Женский культ в истории религий мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 19:03, реферат

Краткое описание

Роль богини как матери всего сущего корнями своими уходит вглубь веков. ЕЙ поклонялись повсеместно на Ближнем Востоке и в Европе; в Индии традиция индуизма поместила культ богини на высокую духовную ступень. В библейские времена культ богини существовал по всей Святой земле.

Содержание

1. Введение .................................................................................…………...3
2. Женский культ в религиях .......................................................................4
2.1 В буддизме ...........................................................................................5
2.2 В христианстве ....................................................................................8
2.3 В исламе ...............................................................................................9
3. Женские божества ..................................................................................10
3.1 Богиня-мать .............………………….....…………………...…......11
3.2 Богиня Макошь .................................................................................12
3.3 Богиня Инанна ..................................................................................13
3.4 Богиня Астарта ..................................................................................14
3.5 Богиня Исида .....................................................................................15
4. Заключение .............................................................................................16
Список использованной литературы …

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по религии.docx

— 47.41 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Владимирский государственный университет  
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» 
(ВлГУ) 
 
Кафедра  
«Философия и религиоведение» 
 
 
 
 
 
Реферат

по дисциплине «Религиоведение» 
на тему:

«Женский культ в истории религий мира»

 

 

 

 

 

 

 
                 Выполнила: 
Студентка группы  УПк – 213 
Соколова Полина

Приняла: 
                                                                                                                               Доцент кафедры философии и религиоведения 
О. В. Арсенина 

 

 

 
Владимир,  2014

Содержание

 

1. Введение .................................................................................…………...3

2. Женский культ в религиях .......................................................................4

2.1 В буддизме ...........................................................................................5

2.2 В христианстве ....................................................................................8

2.3 В исламе ...............................................................................................9

3. Женские божества ..................................................................................10

3.1 Богиня-мать .............………………….....…………………...…......11

3.2 Богиня Макошь .................................................................................12

3.3 Богиня Инанна ..................................................................................13

3.4 Богиня Астарта ..................................................................................14

3.5 Богиня Исида .....................................................................................15

4. Заключение .............................................................................................16

Список использованной литературы ……………..……………..............17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Живи и радуйся, что ты не родился женщиной».  
Различные вариации подобного высказывания мужчин имеют многообразные культурные и религиозные отголоски, создавая тем самым впечатление справедливости утверждения о том, что традиционный образ женщины, сконструированный мужчинами, рожден их страхом перед "инаковостью" женщины.

Истоки культа женского божества возникли очень давно, много тысяч лет назад. Таким образом, культ богини может считаться древнейшим в истории мировых религий, а его история и происхождение теряются в далекой древности. В эпоху кроманьонцев, примерно 35 000 лет до нашей эры, появляются первые скульптурные изображения женского божества.

Роль богини как матери всего сущего корнями своими уходит вглубь веков. ЕЙ поклонялись повсеместно на Ближнем Востоке и в Европе; в Индии традиция индуизма поместила культ богини на высокую духовную ступень. В библейские времена культ богини существовал по всей Святой земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Женский культ в религиях

2.1 В буддизме

Известно, что самой древней мировой религией является буддизм. Он возник в 6 веке до нашей эры на территории современной Индии. Создателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, который в результате постижения божественных истин стал просветленным, т.е. познавшим правильный жизненный путь.

Согласно священным буддистским текстам, женщина и мужчина в целом признаются равноправными. Однако, что касается сфер высокой духовности, существует негласная традиция, закрепляющая эти области за мужчинами, тогда как удел женщины - прежде всего семья, забота о хлебе насущем. Как гласит легенда, сам Гаутама категорически возражал против того, чтобы женщины вставали на путь посвящения и становились монахинями, поскольку им не под силу следовать аскетическим ограничениям монашеской жизни. Не случайно в своих молитвах буддистские мужчины благодарят судьбу за то, что не родились женщинами, подтверждая подобными благочестивыми "исповеданиями" наличие женской дискриминации. И все-таки, как утверждает предание, Гаутама внял мольбам своих самых ревностных последовательниц и разрешил женщинам брать на себя обеты монашества.

