Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 33 вопроса по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

психология семьи.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, психосоциальная  практика тесно связывается с  концепцией действий для поддержки  психической компетентности (индивидуальными  ресурсами и стратегиями создания сети социальных контактов) – это  называется работой с сетью.

 

Консультирование, ориентированное  на сеть социальных отношений, понимается не как альтернатива существующим концепциям терапии и консультирования, а  как их дополнение и дальнейшее развитие.

 

Первый уровень ориентированного на сеть консультирования – это содержательный анализ, диагностика взаимоотношений клиентов с окружающими людьми.

 

Анализ сети – это  метод визуального содержательного  представления социальных отношений  человека. С помощью карты сети можно зафиксировать переплетение отношений личности, чтобы лучше понять их совокупность, проанализировать структуру долженствований в отношениях, провести диалог об их качестве и различных функциях в жизни личности. Опыт исследований показывает, что эта форма представления побуждает человека, нуждающегося в психологической помощи, осмыслить свои социальные отношения и в то же время позволяет специалисту относительно просто встроить практику визуализирования в интервью.

 

Благодаря ярко выраженным диалогично-рефлексивным каче-ст вам  метод «карты сети» можно эффективно использовать в консультативно-терапевтической практике. При исследовании сети возможны различные варианты визуального представления социальных отношений. Например, группа психологов под руководством австрийского ученого Ф.Штрауса использовала систематизированную форму, позволяющую испытуемым проанализировать различные сферы своей жизни в сравнении с областями родственной сети (семья, родственники, друзья, соседи).

 

Немецкий психолог А. Ленц разработал конкретную схему анализа  сети в рамках консультативной работы.

 

1. В процессе консультирования  клиенту предлагают углубленно  рассмотреть сеть социальных  отношений. Карта сети позволяет  сделать наглядными отношения  и их структуру.

2. Перед клиентом лежит  лист бумаги, на котором в изобилии  изображены концентрические круги. В центре внутреннего круга стоит слово «я».

3. Он должен сделать  первый шаг: представить себе  людей, с которыми чувствует  себя особенно тесно связанным,  без которых ему трудно. Эти  люди группируются в первом  круге вокруг «я».

4. Затем его спрашивают о людях, которые так важны в его жизни, но с ними он менее связан, чем с людьми из первого круга. Эти лица размещаются дальше, в более удаленных кругах.

5. В конце размещают  людей, с которыми социальные  контакты установлены, существуют, но эмоциональные связи слабее или более дистанцированы. Это могут быть коллеги по работе, соседи, знакомые из группы досуга, объединения или организации, с которыми был связан клиент.

6. В заключение при  составлении карты сети особыми  значками отмечаются те, кто связан с поставленными проблемами, с кем отношения особенно конфликтны или развивались напряженно.

7. Эта визуальная реконструкция  служит основой для общего  анализа структуры отношений,  анализ нередко продолжается  на последующих консультациях.  В диалоге, который сопровождается интенсивным выражением чувств, могут быть затронуты следующие комплексы тем

 

• Вид отношений (семья, родственники, подруги, коллеги по работе).

• Структура социальной сети (состав и объем, плотность сети отношений, частота, множественность контактов и т.д.).

• Качественные изменения  отношений в последние годы (одни отношения с появлением проблем  становятся интенсивнее, другие ослабевают или полностью разрушаются. От кого вы отдалились? С кем установили новые или восстановили старые связи7)

• Желания, стремления (иметь  более интенсивные контакты с  определенными людьми, иметь взаимные интересы, тесные, доверительные отношения  и эмоциональную безопасность).

• Опыт отношений (зависимость, контроль, вмешательство, нанесение  ущерба, искренность, внимание и интерес).

• Степень удовлетворенности  отношениями в сети (общая оценка контакта; напряженность, конфликтность), доступность членов сети.

8. Анализ ресурсов  поддержки в сети.

• Возможность располагать  социальной поддержкой (Есть ли к кому клиенту обратиться с проблемами? К кому? Как часто это происходит?).

• Формы получаемой помощи (например, эмоциональная и ежедневная практическая помощь).

• Значимость неформальной поддержки (Соответствовала ли форма  помощи потребностям? Каковы различия в оказании поддержки?).

• Желания и ожидания при оказании поддержки.

• Степень обоюдности, взаимности в неформальных отношениях помощи (Ищут ли члены сети у клиента  совета и помощи?).

9. Ресурсы сети клиента  и готовность использовать их (Что представляет собой опыт использования сети? Каких реакций клиент ожидает или боится? Какие чувства он испытывает, обращаясь за помощью?).

Понимание и визуализация того определения, в котором живет  человек, стимулирует его к более  интенсивному критическому анализу  своих социальных отношений, активизирует желание воспользоваться ресурсами поддержки своего социального поля.

 

Будут ли социальная сеть и объективно сложившиеся возможности  использоваться в качестве ресурсов поддержки, зависит от внешних норм и ценностей семьи, где клиент родился, от биографического опыта, а также от его желаний, страхов и притязаний. Л.Толсдорф (1976) исследовал «поведение пользователя»: в разных клинических популяциях он ввел понятие «ориентация сети», под которой понимал совокупность убеждений, установок и ожиданий человека относительно той поддержки, которую он может получить от членов своей сети, преодолевая жизненные проблемы.

 

Люди с негативной ориентацией сети имеют низкую самооценку, испытывают страх зависимости и  недоверие к другим. Они не чувствуют себя способными воспользоваться ресурсами своего окружения, не хотят афишировать свои проблемы, полагая, что каждый должен справляться с ними сам.

 

Консультирование, ориентированное  на сеть, концентрируется прежде всего  на таком восприятии человеком ситуации, в которой он оказался. Задача психолога на первом этапе – научить клиента понимать свои страхи и затруднения, подвести его к осознанному критическому анализу своей биографии. Это облегчает доступ к имеющемуся у него опыту отношений с людьми, и понимание собственных чувств помогает активизировать взаимодействие с окружающими, установить более тесные связи

 

Часто обиды и разочарования  клиента связаны с равнодушием  близких или даже отказом в  помощи. Консультирование на первом этапе  направлено на постепенное ослабление его защитных реакций, на расширение пространства общения и вовлечение значимых для клиента людей в его личные проблемы. Как правило, человек, пришедший к психологу, убежден, что никто не может оказать ему необходимую услугу, и именно поэтому избегает мобилизации социальных ресурсов.

 

Общий анализ и проработка личной ориентации в сети требует  в первую очередь психотерапевтически  ориентированных действий.

 

Второй этап работы с  сетью включает в себя методы вмешательства  в структуру повседневных, обыденных отношений человека, обратившегося за помощью; они направлены на улучшение защитного взаимодействия или структурных изменений его социальных отношений. Консультативная работа строится, как правило, на поддержке межличностной компетенции и усилении уверенности клиента в себе. В первую очередь его нацеливают на активный поиск потенциала помощи и образование тесных, защищающих отношений. Его побуждают чаще обращаться к другим людям, учат строить действующие контакты, например с людьми из сети, которые могут рассматриваться как компетентные помощники.

 

В работе с психологом клиенты часто обнаруживают желание  возобновить или усилить отношения  с людьми, которые в прошлом  были им эмоционально близки, но по разным причинам отошли на второй план или  полностью исчезли из их повседневной жизни. Через визуализацию соединений отношений на карте сети иногда внезапно возникают люди, с которыми существуют шаткие, неблизкие отношения, но к которым клиент испытывает уважение и доверие.

 

Если в распоряжении имеется лишь только сокращенная, редуцированная сеть, которая недостаточно соответствует потребностям в поддержке, то вмешательство концентрируется больше на изменениях в структуре отношений. Цель консультирования в этом случае – восстановление связей между распадающимися частями сети, а также стабилизация и усиление существовавших до сих пор поверхностных контактов.

