Шпаргалка по "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на экзамен семейная психология.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

    Структурная семейная терапия  Минухина. В основе этого подхода лежат три аксиомы:

    1. Осуществляя психологическую помощь, необходимо принимать в расчет  всю семью. Каждый из членов  семьи должен рассматривается  как ее подсистема.

    2. Терапия семьи изменяет ее  структуру и приводит к изменению  поведения каждого из членов  семейной системы.

    3. Работая с семьей, психолог присоединяется  к ней, в результате возникает  терапевтическая система, делающая  возможными семейные изменения.

          Семья предстает как дифференцированное  целое, подсистемы которого составляют  отдельные члены семьи или  несколько ее членов. Каждая подсистема (родительская, супружеская, детская)  имеет специфические функции  и предъявляет к своим членам  определенные требования. При этом для каждой подсистемы необходима определенная степень свободы и автономии. К примеру, для адаптации супругов друг к другу необходима определенная свобода от влияния детей и внесемейного окружения. Поэтому важное значение приобретает проблема границ между семейными подсистемами (нечеткость, размытость, либо излишняя закрытость).

    Еще один из вариантов системного подхода - стратегическая семейная терапия (Хейли, Маданес, Вацлавик, Хоффман), где основная работа терапевта направлена на формирование у членов семьи ответственности друг за друга.

    С точки зрения гештальт-подхода здоровую семью можно рассматривать, как сложную систему, находящуюся в гомеостатическом равновесии с окружающим их социумом.

          Гештальт-подход рассматривает человека, как целостную единицу функционирующую в данном социуме, в данное время на определенной территории. С этой точкой зрения отклонения в развитии человека рассматриваются как нарушение процесса спонтанного роста и созревания индивидуума, находящегося в процессе взаимодействия со своим социальным и культурным окружением. Зрелость рассматривается как переход от опоры на окружающих к опоре на себя.

    Семейная  психотерапия, основанная на опыте (Витакер, Сатир). В фокусе внимания терапевта находится не прошлое семьи, а ее настоящее, ситуация "здесь и сейчас". Не придавая большого значения теории, данный вариант психологической помощи семье делает акцент на индивидуальности каждого члена семьи, свободе выбора и личностном росте.

      Семейная психотерапия, основанная  на опыте, призвана помогать членам семьи в поиске ролей, способствующих самореализации, личностному росту и формированию индивидуальности. Соответственно, целью психотерапевтической работы является не "устранение симптомов",  а личностный рост каждого из членов семьи. Важнейшими   приемами   являются  использование терапевтом собственного поведения в качестве модели, техника "скульптура семьи" и ее различные модификации  ("хореография семьи", "работа с куклами").

    13. Типы семейного  воспитания. Родительские позиции, педогогические маски и детские роли. 

    Типы  воспитания, Личко.

    1. гипопротекция - недостаток опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорность. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением. Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

    2. доминирующая гиперпротекция проявляется  в чрезмерной опеке, мелочном  контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения.

    3. потворствующая гиперпротекция  - воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности.

    4. эмоциональное отвержение (положение  Золушки).

    5. повышенная моральная ответственность - характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка.

    Типы  воспитания, Гарбузов.

    1.Гиперсоциальное  воспитание, или “правильные родители”.

    Неукоснительно  соблюдается режим, дисциплина, много  внимания уделяется привитию норм поведения. Методы воспитания: контроль, поощрение, наказание, но вот в рамках этого родители бывают очень изобретательны(оценки за послушание, графики поведения, баллы, деньги, подарки и их лишение, суммирование проступков и требование публичного раскаяния). Одобряется обществом.

    2.Эгоцентричное  воспитание, или все для ребенка.

    Ребенок воспринимается родителями как сверхценность, смысл жизни, кумир, которому подчинен весь уклад жизни семьи. В основном это семьи, в которых растет один ребенок, окруженный большим количеством взрослых.

    3.Тревожно-мнительное  воспитание, или любить - значит бояться.

    С ребенка не спускают глаз, даже когда  он подрос и может обходиться без  этого. Обычные заболевания в  таких семьях вызывают панику. Родители стремятся подготовить своего ребенка к “тяготам жизни”. Чаще тревожность передается по женской линии. В этом случае тревожная мать просто переносит в свою семью методы воспитания, взгляды, поведение, которое усвоила с детства.

    4.Воспитание  без любви.

    Причины самые разные: один из супругов против появления ребенка или семья  находится на грани развода, материальные сложности, беременность не планировалась, рождение девочки, когда все ждали мальчика, физический дефект, “некрасивость” ребенка, капризный, невротичный ребенок.

    Типы  родительских позиций.

    1. Чрезмерно оберегающие родители. Преувеличенная, мелочная забота о детях, детям не предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия.

    2. Гиперсоциальная требовательная позиция. От детей требуют порядка, дисциплины, четкого выполнения своих обязанностей. Требования, предъявляемые ребенку, чрезмерно высоки.

    3. Раздражительный, эмоционально лабильный родитель. Потиворечивость эмоций родителя по отношению к ребенку: аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность — с доминантностью, завышенные требования — с родительской беспомощностью.

    4. Авторитарный родитель. Больше полагаются на строгость и наказания, редко общаются с детьми, жестко контролируют детей, не побуждают детей выражать свое собственное мнение; категоричность суждений, приказной тон.

    5. Устранившийся, раздражительный родитель. Ребенок главная помеха, он постоянно мешает.

    6. Либеральный родитель. Снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, не поощряют детей, относительно редко и вяло делают им замечания, не обращают внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе.

    7. Гипертрофированная родительская любовь. Выражается в снижении критичности и требовательности родителей во взаимоотношениях с детьми, когда родители не только не замечают недостатки ребенка, но и приписывают ему несуществующие достоинства.

    8. Авторитетные родители. Родители относятся к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, много с ними общаются, контролируют детей, требуют осознанного поведения.

    9. Демократичные родители. Сходна с предыдущей по всем признакам, кроме контроля, так как, не отвергая его, родители редко пользуются им. Дети просто поступают так, как того желают родители, без всякого видимого нажима.

    Родительские «маски».

    1. «Начальник» постоянно проявляет  свою власть, подчеркивает, что все  на свете знает, считает себя  образцом добродетели. Он часто  обвиняет ребенка, наказывает, держит  его в страхе, вещает ему прописные  истины с каменным лицом. 

    2.«Наставник» - это добрый, все понимающий советчик, который каждую минуту рядом с ребенком. Он любит свое чадо и не скрывает этого, руководствуется гуманными принципами в воспитании, а не стремлением навязать свою волю.

    3.«Товарищ»  - снисходительный друг, готовый  все понять и простить, независимо от последствий и степени вины ребенка. Результат подобной позиции - отсутствие у ребенка должного чувства ответственности и, возможно, уважения к родителю.

    Родительская роль достаточно условна: иногда надо руководить, иногда - наставлять, иногда - прощать... Ни одна из этих ролей в отдельности не позволит вам воспитать полноценного человека.

    Добрович  выделяет роли, подчеркивающие ценность ребенка для семьи.

    «Кумир  семьи» — ребенок вызывает всеобщее восхищение домашних, как бы он себя ни вел.

    «Мамино (папино, бабушкино...) сокровище», но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром.

    Ребенок растет в такой семье, требуя к  себе постоянного внимания, стремясь быть на виду, он привыкает думать только о себе. Может вырасти даже антисоциальная, аморальная личность, не знающая запретов, для которой ничего недозволенного нет.

    Позиции ребенка: ужасный ребенок, псевдородитель, невидимка, больной ребенок, шут  гороховый.  

    14. Особенности консультативной помощи разводящимся супругам. Адаптация членов семьи к изменившимся условиям. Профилактика психотравмирующих последствий развода.

    Любой развод — даже желанный — является серьезной травмой, которая усугубляется необходимостью полной реорганизации  жизни (по полученным данным, люди переживают развод как травму даже через пять и более лет после него). В подобной ситуации бывает полезно поговорить со специалистом о том, что и как следует предпринимать, убедиться, что варианты возможны и что есть силы для их осуществления.

    Предразводный период. Основной целью работы семейного психолога в данный период является достижение продуманного, ответственного решения независимо от того, стремятся ли супруги сохранить дисгармоничный брак или нет. В этот период еще можно приостановить процесс юридического развода. При работе с супругами семейный психолог выясняет их отношение к разводу как таковому, а также мотивации их решения. Здесь учитывается возможность временного кризиса в этот период, перспективы удовлетворения потребностей супругов и позитивных изменений в семье, последствия развода для обоих супругов и особенно для детей.

    Мифы: второй брак лучше, чем первый; для ребенка развод не является чем-то исключительным, поскольку вокруг него много других детей из неполных семей; лучше развестись, чем сохранить семью, в которой дети будут свидетелями постоянных конфликтов между родителями; если новый партнер меня любит, он будет рад и моим детям.

    Задача семейного психолога помочь партнерам отказаться от ложных идей и устранить их влияние на принятие решения.

    Период  развода. Это период, когда супруги уже приняли решение о разводе. Здесь семейный психолог помогает супругам сдерживать свои эмоции, направляя их к совместному решению конкретных проблем, связанных с разводом, что наиболее целесообразно для обеих сторон, учитывая прежде всего интересы и проблемы детей. Задача семейного психолога на этом этапе достичь принятия развода обоими супругами. Если решение о разводе носит односторонний характер, то «брошенный» партнер считает другого виновным и у него возникает чувство утраты, пренебрежения, бессильной ярости или беспомощности. Предметом споров и раздоров могут стать вопросы раздела имущества или заботы о детях, поэтому семейный психолог должен помочь в разрешении эмоциональных проблем, чтобы они не влияли на рациональное решение деловых вопросов.

    Обычно  ребенок воспринимает ситуацию распада  семьи так, что это именно от него ушел (или ушла) один из родителей. В  некоторых случаях, особенно в подростковом возрасте, ребенок (мальчик или девочка) говорит о предательстве родителя, покинувшего семью. В подсознательной сфере психики формируется отношение к самому себе, как к такому человеку, которого бросают, что впоследствии может проявиться в неуверенности и заниженной самооценке ребенка. Более того, он начинает воспринимать отношения между людьми как нестабильные, ненадежные, которые могут всегда и в любой момент разрушиться. Такие переживания ребенка не исчезают и тогда, когда родители стремятся сохранить дружеские и приятельские отношения.

    Профилактика  травм ребенка:

    1. Даже после развода, когда вы  перестаете быть супругами, для  ребенка вы все равно навсегда  остаетесь родителями, так что  объясните ему это.

    2. Не втягивайте ребенка в свои  разборки.

    3. При передаче ребенка на выходные  в семью бывшего супруга нужно  научиться правильно передавать ребенка.

    4. Не делайте из ребенка «передатчик»  и «разведчика», задача которого  доносить то, что происходит во  вражеской семье. 

Информация о работе Шпаргалка по "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка"