История религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:21, доклад

Краткое описание

Религиоведение необходимо отличать от:
Теологии (Теос – Бог, логос - наука) – Богословие
Атеизма (безбожие)
Теология занимается обоснованием и защитой взглядов определенной религии.
Атеизм ставит целью отрицание любых религиозных взглядов, доказательства их несостоятельности.
Религиоведение интересует не защита и не опровержение религии, а исследование как религиозных, так и антирелигиозных положений.

Вложенные файлы: 1 файл

История религи.doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)

 

Сегодня Мекка по-прежнему имеет право называться столицей Саудовской Аравии. Мало кто знает про официальную столицу - Джидду, - которая находится в 73 км от Священного города, но слово Мекка на слуху у каждого! Современные технологии позволили упростить мутешествие паломников в этот Священный город: недавно говорили о строительстве скоростной железной дороге, а теперь обсуждают международный аэропорт в Мекке.

   

 Второй святыней  ислама является могила пророка  Мухаммеда в Медине, в основанной  им первой мусульманской мечети(Масджид ан Наби), к которой примыкал его дом. Третье по значению общемусульманской святыней является аль Кудс: мечеть аль Масджид аль Акса на месте, куда Мухаммед был чудесным образом перенесен перед вознесением на небо и получением Корана, а также –примыкающая к ней мечеть Куббат ас Сахра(купол скалы) в Иерусалиме. Многие мусульманские святыни являются бывшими местами поклонения христиан и евреев, как, напр.,  мечеть ая-София в Стамбуле или мечеть на могиле патриархов в Хевроне. Существует также множество необщеисламских мест поклонения,как напр., могила Тимура в Самарканде и др. Приверженцы ваххабизма пытаются их уничтожать.

 

 

 

Приложение 2. Мусульманские праздники и посты.

Календарь мусульман  не изобилует красными праздничными датами. Более того, Пророк Мухаммад запретил праздновать праздники  других религий.

Исламские праздники  обычно называют на языке Корана –  арабском. Все мусульманские праздники отмечаются в соответствии с «Хиджрой» - лунным календарем, поэтому все праздничные даты ежегодно приходятся на разные дни и даже времена года. 
 
Великих праздников в Исламе два: 
 
1. Праздник разговения - Йиду-ль-Фитр (ар.), Ураза-байрам (перс.). Йиду-ль-Фитр наступает в 
первый день десятого лунного месяца Шавваль (декабрь/январь) и продолжается до 3 дней. 
Этот праздник знаменует завершение поста в месяце Рамадан. 
 
2. Праздник жертвоприношения - Йиду-ль-Адха (ар.), Курбан-байрам (перс.). Праздник Йиду-ль-Адха начинается в 10 день 
двенадцатого лунного месяца Зу-ль-Хиджа (март/апрель), в период совершения 
паломничества в Мекку. 
 
Оба праздника отмечаются всей общиной. Согласно шариату их конкретные даты определяются решением имамов локальной общины, выносимым в соответствии с результатами наблюдений.

Помимо основных праздников в мусульманском мире чтят определенные дни, такие как джума, день Арафат и ночь Предопределения

Также праздничным днем считается каждая пятница недели.

Первый день Хаджа, паломничество в Мекке - 9 Зу-ль-Хиджа (март/апрель)

Мухаррам - начало Нового года - 1 Мухаррама (апрель/май)

Дни Ашура - день траура по Хусейну и его семье. Иногда 
праздник называется по возгласу "Вах, Хусейн! Вах, Хасан! - "Шахсей-вахсей" - 1-10 Мухаррама (десятый день нового года)

Маулюд-ан-наби - день рождения пророка Мухаммада - 12 Рабигуль-ауаль (июнь/июль)

Ночь Рагаиб - женитьба родителей Пророка Мухаммада - 4-5 Раджаба (сентябрь/октябрь)

Мирадж - вознесение Пророка  на небеса - 27 Ражаба

Лейлат аль-Бараа, Бароат - ночь очищения от грехов - 14-15 Шугбана (октябрь/ноябрь)

Ураза - начало священного поста - 1 Рамадана (декабрь/январь)

Лейлят аль-кадр - ночь предопределения - ночь на 27 
Рамадана

Йаум Арафа - день стояния  на горе Арафат - 9 Зу-ль-Хиджры (март/апрель) 

 

Праздники являются важнейшей составной частью жизни каждого мусульманина. Их содержание направлено на то, чтобы провозглашать и укреплять основные положения учения ислама: веру в единство и единственность Аллаха - Его вечность, справедливость и всемогущество; веру в предопределение; признание пророческой миссии иудейских и христианских пророков, и, прежде всего, Пророка Мухаммеда; веру в священность Корана; веру в воскресение мертвых в Судный день. 

 

Порицание исламом чрезмерности в известной степени определило и небольшое число праздников, а также скромность их проведения. В традиции ислама каноническими считаются только два праздника: Ид аль-адха (Курбан-байрам) - Праздник жертвоприношения и Ид аль-фитр (Ураза-байрам) - Праздник окончания поста месяца рамадан. Остальные праздники не являются каноническими и отмечаются как памятные даты, посвященные событиям, связанным с жизнью Пророка Мухаммеда, священной историей и историей ислама. Еженедельным праздничным днем мусульман является пятница (араб. яум аль-джума - "день собраний"), когда все совершеннолетние мусульмане посещают мечеть чтобы совместно совершить полуденную молитву (зухр) и выслушать проповедь имама (хутба).

Даты мусульманских  праздников и памятных событий определяются по новолуниям и имеют следующую календарную последовательность:

МУХАРРАМ 
Новый год 
Ашура

Месяц мухаррам имеет  особое значение в жизни мусульман. Поскольку 1 мухаррама наступает  Новый год по лунному календарю, этот месяц считается священным. В месяце мухаррам, когда Пророк Мухаммед еще не имел достаточное число последователей, ему пришлось совершить знаменитое переселение (ар. хиджра) из Мекки в Медину (Ясриб) вместе с семьей и близкими. Эта дата - 15(16) июля 622 года по григорианскому календарю - считается началом мусульманской эры и поэтому месяц мухаррам так почитается мусульманами.

Из всех дней месяца мухаррам выделяется десятый день - Ашура (арам. "десять"), который почитается особо: по преданию в этот день Пророк Мухаммед произнес памятные слова: "о  люди, спешите делать добро в этот день, ибо этот день великий, благословенный. Аллах благословил в этот день Адама". В традиции иудаизма в десятый день месяца мухаррам (месяц тишрей по еврейскому календарю) еще задолго до появления ислама стал соблюдаться пост и отмечаться Йом-Кипур - День Искупления, когда совершается покаяние и приносится жертвоприношение за содеянные грехи.

В мусульманской традиции день Ашуры посвящается воспоминанию многих важных событий священной  истории: сотворению небес, земли и  моря; рождению Адама; выходу пророка Нуха (Ноя) из Ковчега; решению пророка Ибрахима (Авраама) принести в жертву своего сына Исмаила (в библейской традиции - Исаака); окончанию страданий пророка Айуба (Иова); спасению Мусы (Моисея) и началу его пророческого служения (Коран 28:6-37). Кроме того, 10 мухаррама считается днем совершения в грядущем Страшного Суда

Во времена династии Омейядов (661-750) в день Ашуры мусульмане одевались в новые и нарядные одежды, веселились и устраивали праздничное  угощение.

Сначала отношение к  месяцу мухаррам у всех мусульман было одинаковым, но в 61 году хиджры (10 октября 680 г. по григорианскому календарю) в битве при Кербеле (совр. Ирак) были убиты имам Хусейн - младший сын Али ибн Аби Талиба и внук Пророка Мухаммеда, его брат Аббас и их 70 сподвижников. По свидетельству источников, с ними "поступили так, как не поступали у всех народов с худшими из людей: их убивали жаждой и мечом, сжигали, прибивали их головы к кресту, пускали по их телам лошадей". После этих событий содержательная сторона дня Ашура у мусульман-шиитов приобрела другое значение.

В память о мученической смерти имама Хусейна и его  сподвижников 10 мухаррама шииты  соблюдают строгий пост и траур, а также устраивают особые театрализованные представления (та-зийа), воспроизводящие  эпизоды битвы при Кербеле и гибели имама. На площадях и улицах сооружаются помосты, на которых разыгрываются эти представления - траур, поминки, оплакивание и т. д. Непременными атрибутами этих представлений являются пустые кувшины и меха для воды, символизирующие страдания от жажды, светящийся тенур - печь, куда по преданию, была спрятана голова Хусейна, саваны и куски черной траурной ткани, кинжалы, топоры, камни, цепи и стрелы.

По городам и селениям в дни траура проходят шествия  скорбящих (десте), которые несут черные знамена (бераг); некоторые участники шествия бьют себя кулаками в грудь и наносят удары цепями и кинжалами. Шествия сопровождаются громким плачем и восклицанием: "Шах Хусейн, вах, Хусейн!" (отсюда произошло европейское название этого обычая - "шахсей-вахсей"). В знак скорби женщины много рыдают: считается, что слезы, пролитые в эти дни, являются благословенными и излечивают от различных болезней - поэтому их даже собирают в особые сосуды - слезницы. Во дворах мечетей или в специально отведенных для этого местах устраиваются собрания с чтением повествований о страданиях имама Хусейна и его сподвижников (роузехани).

Мусульмане в этот день посещают мечеть для участия  в общей молитве, а особенно благочестивые  люди дают благотворительные обеды, на которых много рассказывается об имаме Хусейне и его семье, о роде Алидов и Пророке Мухаммеде.

Траурные дни длятся 29 дней, но часто траур соблюдается  и в следующем месяце - сафаре. Существует традиция обновлять в  эти дни посуду и другую домашнюю утварь. В период мухаррама считается богоугодным купить мухр - прессованную маленькую таблетку, сделанную из священной земли (Кербелы или Мекки); на этих таблетках пишутся изречения из Корана и наносится красивый орнамент.

Впервые мусульмане-шииты  открыто отметили Ашуру как траур по имаму Хусейну в 963 году в Багдаде. Центром траурных торжеств вскоре стал город Кербела, где имам Хусейн принял мученическую смерть и где по преданию погребено его тело. В день праздника туда съезжаются паломники-шииты со всего мира.

Мусульмане-сунниты тоже чтят память имама Хусейна, но траур и пост в день Ашуры для них не являются обязательными.

РАБИ АЛЬ-АВВАЛЬ.  День рождения Пророка Мухаммеда - Маулид ан-наби (Мавлид)

День рождения Пророка  Мухаммеда отмечается в 12-й день месяца Раби аль-авваль. В знаменитом труде Ибн Исхака (704-767 гг.) "Жизнеописание господина нашего Мухаммеда, посланника Аллаха" приводится следующий рассказ о рождении Пророка: "Утверждают - согласно рассказам людей, но Аллах лучше знает, - что Амина, дочь Вахба и мать посланника Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует! - рассказывала, что когда она носила посланника Аллаха, ей было явление и было сказано: "Ты понесла господина этой общины. Когда он явится на свет, скажи: "поручаю его покровительству Единого от зла всех завистников", потом назови его Мухаммедом". Когда она понесла его, она увидела, как из нее вышел сноп света, в котором ей стали видны дворцы Басры на сирийской земле. Прошло немного времени и Абдаллах ибн ал-Мутталиб, отец посланника Аллаха, скончался, а мать посланника Аллаха еще была тяжела им. Сказал Ибн Исхак: посланник Аллаха родился в понедельник по прошествии двенадцати ночей с начала месяца раби аль-авваль, первого в год Слона".

"Год Слона", упоминаемый  в этом произведении, приходится  примерно на 570 год, однако точная дата рождения Пророка Мухаммеда до сих пор не установлена и праздник Маулид ан наби приурочен ко дню его смерти. Это объясняется и тем, что в традиции ислама смерть рассматривается прежде всего как рождение для вечной жизни. (Поэтому дни рождения отмечаются мусульманами либо очень скромно, либо не отмечаются вообще, а даты смерти отмечаются более торжественно).

В первые века ислама этот праздник не отмечался, и был введен в обычай только в 604 г. хиджры (1207 г.), во время правления багдадского халифа ан-Насира из династии Аббасидов.

По случаю Маулида  в мечетях совершаются общие  молитвы, произносятся торжественные  проповеди и декламируются мавлиды - стихотворные славословия Пророку  Мухаммеду. В некоторых странах  в этот день проводятся процессии и шествия с зажженными фонарями и факелами, во время которых несут изображение матери Пророка - Амины. Бедным по случаю торжества раздается милостыня.

РАДЖАБ. Ночь Даров - Лейлят ар-Рага-иб 
 
Для мусульман месяц раджаб является священным и имеет особое значение: он называется "месяцем Аллаха", "глухим" (ал-асамм) и "проливным" (ал-асабб), поскольку считается, что гнев Аллаха в этот месяц не слышен, а Его милость со щедростью "проливается" на всех людей. В месяц раджаб отмечаются многие события священной истории: вхождение пророка Нуха (Ноя) в ковчег (в 1-й день месяца), чудо перехода Мусой (Моисеем) моря, день прощения Адама, день рождения Ибрагима (Авраама) и день рождения Исы (Иисуса). В различных мусульманских странах (особенно в Египте, Ираке и Йем


Информация о работе История религии