Шпаргалка по "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на экзамен семейная психология.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

    Частные совершенствования методов называются приемами воспитания. Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Приемы воспитания можно определить как частное применение метода воспитания в конкретных условиях.

    Например, труд — средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в  работе — это приемы. Слово (в  широком понимании) — средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение — приемы.

    1.  Техники,   основанные   на   приоритете   силы.   Они включают  физические наказания, лишение  привилегий и материальных ресурсов, словесное давление, командование ребенком в опоре на свою физическую силу или возможность распоряжаться материальными ресурсами. Предполагается при этом, что механизм, обеспечивающий согласие с родительскими приказами и увещеваниями, кроется в страхе наказания.

    2.  Техники, основанные на лишении любви. Например, он может игнорировать ребенка или отказаться говорить с ним, осмеять ребенка, выразить свою антипатию по отношению к нему, изолировать или покинуть ребенка.

    3.  Техники,   основанные   на   индукции. Имеется в виду аналогия  с возникновением электрического тока в проводнике при изменении вокруг него магнитного поля. Предполагается, что родители, беседуя с ребенком или между собой в его присутствии, возбуждают у последнего определенные чувства, интересы, стремления. Речь здесь идет об обмене информацией между родителями и ребенком, о попытках родителей рассуждать вместе с ребенком в надежде сделать его более понимающим, почему следовало бы проявлять то или иное поведение. При этом родители снабжают ребенка рациональными категориями для формирования различных типов реакций на окружающее.

    При разработках конкретного плана  позитивного реагирования родителей на те или иные элементы поведения ребенка следует особое внимание уделять обучению родителей приемам индукции.

    18. Стадии психотерапевтической помощи.

    Этап 1. Установление необходимости психотерапевтического изучения семьи. Предварительное знакомство. Продолжительность этапа — первые 10—15 мин знакомство с семьей, точнее, с теми ее членами, которые получили направление на семейную психотерапию либо сами обратились к психиатру с такой просьбой. Он включает установление внешних признаков наличия психотравмирующего семейного отношения. В начале работы пациенты, как правило, испытывают тревогу. Они проявляют повышенную дефензивность (пассивное оборонение) как в отношении друг друга, так и в отношении психотерапевта. Некоторым людям, однако, нравится выносить сор из избы. В большинстве случаев психотерапевту следует вначале успокоить: и поддержать партнеров. Кроме того, он должен обратить особое внимание на проявление ими чувств вины и стыда, а также свойственные им опасения, что психотерапевт будет в отношении их слишком критичен.

    Этап 2. Общее знакомство с семьей. Основная цель этапа — формирование у психотерапевта верного общего представления о семье. Речь идет о способности правильно представить различные стороны жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Основным средством достижения этого понимания является беседа.

     Этап 3. Выявление психотравмирующей ситуации. Психотерапевт, опираясь на имеющееся у него достаточно надежное и полное представление о семье, сосредоточивает силы на выявлении психотравмирующей ситуации. Он пытается дать ответ на вопрос, какие из многочисленных сторон семейных отношений воздействуют на индивида психотравмирующе.

    На  первом этапе (до общего знакомства с семьей) психотерапевт нередко испытывает «дефицит гипотез» — трудно предположить с достаточной уверенностью, что именно в жизни данной семьи могло оказать психотравмирующее воздействие. По окончании же второго этапа изучения семьи положение психотерапевта обычно бывает совершенно иным. После того, как он уже хорошо познакомился с семьей, подробно и ярко представляет ее жизнь, «подозреваемых», как правило, оказывается даже слишком много. Оценка их осуществляется путем выдвижения и проверки того, что можно назвать диагностическими гипотезами.

     Этап 4. Коррекционный семейный диагноз. К этому времени психотерапевт хорошо представляет себе семью пациента и психотравмирующую ситуацию. Цель этапа — ответить на вопрос, какие изменения в жизни семьи могут привести к изменению психотравмирующей ситуации, снятию ее психотравматичности. Ведущим здесь является мысленное экспериментирование. Несовершенство мыслительного эксперимента приводит к тому, что путь коррекции   оказывается   неверным. 

    21. Уровни совместимости  супругов. Факторы  удовлетворенности  браком.

      Обозова  выделила четыре аспекта  супружеской совместимости: 1) духовная совместимость — характеризует согласованность целеполагающих компонентов поведения партнеров: установок, ценностных ориентации, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений (основная закономерность духовной совместимости — сходство, подобие духовных укладов супругов);

    2) персональная совместимость —  характеризует соответствие структурно-динамических особенностей партнеров: свойств темперамента, характера, эмоционально-волевой сферы: один из критериев персональной совместимости — бесконфликтное распределение межличностных ролей. Основная закономерность этого аспекта совместимости супругов — дополнительность структурных характеристик партнеров;

    3) семейно-бытовая совместимость —  функциональные особенности брачных  партнеров: согласованность представлений  о функциях семьи и соответствующем  укладе, согласованность ролевых  ожиданий и притязаний при реализации этих функций. Критерий — эффективность воспитания детей;

    4) физиологическая совместимость. Признаками физической, в том числе сексуальной, совместимости является гармония ласк мужчины и женщины, телесного контакта, удовлетворенность от близости. Такое понимание супружеской совместимости близко к понятию удовлетворенности браком. Действительно, в данном случае совместимость трактуется как согласованность установок, сходство духовных укладов супругов, соответствие характера, согласованность представлений о функциях семьи — то есть, в принципе, все это можно обозначить как представления о семейной жизни, а реализация этих представлений в супружестве и определяет оценку супругами собственного брака, их удовлетворенность семейными отношениями.

    Гурко выделил четыре группы факторов:

  1. социально-демографические и экономические характеристики семьи. Сюда входят такие показатели, как величина совокупного семейного дохода, возраст супругов, число детей в семье и т.д.;
  2. характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов – профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближайшим социальным окружением и т.д.;
  3. установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности – распределение хозяйственно-бытовых обязанностей и совпадение установок в этой сфере семейной жизни, организация досуга;
  4. характеристики межсупружеских отношений – эмоционально-нравственные ценности (чувство любви и уважения к партнеру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т.д.).

    Образ счастливого брака у мужчин формируется в первую очередь через призму психологических, сексуальных компонентов супружества, у женщин – через бытовую, рекреативную, сексуальную и психологическую подструктуры супружества. Исследования показали что удовлетворенность супругов коррелирует между собой: большей удовлетворенности в браке мужа соответствует большая удовлетворенность жены, и, наоборот, при низкой удовлетворенности браком мужчины его жена также не удовлетворена браком. Уровень удовлетворенности браком у супругов, а также оценка его благополучия достоверно связана с числом детей в семье: чем больше детей, тем выше уровень благополучия и удовлетворенности браком (Андреева).

    Значимый  фактор удовлетворенности браком –  собственный локус контроля человека, состоящего в браке. Назарова показала, что человек, принимающий на себя ответственность за все происходящее в своей жизни, более удовлетворен браком независимо от пола. Жены с более выраженной интроверсией более удовлетворены браком, а более экстравертированные – менее. У мужчин такой линейной зависимости нет. Зато у них удовлетворенность браком связана с мотивацией брака супруги: если мотивом вступления в брак у женщины была любовь, статистически более вероятно, что мужчина будет удовлетворен браком.

    23. Психологический климат семьи и его составляющие.

    Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает ее обобщенную, интегративную  характеристику, которая отражает степень  удовлетворенности супругов основными  аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.  

    24. Родительские установки  и позиции. Материнская  и отцовская любовь.

    Родительские  установки – это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном, эмоциональном  и поведенческом компонентах. Родительские установки тесно связаны с родительскими ожиданиями; они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих. Родительские установки и ожидания включают три уровня притязания : 1 – «Мы родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений; 2 – «Мы родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях);  3- «Это - наш ребенок» (установки и ожидания в отношении ребенка). Первый уровень : Характеризуется прежде всего наличием репродуктивной установки и её особенностями. В основе возникновения репродуктивной установки «лежит потребность в детях как особое психологическое состояние индивида» (Дружинин).

    Бойко рассматривает три состовляющие репродуктивной установки:

    1. Поведенческий элемент установки,  выраженный реальным поведением и планируемым репродуктивным поведением;

    2. Эмоционально- оценочный аспект, представляющий  собой совокупность взглядов, суждений, позиций человека в отношении  численности собственной семьи;

    3. Когнитивный элемент установки,  относящийся к тем сторонам суждений и поведения, которые  обусловлены  наличием определенных знаний об объекте, по отношению к которым проявляется установка. На формирование потребности в детях и на формирование репродуктивной установки оказывает влияние целый ряд условий: образ жизни семьи, распространённые в обществе и  особенно среди ближайшего окружения типичные нормы, касающиеся количества детей; образ жизни родительской семьи и количество детей в ней; установки каждого из супругов на количество и пол детей, на детей как помощников и опору в старости, на продолжение своего рода, семьи, фамилии, на самореализацию в детях.

    Материнская любовь - считается  высшим видом человеческой любви, наиболее священной изо всех эмоциональных связей; её достижение – не любовь к младенцу, а любовь к растущему ребёнку – являет собой неравенство, где один полностью нуждается в помощи, а другой  полностью её даёт, не требуя ничего взамен. Конечным итогом материнской любви должно быть желание, чтобы ребёнок отделился от матери. Материнская любовь в идеальном случае: - не пытается помешать ребенку взрослеть; - не пытается назначить награду за беспомощность; - имеет веру в жизнь; - не должна быть тревожной; - имеет желание чтобы ребенок стал независимым и в конце концов отделился от матери. 

Информация о работе Шпаргалка по "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка"