Шпаргалки по "политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы у зачету по дисциплине "политология"

Вложенные файлы: 1 файл

Политология 16-30.docx

— 73.07 Кб (Скачать файл)

№ 16 Институты государственной  власти РБ

Полит институт – соц. образование, связ с осущ власти и управл общ-вом.

Парламент (фр «говорить») – высший представительный и законодат орган гос власти.

Фракция – группа членов к- л полит власти, поддерж ее позицию в парламенте.

Правительство – высший орган исполн власти в гос-ве.

Президент (лат «сидящий впереди»)

В РБ инст-т президентства введен с 1994. Он  не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними полит ответственности, оказ существ влияние на формир-е и деят-ть всех гос структур. През-нт олицетворяет единство народа, гарант реализацию осн напр-ний внтр и внешн политики, предст РБ в отнош-х с др гос-вами и междунар орг-циями, приним меры по охране суверенитета РБ, нац без-сти и террит целостности, обеспеч полит и эконом стабильность, преемственность и взаимодействие органов гос власти, осущ посредничество м-ду орг-ми гос власти. През-нт обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охран законодат-вом.

Президент – единоличный глава  гос-ва, должностное лицо, к-рый получ свои полномочия в рез-те избрания его гражданами или парламентом путем прямых или косвенных выборов на опред срок.

Правительство – Совет Министров  – коллегиал центр орган, осущ в соотв с констит РБ исполнит власть и рук-во сист-ой подчиненных ем органов ГУ и др органов исполн власти

Действ в соотв с з-ном РБ о совете министров и подчин ему гос органах, действ на протяжении срока полномочии президента, в составе: премьер-министр, глава администрации президента, председатель КГК, председ правл-я нац банка, заместит премьер-министра, министры, председ-ли гос комитетов, предс нац академии наук, правления бел республ союза потребит обществ.

Прав-во – имеет полномочия в обл экономики, соц сфере, охране окр среды, внешнеэкон деят-ти, торговой политике, обеспеч законности и правопорядка, издает нормат акты – постановления, имеющие силу закона.

Парламент – Палата Представителей и Совет Республики. ПП: председатель палаты, его заместитель, совет палаты, пост и времен комиссии, депутатские  группы (110).

СР – 64 чел.

 

№ 17 Общественные объединения. Общественные объединения в РБ

Общественное  объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное  по инициативе граждан: - объединившихся на основе общности интересов для  реализации общих целей, указанных  в уставе общественного объединения; и - законно реализующих право  на свободу ассоциации.

Общественные объединения, союзы  создаются и действуют на основе принципов законности, добровольности, самостоятельности и гласности.

Виды общественных объединений: общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан, общественное движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественное полезные цели, общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели, общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Особое место среди общественных объединений занимают профсоюзы. Профсоюз – объединение работников, созданное ими для защиты своих интересов, а также улучшения условий и повышения оплаты труда. Профсоюзы являются частью системы социального партнерства – трехсторонней системы взаимодействия работников (в лице профсоюзов), объединений нанимателей и государства (правительства).

По состоянию на 1 января 2007 года в республике зарегистрировано 37 профсоюзов, 2248 общественных объединений (231 международное, 724 республиканских и 1293 местных), 17 союзов (ассоциаций) общественных объединений, а также 56 фондов (3 международных, 3 республиканских и 50 местных

В Республике Беларусь зарегистрировано 517 физкультурно-спортивных, 351 благотворительное, 312 просветительских, культурно-досуговых, воспитательных, 162 молодёжных, в том числе 23 детских, 140 общественных объединений инвалидов войны и труда, ветеранов, 111 научно-технических, 98 объединяющих национальные меньшинства – 98, 69 объединяющих сторонников природы, памятников истории, культуры, 41 творческое, 38 женских и 409 прочих общественных объединений.

В 2006 году в республике зарегистрировано 85 общественных объединений, из которых  международных - 6, республиканских - 10, областных - 7, районных, городских – 59, иных местных – 3, республиканских союзов (ассоциаций) общественных объединений – 2. Зарегистрировано 54 фонда, из них 3 международных, 3 республиканских и 48 местных.

30 июля 2003 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 335 «О республиканских государственно–общественн ых объединениях», который предусмотрел возможность создания в Республике Беларусь нового вида некоммерческих организаций — республиканских государственно–общественн ых объединений.

В то же время, в настоящий момент существует лишь одно республиканское государственно–общественн ое объединение. Указом Президента РБ от 30.07.2003 г. № 336 к республиканским государственно–общественн ым объединениям отнесено «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь» (ДОСААФ), а указом от 03.11.2003 г. № 481 был утвержден его устав.

 

№18 Политические партии, их признаки, функции и типы

Термин “партия” имеет латинское  происхождение и означает часть более крупной общности. Партии как явление современной жизни – то продукт всеобщего избирательного права и развития представительной формы правления.

Политическая партия – это группа людей, объединенных организационно и идеологически, которая выражает интересы определенного класса, социального слоя (слоев) или общественной группы, и ставит своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

В генезисе партии как политического  института выделяют, согласно классификации  М. Вебера, три этапа: аристократическая группировка – политический клуб – массовая партия.

Современным партиям присуща совокупность взаимообусловленных и переплетающихся признаков: активное участие в политической борьбе,  наличие членства, определенная социальная база, наличие политической программы и устава, общность интересов и близость идеологических взглядов объединившихся в партию людей, наличие одного или нескольких лидеров.

Социальная база партии – это те слои общества, интересы которых партия выражает. Как правило, в этих слоях пользуется наибольшим влиянием, и они поддерживают ее на протяжении длительного времени.

Электорат – избиратели, голосующие за партию на выборах.

Со второй половины XIX в. частью внутренней структуры партий является аппарат, т.е. организованная группа партийных функционеров, занимающихся политикой профессионально.

Функции политических партий: Идеологическая функция партий состоит в выявлении, обосновании и выражении интересов членов и сторонников партии. Политическая функция реализуется в практическом участии партии в борьбе за власть, в ее осуществлении, в принятии политических решений. Организационная функция заключается в практической реализации партией своих программных установок и решений, политической социализации граждан (формирование общественного мнения).

Правовой статус политических партий определяется законодательством страны, в которой они существуют. Конституции XIX-XX вв., как правило, не регулировали деятельность политических партий. Одной из первых правовой статус партий начала закреплять Германия (1949 г.). Помимо конституций, правовой статус партий может закрепляться законами, постановлениями, декретами и др. НПА. В одних странах существуют специальные законы о политических партиях (ФРГ, Португалия, Австрия, Испания), в других законодательно регулируются лишь отдельные сферы их деятельности, такие как организация избирательных кампаний, деятельность в парламенте, использование СМИ, финансирование и др. (Швеция, Финляндия, США).

Основные  типы партий

В русле марксистской традиции по социально-классовой сущности (на основании социальной базы) выделяют партии монополистической, мелкой и средней буржуазии, наемных работников, партии отдельных слоев (интеллигенции и др.).

По идеологической направленности выделяют либеральные, консервативные и социалистические партии, а также партии, руководствующиеся иными идеологическими ориентирами (клерикальные, националистические, экологические и др.).

По организационному критерию можно выделить партии, имеющие и не имеющие фиксированного членства либо на кадровые и массовые партии. Кадровые партии отличаются аморфным, свободным членством, организационной рыхлостью, немногочисленностью, децентрализованной структурой. Массовые партии стремятся вовлечь в свои ряды возможно большее число членов.

По положению в политической системе общества партии делятся на парламентские и непарламентские (авангардные).

В соответствии с отношением к существующему общественно-политическому строю различают революционные, реформистские, консервативные и реакционные партии.

По критерию среды деятельности: моносредные, всеобщие, промежуточные.

Политические партии образуют партийные  системы, а в их рамках -- партийные коалиции.

Партийная система -- это механизм борьбы либо сотрудничества партий, стремящихся к реализации поставленных перед собой целей.

Внутри партийных систем могут  существовать различные типы партийных коалиций (блоков), как своеобразного союза между партиями, которые способны самостоятельно либо коалиционно осуществлять власть в государстве.

Типы партийных систем: буржуазно-демократический  тип, авторитарный тип, фашистская, социалистическая.

Партийная система общества представляет собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти.

Типы: однопартийная, беспартийная (Бутан, Ватикан), двухпартийная и многопартийная.

 

№ 19 Политические партии современной  Беларуси

Термин “партия” имеет латинское  происхождение и означает часть более крупной общности. Партии как явление современной жизни – то продукт всеобщего избирательного права и развития представительной формы правления.

Согласно  ст. 1 Закона Республики Беларусь “О политических партиях”, политическая партия – это независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

Хотя в  2002 г. общая численность членов зарегистрированных в республике партий составляла около 60 тыс. человек, что составляет менее 1% населения страны, само наличие многопартийности свидетельствует, что Беларусь – государство, стремящееся к построению демократии и гражданского общества. Ни одна партия в Беларуси не имеет права монополизировать власть и сделать свою идеологию государственной, т.е. обязательной для всех белорусов. Структуры политических партий формируются только по территориальному принципу (в отличие от структуры КПСС, формировавшейся также и по отраслевому принципу, что гарантировало ей наличие парткомов на предприятиях и в учреждениях).

В начале 1990 г. руководство КПСС вынуждено было пойти на отмену 6 статьи Конституции, узаконивавшей монопольное право компартии на государственную власть. 9 октября 1990 г. Съезд народных депутатов СССР принял Закон СССР "Об общественных объединениях", который определял порядок создания не только общественных организаций, но и политических партий. Несколько ранее, 3 октября 1990 г., Совет Министров БССР утвердил Временное положение о порядке регистрации и деятельности общественных объединений граждан в Белорусской ССР (СЗ БССР, 1990 г., №29, ст.565). Это Положение и стало первым правовым документом, на основе которого происходило регулирование регистрации и деятельности политических партий. Оно действовало до принятия 5 октября 1994 г. Закона Республики Беларусь "О политических партиях". Принятие Временного положения придало процессу возникновения в Беларуси партий некоммунистической направленности законный характер и положило начало формированию многопартийной системы: 19 июня 1991 г. Минюстом был зарегистрирован Белорусский народный фронт (БНФ), созданный еще в июне 1989 г. на учредительном съезде в г. Вильнюсе, 19 марта 1991 г. - Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ), 11 апреля 1991 г. - Белорусская крестьянская партия (БКП), 21 мая 1991 г. - Белорусская социал-демократическая грамада (БСДГ), 25 июня 1991 г. - Национально-демократическая партия Беларуси (НДПБ) и т.д

Информация о работе Шпаргалки по "политологии"