Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 33 вопроса по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

психология семьи.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

 

При дифференциально-психологическом  обследовании мы используем опросники  Кеттелла, Айзенка, тесты Розенцвей-га, Зонди, Люшера, проективные рисуночные тесты.

 

Наши исследования показали, что совместимая супружеская пара характеризуется сходством ряда факторов опросника Кеттелла, Розенцвейга, контрастом других. Супружеская пара, в которой соотношения этих характеристик иные, достоверно чаще бывает конфликтной, дезинтегрированной и испытывает трудности приспособления друг к другу.

 

Для диагноза личной совместимости  мы предлагаем каждому из супругов указанные тесты и опросники. Полученные характеристики сравниваем с желательным соотношением. Например, среди показателей теста Зонди  желателен контраст факторов «П», «е», «к». Если в паре соотношения иные, это говорит о несовместимости значимых личностных черт.

 

Данные личностного  обследования очень полезны для  разработки программы психотерапевтической коррекции супругов. Коррекция предполагает приближение личностных черт к оптимальному соотношению, что означает: в работе психотерапевта усилия должны быть направлены на усиление или ослабление значимых черт в личности клиента.

Источник: http://www.medn.ru/semiy/vzaimootnosheniya-v-seme-issledovaniya-opyit/priemyi-diagnostiki-supruzheskih-otnos.html

  1. Диагностика детско-родительских отношений.

Семья - один из важнейших  воспитательных институтов, роль и  значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно  сплетены супружеские, родительские и  детские взаимоотношения. Дети остро  реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

 

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с  родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительскою тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями - важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

 

Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Чтобы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, практический психолог должен знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью методик диагностики детско-родительских отношений он может получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, другие - глазами ребенка.

 

Методики исследования межличностных отношений в системе  «родитель-ребенок» глазами родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного  психолога - работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.

 

Изучая межличностные  отношения в системе «родитель-ребенок» глазами родителя, практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания:

 

· родительские установки  и реакции;

· отношение родителей  к ребенку и жизни в семье;

· нарушения воспитательного  процесса в семье;

· причины отклонений в семейном воспитании;

· типы воспитания;

· уровень родительской компетентности и т. п.

 

Эти аспекты взаимоотношения  родителей и детей исследуются  с помощью социальных методик.

1. Тест «Родителъско-детские  отношения» (PARI) (американские психологи  Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован  Т.Н. Нещерет)

2. Тест-опросник анализа  семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.

3. Тест-опросник родительского  отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В.  Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

4. Опросник для исследования  эмоциональной стороны детско-роди-тельского взаимодействия (Е.И. Захарова).

Методики исследования межличностных отношений в системе  «родитель-ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.

 

1. Широко известна  также проективная методика Р.  Жиля, исследующая межличностные  отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.

2. Эффективна методика  А.Г. Лидерса и И.В.Анисимовой  «Диагностика эмоциональных отношений  в семье», разработанная для двух  возрастных групп: для дошкольников  и младших школьников; для подростков.

  1. Цель, направления и технология семейного консультирования.

Семейное консультирование ставит своей целью совместное с  консультантом изучение запроса (проблемы) клиента для изменения ролевого взаимодействия в его семье и  обеспечения возможностей личностного  роста (Мишина Т. М., 1983; Бурменская Г. В. с соавт., 1990; Гарбузов В. И., 1997 и др.). В связи с тем что семейные отношения закономерно развиваются, а для определенных этапов этого развития свойственны специфические трудности, с которыми сталкиваются многие люди, в качестве отдельных направлений семейного консультирования можно выделить: добрачное консультирование, брачное посредничество, консультирование молодых, зрелых семей и семей людей пожилого возраста (Навайтис Г., 1999). Если же анализировать наиболее частые семейные проблемы, с которыми клиенты обращаются на консультацию, то здесь можно назвать следующие: трудности в общении (особенно с лицами противоположного пола), супружеские проблемы, сложности родителей во взаимоотношениях с детьми разного возраста, переживание расставания с партнером (Алешина Ю. Е., 2000).

 

Основное внимание в  процессе консультирования придается  анализу сложившейся ситуации, особенностям ролевого взаимодействия; поиску личностных ресурсов субъектов консультирования; обсуждению способов разрешения проблем («веерарешений»). Интегрируя практические приемы проведения семейного консультирования как одной из разновидностей семейной психотерапии, Э. Г. Эйде-миллер с сотрудниками формулируют его технологию следующим образом (Эй-демиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999; Системная семейная..., 2001).

 

1. Установление контакта  и присоединение консультанта  к клиентам. Достигается с помощью  соблюдения конструктивной дистанции,  помогающей оптимальному общению,  приемов «мимезиса», синхронизации  дыхания консультанта и заявителя, использования предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто делает сообщение о семейной проблеме.

 

2. Сбор информации  о проблеме с применением приемов  мета-моделирования и терапевтических  метафор. Субъективизации психотерапевтической цели спо-

 

|собствуют вопросы:  «Чего вы хотите?», «Какого  результата вы хотите достигнуть?»,  «Пожалуйста, попробуйте сказать  об этом без отрицательной  частицы «не» — в терминах  положительного результата». 3. Обсуждение  психотерапевтического контракта: распределение ответственности, продолжительности работы, длительности одного сеанса, периодичности встреч, условий оплаты, возможных санкций за нарушение сторонами оговоренных условий. Консультант обычно отвечает за обеспечение безопасности консультации, за технологию доступа к разрешению проблем клиента, а он, в свою очередь, — за собственную активность, искренность, желание осуществить изменение своего ролевого поведения. 4. Уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и тестирование ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. Этому помогают вопросьггипа: «Как вы раньше справлялись с трудностями, что вам помогало?», «В каких ситуациях вы были сильными, как вы использовали свою силу?» 5. Укрепление веры клиента в успешность и безопасность процедуры консультирования и собственно ее проведение. Можно использовать утверждение следующего содержания: «Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании со стремлением консультанта сотрудничать с вами, его профессиональными качествами и опытом будут надежной гарантией успешности работы». Собственно консультирование включает: а) обсуждение с участниками положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения. Здесь возможны такие вопросы: «Что самое плохое для вас в сложившихся обстоятельствах?», «Что самое хорошее в обсуждаемой ситуации?»;

