История религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:21, доклад

Краткое описание

Религиоведение необходимо отличать от:
Теологии (Теос – Бог, логос - наука) – Богословие
Атеизма (безбожие)
Теология занимается обоснованием и защитой взглядов определенной религии.
Атеизм ставит целью отрицание любых религиозных взглядов, доказательства их несостоятельности.
Религиоведение интересует не защита и не опровержение религии, а исследование как религиозных, так и антирелигиозных положений.

Вложенные файлы: 1 файл

История религи.doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)

Все 3 монотеистические религии резко  отличаются от всех языческих религий.

 

Особенности монотеистических религий.

      1. Все 3 монотеистические религии имеют единый источник и все признают своим первым представителем – Авраама.
      2. Провозглашение веры в единого Бога, как в Творца, то есть того, кто создал весь мир и как во Вседержителя, то есть того, кто вечно управляет миром.
      3. Провозглашение веры в то, что единый Бог предъявляет каждому человеку нравственные требования, то есть требует от человека служить добру и бороться со злом.
      4. Провозглашение веры в пророков, то есть в людей особо избранных Богом, за свое служение добру, для передачи откровения всем остальным людям; при этом во всех монотеистических религиях пророками признаются одни и те же люди.
      5. Человек рассматривается, как личность. То есть в триединой совокупности духа, души и тела, которые не противопоставляются друг другу => отвергается реинкарнации и кремация тел.
      6. Учение о конце света и неизбежном загробном воздаянии человеку, за исполнение или не исполнение им требований Бога (вера в Ад и Рай)
      7. Наличие двух источников откровения Бога человеку. С одной стороны – священное писание, особые тексты, переданные Богом через пророков и содержащие Его требования ко всем людям, а с другой стороны это устная традиция понимания священных текстов, передающаяся непрерывно в истории от поколения к поколению.

Монотеистическая религия

Священное писание

Устная традиция

Иудаизм

Тора (ТаНаХ) – первая часть Библии, которая у христиан называется Ветхий Завет

Талмуд (устная Тора) – комментарии и разъяснения к ТаНаХу еврейских мудрецов.

Христианство

Библия, то есть Ветхий Завет (приготовительная часть) и Новый Завет- Евангелие – основная часть.

Священное придание, т.е. разъяснение  Библии отцами церкви, решение церковных  соборов, дел. святых угодников.

Ислам

Коран – считается третьим и  завершающим откровение Бога, после  Торы и Евангелие.

 Сунна- то есть передача речей пророка Мухаммеда и его преемников.

Шариат


 

Происхождение Иудаизма.

Иудаизм – это монотеистическая религия, связанная с еврейским народом.

 

Адам

 

 

Ной


   Сим       Хам       Иафет

    Свер

                          Исмаил


    Авраам           Исаак                          Исав


                                                                    Иаков (Израиль)       12 сыновей


Еврейский народ берет начало от 3х патриархов или родоначальников. У Иакова было 12 сыновей. От которых  берут свое начало 12 колен (племен). Эти сыновья, их Дети и внуки (всего 70 человек) оказались в Египетском рабстве.

Из этого рабства народ Израиля, около двух миллионов человек, был  выведен по воле Господа Бога под  руководством великого пророка Моисея.

На языке иврит, сам момент похода называется Песах (пасха). На 50 день после пасхи у Синайской горы народ Израиля получил откровение Бога или Тору, через пророка Моисея.

В основе этого откровения, Торы, находятся 10 заповедей (повелений, приказов).

Через 40 лет после исхода из Египта, еврейский народ вступил в святую землю обетованную (обещанную) ему Богом и переданную в вечное владение.

Эрец Исраэль (земля страна Полистина)

В течении нескольких столетий шло  завоевание этой земли. В 50 в. до н.э. на святой земле возникло могущественное государство Евреев, со столицей в городе Иерусалиме во главе с царем Давидом, это государство управлялось по законам Торы. При царе Соломоне, сыне Давида, в Иерусалиме был воздвигнут величайший храм единого Бога Евреев, простоявший примерно 500 лет.

В этом государстве были записаны священные книги евреев

 

ТаНаХ (39 произведений)


 

     Тора          Невиим          Ктувим

   (закон)       (пророки)       (Писания)

 

10 заповедей  Моисея.

1313 г. до н.э. эти 10 заповедей  были переданы Господом Богом Израилю и стали основой морали всего человечества, т.е. исполнение этих заповедей называются добром, а не исполнение злом.

 

По отношению  к Богу

По отношению  к человеку

  1. (За публичное нарушение – смертная казнь)

            Я – Господь Бог твой, который, вывел тебя

            из дома рабства, да не будет  у тебя других 

            богов (повелителей) перед лицом  Моим.

 

  1. Не делай себе кумира (изваяния), никакого изображения того, что на небе, на земле, в воде и под землею. Не поклоняйся им и не служи им.

 

  1. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно (для неправды) /это четырехбуквенное имя самое священное из слов: Я тот, кто был, есть и буде или Вечно сущий/

 

  1. Помни день субботний (седьмой), чтобы святить, отделять его. Шесть дней работай и делай все дела свои, а день седьмой – Господу Богу твоему.

 

  1. Почитай отца и мать своих, чтобы хорошо тебе было и чтобы продлились дни твои на земле, который Господь Бог твой дает тебе.
  1. (За публичное нарушение – смертная казнь, но не всегда)

            Не убивай.

 

 

  1. Не прелюбодействуй (не предавай).

 

 

 

 

  1. Не кради.

 

 

 

 

 

  1. Не отзывайся о ближним твоем ложным свидетельством (не клевещи и не сплетничай).

 

 

  1. Не желай (не домогайся) ничего, что у ближнего твоего.

      / 2 особенности: 

  1. её невозможно нарушить публично => за нее нельзя казнить
  2. нарушивший эту заповедь, нарушает все 10 и => заслуживает смерти/

Сущностью всех 10 заповедей является мера за меру или принцип Талиона, т.е. абсолютной справедливости. Абсолютная (божественная) справедливость требует абсолютно равного возмездия за причинение ущерба: «око за око», «зуб за зуб», «жизнь за жизнь» => смерть за грех, то есть уничтожение или вечное проклятье за нарушение хотя бы одной заповеди.

Таким образом, Бог открывается  Израилю, как воплощение абсолютной справедливости.

 

Формирование  основных идей иудаизма.

К IX веку до н.э., после смерти царя Соломона, Еврейское государство распалось на части. Первая часть – Израиль (северное царство (10 колен)), в нем постепенно утрачивалась вера в Бога. Вторая часть – Иудей (южное царство (2 колена – Иудеи и Левиты)), в нем правили потомки царя Давида, столица Иерусалим, сохранялось поклонение в храме, и сохранялась истинная вера.

Оба государства постепенно слабели  и подвергались нападениям могущественных завоевателей.

В VIII веке до н.э. Ассирийская держава была разгромлена вавилонянами, которые завоевали затем ослабленную Иудею. В 587 году до н.э. Вавилонские завоеватели по приказу царя Навуходоносора взяли Иерусалим и до основания разрушили храм Божий. Большая часть населения Иудеи была угнана в вавилонский плен, который продолжался с 587 по 539 года до н.э. Таким образом, весь еврейский народ должен был исчезнуть, однако вместо этого начали складываться предпосылки для превращения еврейства во всемирный народ. Принадлежность к еврейскому народу начинает определяться не только кровным происхождением, а прежде всего соблюдением Торы, а значит верой в единого Господа Бога. В священных книгах ТаНаХа оказываются ярко выраженными следующие идеи:

1. Идея Монотеизма (единый, единственный Бог, есть дух, т.е ни какая-либо вещь, а причина любой вещи, потому Бога нельзя ни с чем сопоставить => Бог абсолютно не обнаружим органами чувств и абсолютно не познаваем разумом. Единый Бог, есть Творец и Господин всего мира, и есть создатель человека по своему образу и подобию).

2. Идея откровения (между Богом и человеком – пропасть, но образ и подобие Бога в человеке духовно, а именно человек так же, как и Бог свободен и => он может выбирать между добром и злом, значит во всем мире человек это не просто тварь, а дитя Божье => человек должен отвечать за все, что он делает. Человек знает о Боге лишь потому, что Господь сам открывает себя; это откровение находится в священных книгах ТаНаХ => Бог познается лишь откровением через свое слово и Бога познает лишь тот, кто соблюдает его заповеди).

3. Идея грехопадения.  Адам (на ивр. Человек и => каждый человек) свободно, добровольно и зная о последствиях, совершает грех (промах), т.е. отпадает от замысла Бога =>

• в результате этого происходи  искажение всего мира, т.е. в него приходит смерть, а значит страдания и боль.

• в результате этого происходит искажение самого человека, который  становится подверженным смерти и беззащитным  перед болью и страданиями. В  этой идеи утверждается высочайшая ответственность каждого человека за извращение всего мира, за все несчастья в нем => утверждается его призвание к избавлению мира от страданий и смерти. Причем начиная с исправления самого себя.

