Шпаргалка по "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на экзамен семейная психология.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

    Негативная  сторона безусловной материнской  любви : 1. любовь матери не надо заслуживать. 2. В основе материнской любви могут быть обнаружены мотивы  стремительного желания власти или обладания.

    Отцовская любовь -  это обусловленная любовь. Её принцип таков: « я люблю тебя потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». Условная любовь отца – учит ребенка как узнавать дорогу в мир. – позволяет что то сделать, чтобы добиться её, «я могу трудиться ради неё», - не находится вне пределов контроля ребенка, как любовь материнская, - направляема принципами и ожиданиями; - она должна быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитетной; - должна давать растущему ребенку все возрастающее чувство собственной силы; - позволяет ему стать самому для себя авторитетом и освободится от авторитета отца. Отрицательные стороны отцовской любви: - факт что должна быть заслуженна; - что она может быть утеряна, если ребенок не сделает того, что от него ждут. Функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни,  функция отца – учить его руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые   ставит перед ребенком то общество в котором он родился.

    25. Стадии супружеской  жизни и особенности взаимодействия супругов на разных этапах семейного цикла.

    На  первой стадии развития семьи на судьбе брака отражаются следующие характеристики добрачного периода: место и ситуация знакомства; первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное); социально-демографические характеристики самих вступающих в брак; продолжительность периода ухаживания; инициатор брачного предложения; возраст будущей пары; отношение родителей к браку своих детей. Установлено, что положительное значение для брака имеют: взаимное первое впечатление, знакомство в ситуации работы или учебы, период ухаживания от 1 до 1,5 лет, проявление инициативы брачного предложения со стороны мужчины, принятие брачного предложения после непродолжительного (до двух недель) обдумывания. Специальных компенсирующих мер требуют такие особенности добрачных отношений, как отрицательное первое впечатление, короткий (до 6 месяцев) или долгий (более 3 лет) период ухаживания, неодобрение выбора родными, продолжительное обдумывание брачного предложения, а также проявление прямой или косвенной инициативы (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь, речь идет о беременности женщины. Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше. Это можно объяснить тем, что: добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины и женщины практически выпадает важнейшая стадия (в представленной классификации она вторая) — освоение новых для себя супружеских ролей, становление ролевой структуры семьи. Молодые люди сразу «перескакивают на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребенка; появление ребенка резко обостряет экономические проблемы еще неокрепшей семьи, вызывая напряженность в супружеских отношениях, которые выливаются в ссоры, частые конфликты и приводят к решению о разводе. Европейские социологи Аннтила и Трост считают, что негативным (с точки зрения развода) фактором является не просто добрачная беременность сама по себе, а так называемые «вынужденные» и «поспешные» браки, единственной причиной которых часто и является перспектива скорого рождения ребенка.  Вторая стадия супружества, которая совпадает с первым кризисным периодом развития семьи, характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Возникают трудности в выработке единого семейного уклада, происходит разочарование друг в друге как результат неглубокого узнавания в период добрачного ухаживания и т. д. На третьей стадии возможны конфликты по вопросу ухода за ребенком: недостаточная помощь мужа; «двойная нагрузка» жены; конфликты с родителями молодых по поводу воспитания детей; разногласия супругов по поводу взаимодействия с детьми; трудности, детерминированные возрастными кризисами развития личности ребенка (кризис 3-х лет) и родителей (так называемый кризис «смысла жизни», 30-33-х лет). Четвертая стадия может характеризоваться конфликтами однообразия, монотонностью общения. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг другом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от старых впечатлений и «голод» по новым (Рюриков). Могут иметь место разногласия по поводу воспитания детей. Споры возникают на почве различных представлений супругов о дисциплине и способах воспитания, когда один из них упрекает другого в чрезмерной строгости, жестокости, грубости или, наоборот, баловстве, а также из-за разногласия в оценке поступков детей.  На этой стадии, как и предыдущей, особую негативную роль может сыграть возрастной кризис детей (подростковый возраст, 10-11 лет). Кроме того, факторами «риска» четвертой стадии являются измена, ревность. На пятой стадии актуальными остаются монотонность общения, ревность, измена, взаимоотношения с детьми, проблемы, связанные с профессиональным самоопределением детей, выбором ими брачного партнера и т. д., проявление у родителей кризиса личности. В случае, если взрослые дети создали свою семью и живут у родителей, у последних могут быть споры, конфликты по поводу того, как «должны были бы» жить дети (с точки зрения родителей). Конфликты также могут быть детерминированы и возрастными изменениями супругов. Шестая стадия развития семьи совпадает с третьим кризисом, связанным с уходом из семьи последнего ребенка.

    28. Исторические формы  брачно – семейных  отношений.

    Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития. В истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.

    Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых  отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал  эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм (гинекократию) – отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, – прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия – свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия – запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена. 
Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно.  
Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью). 
Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен. Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет. 
В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах. 
Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному. 
Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям. 
Инфантицидный – детоубийство, насилие (с древности до 4 века н.э.). 
Бросающий – ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (4 - 14 вв.). 
Амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (14 – 17 вв.). 
Навязчивый – ребенок становится ближе родителям, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (18 в.). 
Социализирующий – усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них – объект воспитания и обучения (19 – начало 20 в.). 
Помогающий – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина 20 в. – настоящее время). 

    29. Типы браков. Особенности  социально – ролевого  статуса мужчины  и женщины в  современной семье.

    Церковный брак — освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую  силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГСа. В Православии и в Католичестве бракосочетание составляет одно из Таинств — Венчание. Мезальянс — брак между лицами неравного положения. Морганатический брак — разновидность мезальянса, в результате которого лицо низшего социального положения не повышает его. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран. Гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В РФ единственно возможный вид брака. Также гражданским браком часто неправильно называется фактический брак. Временный брак — в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Фактический брак (в российском праве — сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» — отношения между партнёрами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства или наличии общих детей признаётся не всеми религиозными направлениями. В СССР юридически признавался в 1926—1944 гг. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака. Фиктивный брак — притворная регистрация брака без намерения обеих сторон или одной из них создать семью. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным. Фиктивный брак может заключаться по разным мотивам: перспектива получения жилой площади, постоянной регистрации, наследования имущества в случае смерти престарелого супруга, получение пенсии, другие корыстные и иные цели. Полигиния— одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причём возможны градации. В шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх. Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения. Тем не менее их положение существенно ниже, чем у жён, и скорее напоминает рабство. Полиандрия (M+1) — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Групповой брак — сожительство нескольких женщин с несколькими мужчинами. В наше время является формой экспериментов молодёжи. В русском языке называется «шведской семьей», хотя сами шведы выступают против такого определения. Ранее многие учёные утверждали, что групповой брак существовал в первобытном обществе при матриархате и предшествовал институту парного брака; в настоящее время эта теория промискуитета считается весьма сомнительной.

    В России традиционно муж обязывался содержать жену, жена - быть ему помощницей во всех начинаниях. В восточной  культуре, где сильнее всего выявляются жестокие мусульманские законы,  женщинам уделяется самая маленькая  роль, а мужчин возносят на пьедестал. Браки здесь – это крепкая связь на всю жизнь, где мужчина имеет практически полную свободу, а женщина оказывается заключенной в брачной клетке словно птица. Семейные отношение в Турции очень сложные и женщина здесь скована строгими мусульманскими законами и традициями, которые гласят, что нужно подчинятся своему мужу. Главная задача женщины в семье состоит в том, чтобы не мешаться мужу и не встревать лишний раз в разговор.

    Даже  на улицах можно заметить, что женщина  всегда следует позади мужчины, как будто она не имеет к нему никакого отношений. Мужчина не может позволить женщине находиться очень близко к нему, считая, что женщина этого просто недостойна. 

     

    30. Социально – психологические  особенности семьи  группы «риска».  Факторы «риска».

    Семьей  социального риска считается  семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающих её возможности в  создании благоприятных условий  для жизни и полноценного развития всех его членов. С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

           Первую группу составляют семьи  с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные,  проблемные семьи, асоциальные,  аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

           Вторую группу представляют внешне  респектабельные семьи, образ  жизни которых не вызывает  беспокойства и нареканий со  стороны общественности, однако  ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.

    Пример: семья алкоголиков. Взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с алкогольной зависимостью становятся дисфункциональными, что проявляется в виде следующих признаков: члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям; родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают; вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами - ригидностью и деспотичностью; члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих; в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.

    Семьи группы риска характеризуются: Слабой способностью членов этих семей к  анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов. Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия. Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью. Важной и необходимой на всех стадиях работы с семьей группы риска задачей является демонстрация психологом членам семьи иных форм поведения, эмоционального реагирования, чем принято в семье. Недопустимо гордое, высокомерное, презрительное отношение к членам семей группы риска, ибо многие в этих семьях склонны так относиться к другим, и это является препятствием в этих семьях на пути к любви и заботе. Психологу следует демонстрировать прямо противоположное поведение – заинтересованность, стремление к отношениям на равных. Всегда следует найти, за что можно уважать каждого члена семьи, и демонстрировать ему это уважение, объясняя, за что психолог этого человека уважает. Важно научить всех членов семьи тому, как противостоять манипулятивным влияниям извне с целью выманить деньги, заставить делать не свою работу или склонить к приему алкоголя, наркотиков, подобному. Следует предложить проиграть соответствующие ситуации психологического давления, и научить членов семьи разумно, словами, в социально приемлемой форме отказываться от того, что им не выгодно и не входит в их планы, отстаивать свои права. Важно также вовлекать членов подобных семей в совместные (дети, родители, члены других семей) эмоционально насыщенные игры, которые делают позиции общения в семье более равными, отношения более заботливыми, а поведение за пределами семьи более смелым и предприимчивым.  
 

    32. Социальная сущность  брака и семьи.  Функции современной  семьи.

    Семья как социальный институт возникла с  формированием общества. На первых порах его развития отношения  между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением регулировались племенными и родовыми обычаями. С возникновением нравственности, религии, а затем государства регулирование половой жизни приобрело нравственный и правовой характер. Это позволило еще больше усилить социальный контроль над браком. С развитием общества происходили определенные изменения в брачно-семейных отношениях.

    Социологические теории семьи, которые создавались  советскими учеными, в той или  иной степени отражали идеологию  и практику государства в отношении семьи. Если дети должны воспитываться обществом (ясли, детский сад, школа, пионерская и комсомольская организации и т. д. и т. п.), то на долю семьи остается лишь бытовая функция. По Энгельсу семья превращалась в элементарную потребляющую ячейку общества. «Детопроизводство» — главная функция семьи, все остальные функции семьи являлись внешними, дополнительными (накопление и передача по наследству, организация производства, потребление и быт).

Информация о работе Шпаргалка по "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка"