Шпаргалка по "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на экзамен семейная психология.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

    6. Воспитательная неграмотность  родителей. Может быть связана со скудным опытом общения с собственными родителями в детстве, недостаточно позитивным опытом собственного воспитания в родительской семье. Психолог-консультант здесь играет роль связующего звена между накопленным психологическим знанием относительно воспитания, с одной стороны, и родителями, с другой стороны. Задачу поиска и систематизации этого знания он как бы берет на себя, облегчая труд родителей. Работа с родителями здесь являет собой форму психологического просвещения. 

    9.   Позиция ребенка  в семье. Влияние  на ребенка изменений  в составе семьи.

    Сиблинговая позиция  характерризует порядок, определяет специфику социальной ситуации развития ребенка, его отношение к миру, общению и деятельности, форм сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Адлер выделяет: единственный ребенок, старший ребенок (первенец), средний ребенок, младший ребенок. Единственный ребенок в семье обычно в центре внимания родителей, ему уделяют много времени и сил, его успехи не остаются незамеченными, он не обделен родительской лаской и заботой и уж ни как не может быть отнесен в категорию «заброшенных». К нему как правило относят высокий уровень интеллектуального развития, отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками в близком семейном контексте, опыта сотрудничества, эгоцентризм. Ему свойственны стремление к лидерству, желание быть в центре внимания семьи.

    Старший ребенок в семье в связи  с появлением младших детей сталкивается с необходимостью брать на себя ответственность за выполнение тех или иных обязанностей по хозяйству. Такая позиция приводит к стремлению брать на себя роль опекуна. Но в детстве при рождении следующенго сиблинга драма ревности, столкновение с ситуацией утраты своей уникальности как единого объекта любви родителей, приводит к рождению невротической любви, стремлению возместить недостаток любви и обожания за счет супруга, что приводит к принятию роли опекаемого, кумира или при определенных условиях роли «жертвы» 
Младшие ребенок- предмет всеобщей заботы. Он избалован вниманием и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единственного ребенка, с той разницей, что родители более опытные и  искушенные в проблемах воспитания, совершают меньше ошибок и предъявляют меньше ожиданий и требований к ребенку, не настаивают на высоких достижениях. У ребенка отсутствует ревность к сиблингам, есть ощущение защищенности, но возможности реализации его лидерства ограничены, а уровень притязаний и настойчивости в достижении цели не всегда высокий. Взрослый, занимавший сиблинговую позицию младшего, будет склонен занять эту же позицию и в семейных отношениях, что приведет к принятию роли «опекаемого» или «любимчика» 
Средний ребенок в семье – наиболее сложная позиция. Складываются все «минусы» позиций младшего и старшего ребенка, с другой- невелируются «плюсы» и преимущества обеих позиций. В случае незначительной разницы в возрасте сиблингов ролевые позиции могут претерпевать инверсию. Если например, младший из братьев здоровее, лучше развит физически, он может занять позицию лидера и опекуна, лишая тем самым старшего всех преимуществ его позиции. 
Особый характер близнецовой позиции, в частности, связанный со становлением личностной идентичности, вносит свои коррективы в решение вопроса о принятии межличностных ролей в семье. На основе изучения биографий выдающихся людей  Салловей приходит к выводу о том что величайшие открытия в науке, революционные деяния, перевороты в обществе - связаны с именами людей, которые были средними детьми в семьях. Средние дети отличаются особыми социальными способностями к поиску и открытию принципиально нового, являются возмутителями спокойствия и ниспровергателями авторитетов. Была выявлена зависимость уровня интеллектуального развития, в большинстве случаев констатировалось снижение  коэффициента интеллектуального развития у детей, занимающих сиблинговые позиции младших и средних детей, по сравнению с единственными и младшими детьми. 
Самооценка старших и единственных детей оказывается выше, чем у средних и младших. Но единственные дети более склонны к негативной оценке своего психологического состояния и проявляют ипохондрические тенденции. 
 

    10. История, предмет,  задачи и методы  семейного консультирования. Принципы психологической  помощи семье.

    Консультирование супружеских пар первоначально осуществлялось по юридическим и правовым, медицинским и репродуктивным аспектам, аспектам семейной жизни и воспитания и обучения детей. С конца 1940-х до 60-х – установление и развертывание практического оказания психологической помощи семье и супружеским парам. В 1930- 40-х возникает особая практика- консультация супружеских пар. В 50-х утверждается практика и терапия. Семейная терапия направлена на межперсональные интерпсихические процессы и оптимизацию функционирования семьи как единого целого. В 1949 г в США были выработаны профессиональные стандарты для проведения супружеского и семейного консультирования, а в 1963 году в Калифорнии введены правила  и нормы лицензирования для семейных консультантов.  Важный источник- междисциплинарное взаимодействие психологии, психиатрии, практики социальной работы. Семейное консультирование- это новое направление оказания психологической помощи в семье. Наиболее значимыми формами стали: переориентация психоанализа на работу с семьей как в форме детско-родительских отношений, так и в форме совместной супружеской терапии. В 1940-х- начало разработки системного подхода  Аккерманом, сождание Боулби теории привязанности, распранение бихевиористических методов диагностики и терапии на работу с семьей и создание совместной семейной психотерапии Сатир. Бурное развитие практики сделало  востребованным и развитие научных исследований  в области семьи, что привело к выделению психологии семьи. Шло и интенсивное развитие сексологии и начало консультирования в этой сфере семейных отношений. В отечественной науке развитие семейной психотерапии началось в конце 1960-1970-х. Но в 19 веке возникло учение о «семейном лечении» различных психических расстройств и проведение диагностики. Основоположником в России является Моляревский, который исходил из  необходимости специальной работы в рамках «семейного» воспитания.  С родителями больных детей. Важную роль сыграли ученые психоневролог. института имени Бехтерева. 
Эйдемиллер выделяет три этапа в развитии Отечественной семейной психотерапии. 
1) психиатры исходили из представления о семье как совокупности входящих в нее индивидуальностей, учет которых позволяет разработать рекомендации по оптимизации жизни семьи и каждого ее члена 2) фокусом терапии стали сформированные в детстве неадекватные модели поведения. 3) системная психотерапия, характеризующаяся синтезом подхода психологии. Мясищева и созданием оригинальной концепции патологизирующего семейного наследования. Важным фактором развития стали работы Столина, Бодалева, Спиваковского, Варги.  
Цели семейного консультирования могут быть определены как развивающие, коррекционные, адаптивные. Коррекционные цели предполагают оптимизацию ролевой структуры семьи, повышение уровня ее сплоченности, и удовлетворенности браком, улучшение межличностных коммуникаций.  
Начиная с 70-х в нашей стране активно развивается служба психологической помощи семье. Организационными формами стали: психологические центры и консультации по работе с семьей, службы знакомств, консультации по проблемам воспитания и развития детей.

    Основные  задачи семейного  консультирования:

    психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака; консультирование супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика); при разводах; консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений; вопросы усыновления и воспитания приемных детей; психологическое сопровождение беременности и родов; становления родительства; консультирование по вопросам супружеской измены; консультирование в случаях насилия в семье.

    Принципы  психологического консультирования.

    Доброжелательное  и безоценочное отношение  к клиенту.

    1. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

    2. Ориентация на нормы и ценности клиента

    Этот  принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.

    3. Запрет давать советы.

    Прежде  всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях.

    4. Анонимность.

    Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом.

    5. Разграничение личных и профессиональных отношений.

    Существует  немало очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку, переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам..

    6. Включенность клиента в процесс консультирования.

    Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, Психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто "внимал" специалисту, а ему было действительно интересно.

    Бывает, что во время приема клиент вдруг  теряет интерес к обсуждаемой теме, устает, внутренне не соглашается, но не хочет говорить об этом. В этой ситуации не стоит "нагнетать атмосферу", настаивать, пытаться выяснить все "до конца". Лучше, если психолог сменит тему, пошутит и таким образом разрядит обстановку, сохранив за счет этого включенность и интерес клиента к процессу консультирования и обеспечив продуктивность психологического воздействия.

    11. Основные условия  и средства успешного  воспитания детей  разного возраста  и пола.

    Перед родителями и разнополых, и однополых  детей встаёт очень важный вопрос: "Одинаково ли воспитывать мальчиков и девочек?"

    Ни  для кого не секрет, что все дети очень непохожи не только внешне, но и по характеру. Восприятие всего  происходящего у них тоже различно. А различия в психике мальчиков  и девочек достигают такого высокого уровня, что уже на первом году жизни проявляются в поведении и в такой сложной деятельности, как игра. Это значит, что у них по-разному организованы психические процессы, соответственно, и функции мозга уже в таком нежном возрасте сильно различаются.

    По  данным Еремеевой и Хризман, мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки, по отношению к ним речь взрослых чаще содержит прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань…), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, весёлый…).

    Показано  что мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если недостаточно пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на мебель.

    Кроме того, существуют различия в реакции  детей различного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень  важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Иными словами, мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Для мальчика не имеют смысла оценки типа: "Я тобой недоволен". Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь "проиграть" свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки.

    Если  отцы часто общаются со своими маленькими детьми, они превращаются для них  в важную ролевую модель в последующие  годы детства. У отцов, которые недосягаемы для детей, могут возникнуть трудности в налаживании с ними прочных эмоциональных связей впоследствии.

    Стиль взаимодействия отцов с маленькими детьми отличается от стиля взаимодействия с ними матерей. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер: за вспышками возбуждения и проявления взаимного влияния следуют периоды минимальной активности. Матери вовлекают детей в нежные, спокойные, часто предсказуемые и традиционные игры, например, "ладушки". Отцы же склонны устраивать необычные, энергичные игры, которые детям особенно нравятся.

    По  данным Филь, родители строже относятся  к сыну, чем к дочери. Последних  они ограждают от возможных трудностей, больше утешают, когда девочки огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков. Так, несмотря на то что двухгодовалые девочки в 3 раза чаще просят помощи родителей, чем мальчики, родители более положительно относятся к их просьбам.

    Для развития у  мальчиков мужественности следует  усилить внимание к воспитанию них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответстветости, великодушия, желание и способность защищать. Если мы хотим ,что бы девочки росли женственными, то особое внимание нужно уделять восприятию нежности,заботливости,скромности,аккуратности,терпимости,стремлению к мирному решению конфликтов. Но все наши усилия не будут успешны, если родители не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли.

    12.Теоретические  модели психологического  консультирования  семьи.

    Основоположники системного подхода (Боуэн, Минухин, Сатир) рассматривают семью не просто как объединение индивидуальностей, связанных узами родства, а как целостную систему, где никто не страдает в одиночку: семейные конфликты и кризисы оказывают деструктивное влияние на всех. Поскольку семья - это система, то не так важно, какой из ее элементов изменяется. На практике изменения в поведении любого из членов семьи влияют на нее и другие входящие в нее подсистемы (других членов семьи) и одновременно испытывает воздействие с их стороны.

      Оказывая помощь семье в трудные периоды жизни, - считают в этих направлениях, - не имеет смысла заниматься выявлением психоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов.

Информация о работе Шпаргалка по "Неблагоприятное влияние семейных дисгармоний на развитие личности ребенка"