Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 21:19, шпаргалка

Краткое описание

1.Политика как объект и предмет политической науки.
2. история полит. мысли.
3.Политическая власть в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ПОЛИТИКА.docx

— 67.43 Кб (Скачать файл)

1.Политика как объект и предмет  политической науки.

В настоящее  время к определению термина  «политика» прим. сист. подход(разработан социологом Парсонсом).

Принципы  с.п.

1)Любое явление рассматривается  как сложное явл, состоящее  из неск-х эл-ов;

2)Необходимо найти структуру  соотношения эл-ов между собой;

3)необходимо соблюдать иерехию  соподчинении структурных эл-ов;

П-м. понимал  обшество как сложную систему  сост из 4 подсистем.

- экономическая  (сфера мат производства );

- социальная ( соц-но бытовая);

- культурно-идеологическая(духовная);

- политики ( вып-ет ф-ию управления всеми  общественными процессами путем  нахождения временного компромисса  интересов посредствам гос. власти )

II. Программа деятельности субъекта политики с. Политики гос-ва, партии, общ-в организации и движения.

III. Имеет субъективный х-р. Представление о месте и роли. Полит. наука возникла очень давно.1-е представления о власти нах-ся в древних источниках, дат. 10в доНЭ. Как самостоятельная наука возникает в 1948г. Полит. наука формировалась в рамках фил-ии, соц-ии, миф-ии. Сущ. 3 подхода к формулировке полит. науки:

1)наука,  изучает взаимодействие власти  и общества.

2)Наука,  состоящая из комплекса дисциплин,  изучающих науку с разных сторон:

- история  полит. мысли, 

- полит.  фил-ия,

- полит.  экономика, 

- полит.  география, 

- полит.  психология(поведение личностей  и групп),

- полит.  социология,

- теория  политики,

- изучение  политики с помощью математики, информатики, инф. техн. и тд.

Структура Политики.

Состоит из 3 составляющих:

- полит.  сознание ( формирует личности, различные  взгляды, убеждения на происходящие  полит. процессы);

-  полит.  система. Серд-ой полит. системы  является гос-во. Гос-во хар-ет  роль и значение институтов  публичной власти в полит. жизни  общ-ва. Помимо гос-ва, система вкл.  в себя партии, объединения и  организации;

-  полит.  процесс, вкл. в себя разнообразные  взаимодействия элит, также различных  нац. и конфессиональных групп.

Виды политики.

  1. внутренняя полит. – разработка полит. процессов. направлений внутри гос-ва.
  2. внешняя полит. – взаимодействие и развитие отношений с др. гос-ми.
  3. международная полит. – ООН, НАТО, ЕС.

Направления политики.

- социальная,

- экономическая,

- молодежная,

- техническая,

- аграрная,

- военная.

Ф-ии полит. науки.

- гносеологическая (познания). Задачи науки – изучать  причинно следственные связи:  что привело, в чем чуть, к  чему приведет.

- аксеологическая  (оценочная).

- полит.  социализация – ф-ия воспитания, приобщения личности к власти.

- рационализация  полит. жизни – ф-ия умения  использовать накопившийся опыт.

- прогнозирования  – выявления прогнозов на предстоящие  события.

Методы изучения полит.событий.

- общелогические (анализ, синтез, дедукция).

- заимствованные  из соц-ии и психологии (анкет-е,  интервью и тд).

- политологич. (исторический, сравнительный, историко-сравнительный,  нормативный).

 

 

 

2. история полит.  мысли.

Этапы развития и становления полит. науки

1)Религиозно  – философский(с 10в. днэ –  сер.19в. нэ)

- полит.  мысль древности ( 10в. днэ –  5в. нэ, Др.Китай, Индия, Греция, Рим)

- религ.  полит. мысль сред-я. 5в.-14в. 

- полит.  мысль эпохи возрождения, реформации  и религиозного освобождения.

- полит.  мысль нового времени ( ранняя  буржуазия 17-18вв).

2)Эмпирический (опытный) – сер. 19в. – сер. 20в.  На этом этапе изучаются полит  события с применением психологии  и социологии.

3)Реплексия  (осмысление) – сер. 20в. – до  наших дней.

Полит. мысль древности.

- для  всех учений древности хар-ы  представления того что власть  имеет внеземное происхождение.

- персонификация  власти.

- полит.  мысль не имеет ситс. хар-ра.

- не  имеет продолжения в учениях  нашего времени.

Полит. мысль др.Индии. Брахманизм и буддизм – первое аполит. учение. Осн. идея взаимосвязь соц-ого, эк-ого положения и полит. прав. Были введены касты: выщаи-брахланы-правители, кщатры-войны, вайщи-торговцы, щудры-земледельцы.

П.м. др.Китай. В полит. науку пришли моизм и деизм. В Китае на 1-ом месте боги. потом император и подданные.

Египет. 1- боги, 2- жрецы и фараоны, 3- подданные.

Др. Греция. Общество делилось на рабов и свободорожденных( делились на богатых и бедных).

Платон  был первым кто ввел классификацию  форм правления. За основу он взял 2 критерия:

 количественный (сколько людей осущ. правление)  и качественный (в чьих интересах  исп. связь).

Платон  вывел три пары форм правления: монархия-тирания, аристократия-олигархия, демократия-охлократия.

Концепция идеального гос-ва полностью утопична и противоречит человеческому естеству.

В людях  три начала:

- золотое  – (разумное) мудрецы, правители.

- серебряное  – (яростное, смелость) войны, стражи.

- железное  – производственный класс.

1 и 2 класс должны быть лишены частной  собственности, но они должны  управлять гос-ом. 3 – должен соц-ть  мудрецов, правителей.

Аристотель, ввел круг смены форм правлений.

Др. Рим.

Сохранить всю др. греческую культуру. Попытались реализовать смену формы правления. Был опробован способ сочетания 3х элементов власти: 2 консула 1 в  центре Рима другой в провинции. В  Риме впервые собирается сенат за кот запрещалось ...:

- избирать  но не быть избранным.

- участие  в обсуждениях, но не в принятие  их, а так же ф-ии контроля  за действиями … В Риме впервые  разделили власть на единоличную,  народную, групповую. Впервые появилось  законодательство «Писанное право». Ч. впервые выделяется как частное  лицо.

Полит. мысль средневековья

периоды:

4-5в.  Августин Блаженный, 13в. Фома Аквинский, 15-16в реформация.

Начало  появления религ. полит. мысли совпало  с крушением зап. Римской империи. Исчезла гос. власть, началась борьба за власть, кот. перешла к варварским германским племенам. В течении 2-3 столетий стали формироваться слабоцентрализованные  феод. гос-ва. Церковь стала очагом культуры, науки и образования. Основа – христианство. Власть духовная –  воспитывать, формировать и наказывать. Светская – соблюдать законы.

Августин Блаженный. Повторяет деление на правильные и неправильные формы правления. Любая форма правления сможет считаться если не хорошей то терпимой, если уважает Бога и Чел.

Теория  двух царств, града Божьего и града  Земного. По его словам светская власть и церковная различны и каждая обладает суверенитетом. Любое вторжение  одной власти в другую опасно.

Фома Аквинский. Верховенство церковной власти но в умеренных формах. Правильное гос-во представляло собой полит. власть, неправильное деспотическою. Полит власть основана на праве и обычае, деспотическая на произволе.

Полит. мысль эпохи возрождения.

в 14-16в  происходит развитие производственных сил. Закладываются основы феодального  строя. Бурное развитие науки. В центре внимания человек. Макиавелли ввел понятие  стато-гос-ва, это часть общества организованная властью. Макиавелли выделил 2 формы: монархия и республика( аристократическая и демократическая).

Полит. мысль нового времени.

Гоббс «левиафан», Локк «два трактата о правлении», Монтескье  «О духе законов», Руссо «Работа  об общественном договоре». Все они  развивали концепцию общественного  договора, как концепцию искусственного возникновения гос-ва. Все мыслители  н.в. представляли себе что люди свободны и независимы => равные права на все(естественные права личности).Гоббс  – в естественном состоянии происходит война всех против всех. Локк – момент борьбы регулируется моралью. Руссо  – естественное состояние – жить в согласии с природой(золотой  век). Борьба приводит к созданию гос-ва на основе договора. Локк – люди и  правитель явл. участниками договора, он ввел систему разделения власти, систему сдержек и противовесов(законодательная, исполнительная и федеративная). После  Монтескье разработает теория разделения васти и выделит судебную как  отдельную ветвь(исполнительная, законодательная, судебная).Руссо вводит понятие народного  суверенитета, 3 формы его реализации: конституционная монархия, президентская  республика, прямая демократия(парламентская  республика).Руссо первый кто разработал теорию демократии.

19в. полит. идеологий, таких как либерализм, консерватизм, марксизм.

 

 

3.Политическая  власть в обществе.

План.

  1. определение понятия власть.
  2. типология власти
  3. механизмы и способы властвования
  4. легитимность и делегетимация политической власти.

1. Власть – одно из нескольких  понятий полит-ии. Термин власть  многозначен. В словаре Даля  власть определяется как право,  воля, над кем-либо или над чем-либо. В словаре Ожегова власть –  это право и возможность подчинять  своей воле. Власть берет начало  от латинского слова petestos и означает способность.

2. Типология власти.

В западной политологии признанным является объяснение власти немецкой политологом  Вэбером. Власть определяется им как  возможность для того или иного  деятеля проводить свою волю в  обществе, не смотря на оказанное сопротивление. В узком смысле власть – это  отношения властности между субъектом  и объектом.

-Экономическая  власть

Сторонится  внешней атрибутики, не выставляет себя на показ, обычно не прибегает  к насилию.

-Военная  власть

Сила  этой власти превосходит все другие. Её отличительные черты: оружие, враг, дисциплина, единообразие. Военную  власть можно составить как часть  политической власти, как продолжение  политики только иными средствами.

-Харизматическая  власть

(божественный  дар и милость - харизма)

Как правило теократическая

-Информационная  власть (четвертая ветвь власти  иногда)

Современное общество, располагающее ИС, само находится  во власти этих средств.

-Политическая  власть.

Всегда  носит общественный характер, публичный  характер она проявляется в возможности  руководить государственным аппаратом, предполагает исключение силы принуждения. В узком смысле политическая власть заключается в управлении 3мя ветвями  власти.

3. Механизмы и способы властвования.

Механизмы власти – социальные институты и  аппарат управления, с помощью  которого обеспечивается господство субъекта над объектом.

Выделяют  два подхода к властвованию:

-побуждение  объекта к действиям, угодным  субъекту.

-обеспечение  бездействия подвластных.

Способы властвования делятся на демократические, авторитарные (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над  подданными), тоталитарные (всеобъемлющий  контроль субъекта над объектом), конституционные (правление в рамках закона), деспотические (всевластие и произвол), либеральные (уважение свобод и прав личности).

4. Легитимность и делегетимация  политической власти.

Легитимность  берет начало от латинского legalis и означает законностью Однако легитимность и законность не являются синонимами, так как политическая власть не всегда основана на праве и законах. В современной политологии легитимность признана гражданским обществом и на международном уровне правомерности д.в.

О легитимности можно говорить тогда, когда предписываемые властью нормы  поведения, законы и указы выполняются  основной частью общества.

Выделяются  типы легитимности по Вэберу:

-традиционная (складывается на основе веры, священность традиции и обычаев  – наследственная монархия)

-харизматическая  легитимность – появляется в  исключительно исторических условиях  харизмой по Вэберу обладали  Будда, Иисус Христос, Александр  Македонский, Цезарь, Наполеон, Сталин, Гитлер.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"