 

Методы конструирования  сети не ограничиваются усилением существующих отношений и интенсификацией  слабых или разрушенных контактов, они направлены на образование новых связей и систем поддержки. Отправной точкой для работы с сетью служат побуждение и инициатива активной самопомощи, поиск дополнительных форм ежедневной поддержки и практической помощи, которые могут включать в себя способы проведения свободного времени, советы, информацию по уходу за детьми.

 

Концепция сети предлагает теоретические рамки для анализа  связей и взаимных взаимозависимостей между уровнем микросоциальных  отношений, мезосоциальными процессами и макросо-циальными условиями  субъективных процессов. Цель сетевой поддержки в том, чтобы стимулировать собственные силы и возможности клиента, помочь ему осознанно использовать и мобилизовать социальные ресурсы для преодоления своих проблем, а также обнаруживать и строить новые отношения.

 

Партнеры в ситуации развода нуждаются как в информационно-консультативной, так и в собственно терапевтической  социально-психологической помощи. Терапевтическое сопровождение  на разных этапах развода может иметь  разные формы – это и индивидуальная терапия для каждого из супругов, и парная терапия, и терапия для детей разводящихся супругов.

  1. Групповые формы психологического консультирования супругов.
  2. Границы, объем и школы семейной терапии.
  3. Структурированные техники семейной терапии.
  4. Индивидуальное консультирование родителей.

Индивидуальное консультирование по вопросам детско-родительских отношений  осуществляется специалистами в  данной проблематике. Наши специалисты  не выявляют правых и виноватых, не учат стандартным приемам взаимодействия с детьми. Мы индивидуально изучаем все аспекты вашей ситуации, и в диалоге, совместно с вами, находим возможности для её разрешения.

 

Задачей индивидуального  консультирования детско-родительских отношений является нормализация, гармонизация, отношений между Вами и Вашим ребенком.

 

Не бывает плохих детей. Да, они бывают непослушным, непоседливыми. Вопрос не в том, как заставить  ребенка вести себя хорошо и слушаться  родителей, вопрос в том, как научиться  понимать и принимать друг друга.

 

Благодаря взаимопониманию, понимаю тонкостей развития детской психики, становления личности ребенка, Вы сможете наладить отношения в семье. Наши специалисты будут рады оказать вам профессиональную психологическую помощь.

  1. Индивидуальное консультирование детей.

Задачи консультирования или коррекции, в данном случае зависят от возраста ребенка.

 

Если речь идет о консультировании дошкольника, темой для консультации может быть:

 

адаптация к детскому саду,

агрессивность и застенчивость  ребенка

гиперактивность ребенка

детские страхи

психодиагностические услуги (уровень развития ребенка, готовность ребенка к школе)

проблемы общения ребенка  с другими детьми

затруднение или неадекватное выражение эмоций

В школьном возрасте:

 

сложности в обучении

конфликты со сверстниками, учителями, родителями

застенчивость и замкнутость

агрессивность

 

 В подростковом  возрасте:

 отношение к своему  телу и половой зрелости

проблемы самооценки

отношения с противоположным  полом

 и многие другие  темы.

 

Помощь специалиста  состоит из серии индивидуальных занятий с ребенком и периодического консультирования родителей и будет полезна ребенку и родителям для того, чтобы справиться со своими переживаниями и найти в себе новые силы.

 

Длительность работы зависит от возраста ребенка и  заявленной проблемы.

  1. Групповые формы консультирования в системе «родитель – ребенок».

Групповая, рекомендована  когда родители эмоционально принимают  своего ребенка, но сами испытывают трудности  в общении. Рекомендуется специальный  родительский тренинг или психо-терапевтические  группы по решению проблем самих родителей. Предпочтительнее групповые формы. Цель - улучшение детско-родительских отношений при определенных категорий проблем: непонимание родителями базовых факторов развития ребенка.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"