Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 224.77 Кб (Скачать файл)

институциональный подход ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.

Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

социально-психологический метод, ориентирующий на изучение зависимости политического поведения индивидов от их включенности в социальные группы и различных параметров последних, а также на исследование психологических характеристик групп (малых групп, толпы, этносов, классов) и т.д.

Деятельностный подход. Он предполагает рассмотрение политики как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего последовательные стадии, этапы: определение целей деятельности, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности; учет и контроль за реализацией целей; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач.

критически-диалектический метод. Он ориентирует на критический анализ политики, выявление ее внутренних противоречий, конфликтов как источника ее самодвижения, движущей силы политических изменений.

сравнительный (компоративистский) подход. предполагает сопоставление однотипных политических явлений, с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.

исторический  подход. Он требует хронологической фиксации политических событий и фактов, их исследования во временном развитии, выявления связи настоящего, прошлого и будущего.

Вторая группа методов, которые относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Их иногда называют общелогическими методами. В данную группу методов входят индукция и дедукция, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, мысленный эксперимент, математические, кибернетические, прогностические и другие подобные методы.

Третью  группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. К этим методам относятся: использование статистики, в первую очередь электоральной; анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; деловые игры, особенно плодотворные при принятии политических решений; наблюдение и др.

82. Пути и способы изменения политических систем

Политическая система  по своей природе изменчива и  динамична. В ней постоянно происходят изменения различной скорости и  глубины. Даже та политическая система, которая, на первый взгляд, находится  в состоянии стагнации, все равно  претерпевает определенные изменения, которые, вследствие их медленности, трудно обнаружить. Изменения, как быстрые, так и медленные,—это существенная характеристика политической системы, важнейшая закономерность ее функционирования.Источник динамизма политической системы  заключен в сосуществовании в  обществе множества больших и  малых социальных групп, имеющих  различные, а иногда и противоположные  интересы. Вследствие этого отношения  между ними являются противоречивыми  и конфликтными. Каждая из конфликтующих  групп имеет свои специфические  цели и стремится к их осуществлению. Средства для достижения своих целей  политические субъекты, как правило, используют любые, выбирая при этом в данный конкретный момент наиболее эффективные и беспроигрышные. В политической литературе выделяют три основных способа изменения политических систем. К ним относятся реформы, революции и перевороты. Реформа (от лат. reformare - преобразовывать) - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении основ существующего социального строя. Реформы - это эволюционный путь изменения экономических, политических и духовных отношений общества. При этом качественные изменения в тех или иных областях общественной жизни имеют постепенный и ненасильственный характер.Классической иллюстрацией к изложенному может служить ряд реформкапитализма в промышленно развитых странах, приведших к значительным прогрессивным изменениям во всех сферах общественной жизни/ В этих странах благодаря реформам произошло заметное повышение уровня жизни людей, улучшение условий их труда и быта. Каждый человек за свой труд здесь получает такую заработную плату, которая позволяет ему обеспечить себе и своей семье достойную жизнь.Следующим путем преобразования политических систем является революция. Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) представляет собой радикальное преобразование общества в целом, свержение господствующих классов и политических элит. Она осуществляется на основе нового проекта будущего политического устройства общества. Революционные процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за власть социальных и I политических групп. Революции приводят, таким образом, к утверждению в обществе новой системы ценностей, новых политических i/нститутов и новых форм организации общественной жизни.Причины, которые порождают революции, многообразны. В качестве основной причины выступает то обстоятельство, что правящие в обществе политические элиты не могут дальше эффективно осуществлять управление социальными процессами в силу своего интеллектуального истощения. Политические элиты теряют доверие и уважение Со стороны народа, а следовательно, лишаются легитимности.

В общественно-политической практике в качестве способа изменения  политической системы используются и политические перевороты. Политические перевороты ведут лишь к изменениям в сфере власти и в первую очередь  к персональным перестановкам в  составе политической элиты. Они  имеют различные формы своего проявления. Это могут быть государственные  перевороты, путчи, военные заговоры, контреволюции и т.д. Государственные  перевороты, как правило, осуществляет та или иная группировка в составе  государственной власти. Путч - это  авантюристическая попытка группы лиц, выпавших из правящей политической элиты, захватить государственную  власть.

БИЛЕТ 42

83. Понятие и содержание  политики

Политика – понятие ключевое в политической науке. Все проблемы данной науки исходят из категории политика и замыкаются вокруг нее. Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис.

Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку  она учит людей жить по законам  справедливости и права и имеет  своей целью общее благо.

Политика возникает из-за потребности в особых посреднических органах в отношениях между людьми, которые в дальнейшем превратились в публичные органы власти, т.е. государство. Возникновение политики охватывает продолжительное время. Потребность  в согласовании различающихся групп  интересов, в обеспечении целостности  общества привела к формированию институтов публичной власти, которые  используют принудительные меры и таким  образом обеспечивают общеобязательное поведение людей и социальное единство общества.

В отличие от других социальных институтов, политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых  невозможна без власти государства.

Политика возникает также  в зависимости от географических, природных, экономических, социальных, культурных условий конкретной страны. Притом от этих объективных факторов зависят направленность политики, возможности, средства и методы реализации власти.

Так в странах западной цивилизации политика возникла в  результате социального расслоения общества. В странах Востока потребность  в политике была вызвана необходимостью обеспечения населения продовольствием  и предметами первой необходимости, защиты территориальной целостности  страны от нападений чужеземцев, освоения новых земель. 

Выделим основные парадигмы (подходы объяснения) политики:  
1. Теологическая – сверхъестественная интерпретация политики. 

2. Натуралистическая – природа политики вытекает из влияния: внешней среды – географическая парадигма; свойств живой природы – биологическая парадигма; качеств самого человека – психологическая парадигма. 

3. Социальная – политика характеризуется через воздействие других сфер общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта. 

4. Рационально-критическая – политика объясняется не только внешними по отношению к ней факторами, но в большей мере ее внутренними причинами, свойствами, элементами. 

Современная политическая наука  позволяет рассматривать политику как многомерное общественное явление. Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов: 

1. Как сфера общественной  жизни; 

2. Как один из видов  активности социальных субъектов,  их совокупной деятельности и  индивидуального поведения; 

3. Как тип социальных  отношений. 

84. Формы функционирования  политического сознания

Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом  политического процесса. Следует  отметить, что политическое сознание, наряду с ценностями, установками  и т.п., включает в себя психологический  механизм их выработки, поиска собственной  позиции. Политическое сознание тесно  связано с политическим поведением, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение  смыслом, а также делает возможным  политическое взаимодействие между  субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение  человека, то есть на его активность и деятельность.

Политическое  сознание выступает в различных  формах: 1) Специализированное политическое сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и т.д. определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения.  2) Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое.

 С возникновением политики  как важнейшего элемента цивилизации  функции и роль политического  сознания оценивались далеко  не однозначно. С одной стороны,  исторический опыт и логика  требуют признать тот очевидный  факт, что политическое сознание  формируется как результат сложной  эволюции политических институтов, на которую оказывают влияние  предшествующие традиции общественного  участия, характер социализации, формы образования и множество  других факторов. С другой стороны,  уже в древности с появлением  первых философских школ возникает  явление, которое К. Поппер  назвал “историцистской идеологией”. 

БИЛЕТ 43

85. Структура и функции политики

Весьма сложной и многоуровневой является структура политики.

Политический  интерес как структура политики представляет собой внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению. 

Политическая  организация, отражающая роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами. 

Политические  отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти. 

Политическая  деятельность, выступающая разновидностью социальной активности субъектов, действия которых выражают реализацию ими своих политических статусов. 

Политическое  сознание, характеризующее зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно-значимым интересам. 

Значение и роль политики как социального института обусловлены  функциями, которые она выполняет  в обществе.

1. Функция обеспечения  целостности и стабильности общества. Политика определяет проекты  будущего, социальные ориентиры  и направленность развития, обеспечивая  их ресурсами. 

2. Функция мобилизации  и эффективности общей деятельности. Политика формулирует ценностно-значимые  цели поступательного развития  и обеспечивает их реализацию  путем создания развитого мотивационного  механизма, предоставляя индивиду  эффективные возможности удовлетворения  социальных потребностей, изменения  социального статуса с помощью  власти. 

3. Управленческая и регулятивная  функции. Выражая властно значимые  интересы и потребности различных  социальных групп общества, политика  обеспечивает взаимодействие различных  социальных групп и влияет  на них путем принятия политических  решений. Политика управляет социальными  процессами и регулирует их  используя социальное принуждение  и насилие. 

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"