Шпаргалка по "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на экзамен семейная психология.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

    С современной точки зрения семья  возникает не после того, как в браке или вне его рожден ребенок, а тогда, когда мужчина и женщина, берут на себя ответственность за его жизнь, экономическое благосостояние и воспитание.

    Функции семьи (Елизаров):

    1. Порождение и воспитание детей.

    2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.

    3. Удовлетворение потребностей людей  в психологическом комфорте и  эмоциональной поддержке, чувстве  безопасности, ощущении ценности и значимости своего «я», эмоциональном тепле и любви.

    4. Создание условий для развития  личности всех членов семьи.

    5. Удовлетворение сексуально-эротических  потребностей.

    6. Удовлетворение потребностей в  совместном проведении досуга.

    7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

    8. Удовлетворение потребности человека  в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных  связей с ними.

    9. Удовлетворение индивидуальной  потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

    10. Социальный контроль за поведением  отдельных членов семьи.

    11. Организация деятельности по  финансовому обеспечению семьи.

    12. Рекреативная функция — охрана  здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т. д.

    33. Структура семьи.  Психологические  особенности полных, неполных и сверхполных  семей.

    Под структурой семьи подразумевают  совокупность устойчивых связей и отношений  между членами семьи, обеспечивающих ее целостность (родство, супружество, родительство и свойство). Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

    «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

    «пополненная  семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

    «смешанная  семья» включает неродных родителей  и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

    «семья  родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним.

    Антонов и Медков выделяют по составу:

  1. нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений.
  2. расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).

    Личко разработал следующую классификацию семей:

    1. полная семья (есть мать и отец);
    2. неполная семья (есть только мать или отец);
    3. искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

    Типы  семейных структур по критерию власти (Антонов, Медков) разделяют на:

    1. партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,
    2. матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, и
    3. эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

    Неполная  семья – группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним  или несколькими несовершеннолетними  детьми. Типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся, отцовская и материнская. Большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

    Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. В отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка, тем не менее неполная семья обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей.

    Особенности детей из многодетных семей:  1. коллективное сознание, 2. размытое "Я", больше "Мы" 3. проявление конформизма, поддатливость. 4. дети обидчивы, если их не заметили или недооценили. 5. повышенная потребность в похвале. 6.меньшая ориентация в неопределенной ситуации. 7.подозрительность. 8.склонность к девиквентности.

    Плюсы: легко идут на уступки, способны считывать  чувства(ложь, обман).

    Единственные дети. Плюсы: более общительны, ярко выраженное я, очень привязан к родителям. минусы: эгоцентризм, часто кумир семьи, тревожность. 
 

    35. Вопросы профессиональной  этики в работе  с семьей.

    Кочюнас сформулировал следующие принципы этичного поведения в психологическом консультировании:

    1.  Консультант ответственен в своей  работе: перед своим клиентом, перед  членами семьи клиента, перед  организацией, в которой он работает, вообще перед общественностью,  перед своей профессией.

    2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту информацию об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оплате за консультирование, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, о границах конфиденциальности.

    Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио- и видеозаписи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это исключается.

    Консультирование  супружеской пары должно соответствовать  принципу гуманного отношения к каждому члену семьи и семье в целом и веры в ее силы; не переделка, а квалифицированная помощь и поддержка естественного развития. Мир семьи представляет собой безусловную ценность. Консультант должен принимать семью и ее позиции и давать клиентам почувствовать это. Консультант осуществляет индивидуальный подход к семье и каждому из ее членов, опираясь при этом на ресурсы развития, которые реально есть у семьи.

    Правила конфиденциальности.

    1.  Информацию о клиенте можно  использовать только в профессиональных целях. Информация эта должна использоваться только для блага клиента.

    2.  Материалы консультативных встреч  в форме, в которой они не могут причинить вреда интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной или преподавательской деятельности.

    3.  Ориентируясь на право клиента  на доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц.

    4.  Конфиденциальность   ограничена   правом   консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.

    5.  Конфиденциальность ограничена  правами третьих лиц и общественности.

    Кочюнас приводит примерный список обстоятельств, при которых требование конфиденциальности может быть нарушено:

    1.  Преступные действия (насилие, развращение,  инцест и подобные), совершаемые  над несовершеннолетними.

    2.  Необходимость госпитализации клиента.

    3.  Участие клиента и других лиц  в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

    4.  Повышенный риск для жизни  клиента или других людей.

    Выяснив в процессе консультирования, что  клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы или жертв и сообщить клиенту о своих намерениях. 

    36. Изучение семьи  и диагностика  ее нарушений.  Принципы и методы  исследования.

    Одним из главных направлений работы практического  семейного психолога является диагностика, она позволяет получить полную и  надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни.

    Волкова и Трапезникова рекомендуют исследовать  семью по следующим направлениям:

    1) зоны конфликтов супружества,  потенциальный инициатор конфликта  в каждой из зон;

    2) степень личной совместимости;

    3) общая мера взаимопонимания и  согласия по различным сторонам  семейной жизни;

    4) общий прогноз отношений в  паре;

    5) рекомендации по формам и содержанию  коррекционной работы с парой  в целом и с каждым супругом  в отдельности.

    Основные принципы диагностической работы:

    Первый (основной) - единство диагностики и  психологической помощи.

          Второй - отказ от наращивания  арсенала психодиагностических  методик и сосредоточение основного  внимания на разработке и применении  программ психологической помощи.

          Третий - максимальная приближенность  диагностики к естественным жизненным  условиям. Это не "кабинетная" диагностика, а диагностика в  условиях, максимально приближенных  к обыденной жизни семьи. 

          Четвертый - направленность диагностической работы прежде всего на выявление имеющихся у семьи и каждого из ее членов ресурсов развития и самопомощи.

          Пятый - исследование семьи в  ее развитии. Специалисту важно  знать историю жизни семьи,  семейные мифы, ценности, правила,  устойчивые представления и отношения как внутри семьи, так и с внешней средой.

    Психологи используют различные методы социально-психологической  диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.

    Метод опроса позволяет практическому  психологу выявить социально-экономические  и демографические характеристики супружеской пары: жилищные условия, семейный бюджет, стаж брака, возраст  супругов и разницу в возрасте, образование, род занятий, количество и возраст детей.

    Метод беседы или интервью может быть использован  в случае необходимости изучения микроокружения семьи. Этот фактор также  имеет значение для стабилизации брака и семьи в целом. Кроме  того, необходимо знать, на какой стадии супружества находится пара, так как для каждой стадии характерны типичные проблемы, структура отношений, уклад и образ жизни семьи. Эти знания психолог может получить только в результате свободной беседы.

    Для изучения особенностей общения и  взаимоотношений в супружеской паре используют опросник «Общение в семье», «Распределение ролей в семье»  (Алешина, Гозман, Дубовская), проективный тест «Семейная социограмма» (Эйдемиллер), методику «Ролевые ожидания и притязания в браке» (Волкова), методику «Типовое семейное состояние» (Эйдемиллер, Юстицкис), проективную методику «Семейная гемограмма» (Эйдемиллер).

    Исследование индивидуальности супругов проводят с таких методик, как определение типа темперамента (Айзенк), «16 личностных факторов» (Кеттелл), тест «MMPI», методика рисуночной фрустрации (Розецвейг), цветовой тест (Люшер). Также используют опросник «Измерение установок в семейной паре» (Алешина), тест-опросник удовлетворенности браком (Столин).

Информация о работе Шпаргалка по "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка"