреснут все и сразу в день страшного суда. Иисус был смертным человеком, он не умер на кресте, а был чудесным образом заменен(Симоном Киринеянином), перенесен богом с голгофского креста в Аравию, где долго жил, имел жену и детей, умер там и похоронен в Медине, рядом с будущей могилой более великого пророка Мухаммеда.

Кроме языковых отличий чуть ли не единственным нововведением ислама(по ср. с хр.и иудаизмом) является джихад – война за ислам против неверных.

        При этом в исламе само отречение от Бога не является высшим грехом, если дает возможность защитить ислам и убить неверных.

Тема 6. Мусульманская молитва и благотворительность.

  1. Особенности молитвы в исламе.
  2. Мусульманское богослужение.
  3. Виды милостыни в исламе.

               Салят(намаз-тур.)- молитва, которая состоит из произнесения различных религиозных формул исключительно на арабском языке и сопровождается рядом строго установленных телодвижений. Должна происходить пять раз  каждые сутки, разувшись на особом коврике. Саджада –  молитвенный коврик,  постелив который мусульманин отгораживает себя от внешнего мира, временно отделяет себя от мирской суеты. На нем обычно изображение ниши или арки, остриём касающейся Мекки. Во время молитвы мусульманин обязан повернуться лицом в сторону Мекки, а в самой Мекке – к главной мусульманской святыне, храму Кааба. Первоначально мусульмане поворачивались в сторону Иерусалима. При молитве следует расстелить саджаду лицом в сторону Мекке (кибла), одному общему центру поклонения для верных, соответственно все мечети, могилы и надгробные памятники строятся фасадом в ту же сторону. Молитве предшествует ритуальное омовение рук и ног. Совершать молитву можно где угодно, однако лучше всего – в мечети. Масджид(тур.мечеть) – место для молений, помещение для религиозных школ, центр проведения религиозных диспутов и т.п., т.е. это центр жизни мусульманской общины. Внутри мечети находится михраб – углубление в стене, указывающее направление на Мекку. Изображения людей и животных запрещены. В мечети – два входа: для мужчин и для женщин. Богослужением руководит мулла - (владыка) служитель религиозного культа у мусульман; знаток Корана и религиозных обрядов. Обычно избирается верующими из своей среды. Рядом с мечетью располагается минарет – башня, с которой мусульман созывают на молитву. Это можно только голосом, запрещены колокола, звукоусилители и т.п. призыв осуществляет муэдзин- глашатай. Служителей культа готовят в медресе.

Медресе́ (араб. مدرسة‎‎, букв. «место, где изучают») — мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет.

Молитва является обязательной для  мужчин с 13 лет. Без особого разрешения мусульманин не имеет права ничего просить у Бога. Особенно важными  являются молитвы. совершаемые в  пятницу (яум аль джума). В пятницу Бог сотворил человека, в пятницу родился и умер Мухаммед, по пятницам он получал откровения, в пятницу будет конец света. В пятницу мусульмане должны собираться в главной мечети своей общины. В мусульманских государствах пятница является выходным днём.

Приложение 1. 
Поднявшись на галерею минарета, МУЭДЗИН поворачивается в сторону Мекки и, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает молитвенный призыв («азан», или «нида»):  
 
«Аллах велик! Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха (произносится дважды). Идите на молитву. Ищите спасения».  
 
Перед чтением молитвы МУЭДЗИН дважды произносит: «Молитва лучше сна», а шииты (последователи одного из направлений в исламе) здесь добавляют фразу «Идите к лучшему из дел».  
 
Завершает азан молитва:  
 
«Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха».  
 
Верующий, услышав азан, должен остановиться и повторить его, произнося вместо четвёртой и пятой фраз формулу:  
 
«Сила и могущество только у Аллаха».  
 
Перед утренней молитвой фразу «Молитва лучше сна» он заменяет другой:  
 
«Ты сказал то, что истинно и справедливо».  
 
После азана непосредственно перед началом молитвы раздаётся икама (дословно «подъём») — второй призыв на молитву, состоящий из тех же формул, что и азан.  
 
В течение ночи для тех, кто особенно усердно молится, призыв повторяется ещё дважды.  
 
Существует несколько версий о происхождении азана. Согласно одной из них, традиция возникла еще до переселения пророка Мухаммада в Медину (хиджра). Согласно другой — после переселения, примерно во втором году хиджры.  
 
Очевидно, что Мухаммад ввел ритуал «азана» по аналогии с колокольным звоном у христиан и звуком трубы у иудеев.  
 
Порывая с традициями иудаизма и христианства, пророк отверг звуки трубы и колокольный звон и предписал, чтобы МУЭДЗИН призывал верующих в назначенные часы пять раз в день.  
 
Первым МУЭДЗИНОМ стал назначенный самим Мухаммадом по откровению от Аллаха эфиоп Биляль ибн Рибах, вольноотпущенник пророка.  
 
Историки считают, что в арабских племенах еще до ислама существовал обычай издавать особый крик — например, для сбора членов племени на военный совет. Это поручалось человеку, которого называли мунади, или муаззин (глагол «азана» по-арабски означает «кричать на публике»).  
 
Сначала МУЭДЗИН зазывал людей на молитву на улицах, и лишь спустя некоторое время для этого стали использовать самую высокую точку в городе, а позже — минарет.  
 
Это произошло при омейадском халифе Абд аль-Малике (685-705).  
 
С годами выработались требования к профессиональному МУЭДЗИНУ:  
он должен был обладать мощным, но приятным голосом, который могли бы слышать все жители данной местности.  
 
Мелодичному произнесению слов азана обучали детей, которые обнаруживали способности к пению.  
 
Иногда функции МУЭДЗИНА переходили по наследству. Семьи, в которых были слепые мальчики, видели в карьере МУЭДЗИНА возможность для своих детей получить источник пропитания. Кроме того, поднимаясь на минарет слепой МУЭДЗИН не видел того, что происходит во дворах и домах жителей. 
 
Существовали и региональные способы призыва:  
в Фесе (Марокко) на минарете укрепляли знамя, а в темное время — зажигали лампу.  
 
В Индонезии в ряде мечетей начало молитвы предваряется звуками гонга (влияние буддизма).  
 
В некоторых крупных мечетях возникла традиция хоровой рецитации азана.  
 
Кроме азана МУЭДЗИНЫ стали исполнять специальные славословия, например, произносили «прекрасные имена Аллаха».  
 
С самого начала МУЭДЗИН (в отличие от звонаря в христианстве) рассматривался как помощник имама (светского и духовного главы общины или государства).  
 
Халиф Умар (634-644) отправил в помощь наместнику Куфы человека в качестве «МУЭДЗИНА и визиря». Тогда же выработался ритуал, когда МУЭДЗИН сначала призывал правоверных на улице, а затем отправлялся к правителю, приветствовал его и приглашал на молитву.  
 
Сначала азан состоял из фразы «Молитва вместе» («Ас-салат джамиа-тан»).  
 
Впоследствии ее стали использовать только в чрезвычайных случаях.  
 
Иногда обязанности МУЭДЗИНА возлагали на астронома, который должен был удостоверять правильность киблы (направления на молитву) при строительстве мечети, а также рассчитывать время намаза.

Заккят – это обязательная милостыня, которую мусульмане выплачивают раз в году при определённых условиях. Одно из условий для выплаты закята – это наличие в течение года сбережений в определенном размере, при которых закят становится обязательным. Эта сумма называется "нисаб" и равняется стоимости 85 граммов золота. Срок, в течение которого должны храниться сбережения, составляет 354 дня или полный лунный год, и обозначается термином "хауль". На практике это означает, что если человек располагает суммой, равной нисабу или больше этого, и прошел полный лунный год с того момента, как у него появилась эта сумма, то он должен выплатить закят в размере 2.5% от имеющихся сбережений. Важно не забывать, что обязательным является намерение потратить средства именно в качестве закята. В мусульманских государствах заккят является единственным налогом, установленным для мусульман(другие налоги должны платить евреи и христиане), который должен расходоваться на нужды бедных и малоимущих, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нём.

       Садака — это добровольная милостыня, которую человек выплачивает по собственному усмотрению и желанию. Садака может выплачиваться не только деньгами в качестве подаяния беднякам, но и в виде еды, одежды и прочего имущества не только беднякам, но и сиротам, путешественникам, воинам. Садакой также считается всё то, чем мусульманин добровольно жертвует во имя Аллаха: время, силы, труд, деньги, проявление снисхождения или дружелюбия к кому бы то ни было и так далее. Садакой также считается отказ от чего-либо не запрещённого, с целью сохранения, поддержки, распространения религии и т. д., в пользу другого верующего.

 

Тема 7. Посты, праздники и святыни в исламе. 
1. Главный пост в исламе.

       2.Мусульманские  запреты.

       3. Паломничество  в исламе.

       4. Мусульманские  святыни.

         Саум-пост. Главным в исламе является пост в месяц рамадан, когда в течение 30 суток принятие пищи, питья и половое общение разрешены лишь после захода солнца. Нарушенный день поста должен быть отбыт в другое время за пределами рамадана, кроме того нужно за свой счёт накормить другого человека. От поста освобождаются участники военных действий, больные, беременные, дети до 13 лет. В исламе принят лунный календарь, поэтому месяцы не привязаны ко времени года и пост может выпадать на любой сезон.

Помимо обязательного  поста ислам разрешает добровольные посты в любое время года.

    В исламе существуют также постоянные запреты: - есть свинину и некоторых других животных. Разрешённая пища называется халляль.

-употреблять алкоголь(при этом  наркотики не запрещены),

-заниматься ростовщичеством(давать деньги в рост) с этим связано презрение к ювелирному производству и банковской деятельности;

-играть в азартные игры(т.е.  на деньги)

-прелюбодействовать. (нет запрета  на гомосексуализм). При этом в  исламе разрешено мужчинам жениться на еврейках и христианках, иметь до 4 жен(с согласия первой жены и обязанности содержать всех) и любое число наложниц(их дети не могут претендовать на наследование).

Хадж – паломничество в Мекку, ко главной святыне ислама - храму Кааба(куб), в юго-западный угол которого в мурован черный камень. Хадж должен совершить каждый мусульманин хотя бы раз в жизни. Разрешается поручить хадж одному из многих мусульман, который становится хаджой и пользуется особым уважением, наряду с сеидами, прямыми потомками Мухаммеда.

Священный город Мекка - это место, где родился Пророк Мухаммад, в котором были ниспосланы первые откровения, и в который он вернулся после переселения в Медину в 622 году.

Мекка является священным  городом для всех мусульман. Ежегодно в хадже здесь собираются до 4 миллионов паломников. Мекка также известна как Умм аль-Кура (мать всех городов) или Аль-Балад аль-Амин (Безопасный город), а также Мекка имеет имя Аль-Балад аль-Харам (Священный город).

Пять раз в день около 1,5 миллиарда мусульман из различных уголков мира обращают свои лица в сторону Мекки. И, по крайней  мере, один раз в своей жизни, все  мусульмане, которым не помешали личные обстоятельства, совершают хадж (паломничество в Мекку). Таким образом, каждый год в Священном городе Мекке находится около четырех миллионов паломников со всего мира.

В углу мечети Кааба, главной мечети всех мусульман, установлен Черный камень. Именно с него начинают обход вокруг Каабы паломники. объем высотой 15 м и площадью 10 на 12 м, задрапированный тканью глубокого черного цвета, поглощающего солнечные лучи и оттеняющего сияние вышитых золотом и серебром надписей.

Происхождение Каабы связано с первым человеком и первым пророком Адамом, которого Господь назначил своим наместником на земле (см. Коран, 2:30). Согласно мусульманской традиции место расположения Мекки стало священным прежде, чем было заселено. Именно в окрестностях Мекки пророк Ибрахим хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила. Между мекканскими холмами ас-Сафа и аль-Марва металась в поисках воды для маленького Исмаила жена Ибрахима Хаджар (библейская Агарь), уведенная им в пустыню по велению Всевышнего. Во спасение Исмаила там, где он топнул ножкой, ангел Джабраил (Гавриил) иссек из-под земли воду источника Зам-зам. Близ Мекки в «пещере сокровищ», была устроена первая могила Адама и его супруги Хавы, перенесенная после потопа в Иерусалим; мекканская могила праотца людей отмечала центр мира.

Информация о работе История религии