Шпаргалки по "специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:58, шпаргалка

Краткое описание

Краткое описание теоретического курса по специальной педагогике

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по педагогике.docx

— 503.43 Кб (Скачать файл)

     Форм. игровой деят-ти  у у/о должно проходить в  тесной связи с расширением  представлений у них о явлениях  соц. жизни (экскурсии, наб.  за взаимоотношениями S в труд.дея-ти, чт. худ. лит., просмотр диафильмов, киноф-в, беседы)

     Игры-драм.способствуют развитию у д.подлинного общения и начального этапа ролевого поведения Подбирают сказки в содержании которых есть диалоги между персонажами (Теремок, Под грибом).

     Игры, отражающие  труд взрослых (Д/с, поликлиника, магазин и т.п.) у д. формируют представления о каждой профессии обобщают впечатления д. в беседе, подготавливают атрибуты Осн. вним. уделяется обуч. д. подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, то есть действовать в воображаемой ситуации.

     Задача зан. по  об. И. состоит в том, чтобы  у д. сформ-ся интерес к с/р  и., включающим в себя воображаемую  ситуацию, действую с предметами- заместителями, ролевое поведение

Классификация игр по Васильевой: творческие (СРИ, строительные, драматизация, режиссерские), игры с прасилами (дидактические, развивающие, подвижные, спортивные, хороводные, пальчиковые, музакальные)

стр-ра СРИ: роль, сюжет, содержание, правило, игровые действия, игроые и реальные отнош-я, предметы заместители, воображаемая сит-я, партнеры по игре.

    Уровни развития игры (Эльконин): 1 ур: действия с бытовыми предметами.основные сюжеты бытовые, действия однообразны и часто повторяются, роли не обозначены, стимулом возникновения игры явл-ся игрушка. 2 ур:основное сод-е – действие с предметами, кот осущ-ся развернуто и последовательно в соотв-и с ролью. Возникает взаимод-е м/д участниками на основе исп-я общей игрушки. Объединения кратковременны, сюжет бытовой. Одна и та же игра многократно повторяется. 3 ур:основное-сод-е - действ-я с предметами , но они дополняются дейст-ми, направленными на установление разнообразных контактов игре. Роли обозначены до начала игры, игрушки и предметы подбираются в соотв-и с ролью. Продолжит-ть увеличивается, сюжеты разнообр-ны, отражают быт, труд, общ-е явл-я. 4ур: отражение отношений и взаимод-я взрослых др. с др. тематика разнообразна. Игры совместные, носят коллективный хар-р, игры одного содержания повторяясь развиваются, обогащаются. Наблюдается ролевое поведение.

Дидактические игры: в зависимости от дидактической задачи:игры по сенсорному восп-ю, словесные игры по развитию речи, игры направленные на ФЭМП, игры направленные на ознак-е с миром. В зависимости от используемого мат-ла: настольно-печатные; связанные с непосредственным восприятием объекта.  Проводит ДИ воспитатель. Дефектолог проводит ДИ для закрепления, уточнения мат-ла. При проведении учитывается индив-й подход. По времени не продолжительные, явл-ся частью занятия, или проводятся после занятий с целью закрепления знаний, полученных на занятиях.

Организация. В организации обучения игре принимают участие дефектолог, логопед, воспитатель. Работу по форм-ю игровой деят-ти возглавляет и координирует дефектолог. Обучающие игры проводит дефектолог. Он организует и проводит экскурсии, наблюдения, обучение по картинке – исп-ет дидактически е картинки по ознак-ю с трудом взрослых. Обучение проводится на индив-х (дефектолог) и фронтальных (воспит-ль) занятиях. На начальных этапах преобладают индив-е занятиях, затем групповые – с 2-3 детьми, в старшем -6-8.

Приемы: 1 прямые: непосредственное вмешательство взрослого в игру детей (ролевое участие, советы по ходу игры, предложение новой темы) взрослый явл-ся организатором и участником игровых действий, на первых эт. вып-ет главную роль, на последующих – второстепенную. 2. Косвенные: срветы, убеждения, исп-е педагог-х сит-й с целями морального инравственного воспитания.

Требования к поведению взрослого: этапы: 1 взрослый берет на себя главную  роль, дети –участники; 2 взрослый выбирает себе помощника для вып-я главной  роли; 3 взрослый берет на себя новую  роль, а 2е детей вып-ют старую; 4 взрослый выбирает себе пощника на новую роль, а старую вып-ет ребенок.

 

 

 

18  Физическое воспитание  у/о 

     В физ. развитии  у/о дош. так же как и в  психологическом имеются общие  тенденции с развитием нормальных  д.Наряду с этим наб-я и множество  отклонений, в основе которых  лежит диффузное поражение мозга  (олигофрения) Это ослабленный  организм нарушение соматики, простудные  и инфекц. з-яаб., общее недоразвитие (вес, рост), нар. развития: статики  и локомоции, осн. движений, мел.  мот., осанки, нар. равновесия Нарушена  нервная регуляция мышечной дея-и.  особенности: гипер- или гиподинамия,  нарушение общей моторики, нар-е  ручной моторики, общая скованность  и замедленность движений, нар-е  ориентировки в простр-ве, недостаточное  развитие чув-ва ритма, отставание в показателях основных физических качеств (стле, ловкости)

    Трудности:1. контроль за двигательными актами;2. в формировании произвольных движений;3. координаты пространственной ориентировки,4. возникнут сопутствующие движения – дискенезии 5. моторные компоненты речи; 6. ТСМП ходьбы неустойчивый;7. движения рук и ног не согласованы; 8. движения неритмичны.

     задачн: общие,  специфические  общие: оздоровительные- обеспечение у словий для жизни и деят-ти, отвечающих санитарно-гигиенич-м требованиям, укрепление здоровья реб., обеспечение развития гармонического его телосложения, хорошей осанки;- закрепление потребности в разных видах двиг. дея-ти;- развитие движений, двигательных качеств, физ. и умственной работоспособности; - тренировка сердечно- сосудистой и двиг.систем;- закаливание; - проф-а простудных и инфекц. заб. ; образовательные – форм-е двигательных умений и навыков (бег, лазанье, ходьба, метание, прыжки), развитие психо-физических качеств (ловкость, сила, выносливость), укрепление мышц спины, плечевого пояса, ног, развитие координации, форм-е правильной осанки, развитие равновесия, двигательных способностей; воспитательные – форм-е положительных навыков и привычек, строгое соблюдение режима отдыха и работы, форм-е + качеств личности, воспит-е потребности в активной деят-ти; специфические.- исправление категории имеющихся физических надостатков, предупреждение вторичных отклонений в двигательной сфере,  создание спец.условий, стимулирующих физ. развитие реб. в целом;  осуществление систем кор.-восстановительных мероприятий, направленных на развитие осн. движений, физ.качеств и на предупреждение вторичных отклонений; развитие моторной памяти, способности восприятия и передачи движения, соверш-е ориен-ки в простр-ве, развитие умений вып-ть движения по условному сигналу, знаку.

     Ф.В. проводится на  зан. и в повседневной жизни  (3 р. в нед. + муз. восп-е).

     Спец. мероприятия - режим питания, сна, утр. гим-ка, прогулка, закаливание, гигиенические процедуры.

