Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 33 вопроса по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

психология семьи.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Нормально функционирующая  семья.

·  Нормально функционирующая семья это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого члена.

Ледерер и Джексон  выдвинули такую точку зрения, что хороший брак имеет следующие признаки:

- толерантность.

-уважение друг к другу.

-честность.

-желание быть вместе.

-сходство интересов и ценных  ориентаций.

А.Н.Обозов считает, что стабильный брак обуславливается совпадением  интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств.

·   Признаки функциональной семьи.

ü Проблемы признаются и решаются.

ü Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь  свои чувства, желания, свобода творчества)

ü Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.

ü Члены семьи умеют удовлетворять  свои потребности.

ü Родители делают то, что говорят.

ü Ролевые функции выбираются, а  не навязываются.

ü В семье есть место  развлечениям.

ü Ошибки прощаются, на них  учатся.

ü Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

Но если функционирование семьи нарушается. То здесь мы уже  будем говорить о дисфункциональной  семье.

4.Дисфункциональные семьи.

Дисфункциональная семья это такая семья, в которой одна или несколько функций нарушены или отсутствуют. Дисфункциональная семья оказывается неспособной удовлетворять потребности друг друга в духовном личностном росте. В результате исследования мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях удалось выявить следующую тенденцию.

Бегство от родителей.

Долженствование/вступление в брак из чувства вины.

Одиночество.

Следование традиции (инициатива родителей)

Любовь.

Престиж,  поиск материальных благ.

Мотив бегство от родителей  часто означает пассивный протест против власти родителей, неспособных воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте.

В работе с дисфункциональными семьями встречаются следующие  проблемы.

1. Ошибочный выбор  партнера. Ожидание того, что муж/жена  будут напоминать отца/мать.

2. Незавершенные отношения  с родительской семьей. Супруги  вместо обсуждения проблемы друг  с другом обращаются к родителям.

3. Утрата иллюзий («синдром  утопий»). Супруги считают, что  женились по любви и ради  любви, но счастья нет. На  самом деле в их отношениях преобладает не реальная оценка эмоциональной составляющей, а преувеличение сексуальных фантазий. Потребность в опеке и доминировании оказались важнее реальных сексуальных отношений.

4. Переживание растерянности.  Почему мы живем вместе? Потому что хотим или обязаны?

5. Супружеская измена  и угроза развода.

6. Гражданский брак  как попытка избежать ответственности  (юридической, финансовой).

Воспитание в дисфункциональной  семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, которая должна быть сломлена и как можно скорее.[1]

 

·   Признаки дисфункциональной  семьи.

1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.

2. Вакуум интимности

3. Замороженность правил  и ролей

4. Конфликтность во  взаимоотношениях

5. Недифференцированность "я" каждого члена ("Если  мама сердится, то сердятся все")

6. Границы личности  либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной

7. Все скрывают секрет  семьи и поддерживают фасад  псевдоблагополучия

8. Склонность к полярности  чувств и суждений

9. Закрытость системы

10. Абсолютизирование  воли, контроля. [7].

Дисфункциональной семья  становится если нарушается ее жизнедеятельность.

  1. Структура семьи и ее нарушения.

Структура семьи это  состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений.

С точки зрения структуры  можно выделить семьи, где руководство  сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено  равное участие всех членов.

В первом случае это авторитарная семья, в другом случае демократическая.

Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе это семья, включающая взрослых и  детей, одного или двух.

Нарушение структуры семьи – это такие особенности, которые препятствуют или затрудняют выполнение семьей ее функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами.

В структуре семьи  выделяют следующие формы:

Ø Ядерная (нуклеарная), объединяющая два поколения родители- дети.

Ø Расширенная нуклеарная это бабушки, дедушки, родители-дети.

Ø Большая, в которой  группа кровных родственников, принадлежащих  к разным поколениям и возглавляемых  матриархом или патриархом, проживают совместно и имеют общую собственность.

Также может выделить полную семью, если она состоит из двух родителей и детей и неполную при отсутствии одного из родителей, либо функционально неполную при  неспособности одного из родителей  выполнять свои родительские обязанности.

  1. Динамика (жизненный цикл) семьи.

Изучая динамику семьи  в первую очередь изучают различные  системы основных этапов жизненного цикла семьи. Исследование жизненного цикла семьи начинается с изучения формирования семьи в период ухаживания и брака. После того как семья сформировалась, в большинстве случаев она расширяется за счет растущих в ней детей, а затем, позже, сокращается, когда дети покидает дом. Дюваль, первым опубликовавший в 1950 году работу по проблемам развития семьи, подразделил жизненный цикл семьи на 8 стадий, и определил для каждой стадии задачи, связанные с развитием.

1. Супружеские пары  без детей

Брак, удовлетворяющий  обоих супругов. Урегулирование вопросов, касающихся беременности и желания  стать родителями. Вхождение в  круг родственников.

2.Появление в семье  детей (возраст старшего ребенка  30 месяцев)

Появление детей. Адаптация  к ситуации их появления и забота о правильном развитии младенцев.

3.Семьи с детьми-дошкольниками  (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет)

Адаптация к основным потребностям и склонностям детей-дошкольников с учетом необходимости содействия их развитию. Преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием  личного пространства.

4.Семья с детьми (возраст  старшего ребенка от 6 до 13 лет)

Присоединение к семьи  с детьми школьного возраста. Побуждение детей к достижению успехов в  учебе.

5.Семьи с подростками  (старшему ребенку от 13 до 20 лет)

Установление равновесия между свободой и ответственностью. Создание круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и проблемами карьеры.

6.Уход молодых людей  из семьи (от ухода первого  ребенка до момента, когда младший  ребенок покинет дом)

Ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки. Сохранение духа поддержки как основы семьи.

7.Средний возраст родителей  (от «пустого гнезда» до ухода  на пенсию)

 

Перестройка супружеских  отношений. Сохранение связей со старшим и младшим поколениями.

 

8.Старение членов семьи  (от ухода на пенсию до смерти  обоих супругов).

Решение проблемы тяжелой утраты и одинокой жизни. Сохранение семейных связей и адаптация к старости. Адаптация к уходу на пенсию.


 

  1. Семья как единица психологического анализа.

Семья - древнейший институт человеческого общества - прошла сложный  путь развития. От родоплеменных форм общежития через «большую» семью, включающую в себя несколько поколений, живших в тесном контакте, к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Н.Я.Соловьев дает следующее определение семьи: «Семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [цит. по 64, с.10].

 

Следуя за этим определением, можно  сделать вывод, что семья - это  сложное многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики:

 

1. Семья - ячейка (малая социальная  группа) общества.

2. Семья - важнейшая форма организации личного быта.

3. Семья - супружеский союз.

4. Семья - многосторонние отношения  супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками  и бабушками и т. д., живущими  вместе и ведущими общее хозяйство.

 

Жизнь семьи детерминирована условиями развития конкретного общества. Эти условия определяют функции семьи и обобщены в юридических и моральных нормах, а это, в свою очередь, сказывается на семейных позициях и ролях и преломляется в особенностях взаимоотношений в семье.

 

В терминах общей теории систем, разработанной  Людвигом ван Берталанфи, «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это, прежде всего, определенная сеть взаимоотношений  между всеми членами семьи. Для  того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое» [50, с.27].

 

По определению В.В.Столина, семья - это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия» [55, с.18].

 

Семья как малая социальная группа, указывает И.В.Гребенников, имеет  ряд психологических особенностей, характерных только для нее:

 

¦ наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;

¦ частичное различие в интересах  и установках членов семьи;

¦ наличие супружеской пары, взаимоотношения  в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;

¦ включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший  срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах;

¦ отсутствие в семье связи совместной деятельностью, как в других группах;

¦ многосторонность и значимость семейных отношений, их взаимосвязь;

¦ особая открытость, уязвимость членов семьи.

¦ поверхностный, или межличностный, уровень (отражает эмоциональную привлекательность  членов семьи, психологическую совместимость);

¦ уровень отношений членов семьи к ее функциям, целям и перспективам (представляет ценностно-ориентационное единство семьи);

¦ уровень выявления  сущности сплоченности семьи (показывает устойчивость семьи к деструктивным, разрушающим ее воздействиям) [16, с.84].

Ученые указывают, что  важнейшими характеристиками семьи  являются ее функции, структура и  динамика.

 

Функция - это жизнедеятельность  семьи, связанная с удовлетворением  определенных потребностей ее членов [64, с.13]. Выполнение семьей ее функций  имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

 

Воспитательная функция семьи  состоит в том, что удовлетворяются  индивидуальные потребности в отцовстве  и материнстве; в контактах с  детьми и их воспитании; в том, что  родители могут «реализоваться» в детях.

 

Хозяйственно-бытовая  функция семьи заключается в  удовлетворении материальных потребностей членов семьи, содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

 

Эмоциональная функция  семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной  поддержке, психической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную  стабилизацию членов общества, активно  содействует сохранению их психического здоровья.

 

Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

 

Функция первичного социального  контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"