 

б) совместный поиск новых  шаблонов поведения — «веера решений». Консультант предлагает следующие  вопросы: «Чего вы еще не делали, чтобы решить проблему?», «Как вели себя значимые для вас люди, оказавшись в похожей ситуации?», «А вы смогли бы так поступить?», «Что вам поможет совершить такой же поступок?» На этом этапе можно также использовать приемы визуализации: клиенты, находясь в трансе (чему способствует «точное следование по маршруту проблемы заявителя»), создают образ новой ситуации и фиксируют возникающие при этом кинестетические ощущения.

 

6. Проведение «экологической  проверки» — задание членам  семьи представить себя в сходной ситуации через 5-10 лет и исследовать свое состояние.

 

7. «Страхование результата»  с целью обретения клиентами  уверенности в том, что они  способны освоить новые стереотипы  поведения. Для этого используются  Домашние задания, приглашение  на повторную консультацию через некоторое время для обсуждения полученных результатов.

 

8. Процедура «отсоединения». В ряде случаев «отсоединение»  может произойти автоматически  при достижении клиентами необходимого  эффекта. Однако иногда консультант  вынужден его стимулировать, используя, например, «парадоксальные задания», точное выполнение которых приводит к результату, прямо противоположному заданному.

  1. Организация консультативной беседы, техники и стадии ее проведения.

В некоторых случаях  на прием к семейному консультанту может прийти один из родственников, чтобы обсудить свою личную (но связанную с семьей) или общую семейную проблему. В других случаях за помощью могут обратиться сразу несколько человек: родитель и ребенок, супруг и супруга и даже семья в целом. Тогда эта группа выступает как коллективный клиент. Бывает и так, что один или несколько заявителей — клиенты, а остальные выступают в роли заказчиков или пользователей психологической информации.

 

Работа с группой  может быть совместной, когда консультант  и клиенты ведут общий разговор (например, с помощью циркулярного опроса членов семьи). Если же один клиент жалуется на другого, то рациональным будет также их поочередное выслушивание (один говорит, другой ждет в коридоре). Далее консультант выступает как психологический посредник, он следит за диалогом клиентов и при необходимости вмешивается, направляя его.

 

Возможна и иная ситуация — когда один из обратившихся выступает  скорее в роли заказчика и пользователя психологической информации. Например, проблема связана с неадекватным поведением ребенка или одного из супругов. В этом случае другой партнер используется консультантом как источник необходимых сведений, но систематическая работа ведется только с «главным героем» заявле-ной ситуации. Другому партнеру даются рекомендации, что можно сделать и как себя вести более эффективно, чтобы смягчить или ликвидировать критические проявления (Меновщиков В. Ю., 2000).

 

Во всех случаях основным методом психологического консультирования является беседа — прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Особенностями консультационной беседы является то, что она строго индивидуализирована и определяется ситуацией заказа. Ее тема задается клиентом в строго индивидуализированном жизненном контексте. Поэтому главным в беседе является: а) восстановление контекста, б) выявление отношения клиента к нему, в) определение роли клиента в этом контексте. Во время беседы консультант все время контролирует личные проекции на содержание беседы и собственные интересы, для того чтобы не попасть в ситуацию: «Это знаю — буду обсуждать, этого не знаю — и потому обсуждать не буду». Беседа предполагает оказание воздействия на клиента с помощью специальных техник. Техники (приемы) консультирования выработаны практикой различных направлений психотерапии, психологии управления, психологического тренинга (Кочюнас Р., 1999; Алешина Ю. Е., 2000; Меновщиков В. Ю., 2000).

 

Нерефлексивное слушание — умение молчать, не вмешиваясь в  речь собеседника. Это активный процесс, требующий внимания. Больше всего подходит к напряженным ситуациям, так как люди, переживающие кризис, ищут «резонатора», а не советчика. Не годится, если клиент стремится получить руководство к действию, боится быть непонятым, отвергнутым или у него нет желания говорить.

 

В процессе нерефлексивного слушания, в зависимости от ситуации, консультант может выразить поддержку или одобрение короткими фразами или междометиями. Техники ободрения и успокаивания важны для создания и укрепления консультативного контакта. Для ободрения используют короткие фразы, означающие согласие, понимание и побуждающие клиента продолжить повествование. Слова: «Да...», «Понимаю...», «Конечно...», «Продолжайте», «Так», «Угу», — приглашают клиента говорить свободно и непринужденно. Они означают: «Продолжайте, я нахожусь с вами и внимательно вас слушаю».

 

Другим важным компонентом  поддержки является успокаивание, которое  вместе с ободрением позволяет клиенту  поверить в себя и рисковать, изменяя  некоторые аспекты своего «Я»  и проверяя новые способы поведения. Успокаивающими являются фразы: «Очень хорошо», «Вы поступили правильно», «Я знаю, что это будет тяжело, но вы сможете это сделать». Технику успокаивания не стоит применять часто, чтобы не превратиться в «подпорку» клиента. Как известно, рост личности всегда связан с чувством неопределенности и некоторой дозой напряжения и тревоги.

 

Помехами в эффективном  взаимодействии служат фразы: «Давайте быстрее...», «Говорите, я слушаю...», «Это кто вам сказал?»

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"