Возможности влияния группы на развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 10:06, контрольная работа

Краткое описание

В условиях общения динамика протекания психических процессов меняется в отличие от условий индивидуальной деятельности человека. Появляются новые феномены и механизмы: синхронизируются психические процессы и состояния (память, внимание, мышление, эмоции), формируются совместные стратегии решения задач, общий для группы стиль поведения и деятельности, создается своеобразный «общий фонд».
Взаимовлияние людей в процессе совместной деятельности может облегчать протекание психических процессов, давать как бы «прирост» продуктивности деятельности отдельного человека . Здесь имеет место эффект социальной фасилитации . Например, творческие задачи решаются с большей степенью вероятности при групповом творчестве, чем при индивидуальном.
Однако, в ряде случаев наблюдается и обратный эффект - торможение, подавление, сдерживание действий и проявлений человека под влиянием групповых процессов (эффект социальной ингибиции). Например, ускоряется темп действий, но ухудшается качество.

Содержание

Введение.
Положительное влияние группы на личность.
Отрицательное влияние группы на личность.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Возможности влияния группы на личность.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет

Факультет социальных и гуманитарных технологий

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по курсу «Общая педагогика»

Возможности влияния группы на развитие личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: студент 4 курса, группы 3183-21,

                  Сайфутдинов Т.З., шифр 308539

                  Преподаватель: Надеева Марина Иосифовна 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

КАЗАНЬ, 2011г.

Содержание:

Введение.

Положительное влияние группы на личность.

Отрицательное влияние группы на личность.

Заключение.

Список  литературы. 

     Введение. 

     Групповое воздействие - мощный регулятор поведения  и деятельности человека. Феномен  группы заключается в том, что  даже простое присутствие других людей влияет на результаты деятельности: в присутствии других людей возрастает, например, скорость выполнения отдельных операций.

     Однако, более важным является тот момент, что не простое присутствие других, а именно взаимодействие с ними является определяющим фактором, который влияет на деятельность человека. В ситуациях группового общения замкнутый «контур» отдельного человека как бы размыкается и включается в общегрупповой «контур», который не является простой суммой индивидуальных «контуров», а приобретает качественно новое значение, новое групповое качество.

     В условиях общения динамика протекания психических процессов меняется в отличие от условий индивидуальной деятельности человека. Появляются новые  феномены и механизмы: синхронизируются психические процессы и состояния (память, внимание, мышление, эмоции), формируются совместные стратегии решения задач, общий для группы стиль поведения и деятельности, создается своеобразный «общий фонд».

Взаимовлияние людей в процессе совместной деятельности может облегчать протекание психических процессов, давать как бы «прирост» продуктивности деятельности отдельного человека . Здесь имеет место эффект социальной фасилитации . Например, творческие задачи решаются с большей степенью вероятности при групповом творчестве, чем при индивидуальном.

     Однако, в ряде случаев наблюдается и  обратный эффект - торможение, подавление, сдерживание действий и проявлений человека под влиянием групповых  процессов (эффект социальной ингибиции). Например, ускоряется темп действий, но ухудшается качество.  

Положительное влияние группы на личность.

     Для полноценного развития личности человеку необходимо общение с другими  людьми. В противном случае социальные нормы и ценностные ориентации, установленные  в обществе, не будут восприняты или воспримутся искаженно.

     В демократическом обществе индивидуальные права священны. Группа позволяет  человеку выстроить верную самооценку, ведь только с помощью взгляда  со стороны можно правильно воспринять и оценить себя.

     Влияние группы не заканчивается на оценке личности, с ее помощью можно изменить себя - убрать негативные качества, развить позитивные. Группа реагирует на изменение личности, и человек может с помощью обратной связи получать информацию о правильности направления своего развития.

