История религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:21, доклад

Краткое описание

Религиоведение необходимо отличать от:
Теологии (Теос – Бог, логос - наука) – Богословие
Атеизма (безбожие)
Теология занимается обоснованием и защитой взглядов определенной религии.
Атеизм ставит целью отрицание любых религиозных взглядов, доказательства их несостоятельности.
Религиоведение интересует не защита и не опровержение религии, а исследование как религиозных, так и антирелигиозных положений.

Вложенные файлы: 1 файл

История религи.doc

— 475.50 Кб (Скачать файл)

2. влияние иудаизма.

Начиная с 1 в.н.э. после разгрома римлянами  Иерусалимского Храма(в 70 г.н.э.) на Аравийском полуострове селились множество иудеев, и образовалось большое количество еврейских общин, было даже создано еврейское государство на юге Аравии, к тому времени уже погибшее.  Они исповедовали монотеистическую веру в виде иудаизма. Под их влиянием среди арабов появилось значительное число приверженцев этой веры, как принимавших иудаизм, так и ещё больше, сочувствовавших и поддерживающих его и под его влиянием, разрывавших с язычеством.

             3.влияние христианских ересей.

В 4-6 вв.н.э. в Византийской империи  вселенские соборы христианской церкви осудили многочисленные ереси, т.е. искажения христианского вероучения, отклонения от него. Тогда приверженцы этих ересей, спасаясь от преследований, стали во множестве переселяться на Аравийский полуостров и создавать там свои общины. Представителей церковного вероучения там практически не оказалось. Среди этих еретиков  к 7 в. наибольшим влиянием пользовались монофизиты и монофилиты. Монофизиты учили, что у Иисуса Христа была только одна природа – божественная и отсутствовало человеческое начало. Монофилиты проповедовали, что у Иисуса Христа, который был человеком, при этом присутствовала только одна воля-божественная, т.е. он действовал не сам, а лишь как марионетка Божия. Среди арабов оказалось множество последователей христианских еретиков, которые веровали в Единого Бога и учили, что церковь исказила учение Христа, что на самом деле Иисус не был Богом, не умер на кресте, не воскрес,а был чудесным образом перенесён Богом с голгофского креста в Аравию, где долго жил, имел детей и умер, и даже показывали Его могилу в г.Ясрибе.

Таким образом, к 7 в. Сложились в основном все основные элементы будущего вероучения, которые оставалось только систематизировать.

 

Тема 2. Мухаммед и формирование ислама.

1.Начало деятельности Мухаммеда. Мекканский период.

2.Хиджра и начало ислама.

3.Мединский период и начало мусульманских завоеваний.

 

1.Основателем ислама стал Мухаммед(фр.Магомет) 570-632 гг.н.э., который почитается мусульманами самым последним и самым великим пророком на земле. Он родился в Мекке и происходил из знатного арабского племени феллахов-курейш. Курейшиты контролировали мекканский храм и получали огромные доходы со всех приходивших в него язычников. Мухаммед с раннего детства остался сиротой. Он  был нищим и возможно, остался навсегда безграмотным, и при этом он очень остро чувствовал своё одиночество. Его воспитала тетка Хадиджа, ставшая впоследствии его первой женой.(всего у Мухаммеда будет 21 или же 23 жены, в том числе, из евреек и христианок и даже 9-летняя девочка Айшу). Под руководством Хадиджы он стал профессиональным торговцем. С ранних лет он испытал глубочайшее отвращение ко всем языческим обрядам и возненавидел языческий культ. Он хорошо знал древние арабские предания об Ибрахиме и Исмаиле, много общался с евреями и христианскими еретиками.Мухаммед верил только в Единого Бога-Аллаха, но долго не представлял, как Ему поклоняться. Смолоду ему стало казаться, что Аллах призывает его к служению, но не по-еврейски и не по-христиански. Христианское вероучение он так и не узнал в неискажённом церковном виде, и от общения с еретиками сделал вывод, что оно переполнено ненавистной ему магией и колдовством. Многие исследователи считают, что он страдал тяжелейшими эпилептическими припадками, во время которых ему от имени Аллаха являлся некто, называвший себя Джибрилем(ангелом Гавриилом) и душил его, требуя выйти на служение. Мухаммед долго колебался, но жена убедила его в пророческом призвании. В 610 г. у него произошло наиболее яркое озарение, в котором он покорился Джибрилю и согласился проповедовать ислам.т.е. покорность Аллаху. После этого Мухаммед открыто выступил в Мекке, призывая всех арабов безоговорочно признать власть единого Бога, прекратить языческие обряды и вернуться к древнему поклонению Ибрахима и Исмаила. У него вскоре появилось множество приверженцев.

        2.Верхушка племени курейшитов встретила его проповедь глубоко враждебно, поскольку она грозила всем их доходам. Мухаммеду неоднократно угрожали и даже пытались его убить. Все его сторонники испугавшись, оставили его. Однако он узнал, что почитатели Аллаха есть в городе Ясрибе, и Аллах повелел ему бежать туда. Ислам признает, что Аллах многократно общался с Мухаммедом всю его жизнь, но при этом не Сам, а только через Джибриля. 622 г.-хиджра-побег Мухаммеда из Мекки в Медину.Это событие и считается началом ислама. Мусульмане ведут счет времени от хиджры как начала мусульманской эры. Именно с этого момента количество мусульман в мире продолжает постоянно увеличиваться. Город Ясриб стали вскоре называть Медина(Мухаммедина)-город пророка. В Медине Мухаммед основал первую мусульманскую мечеть- Масджид ан Наби, рядом со своим домом. К нему стали присоединяться арабы, которые считались изгоями общества, т.к. не принадлежали к определённым родам и племенам. В мусульманской общине они объединялись не по кровному родству и происхождению, а только по преданности Аллаху и самому Мухаммеду.

3.Среди мусульман установилась железная военизированная дисциплина, и в скором времени Мухаммеду удалось создать могучее войско. И тогда он объявил джихад, т.е священную войну против язычников за их полное обращение в ислам. Мухаммед призвал признать себя пророком и присоединиться к нему евреев и христиан, которых в отличие от язычников называл людьми Писания. Большинство евреев и христиан отказались признать его пророком и присоединиться к мусульманам. Тогда Мухаммед потребовал от них строгого исполнения своих, т.е иудейских и христианских, законов, неучастия в войне на стороне своих противников и уплаты особых налогов-джизья на содержание своего войска, обещая в этом случае им полную безопасность. Мухаммед начал завоевательные походы. Ему удалось захватить значительную часть Аравийского полуострова, а в 630 г. – овладеть Меккой. При этом полного разгрома язычников достичь не удалось. Но был заключен договор, согласно которому арабское население обращалось в ислам, но мекканский храм оставался главным святилищем, из которого были выброшены все идолы, но оставлен как главная святыня черный камень. В 632 г. Мухаммед умер, и во главе мусульман стали становиться халифы-преемники Мухаммеда из его родственников.

Тема 3. Арабский халифат и распространение ислама.

1.Мусульманские завоевания на западе и на востоке.

2.Исламские государства.

3.Мусульманские народы в современном  мире.

    Первая волна мусульманских завоеваний(VII-нач.VIIIвв.) связана с халифами. Халифы продолжили завоевания Мухаммеда. Их главными противниками стали враждовавшие между собой Византия на западе и Персия на востоке. Византия была разгромлена и потеряла большую часть своих владений, но осталась существовать. Мусульмане захватили к западу от Аравии Сирию, Святую Землю с Иерусалимом(назвав ее Палестина), Египет, сев.Африку: территории Ливии, Алжира, Туниса, Марокко

Они вышли к Атлантическому океану и переправились в Европу( через  пролив Гибралтар, названный в честь  арабского полководца Джебр аль Тарика). Они смогли захватить земли нынешней Испании и Португалии и вторглись во Францию, где были остановлены в 732 г. в битве при Пуатье.

        На востоке Персия была полностью завоевана, обращена в ислам и стала называться Иран. Затем они захватили современный Афганистан, вторглись в Индию и завоевывали ее в течение нескольких столетий. Но обратить в ислам им удалось не всю страну, а лишь ее западную часть, ныне называемую Пакистан. В своих походах мусульмане уничтожали язычников, требуя их перехода в ислам. Но при этом они не убивали «людей Писания», т.е. евреев и христиан. Их облагали налогами и поражали в правах( статус зимми, близкий к крепостному состоянию). Однако, постоянно поощрялся их переход в ислам, с получением всех прав. За обращение мусульман в иудаизм и христианство была установлена смертная казнь. Почти все христианские общины исчезли(ренегаты-исп. – перешедшие в ислам), а почти все еврейские общины сохранялись до сер.ХХ в., когда они были изгнаны в Израиль. Арабы терпимо относились к античному культурному наследию, которое сохранили и развивали. На этой основе они создали великую философию, выдающуюся поэзию и создали новые науки: алгебру и химию. Таким образом, было создано огромное государство - Арабский Халифат, протянувшееся от Испании на западе до Индии на востоке (первая столица-Дамаск, а затем - Багдад). К 9 в. Арабский халифат распался на множество мусульманских государств: халифатов, эмиратов(эмир – заместитель халифа), шахств, ханств и т.д.

       Вторая волна  распространения ислама связана с обращением монголо-татарских государств: Золотой Орды и выделившихся из нее ханств: Крымского,  Казанского, Астраханского, Сибирского, среднеазиатских и др. в 14-15 вв.

      Третья волна связана  с Османской империей турок  в 14-17вв. захватившей арабские земли и весь Балканский полуостров.

       Новая волна  оказалась связана с ваххабизмом  с сер.ХХ в., усиливается влияние  радикального ислама в США,  зап.Европе, современной России и  т.д.

      В настоящее время  в мире существует более 30 исламских государств или стран с преобладанием мусульманского населения. Крайне западное – Марокко, крайне восточное – Индонезия, крайне южное – Судан, крайне северное – Казахстан. В современной России – количество мусульман быстро возрастает и уже составляет более 10% населения. В России мусульмане в основном сосредоточены в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири и на Северном Кавказе.

   Мусульманские народы.

            Арабы, в большинстве арабских  государств преобладают мусульмане. Единственным арабским государством, в котором до недавнего времени преобладали христиане, был Ливан. Тюркские народы: турки, татары, туркмены, азербайджанцы, казахи, киргизы, узбеки. Большинство российских мусульман принадлежат к тюркоязычным. Из индоевропейских народов мусульманскими являются иранцы, таджики, пуштуны в Афганистане, индусы в Пакистане. Часть народов северного Кавказа: чеченцы, ингуши, кабардинцы, дагестанские народы и др. В Европе существует два мусульманских государства на Балканах: Албания и Босния.

Тема 4. Священное Писание ислама.

  1. Оформление Корана.
  2. Структура и особенности Корана.
  3. Основные направления ислама

                 После смерти Мухаммеда мусульмане сохраняли его речения как откровение Божие и стали их записывать. В 651 г. халиф Осман поручил писцу Зайн ибн Сабиту оформить все откровения в единую книгу, а все иные записи – уничтожить. Таким образом, было оформлено священное писание мусульман – Коран(ар.- читаемое, то, что читается). По мусульманскому преданию Коран существовал прежде сотворения мира у Аллаха и был передан пророку Мухаммеду  как откровение через ангела Джебраила(хр. Гавриила). Откровения Мухаммед получал изустно множество раз. Главное из них было получено в месяце Рамадан в городе Иерусалиме (аль Кудс) на месте разрушенного римлянами святого Храма. Причем в Иерусалим Мухаммед попал чудесным образом, он был перенесен туда, а затем также возвращен на небесном коне аль Бураке.

       Коран не имеет  единого сюжета, и его суры(главы) никак не связаны между собой. В Коране 114 сур. В них содержатся молитвы, предания( в большинстве по библейским сюжетам), мистические видения, законоустановления и т.д. Каждая сура делится на аяты(стихи). Суры расположены в основном в порядке убывания их длины, кроме первой и двух последних сур. Самая длинная сура – вторая – содержит 286 аятов, а в самой короткой суре – 112й, - 3 аята. Самой священной считается первая сура Фатиха(Открывающая)-6 аятов. Она носит характер важнейшей мусульманской молитвы. Ислам учит, что святость Корана исчезает при его переводе с арабского на любой другой язык.  Среди русских переводов можно назвать перевод акад. Крачковского 1960г., поэтические переводы Шумовского, Пороховой и др. Ученые-исламоведы условно делят суры на мекканские(полученные до хиджры, когда Мухаммед был гоним) и мединские (когда создавалось исламское государство). Помимо  Корана в исламе присутствует устная традиция – Сунна (путь, направление). Мусульмане стали опираться на высказывания и действия пророка, которые стали вторым, после Корана, источником ответов на все вопросы. Таким образом, соблюдать сунну означало следовать примеру Мухаммада, подражать ему. Пропагандистами сунны изначально выступали сподвижники пророка и члены его семьи, которые сохранили в памяти его высказывания, поступки или даже молчание в некоторых ситуациях. Предания о Мухаммеде получили название хадисы(рассказы).

             Идеальный образ пророка, вождя, основателя государства, сначала бедного и гонимого, но не побоявшегося выступить против заблуждений своих соплеменников, человека, которого избрал для своих посланий Аллах, вызывал уважение и восхищение мусульман. Это был образ, по которому каждый должен сверять свои поступки. Поэтому учение о пророке Мухаммаде, его словах и делах, стало важной составной частью ислама, вошло в символ веры, в право, в богословие, историографию и литературу. Устная традиция ислама включает также мусульманское право - шариат(ар.закон). Нормы шариата охватывают две области: отношения человека с Богом и его отношения с другими людьми и общиной, регулируя практически все сферы повседневной жизни.

Сунниты– приверженцы сунны. Это понятие появилось после в 8 в. Считается, что до 90% мусульман исповедует суннитский толк ислама. Признают всю Сунну в полном объеме.

           После смерти Мухаммеда возникла группа мусульман- шииты(приверженцы), которая считала, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не выборным лицам. По учению шиитов, право на имамат ( верховное руководство мусульманами) навеки закреплено за родом Али. Имам в шиизме (в отличие от суннизма) играет роль посредника между Богом и людьми. Он является носителем «божественной субстанции». Учение об имамате является краеугольным камнем шиитской догматики. Имам непогрешим, обладает сверхчеловеческими качествами, в то время как для суннитов имам-халиф (исключая Мухаммада) не может претендовать на сверхъестественные качества.

Сегодня к шиитам можно отнести большинство населения Ирана (80%), Ирака (60%), Ливана (30% Общая численность шиитов в мире составляет 110 млн. человек, то есть 10% от общей численности мусульман. Шииты признают в основном предания, связанные с родом Али.

Именно у шиитов развито мистическое направление – суфии.

Тема 5. Особенности мусульманского вероучения.

  1. Мусульманский закон.
  2. Вероучительные положения.
  3. Отличия мусульманского вероучения от иудейского и христианского.

Мусульманский закон.

   Ислам не является просто религиозным  исповеданием. В отличие от христианства ислам представляет собой нормативный (предписанный государственным законом) образ жизни, т.е., организацию всего бытия мусульман. Нарушения не прощаются, а караются мусульманской общиной. В отличие от иудаизма, в котором 613 заповедей, ислам представляет собой нормативный минимум. В основе ислама находятся всего 5  требований (араб. хамсат уль-аркян аль-ислам)

            Но каждый мусульманин обязан их исполнять публично и постоянно, а при этом каждый человек, если он их исполняет, то уже в силу этого признается мусульманином. Это Шахада-вера, Салят-молитва, Заккят-пожертвования.

Саум-пост, Хадж-паломничество.

         Вероучительные положения ислама.

   Шахада- это мусульманское исповедание веры: «Нет никакого Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха». Вера, во-первых, в то, что Аллах есть единственное Божество, и, во-вторых, что Мухаммед – это наивысший пророк и последний посланник Аллаха. Шахада входит как основная часть в любую мусульманскую молитву. Когда ислам принимает взрослый человек, то основой всего этого ритуала является публичное(не менее, чем при двух свидетелях: взрослых мужчинах) троекратное произнесение Шахады на арабском языке. Никаких других вероучительных формул ислам не требует, т.е, в отличие от христианской церкви, ислам не имеет формальной догматики. Ислам учит, что кроме Шахады остальные вероучительные вопросы могут быть предметом дискуссий. Однако в действительности ислам требует веры и по многим другим положениям. Это - вера в ангелов и демонов (джиннов),- в противостояние Богу Сатаны(Шайтана), - в бессмертие души при полном неприятии реинкарнации. – в загробное воздаяние в раю или в аду(рай и ад понимаются физически); - в конец света, воскресение мертвых и страшный суд; - в пророков, которых Аллах посылает людям(это те же пророки, что в иудаизме и христианстве, а Мухаммед считается высшим и последним из них).

Информация о работе История религии