4. Идея завета (брак; союз любви). Бог создал народ Израильский и заключил с ним завет или вечный союз любви, вступил с ним в брак. Бог избрал Израиль, а Израиль избрал Бога. Бог выделил потомков Авраама, Исаака и Иакова только зато, что патриархи были единственными, кот решился добровольно и до конца соблюдать ору или закон Божий (заповеди Моисея), и в этом поклялись все их потомки, стоя у Сенайской горы, при получении заповедей.

Тем самым в представлениях Иудаизма Израиль представляет собой народ  священников, которые приносят Богу жертву за весь мир и тем самым  спасают его от окончательно гибели.

Евреи обязаны отмечать этот брак телесным обрезанием крайней плоти, т.е. с одной стороны как бы видимым вечным обручальным кольцом, но при этом которое нельзя демонстрировать всем в обычных условиях. (Еврейский мальчик должен быть обрезан на 8 день после рождения)

Если Израиль служит Богу, то мир  возвращается к раю. Если Израиль  нарушает заповеди, то миру угрожает гибель, но он продолжает существовать, т.к. все  страдания и несчастья обрушиваются на Израиль.

  1. Идея Богоприсутствия. Она означает, что Бог постоянно и бесконечно общается с избранным народом и вечно пребывает среди него подобно жениху и невесте. Господь всегда прибывает в храме в Иерусалиме (святое святых). Таким образом, все государственные, военные культурные и просто человеческие действия и мысли евреев не воспринимались происходящими сами по себе, а всегда получали божественное оправдание, либо Божественное проклятье, таким образом, каждый шаг народа находится на виду у Господа.

 

Пророческое движение.

С IX до VI вв. до н.э. среди евреев возникает и усиливается целое пророческое движение или движение Набиев и оформляются книги Невиим (или книги пророков). Наиболее известные пророки: Исаия, Иеремия, Изакииль, Даниил.

Пророки – это яростные обличители социальной несправедливости., государственных и религиозных установления, человеческих пороков, которые не останавливались перед обвинениями вельмож, царей и даже целого народа в нарушении закона Бога, т.е. заповедей Моисея. Пророки объявляли себя гласом Божьим обращенным к народу (они говорили «Я» от имени Бога)

 

Особенности пророческих проповедей.

  1. В них отсутствуют доказательства и всякие логические обоснования их идей
  2. Но за эти идеи, пророки не колеблясь, были готовы принять любую муку и часто принимали саму смерть и от вельмож и от царей и от народа.

В действительности все пророческие  требования были очевидными, т.к. требовали исполнять именно заповеди Божьи, а не что-то другое.

Проповеди пророков отличались вдохновенной требовательностью, требовали исполнения заповедей, во что бы то ни стало и за неисполнение требований Бога грозили неминуемым божественным возмездием. Пророки олицетворяли собой возможность богоизбрания, но уже не только народа в целом, но и отдельного человека, если только этот человек сам захочет исполнять закон Божий, и будет требовать его исполнения от всех окружающих, не боясь за собственную жизнь.

Идея покаяния. Покаяние – «тшува» - возвращение.

Предупреждая о возмездии, пророки  призывали людей к покаянию, т.е. к полному возвращению в догреховное  состояние.

Покаяние проходит в 4 стадии:

1 стадия – осознание греха или перемена мыслей.

2 стадия – исправление последствий греха.

3 стадия – прощение у Господа Бога.

4 стадия – духовное сокрушение о грехе, связанное с вечным стыдом.

 

Пророки учили, что при совершении покаяния, возмездия не состоится. Неизбежное возмездие будет отменено Богом, если сами откажутся от греха, причем, не смотря на любую степень его тяжести.

Таким образом, прощение Господа беспредельно, а значит, => покаяние Израиля приведет к полному преображению Мира в целом, => в их книгах открывается величественный образ нового Эдема (Царство Божье, которое наступит в результате покаяния всего еврейского народа).

Пророки в плотную подходят к  высшему пониманию Бога, которое  открыто еще не формулируется на страницах ТаНаХа, т. е. к знанию Бога, как любви, которая выше справедливости.

Пророку Илье открывается Бог не в могучих раскатах грома, а в  нежном дуновении ветра. Пророк Осия сравнивает любовь Бога к Израилю  со своим отношение к неверной, но вечно любимой жене блудницы, которую он имеет законное право отдать на смерть, но прощает и просит ее вернуться.

 

Пророческое движение в Ветхом Завете.

  1. Призыв Бога, богоборчество Иона.
  2. Иона – в море: образ смерти и воскрешения
  3. Пророчество Ионы и «Перевернутая Ниневия»
  4. Урок Божественного милосердия

Время пророчества ~ VIII в. до н. э. г. Ниневия (столица Ассирии)

Цель: обличение злодеяний

Тот, кто требует справедливости, сам нуждается в милосердии.

Информация о работе История религии