Контрольная работа по "История религии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:18, контрольная работа

Краткое описание

Под религией обычно понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни. Религия конституирует отношение человека к сверхъестественным, потусторонним силам. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе.

Содержание

1. Характеристика мировых религий
2. Экстремистские и религиозные направления
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по истории религии

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика мировых религий 

 

Под религией обычно понимается особая духовно-практическая связь  между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые  для них являются основным смыслом жизни. Религия конституирует отношение человека к сверхъестественным, потусторонним силам. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе.

Религия в исторической культуре человечества предстает сложным  и многообразным духовным явлением. Она, пронизывая всю нравственно-этическую  сферу жизни людей, наполняет  ее высшим смыслом. Она выполняет  и вполне определенную социально-регулятивную роль. Оказывая значительное влияние на процесс становления личностного сознания, религия содействует социальной интеграции общества.

Положение религии в современном  обществе достаточно противоречиво, и  оценить ее роль, возможности и  перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Определенно можно сказать, что характерным и закономерным для современности процессом является развитие секуляризации (в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (нерелигиозных) норм, политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования) общественного сознания, в результате которой религия утрачивает свое былое влияние на жизнь общества и отдельной личности. Однако секуляризация определяет лишь общую тенденцию, которая не исключает возможности усиления позиций религии, под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов. Весь опыт XX в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня, очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

Мировая религия –  это религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В настоящий момент этим термином обозначаются только три религии (приведены в порядке хронологии возникновения): буддизм, христианство, ислам.

Однако данные религии распадаются  на ряд самостоятельных направлений.

Буддизм - учение о духовном пробуждении, возникшее около VI века до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. В буддизме принято выделять хинаяну (малую колесницу) и махаяну (большую колесницу).  Хинаяна ближе раннему буддизму. В ней путь к спасению пролегал через членство в сангхе, через монашеское состояние, велика была роль учителей и мала роль обрядности, менее значим и сложен пантеон. Махаяна более похожа на обычную религию: она делает понятие нирваны доступным не узкому кругу монахов, а обыденному религиозному сознанию, отходит от исключительно негативного отношения к миру перерождений.

   Христианство.  Эта религия, одна из крупнейших в мире, распространенная среди многих народов мира, говорящих на разных языках, существует почти два тысячелетия. Трудно найти уголок земли, где бы не вели работу христианские миссионеры, стремясь обратить "заблудшие" души в свою веру. Христианская религия не является единой. Она, как и другие религии, распадается на ряд самостоятельных направлений, наиболее значительные из которых - католицизм, православие, протестантизм. Сохраняя в основном ортодоксальные положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов, отдельными особенностями культа.

Ислам – монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия.  Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама - Коран.

Основные исламские  течения  - это сунниты, шииты и  хариджиты.

На сегодня сунниты  представляют подавляющее большинство  мусульман (около 85 %) и представлены в большинстве исламских стран (страны Ближнего Востока, Северной Африки, Центральной и Южной Азии и т. д.). Основной отличительной чертой суннитов является приверженность в правовых вопросах одной из четырёх общепризнанных суннитских правовых школ и следование в вопросах вероубеждения асаритской, ашаритской либо матурдитской школе.

Шииты составляют вторую по численности группу мусульман (около 15 %) и традиционно делятся на умеренных шиитов-двунадесятников (Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан) и зейдитов (Саудовская Аравия, Иран и Ирак), а также крайних шиитов алавитов (Сирия, Турция, Ливан)

Религиозные взгляды  хариджитов во многом совпадают со взглядами суннитов, но хариджиты  признают законными только двух первых халифов не признавая всех остальных. В современном мире хариджиты представлены ибадитами, которые составляют большую часть населения Омана.

В отличие от традиционных религий, настроенных апологетически в отношении господствующего  социально-политического строя, новационные  религии всегда более интенсивны в своем воздействии на верующих, даже в том случае, если предписывают им общественную пассивность, равнодушие и невозмутимость в отношении с окружающими.

При всей разнородности состава  нетрадиционных религий они все  же представляют собой единую категорию - явление иной религиозности, радикально отличающейся от традиционной для данного общества в рассматриваемый исторический период. Для них характерны преобразование  социальных функций религии и пропаганда новых социально-религиозных утопий обновленческой, оппозиционной либо альтернативной направленности, разработанных на основе радикально измененных (обычно нетрадиционных) вероучений. 

Анализируя причины  распространения нетрадиционных религий, нельзя не обратить внимания на то, что они часто привлекают к себе внимание популяризацией тех или иных физиопсихотехник, которые по праву считаются действенным средством изменения сознания человека, его самочувствия и соответствующих физических показателей. Наличие в новых культах и сектах подобной религиозной практики служит действенным аргументом в пользу утверждений об их преимуществах перед традиционными религиями, которые призывают своих верующих пассивно ожидать милости свыше. Напротив, нетрадиционные религии обещают своим приверженцам действенное преобразование личности и радикальное изменение условий повседневного существования здесь и сейчас. Любая секта дает им ощущение участия в малом микрокосмосе, где все друг друга знают и все солидарны.

Основной мотив обращения к нетрадиционным религиям состоит в том, что человека не удовлетворяют ответы и решения, даваемые официальной идеологией, будь то светской или церковной. Приверженцы нетрадиционных религий надеются, что предлагаемые последними утопические программы сакрального совершенствования человека и общества приведут к чудодейственному разрешению всех трудностей современной цивилизации и прежде всего безотлагательно помогут им лично.

  1. Экстремистские и религиозные направления

Экстремизм - приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акты, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия.

Проявляется религиозный экстремизм в крайнем религиозном рвении, нарушении законов, неповиновении органам власти, умышленном создании напряженности в отношениях между верующими и неверующими, в стремлении к максимальной изоляции единоверцев от религиозной и инорелигиозной среды, в разжигании религиозного фанатизма и агрессивности в насаждении и отстаивании своих верований и др.

В России особая активность исламских радикалов стала отмечаться в конца 80-начала 90-х годов ХХ в. в республиках Северного Кавказа, где ими проповедовались идеи всеобщей исламизации населения. В эти годы наблюдался рост числа приверженцев исламского радикализма в форме ваххабизма, особенно в Чечне и Дагестане, их стремление подчинить своему влиянию официальные культовые учреждения, а также противопоставить верующих органам власти, создание ими религиозно-политических структур и вооруженных формирований, укрепление контактов с руководителями некоторых экстремистских движений как внутри страны, так и за ее пределами.

Последователи «чистого ислама» в Дагестане, а затем и в Чечне, заявляли, что на земле должен действовать только закон Аллаха, а все другие законы, написанные людьми, не подлежат исполнению. И для установления всеобъемлющего божественного закона необходимо объявить джихад.

Таким образом, на Северном Кавказе наряду с возрождением и заметной политической активизацией традиционного ислама появляется и постепенно утверждается ранее мало известное здесь течение ислама - ваххабизм, представляющий собой ярко выраженное религиозно-политическое движение в суннитском исламе.

      Как  показывает анализ деятельности  сторонников религиозно-политического  экстремизма на постсоветском  пространстве, они стремятся путем  демагогии, организации беспорядков,  актов гражданского неповиновения  дестабилизировать и разрушить существующие общественные структуры для достижения своих целей.

В перспективе наиболее вероятным кажется интеграция религии  в светские стороны жизни, исполнение религией роли некоего третейского  судьи, при так часто возникающих  в современном мире конфликтных ситуациях между государствами, маловероятно становление религии некоей серьезной политической силой, хотя возможны различные негативные использования религии различными политическими организациями в личных целях, этот факт говорит уже о том что роль религии не только не падает, а достаточно укрепляется, ибо человеку необходима в трудные времена моральная поддержка, которую и оказывает религия и будет оказывать в перспективе. Поэтому прогнозы видных ученых об изжитии религии, не только не оправдались, а видимо и не оправдаются в дальнейшем.

Сегодня у людей, живущих  на нашей планете, общие проблемы, и они одинаково ищут способы  их решения. Многие из этих проблем  они могут решить только сообща, только найдя возможность объединиться. Но это нелегкая проблема. Взрыв этнического самосознания в наши дни свидетельствует о живущем страхе нивелирующих тенденций, опасении утратить самобытность, национальные традиции. Это – один из факторов, противодействующих становлению мирового сообщества и в то же время – показатель того, насколько необходим сегодня дух солидарности и сотрудничества.

Если наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества населяющих ее миллиардов людей, то будущее религии  зависит от того, в какой мере может быть социально значимым ее вклад в поиски ответа на вопрос, что значит быть человеком.

 

 

Список используемой литературы

  1. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. Махачкала: Кавказ, 1999.
  2. Бербешина З.А. Этика и практика социального работника / Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технология.- М.: Знание, 2009
  3. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Наука, 2008.
  4. Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни. - Минск, 2008.
  5. Гаранджа В.И. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Наука, 2010.
  6. Ольшанский Д.В. Психология террора. – М., 2002
  7. Ханбабаев К.М., Якубов М.Г. Религиозно-политический экстремизм в мире, России: сущность и опыт противодействия. Махачкала, 2008.
  8. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2004.

 


Информация о работе Контрольная работа по "История религии"