Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка".
Частные совершенствования методов называются приемами воспитания. Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Приемы воспитания можно определить как частное применение метода воспитания в конкретных условиях.
Например, труд — средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе — это приемы. Слово (в широком понимании) — средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение — приемы.
1.
Техники, основанные на
приоритете силы. Они включают
физические наказания, лишение
привилегий и материальных
2. Техники, основанные на лишении любви. Например, он может игнорировать ребенка или отказаться говорить с ним, осмеять ребенка, выразить свою антипатию по отношению к нему, изолировать или покинуть ребенка.
3. Техники, основанные на индукции. Имеется в виду аналогия с возникновением электрического тока в проводнике при изменении вокруг него магнитного поля. Предполагается, что родители, беседуя с ребенком или между собой в его присутствии, возбуждают у последнего определенные чувства, интересы, стремления. Речь здесь идет об обмене информацией между родителями и ребенком, о попытках родителей рассуждать вместе с ребенком в надежде сделать его более понимающим, почему следовало бы проявлять то или иное поведение. При этом родители снабжают ребенка рациональными категориями для формирования различных типов реакций на окружающее.
При разработках конкретного плана позитивного реагирования родителей на те или иные элементы поведения ребенка следует особое внимание уделять обучению родителей приемам индукции.
18. Стадии психотерапевтической помощи.
Этап 1. Установление необходимости психотерапевтического изучения семьи. Предварительное знакомство. Продолжительность этапа — первые 10—15 мин знакомство с семьей, точнее, с теми ее членами, которые получили направление на семейную психотерапию либо сами обратились к психиатру с такой просьбой. Он включает установление внешних признаков наличия психотравмирующего семейного отношения. В начале работы пациенты, как правило, испытывают тревогу. Они проявляют повышенную дефензивность (пассивное оборонение) как в отношении друг друга, так и в отношении психотерапевта. Некоторым людям, однако, нравится выносить сор из избы. В большинстве случаев психотерапевту следует вначале успокоить: и поддержать партнеров. Кроме того, он должен обратить особое внимание на проявление ими чувств вины и стыда, а также свойственные им опасения, что психотерапевт будет в отношении их слишком критичен.
Этап 2. Общее знакомство с семьей. Основная цель этапа — формирование у психотерапевта верного общего представления о семье. Речь идет о способности правильно представить различные стороны жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Основным средством достижения этого понимания является беседа.
Этап
3. Выявление психотравмирующей
На первом этапе (до общего знакомства с семьей) психотерапевт нередко испытывает «дефицит гипотез» — трудно предположить с достаточной уверенностью, что именно в жизни данной семьи могло оказать психотравмирующее воздействие. По окончании же второго этапа изучения семьи положение психотерапевта обычно бывает совершенно иным. После того, как он уже хорошо познакомился с семьей, подробно и ярко представляет ее жизнь, «подозреваемых», как правило, оказывается даже слишком много. Оценка их осуществляется путем выдвижения и проверки того, что можно назвать диагностическими гипотезами.
Этап
4. Коррекционный семейный диагноз.
К этому времени психотерапевт
хорошо представляет себе семью пациента
и психотравмирующую ситуацию. Цель этапа
— ответить на вопрос, какие изменения
в жизни семьи могут привести к изменению
психотравмирующей ситуации, снятию ее
психотравматичности. Ведущим здесь является
мысленное экспериментирование. Несовершенство
мыслительного эксперимента приводит
к тому, что путь коррекции оказывается
неверным.
21. Уровни совместимости супругов. Факторы удовлетворенности браком.
Обозова выделила четыре
2) персональная совместимость — характеризует соответствие структурно-динамических особенностей партнеров: свойств темперамента, характера, эмоционально-волевой сферы: один из критериев персональной совместимости — бесконфликтное распределение межличностных ролей. Основная закономерность этого аспекта совместимости супругов — дополнительность структурных характеристик партнеров;
3)
семейно-бытовая совместимость
4) физиологическая совместимость. Признаками физической, в том числе сексуальной, совместимости является гармония ласк мужчины и женщины, телесного контакта, удовлетворенность от близости. Такое понимание супружеской совместимости близко к понятию удовлетворенности браком. Действительно, в данном случае совместимость трактуется как согласованность установок, сходство духовных укладов супругов, соответствие характера, согласованность представлений о функциях семьи — то есть, в принципе, все это можно обозначить как представления о семейной жизни, а реализация этих представлений в супружестве и определяет оценку супругами собственного брака, их удовлетворенность семейными отношениями.
Гурко выделил четыре группы факторов:
Образ счастливого брака у мужчин формируется в первую очередь через призму психологических, сексуальных компонентов супружества, у женщин – через бытовую, рекреативную, сексуальную и психологическую подструктуры супружества. Исследования показали что удовлетворенность супругов коррелирует между собой: большей удовлетворенности в браке мужа соответствует большая удовлетворенность жены, и, наоборот, при низкой удовлетворенности браком мужчины его жена также не удовлетворена браком. Уровень удовлетворенности браком у супругов, а также оценка его благополучия достоверно связана с числом детей в семье: чем больше детей, тем выше уровень благополучия и удовлетворенности браком (Андреева).
Значимый фактор удовлетворенности браком – собственный локус контроля человека, состоящего в браке. Назарова показала, что человек, принимающий на себя ответственность за все происходящее в своей жизни, более удовлетворен браком независимо от пола. Жены с более выраженной интроверсией более удовлетворены браком, а более экстравертированные – менее. У мужчин такой линейной зависимости нет. Зато у них удовлетворенность браком связана с мотивацией брака супруги: если мотивом вступления в брак у женщины была любовь, статистически более вероятно, что мужчина будет удовлетворен браком.
23. Психологический климат семьи и его составляющие.
Добрынина
под социально-психологическим
24. Родительские установки и позиции. Материнская и отцовская любовь.
Родительские установки – это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах. Родительские установки тесно связаны с родительскими ожиданиями; они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих. Родительские установки и ожидания включают три уровня притязания : 1 – «Мы родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений; 2 – «Мы родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях); 3- «Это - наш ребенок» (установки и ожидания в отношении ребенка). Первый уровень : Характеризуется прежде всего наличием репродуктивной установки и её особенностями. В основе возникновения репродуктивной установки «лежит потребность в детях как особое психологическое состояние индивида» (Дружинин).
Бойко рассматривает три состовляющие репродуктивной установки:
1.
Поведенческий элемент
2. Эмоционально- оценочный аспект, представляющий собой совокупность взглядов, суждений, позиций человека в отношении численности собственной семьи;
3.
Когнитивный элемент установки,
Материнская любовь - считается высшим видом человеческой любви, наиболее священной изо всех эмоциональных связей; её достижение – не любовь к младенцу, а любовь к растущему ребёнку – являет собой неравенство, где один полностью нуждается в помощи, а другой полностью её даёт, не требуя ничего взамен. Конечным итогом материнской любви должно быть желание, чтобы ребёнок отделился от матери. Материнская любовь в идеальном случае: - не пытается помешать ребенку взрослеть; - не пытается назначить награду за беспомощность; - имеет веру в жизнь; - не должна быть тревожной; - имеет желание чтобы ребенок стал независимым и в конце концов отделился от матери.