Влияние семьи на формирование личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является: изучение влияния семьи на развитие личности.
В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
. Дать характеристику понятия и функций семьи.
. Изучить влияние семейного воспитания на формирование личности.
. Подобрать методики и экспериментально показать влияние родителей на становления личности ребёнка.
Гипотеза заключается в том, что семья играет огромную роль в формировании личности ребенка.

Содержание

Введение ______________________________________________2-4
1. Влияние семьи на формирование личности ребенка
1.1 Определение и функции семьи____________________ 5-8
1.2 Семья как фактор воспитания личности ребенка ____9-14
1.3 Типы и методы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка_______________________________ 15-21
2. Констатирующий эксперимент
2.1 Организация исследования ____________________________22-26
2.2 Анализ результатов исследования___________________ 26-33
2.3 Методические рекомендации ________________________34-37
Заключение __________________________________________________38-39
Список используемой литературы _______________________40-41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по дошкольной.docx

— 209.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ______________________________________________2-4

1. Влияние семьи на  формирование личности ребенка

          1.1 Определение и функции семьи____________________ 5-8

1.2 Семья как фактор  воспитания личности ребенка ____9-14

1.3 Типы и методы семейного  воспитания и их влияние на      формирование личности ребенка_______________________________ 15-21

           2. Констатирующий эксперимент

          2.1 Организация исследования ____________________________22-26

2.2 Анализ результатов  исследования___________________ 26-33 

2.3 Методические рекомендации ________________________34-37

Заключение __________________________________________________38-39

Список используемой литературы _______________________40-41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Семья - это особая социальная среда. В ней действуют правила и нормы поведения, может существовать своя иерархия, именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию людей на свои поступки. Не имея ни социального, ни личного опыта, ребёнок не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качеств других людей. В настоящее время всё больше учёных, педагогов, психологов признают: всё, что есть в ребёнке, - и плохое, и хорошее - он берет из детства. Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно - нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад - ведь семья передает и культурные традиции, опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет.

Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо - мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В «Книге для родителей» он показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

Актуальность: в данной работе мы осветим некоторые аспекты этой проблемы, потому что создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости, трудности в общении и многие другие.

Объект исследования: личность старшего дошкольника в семье.

Предмет: процесс формирования личности в семье.

Целью работы является: изучение влияния семьи на развитие личности.

В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

. Дать  характеристику понятия и функций  семьи.

. Изучить  влияние семейного воспитания на формирование личности.

. Подобрать  методики и экспериментально  показать влияние родителей на  становления личности ребёнка.

Гипотеза заключается в том, что семья играет огромную роль в формировании личности ребенка.

В работе использованы следующие методы:

теоретическое изучение психологической, педагогической, социологической литературы по теме курсовой работы;

исследование проводилось с помощью следующих методик: метод опроса; тест «Рисунок семьи»; тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Работа состоит из: реферата, введения, двух частей, заключения, списка литературы.

 

 

 

1. Влияние семьи на  формирование личности ребенка

      1.1 Определение и функции семьи

семья ребенок личность воспитание

Одним из самых значимых факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании базовых черт его личности, первичных форм связей и отношений с внешним миром, воспринимаемых преимущественно через отношения с близкими взрослыми, является его семья. Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. На современном этапе развития педагогики семьи существует несколько определений этого социального института.

Семья рассматривается как основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт при условии наличия трех основных видов семейных отношений: супружество, родительство, родство. При отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

В развитии семейных отношений в современном обществе выделяют нормативную модель, определяемую традиционными брачно-семейными отношениями; квазисемейные модели с альтернативными формами брачно-семейных отношений и особые модели, характеризующиеся нетрадиционными формами брачно-семейных отношений (В.В. Бойко, Р. Зидер, И.С. Кон).

С.И. Голод, характеризуя перспективы развития российских семей на современном этапе, отмечает, что семья - это «нуклеарная семья, с профессионально занятыми супругами, регулируемым числом детей, воспитание которых осуществляется как семьей, так и обществом, но в большей мере деловыми контактами с родственниками, при непременной ориентации всех ее членов на другие социальные институты». По мнению Л.Б. Шнейдера, семейная система продолжает дифференцироваться и порождает многообразие конкретных форм по направлениям: культура, материальное благосостояние, детородность и технологизация.

Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и необходимые для жизни каждого человека. Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены целым рядом причин созданными социальными нормами поведения, исторического и культурного свойства. Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, нормы морали и семейное право, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными: со временем появляются новые, отмирают или наполняются иным содержанием ранее возникшие. В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Ряд авторов, опираясь на концепцию системного подхода (И.С. Кон, Л.В. Попова, Э.Г. Эйдмиллер, А.А. Кроник, В.В. Столин, Э. Фромм, В. Сатир и др.), выделяют функционально-ролевую структуру семьи, жизненный цикл семьи, супружеские отношения. Однако исследователи единодушны в определении таких функций семьи, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (рекреативная), воспитательная.

Функция продолжения рода - это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Заложенный природой инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности семьи. Налаженная, эффективная хозяйственная деятельность семьи существенным образом меняет психологический климат в семье, позволяет справедливо удовлетворять потребности всех ее членов. Справедливое распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства между членами семьи является благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей.

Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей членов семьи. Восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, возможностью получить от близких людей сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без чего не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых. Особая роль принадлежит досугу, умело организованному и направленному на поддержание семьи как целостной системы. Семейный досуг должен быть содержательным, оказывать развивающее воздействие на всех членов семьи, доставлять радость всей семье.

Воспитательная функция - важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. В семье воспитываются не только дети, но и взрослые, поскольку воспитание - очень сложный, двусторонне направленный процесс. И.В. Гребенников выделяет три аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. Семья оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.

2. Систематическое воспитательное  воздействие семейного коллектива  на каждого своего члена в  течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Формируется своеобразное «семейное кредо» - так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Исходя из этого кредо, семейный коллектив предъявляет требования к своим членам, оказывая определенное воздействие. Воспитание со временем принимает различные формы, но не покидает человека на протяжении всей его жизни.

3. Постоянное влияние детей на  родителей, побуждающее их к самовоспитанию. Чтобы стать хорошими воспитателями для своих детей, родителям необходимо постоянно самосовершенствоваться, заниматься самовоспитанием. И даже если они не хотят этого, ребенок неизбежно социализирует окружающих его близких, пытаясь сконструировать удобный и приятный для себя мир, расширяет социальный мир родителей и их кругозор.

Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении других. Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, также вносят изменения в функции семьи. Функции современной семьи в зависимости от этапа семейных отношений, выделенные Ю. Хямяляйнен (1993) (Приложении 1), который делает вывод о том, что функции семьи постоянно меняются в зависимости от периода становления и развития семьи.

 

 

 

 

1.2 Семья как фактор воспитания личности ребенка

 

Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им «созданной человечеством культурой» (А.Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности.

Семейная среда - первая культурная ниша для ребенка, включающая в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций: прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам, расставание перед уходом на работу, в школу, детский сад, сборы на прогулку и т.д. Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи, и многое другое. Так, например, день рождения бабушки: можно ограничиться дежурным звонком по телефону и традиционными поздравлениями, тогда педагогический эффект будет минимальным. А можно заранее вовлечь ребенка в подготовку подарка, обратив при этом внимание на то, что особенно порадует бабушку, что созвучно ее интересам. Продуманная воспитательная среда, очеловеченная домашняя среда - это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации.

Информация о работе Влияние семьи на формирование личности ребенка