     Группа - это не однородная масса, в ней присутствуют люди различного уровня развития, обладающие различными знаниями, умениями, навыками. Общаясь с группой, человек получает возможность общаться с теми, у кого он может учиться чему-либо. Общение с теми, кто более развит, заставляет подтянуться к более высокой планке, устанавливает более высокий стандарт, чем тот, что есть у одиночки, и человек в группе стремится к лучшему - ведь он знает, что лучшее существует, одиночка же об этом и не подозревает.

     Воспитание  человека может быть осуществлено только группой людей. Маугли, столь романтично описанный Киплингом, в реальной жизни существовать не может. Реальный Маугли не смог бы научиться человеческой речи, его уровень развития соответствовал бы уровню развития животного и не повышался бы, ведь в обществе с низким стандартом (в обществе животных), Маугли воспринял бы этот стандарт как единственно возможный. Недаром же "синдром Маугли" является психическим заболеванием.

     Синдром Маугли - это не что-то одно, но совокупность нескольких синдромов, которые характерны для человека, выросшего вне социальной среды. Для синдрома Маугли характерно нарушение речи (или полное неумение говорить - если человек оказался вдали от людей в младенческом возрасте), неспособность к прямохождению (общеизвестно, что не только животные передвигаются на четырех конечностях, человек тоже начинает с подобного "хождения", и лишь под влиянием примера взрослых перестает бегать на четвереньках), десоциализация, боязнь людей и неспособность пользоваться столовыми приборами (именно неспособность, а не обычное незнание, что ложкой едят суп, а вилкой - котлету).

     Фактически  тех, кто воспитан вне человеческого  общества (причем имеется в виду не только пример Маугли - воспитание животными, но даже просто отстутствие любого общества воспитателей, как людей, так и животных), уже нельзя назвать человеком. Страдающих синдромом Маугли можно лечить, но полного восстановления практически никогда не бывает. Их можно выдрессировать на имитацию человеческого поведения, но это - именно дрессура, в точности, как обучение кошек пользоваться коробкой с песком, а собак - проситься на прогулку. Социальная личность уже не получится.

     Отрицательное влияние группы на личность.

     Только  прямое общение в группе, личные контакты и достижение открытости с другими людьми дают человеку возможность воспринимать чужой и передавать свой жизненный опыт. Это и элементарные навыки (например - перед едой нужно мыть руки), и использование речи, и нравственные ценности, и даже способность к различным видам деятельности.

     Разнообразие  групп, в которых участвует человек  за свою жизнь, дает разнообразие возможностей и направлений в развитии. Более  того, другие члены групп являются не только примером для подражания или источником обучения, но и стимулом для дальнейшего развития, ликвидации комплексов детства и полноценного формирования убеждений. Ценность некоторых групп состоит именно в том, что они дают необходимые положительные эмоции, положительную обратную связь, которая стимулирует дальнейшее развитие человека в выбранном направлении.

     Если  о положительном воздействии  группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической  литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеологизации психологи и педагоги об этих фактах предпочитали умалчивать Особенно много данных о возможном отрицательном влиянии группы на индивида накоплено в социальной психологии малых групп, начало которой было положено исследованиями отечественных и зарубежных ученых, проведенными еще в начале XX в.

     Поначалу  психологи, заинтересованные в решении  данного вопроса, в качестве объекта  исследования использовали большие  социальные общности типа толпы и  неорганизованной массы людей, и только затем внимание переместилось на изучение влияния малой группы на индивида.

Французский исследователь Г. Лебон в книге  под кратким названием "Толпа", опубликованной в 1895 г., попытался вывести  общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного.

     Очевидно, Г. Лебон преувеличивал отрицательное  влияние толпы на индивида, но тем  не менее в его суждениях и  выводах содержалась определенная доля истины. Ее подтвердили последующие  экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями "обезличивание" и "деиндивидуализация". 
Было показано, что, когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название "обезличивание".

Один  из наиболее впечатляющих экспериментов, показывающих, насколько далеко может  зайти обычный человек в своих  действиях, бездумно и слепо подчиняясь давлению со стороны авторитетных лиц или групп, которые они представляют, был проведен в начале 60-х годов американским психологом С. Милгрэмом. Этот эксперимент заключался в следующем. 
Через объявление в газете за плату 4 доллара в час добровольцы были приглашены принять участие в "научном психологическом эксперименте, предназначенном для изучения памяти". Каждому из людей, посетивших лабораторию, говорили, что в ходе эксперимента он будет выполнять роль "учителя", задача которого заключается в том, чтобы читать "ученику" пары слов и затем, напоминая по одному слову из каждой пары, просить "ученика" вспомнить второе слово соответствующей пары. Если "ученик" ошибался, то "учитель" должен был наказывать его ударами электрического тока, последовательно повышая его напряжение от 15 В до 450 В шагами по 15 В (за каждую следующую ошибку напряжение в сети должно было увеличиваться на 15 В).

     "Учителя"  и "ученика" разделяла тонкая  фанерная перегородка, так что  "учитель" не мог видеть "ученика", но хорошо слышал все, что происходило за перегородкой. Во время эксперимента "ученик" сидел в кресле, привязанный к нему ремнями, а на его руках находились контакты от электрических проводов, идущих от пульта. Само кресло, кроме того, было крепко привинчено к полу. При возникновении тока в электрической цепи зажигалась лампочка и звучал электрический звонок. Перед началом эксперимента сам "учитель" садился в кресло "ученика" и для пробы получал удары электрическим током 15 В и 30 В. После того как он убеждался в том, что ток по цепи действительно идет и что удары электрическим током даже минимального напряжения достаточно чувствительны, начинался основной эксперимент.

     Непосредственно перед "учителем" находилась панель с электрическими кнопками, градуированными  от 15 В до 450 В. Цифра 300 Вольт была выделена красным цветом, и рядом с ней было написано слово "шок", что свидетельствовало о том, что такое напряжение смертельно опасно для человека и вызывает у него состояние шока.

     На  самом деле "ученик" в ходе эксперимента никаких ударов электрическим током не получал. С помощью скрытого маневра экспериментатор переключал ток на иную, замаскированную сеть, в которой также были включены лампочка и электрический звонок. В качестве же "ученика" в эксперименте использовался специально подготовленный человек - актер, который умело имитировал поведение и переживания лица, подвергаемого ударам электрического тока разной силы (напряжения). По мере того как "росло" напряжение в сети, "ученик" должен был вести себя все более беспокойно, а при напряжении более 300 В прекращать подавать какие бы то ни было признаки жизни: не отвечать на вопросы; не производить никаких звуков. До этого момента он должен был выражать свой протест движениями, ворчанием, криками, ударами ногами в перегородку и другими естественными способами.

     Как и следовало ожидать, многие добровольцы  с самого начала отказывались участвовать  в данном эксперименте, включавшем мучительную процедуру наказания  током другого человека. Однако экспериментатор  уговаривал их, используя всевозможные аргументы. То же самое он должен был делать и по ходу эксперимента, чтобы побудить "учителей" как можно дольше наносить удары электрическим током "ученикам". Экспериментатор мог использовать любые аргументы, кроме прямого принуждения, но не имел права открывать "ученику" подлинную цель исследования. Для убеждения "учителя" экспериментатор имел право пользоваться следующими, например, словами: "пожалуйста, продолжайте", "эксперимент получается и требует того, чтобы вы продолжали", "очень важно, чтобы вы продолжали, это абсолютно необходимо", "вы должны продолжать, у вас нет иного выхода", "я требую", "я приказываю, чтобы вы продолжали". Если и последнее не помогало, то эксперимент прекращался и отмечалось то напряжение, до которого дошел "ученик".

     Результаты эксперимента, проведенного со многими американцами, оказались обескураживающими. Обнаружилось, что почти 65% всех испытуемых-"учителей" довели напряжение тока до максимальной величины 450 В. Ни один из них не прекратил эксперимент до того, как напряжение на приборе достигло 300 В, т.е. той критической точки, за которой у "ученика" должен был последовать шок.

Информация о работе Возможности влияния группы на развитие личности