Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 224.77 Кб (Скачать файл)

76.  Государственное устройство современных стран

В зависимости от национально-территориальной  организации государственной власти выделяют три формы государства  – унитарное, федерация и конфедерация.

Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм.

Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра.

В децентрализованных же унитарных  государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

Федерация — это государство, имеющее в своем составе относительно самостоятельные государственные образования.

В федерации существуют два  уровня власти. Полномочия их органов  разграничены федеральной конституцией. Отличительной особенностью федерации  является наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного  парламента. К ведению федерального правительства относятся вопросы  внешней политики, обороны, финансового  регулирования, установление важнейших  налогов. Субъекты федерации не могут  по своему усмотрению выйти из федерации. Федерации могут создаваться  по территориальному признаку (США, Германия), национальному (Индия), смешанному (Россия).

Конфедерация это союз полностью независимых государств, объединившихся для проведения единой политики в общих целях. Каждый член конфедерации сохраняет полную государственную самостоятельность и делегирует центру лишь строго ограниченный круг полномочий. В конфедерации, как правило, отсутствует единый высший законодательный орган. Решения общих органов не имеют обязательного характера. Не существует единого гражданства, единой правовой и налоговой системы. Субъекты могут самостоятельно выходить из конфедерации

БИЛЕТ 39

77. Формы правления

 Форма правления - организация верховной государственной власти, а также порядок образования её органов и их взаимоотношений с населением.

Монархия характеризуется тем, что верховная власть в стране осуществляется одним лицом. Глава государства - монарх - занимает свой пост, как правило, по наследству.

Монархии бываю абсолютными, ограниченными, конституционными. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства (Саудовская Аравия, Непал). Правительство назначается монархом. Оно выполняет его волю и ответственно только перед ним.

В конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией. Выделяют два вида конституционных монархий – дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии монарх наделен преимущественно исполнительной властью (Кувейт, Иордания) и лишь частично — законодательной.

В парламентской монархии монарх считается главой государства, но фактически выполняет лишь представительские функции. Законы принимаются парламентом. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно.

Республика. В республиках источником власти является народ. Высшие государственные органы избираются.

Существует несколько  видов республики: президентская, парламентская, суперпрезидентская и смешанная  или полупрезидентская.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним. Руководитель правительства - председатель совета министров, премьер-министр, канцлер - официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии парламентской республики. Глава государства - президент здесь избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако его обязанности обычно ограничиваются представительскими функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях.

Президентская республика характеризуется жестким разделением властей, при котором органы государственной власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Президент здесь одновременно является главой государства и правительства, он избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью.

Характерной чертой полупрезидентской или смешанной республики является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В полупрезидентской республике президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь является президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путём утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

В суперпрезидентской республике принцип разделения властей действует формально, власть президента ничем не ограничена. Решающую роль в государстве играют вооруженные формирования. Такая республика появилась в результате резкого усиления президентской власти в республике, и, как правило, в условиях тоталитарного режима. Отличительным признаком является смена периодичного переизбрания главы государства на «пожизненное президентство», причем президент может ещё при жизни назначить себе преемника. В конечном итоге это приводит к появлению признаков монархии.

78. Понятие государства  как основного института политической  системы

Политическая система  это совокупность политических институтов, общественных структур, норм и ценностей, а также их взаимодействий, в которых  реализуется политическая власть и  осуществляется политическое влияние. Политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости  от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные, по характеру взаимодействия со средой - на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти - на англо-американскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную.  Среди политических институтов важнейшее место занимает государство, которое представляет все общество.

Государство - это основной институт политической системы общества, который распространяет свою власть на всю территорию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, социальных групп и слоёв.         Институтом любой развитой политической системы являются также политические партии, играющие значительную роль в жизни современного общества.

БИЛЕТ 40

79. Объект и предмет изучения  политологии

Политология – это наука о политике и  политическом управлении, о развитии политических процессов и систем, поведении и деятельности субъектов  политики.

Объектом  политологии является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство  и общество. Предметом служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте.

Предмет политологии  можно определить в широком и  узком смысле слова. В широком  смысле слова политология выступает  как общая, интегративная наука  о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных  частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию, политическую психологию и другие политические дисциплины. Политология предстает здесь как междисциплинарная сфера гуманитарного знания с высокой степенью сложности и многомерной структурой. Ее интересует весь "мир политического" как особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государством и государственным устройством, институтами, принципами, нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества.

Политология в таком ее понимании объясняет не только отдельные  аспекты политической действительности, но в синтезе – всю совокупность и развитие политических отношений  и политической практики. Политология  как интегративная, комплексная  отрасль современных знаний имеет  своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного  образования, выявление ее внутренних и внешних связей и отношений, определение основных закономерностей  политического развития.

Согласно другой точке  зрения, политология представляет собой  лишь одну из наук о политике. Как  относительно самостоятельная область  политических исследований, она не охватывает всю политическую проблематику, а имеет свой специфический предмет  изучения. Предметом политологии в узком смысле слова являются закономерности становления и развития политической власти, формы и методы ее функционирования в государственно-организованном обществе.

80. Глобальные проблемы современности

Глобалиные (от лат. globus - шар) - главные, ключевые проблемы, отрешения  которых зависит само существование, сохранение и развитие цивилизации. Специалисты выстраивают глобальные проблемы в следующем порядке:  1)Сохранение мира и обеспечение  необратимости процессов ограничения  вооружений и разоружение; 2) Охрана окружающей среды; 3) Демографическая  проблема человечества;  4)Проблемы обеспечения сырьем и энергией;  5)Использование ресурсов Мирового Океана;  6)Освоение космического пространства;  7)Устранение голода и болезней;  8)Преодоление отсталости. Центральной  проблемой является гармонизация отношений  общества и природы, поэтому экологическая  безопасность рассматривается как  одна из приоритетных задач.  Глобальная проблема кроется и в «завоевательском»  отношении к природе. Отходы промышленного  производства и применение химии  в сельском хозяйстве чрезвычайно  загрязнили окружающую среду. За последние 30-40 лет исчезли многие виды растений и животных, кис­лотные дожди уничтожили до половины лесов в ряде стран Западной Европы и Северной Америки. В России также наблюдаются все эти явления.  Весьма пессимистичны прогнозы ученых относительно возможности необратимых изменений в климате Земли в результате деятельности человека. Защита водных бассейнов и мирового океана является общепланетарной задачей.  Угроза кризиса цивилизации, вызванная глобальными проблемами - не только в системе международных отношений во всех ее параметрах, но и в региональных военных конфликтах, в хронической обездоленности двух третей человечества. Глобальная угроза - в воспроизводстве самого человека. В Концепции устойчивого развития мира, принятой международным сообществом, нашли отражение три следующих положения: 1) признание того факта, что в центре внимания находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой; 2) охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой компонентой процесса развития, она не может рассматриваться в отрыве от последнего; 3) необходимо в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений.  Характерной тенденцией развития современной цивилизации является упрочение мировых связей и взаимозависимостей.

БИЛЕТ 41

81. Категории политологии, методы научного исследования политологии

Политология, как и всякая наука, имеет свой категориальный аппарат. Категории – это наиболее общие  понятия, посредством которых выражаются законы. Ключевыми категориями в  политологии являются "политика" и "политическая власть". Все остальные  понятия и категории этой науки  раскрывают различные стороны и  проявления политики и власти. Это  такие понятия, как политическая система, политический режим, политический процесс, политическое участие, политические элиты и лидеры, политические партии, партийные системы, политическое сознание, политическая культура и многие другие.

Методы  политологии -  это  способы  исследования  политических действий.

Наиболее  важные и часто используемые ею методы можно подразделить на три группы. Первая — общие методы исследования политики.

Социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

Одним из его широко распространенных, более частных проявлений выступает культурологический подход, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от политической культуры.

Традиционно с глубокой древности  политическая мысль базировалась на нормативном, или нормативно-ценностном, подходе, который не утратил своей значимости и в наши дни. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей.

В отличие от нормативного, функциональный подход требует изучения зависимостей между политическими явлениями, обнаруживающихся в опыте, например, взаимосвязей уровня экономического развития и политического строя, степени урбанизации населения и его политической активности, избирательной системы и количества партий и т.п.

К функционалистски, позитивистски  ориентированным методам примыкает структурно-функциональный анализ. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы.

Системный подход. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно организованного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"