Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 33 вопроса по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

психология семьи.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

 

Сексуально-эротическая  функция - удовлетворение сексуально-эротических  потребностей членов семьи. С точки  зрения общества важно, что семья  при этом осуществляет регулирование  сексуально-эротического поведения  ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

 

Э.Г.Эйдемиллер и В.Юстицкис говорят, что с течением времени  происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными  условиями [65, с.24]. Например, качественно  изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождением внебрачных детей, супружеским изменам и т.п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

 

Т.В.Андреева говорит, что  нарушения функций семьи - это  такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций [5, с.12]. По мнению автора, способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи.

 

Структура семьи - это  состав ее членов, а также совокупность их взаимоотношений [64, с.14]. Анализ структуры  семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором - о демократической. Различной может быть структура семьи в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи.

 

Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе - это семья, включающая взрослых и  детей, причем в нашей стране для  семьи наиболее типично наличие одного-двух детей.

 

В большинстве случаев  семьи ориентированы на равномерное  распределение обязанностей, а также  равномерное участие в решении  всех семейных проблем. В ходе социологических  опросов на предпочтительность такой  структуры взаимоотношений указывает большая часть опрошенных.

 

Нарушения структуры  семьи, по мнению В.Н.Дружинина, - это  такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций [20, с.54]. Например, неравномерность  распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную нагрузку.

 

Вопрос о том, что  в семье является нормой, а что  нарушением, - один из наиболее трудных вопросов в современной науке о семье. Часть семейных психотерапевтов имеют определенное представление, какой должна быть семья, - например, какими могут и должны быть отношения между супругами и каких отношений не должно быть между родителями и детьми. Другие четче определяют требования, предъявляемые к семье, - например, необходимость создавать условия для развития личностей членов семьи - этим занимается «опытная» семейная психотерапия.

 

Функции и структура  семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности - динамики семьи. Существуют различные системы выделения основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. Это, например, восемь стадий, связанных с развитием, выделенные Е.Дюваль, или шесть стадий Э.Картера и М.Макголдрика [64, с.16-17].

 

Большое внимание уделяется  исследователями характеру внутрисемейных отношений. В этой связи, например, часто говорят о нормально функционирующей семье - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и измерениях как семьи в целом, так и каждого ее члена [22, с.41].

 

Согласно точке зрения Ледерера и Джексона, хорошим браком считается тот, который характеризуется  следующими признаками: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание  быть вместе, сходство интересов и  ценностных ориентаций [цит. по 13, с.64]. А.Н.Обозова считает, что стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств [цит. по 56, с.82]. Можно добавить, что стабильности семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.

 

В человеческой культуре фиксируется, какой должна быть семья  с точки зрения нравственных ценностей  общества. Но понятие «нормальной  семьи» очень условно. Нормальной можно  считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где за семью как целое несет ответственность отец, а все остальные члены семьи являются неполноценными. По мнению Э. Арутюнянц существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая) [50, с.115].

 

В традиционной семье  воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется от родителя к ребенку. Итог социализации ребенка в такой семье - способность легко вписаться в общественную структуру, организованную по вертикали. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей; они неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представления о должности.

 

В детоцентрической семье  главной задачей родителей считается  обеспечение счастливого развития ребенка. Семья существует только для ребенка, взаимодействие осуществляется, как правило, «снизу-вверх». В результате такого «симбиоза» у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный, очень велик риск социальной дезадаптации.

 

Супружеская (демократическая) семья - это идеальная семья, цель которой - взаимное доверие, принятие и  автономность членов. Воспитательное воздействие - «горизонтальное», диалог равных - родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы принимаются в счет. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.

 

Подробную схему анализа  семьи предложил известный психиатр Е.А.Личко [30, с.13]. Его описание семьи  включает следующие характеристики и их варианты: 1. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

 

2. Функциональные особенности:  гармоничная семья, дисгармоничная  семья. Дисгармоничные семьи бывают  разными. Выделяют следующие причины дисгармонии:

 

- нет партнерства между  родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);

 

- деструктурированная  семья (нет взаимопонимания между  членами семьи, нет эмоциональной  привязанности и солидарности  между членами семьи в решении жизненных проблем);

 

- распадающаяся семья  (доминирование одного члена семьи  с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной  жизни, отсутствие эмоциональной  теплоты; все это ведет к  автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).

 

Таким образом, семья - это  чрезвычайно сложно организованная структура с разноплановыми взаимоотношениями - отношения между родителями и  детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми. И в каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт, кризис. Семья невозможна без них, но в некоторых случаях они являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи.

  1. Параметры семьи как системы.

Семья как система  выполняет свои функции с помощью  определенных механизмов:

— структуры семейных ролей;

— семейных подсистем;

— внешних и внутренних границ между ними.

 

К параметрам семейной системы  относятся также:

— семейные правила;

— стандарты (стереотипы) взаимодействия;

— семейные мифы;

— семейная история (тема);

— семейные стабилизаторы.

  1. Структура семейных ролей.

Структура семейных ролей  предписывает членам семьи, что, как, когда  и в какой последовательности они должны делать, вступая друг с другом в отношения (Minuchin S., 1974). Кроме актуального поведения в понятие «роль» включаются также желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку. Например, роль «матери» подразумевает, что любая женщина заботится о своих детях. В эту роль входит также комплекс чувств, важнейшее из которых — любовь. Однако «мать» — это также цели, к достижению которых она стремится, а именно — воспитать своих детей достойными людьми. Данное понятие связано с феноменами норм и санкций. Нормы определяют, что конкретно с точки зрения группы должно выполняться носителем роли. Так, мать обязана помочь детям овладеть различными умениями и навыками, контролировать их поведение, а в случае необходимости — наказывать. Санкции — это реакции окружающих или самого человека на выполнение или невыполнение роли. Люди могут осуждать мать, которая бросила своих детей. Она же может испытывать действие внутренней санкции — угрызений совести, осознавая, что не любит своего ребенка.

 

Члены семьи выполняют  разные роли: супруга (супруги), матери, отца, сына, дочери, бабушки, дедушки, внука, свекра, тещи, невестки, старшего брата  и пр. При этом в семье, состоящей  из трех поколений, проживающих вместе и ведущих общее хозяйство, один и тот же человек должен уметь гибко функционировать сразу в нескольких ролях (например, в качестве мужа своей жены, отца старшего ребенка — сына и младшего ребенка — дочери, зятя тестя и тещи). В противном случае возможно возникновение разнообразных ролевых семейных конфликтов и семейной дисфункции.

 

Каждой роли в отдельности  и всей их системе в данной семье  необходимо соответствовать определенным требованиям.

 

1. Они должны обладать  цельностью. Если ожидания от  представителя определенной роли  противоречивы, появляются серьезные трудности в ее выполнении (например, когда мать требует от сына, чтобы он был нежным, мягким, послушным и, одновременно, — мужественным, независимым).

 

2. Совокупность ролей,  которые индивид выполняет в  семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей в уважении, признании, симпатии. Так, роль мужа возлагает на мужчину не только обязанность материально обеспечивать свою жену, но также дает ему право ожидать от нее любви, привязанности, удовлетворения сексуально-эротических потребностей.

 

3. Важно, чтобы выполняемые  роли соответствовали возможностям  индивида. Когда требования непосильны, возникает нервно-психическое напряжение  и тревога (как следствие своей  неуверенности справиться с ролью). Пример этого — «ребенок, исполняющий роль родителя» в ситуации, когда из-за отсутствия старших или их личностных нарушений ему приходится брать на себя родительские обязанности.

 

4. Система должна удовлетворять  потребности не только носителя  конкретной роли, но и других  членов семьи. Ролевая структура, при которой отдых индивида обеспечивается за счет непомерного труда его близких, а разрядка эмоционального напряжения достигается с помощью «вымещения на другом», легко может стать психотравмирующей.

 

В нормально функционирующих  семьях структура семейных ролей целостна, динамична и носит альтернативный характер. Однако нередко семейные роли являются патологизирующими, и тогда в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Это роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя близких», «больного члена семьи» и пр. (Richter H. Е., 1970; Barker Ph., 1981). В некоторых семьях один из членов вынужден играть социальную роль, которая травматична для него самого, однако психологически выгодна его родственникам.

 

Иллюстрацией этого  является делегирование роли взрослого  ребенку, что типично для семей  с проблемой алкоголизации, где  мать «спасает» отца и страдает, а ребенок становится перед необходимостью быть маминой «опорой» — поддерживать ее, утешать, не огорчать, скрывать от нее свои детские трудности, чтобы не расстроить. При этом ребенок используется («триангулируется») матерью для решения супружеских конфликтов: выдвигается как «щит» во время пьяных скандалов, отправляется на переговоры с отцом на следующее утро, чтобы его «вразумить» и т. д. (Холмогорова А. Б., 2002).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"