Любопытно, что на факты учености и благочестия самых первых монахинь, гипсовые изваяния которых даже находятся в священных храмах - пагодах - в буддистских обществах словно закрывают глаза. Например, в Бирме отношение к монахиням далеко не такое почтительное, как к монахам. Последних практически обожествляют, тогда как на женщин - приверженец духовной жизни смотрят совершенно по-другому, что, в частности находит свое отражение в бирманской пословице: "Если женщина не вышла замуж или разорилась, то ей ничего не остается, как облачиться в розовые одежды тилащин". Слово "тилащин" можно перевести как "соблюдающая заповеди" или же "обладающая добродетелями" - так называют в Бирме буддистских монахинь. При этом настоящими монахинями их не считают, поскольку традиция посвящения женщин в монашеский сан пресеклась еще в средневековье. И, следовательно, женщины не могут входить в число избранных праведников, способных осуществлять свой собственный духовный рост и помогать преобразовываться другим.

Основные помехи духовному росту в буддизме имеют психологический характер. Это алчность, ненависть, заблуждение и гордыня. Но исключенность женщин из религиозного подвижничества делает их носительницами подобных негативных качеств, олицетворяющих человеческое зло. Возможно, именно поэтому обращение к монахиням в женском роде считается недопустимым, фактически осквернительным. Иными словами, "соблюдающие заповеди" и "обладающие добродетелями" монахини как бы теряют принадлежность к женскому полу и поднимаются до уровня мужчин.

 

2.2 В христианстве

Ничуть не больше достоинств отводит женщинам и Христианство. Миф о грехопадении, созданный христианской традицией и являющийся частью нашего непосредственного культурного наследия, описывает женщину как пособницу Сатаны, которая была первой, кто обманул Адама, и вследствие греха женщины, человечество было наказано Богом, будучи изгнано из Эдема.

Любопытно, что в этой библейской драме Ева представляется более активной, жаждущей знания стороной. Адам же, напротив, скорее пассивное и наивное существо. В Талмуде говорится: "Вначале змей хотел обратиться к мужчине, но потом подумал: "С Адамом говорить бесполезно, он просто глиняная колода, лучше я заговорю с женщиной, она податливей, любопытней и все хочет знать…"

Так что же именно хотела "знать" Ева? "Знание" и "познание" в еврейском языке (также как и в древнесемитском и в древнеиндийском) означают "зачатие", "сотворение". Выходит, женщина хотела проникнуть в божественную тайну, уподобиться Творцу, а заодно накормила запретным плодом и мужчину, пробудив в нем желание, потребность в любви. Миф видит в этом проклятие человечества, поскольку никто не может уподобиться Богу, но в результате проклята была только женщина. Таким образом, женщина стала "носящей проклятье", причиной всех человеческих страданий и потому "надо всеми женщинами тяготит проклятье Евы".

Определяя статус женщины в Христианстве, апостол Павел отмечал, что "в женщине - начало греха, и из-за нее все мы вкусим смерть", а также "не Адам соблазнился, но женщина, соблазнясь, преступила дозволенное". (Очень важный и принципиальный, на наш взгляд, момент - снятие с Адама ответственности за содеянное, он якобы не знал, что творил, а Ева знала.) А посему наставление апостола мужчинам гласит: "жены ваши в церквах до молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит"; "и не муж создан для жены, но жена для мужа" (1-е Коринф). Из таких и подобных воззрений складывается отношение к женщине в Христианстве. Даже ответ Иисуса матери: "Кто ты, женщина? И что у меня общего с тобою?" - звучит довольно уничижающе. А вывод напрашивается сам собой - женщине никогда не быть достойной милости Бога. Возможно, именно поэтому и среди ближайших учеников Христа - его 12 апостолов - не оказалось ни одной женщины.

На протяжении двух тысячелетий отцы святой Церкви всячески кляли женщину, культивируя в ней чувство вины за нарушение божеского закона, за совращение человека, созданного по образу и подобию Божию. Выходит, мужчина - человек, а женщина - отступница, не человек и все божественное ей изначально чуждо. О каком же равенстве перед Богом в таком случае может идти речь.

Многие христианские святые также давали себе полную волю, благочестиво порицая и браня женский пол. Так, святой Иероним называл женщину "вратами дьявола и стезей беззакония". Она - "скорпион, всегда готовый ужалить", согласно Святому Бонавентуре; "орудие, используемое дьяволом для овладения нашими душами", согласно святому Сципиону, и "яд аспида, злоба дракона", согласно святому Григорию Великому.

Обращаясь к Домострою, книге, "которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам", можно четко представить образ типичной православной женщины, которая, если и не достойна почитания, то, во всяком случае, и не навлекает на себя осуждение. Итак, как гласит Домострой, православных женщин надлежит воспитывать в строгости, дабы сохранить их от "бед телесных". По наставлению Домостроя женам надлежит быть добрыми и послушными, трудолюбивыми и молчаливыми. Удел женщины - беспрестанная работа по дому ("и не угаснет светильник ее всю ночь"), тогда как мужу беспокоиться о доме не полагается. В то же время в обязанности мужчин вменяется учить свою жену, "как Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и рукоделие всякое знать, и слуг учить и самой трудиться". Как видно, в православной традиции мужчина является не только "господином жены своей", но и ее учителем, духовным наставником, своеобразным посредником между Богом и женщиной: "…жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж наказывает, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению…" По словам В.С.Соловьева: "…женщина видит в своем избраннике спасителя, который должен открыть ей и осуществить смысл ее жизни" (цитировано по О.В.Рябов, 1997; 12). Понятно, что подобные представления о женщине нельзя не назвать дискриминационным. Победа Бога-отца, о котором повествует Библия, привела к торжеству патриархального образа мыслей.

 

2.3 В исламе

Ислам практически узаконил бесправное положение женщины в мусульманских обществах, ее полнейшую моральную и экономическую зависимость от мужчины. Так, согласно Корану, мать не имеет права даже на собственных детей, которые принадлежат мужчине. За малейшее непослушание и строптивость женщины сурово наказывались, при этом Коран рекомендовал не церемониться с ними, позволяя мужчинам избивать своих непокорных жен (сура 4, аят 38). Если в доме отца на женщину смотрели, как на лишнего человека, и жаждали только случая избавиться от нее путем выгодной продажи, то в доме мужа, как утверждают данные историко-культурных исследований, она фактически находилась на положении бессловесной скотины, домашней утвари, которая рассматривалась как рабочая сила, способная рожать детей (Л.И.Шайдуллина, 1978).

Любопытно, что закрепленный Кораном обычай многоженства мусульманские легенды объясняют весьма торжественно и красиво. Рассказывают, например, что сам пророк позволял себе многоженство исключительно из чувства сострадания к женщинам, оставшимся без попечения мужа, погибшего за веру в Аллаха. Однако в реальности покупка очередной жены служила своего рода официальной демонстрацией богатства и социального статуса мужчины. Не случайно Коран трактует брак как торговую сделку купца, покупающего товар, где продавцами являлись родственники невесты, покупателем - жених, а невеста - объектом купли-продажи, т.е. покупкой, к которой вполне естественно предъявлялись требования как к товару на рынке: чтобы он был без изъяна и верно служил своему хозяину. Причем сразу после полной уплаты выкупа муж получал абсолютно полную власть над женой ("жена все равно что пленник"), которая, становясь его собственностью, облачалась в покрывало, поскольку созерцать чужую собственность посторонним возбранялось. Что касается самих женщин, то проявлять инициативу и самостоятельно выбирать себе мужа ей не позволялось.

Инициатива развода по Корану также целиком принадлежит мужчине. При этом легкость расторжения брака иногда даже без всякого повода, закономерно порождала у женщины чувство неуверенности в завтрашнем дне, подтверждая тем самым тот факт, что судьба мусульманской женщины полностью находится в руках мужчины.

Один из зарубежных исламоведов начала ХХ века писал: "На путь святости в исламе редко вступают женщины. Этот путь слишком труден для них, так, по крайней мере, думают мужчины. Последние всюду впереди. Весь блеск, все заслуги, весь почет существуют только для мужчин. Они использовали все для своей выгоды и преимущества. Они все себе присвоили, все монополизировали, даже святость, даже рай (цитировано по И.Гольдциэр). Поэтому вовсе неудивительно, что и после смерти, как отмечают некоторые исследователи, могилу для женщины роют намного глубже, чем для мужчины, т.к. ей не положено лежать на одном уровне с ним, поскольку даже здесь она его недостойна. Ну как тут не вспомнить слова знаменитого Дж. Байрона: "Знать не хотят мусульмане, что есть и у женщин душа…"

 

 

 

 

3. Женские божества

Обилие женских божеств в древних мифо-ритуальных комплексах и религиях народов мира необозримо. Поражает их разнообразие и в географическом, и в хронологическом отношениях. В первобытной архаике центральным в обрядовых действиях был образ Богини-матери. Профессор религии Лондонского университета Э.О.Джеймс считал именно этот образ древнейшим проявлением концепции божества, а его символику – наиболее постоянной чертой в археологических материалах древнего мира.

Информация о работе Женский культ в истории религий мира