     Режим двигательной  активности – ут.гим-ка, подвижные игры

     Занятия – физ.упраж., ОВД, подвижная И., закаливания, ходьба

          Уч. действовать  по подражанию + с образцом и  слов. инструкцией. При правильной  постановке обучения ФВ способствует  развитию нравственно волевых  качественных действий - произвольного  внимания, умения преодолевать посильные  трудности, контролировать себя, целеустремительности, настойчивости

Формы: 1. утренняя гимнастика: цель – снять остаточное торможение после сна, обеспечить тренировку всех мышц, подготовить организм к последующим нагрузкам. Стр-ра: ходьба, бег; упр-я на мышцы плечевого пояса, на мышцы брюшной полости, на гибкость позвоночника и выработку правильной осанки; переход к бегу, переход на ходьбу. УГ проводится по комплексу, кот. сменяется ч/з 5-7- дней. Продолжительность: 1-2 г.о. -5-7мин, 3-4- г.о. – 10-12 мин. 2. Физкультурные занятия: форм-ся навыки ходьбы, бега, упр-я с гимнастическими снарядами. 1я половина дня – занятия по подгруппам, 2я – со всей гр. Проводятся 3 р .  в неделю, 1 р. на улице. 1-2-г.о. – 20 мин., 3-4 – 30-35 мин. Стр-ра: 1. Вводная часть. Цель – повысить эмоц-е сост-е детей, активизировать внимание, подготовить организм к нагрузке. – строевы упр, игры на внимание с элементами танца и песни, подготока дых-й, сердечно-сосудистой сист-мы, двигат-го аппарата к к физическим нагрузкам. 2. Основная часть. – общеразвивающие упр-я на развитие всех двигат-х мышц (упр-я без предметов, с предметами, упр-я, направленные на форм-е правильной осанки); -обучение основным движениям (начальное разучивание движения; углубленное; закрепление и совершенствование движений); -подвижная игра (цель-совершенствование разучиваемого движения, развитие способности сотрудничества со взрослыми и детьми, форм-е навыков ориентировнив простр-ве, умения согласовывать свои движения с движениями др.); 3. Заключительная часть. Цель – снизить нагрузку, привести ребенка в сокойное состояние. – спокойные игры под музыку, -упр-я с постепенным снижением темпа. 3. Физминутка – проводится ежедневно на всех занятиях. 4. Закаливающие процедуры: - закаливание в повседневной жизни (воздушно-температурный режим (односторонее проветривание в присутствии детей, сквозное проветривание в отсутствии детей), воздушные ванны (прием детей на воздухе, прогулки, физкультурные занятия на воздухе, хождение босиком)); - специальные закаливающие процедуры (прохладные ножные ванны, обливание, плавание). 4. Прогулки – 2 р.  вдень, 30-60 мин в зависимости от погоды. 5. Подвижные игры; 6. Физкультурные праздники; 7. Индив-е занятия; 8. Задания на дом.

Средства: 2 гр: 1. Основные – окр-я среда (солнце, воздух, вода); режим дня, питание, личная гигиена; 2. специфические – массаж, ЛФК,  медикоментозное и физиотерапевтическое лечение, охранительно-педагогический режим (рациональная смена умственной и физической нагрузок, снижение детской реактивности, неуравновешенности, создание благоприятной атмосферы), инд-е занятия.

Методы:1. Наглядные – форм-ют представление о движении, развивают чувственное воспр-е, двигат-е ощущ-я, сенсорные способности. – демонстрация действий(на этапе разучивания); - имитация; - наглядные пособия (рисунки, картинки, схемы); зрит-е ориентиры; 2. Словесные –называние упр-я, описание, объяснение с показом, пояснение, указания, разъяснения, команда, вопросы, распоряжения, инструкция, считалки; 3. практические- основные, направлены на создание двигательно-мышечных ощущений, закрепление двигательных умений инавыков. – повтор упр-й; - проведение упр-й в игровой форме; - проведение упр-й в форме соревнований; - совместные действия ребенка и взрослого.

Подвижные игры. Относятся к играм с правилами.  Классификация 1. Сюжетные («гуси-гуси», «кошки-мышки»), бессюжетные – игры соревновательного хар-ра )кто впред добежит до флажка). Стр-ра: игровые действия, правила, материал, роль, сюжет. В подвижных играх форм-ся моторная ловкость, приучаются играть сообща, развивается выносливость. В зависимости от задач выделяют 2 вида игр: игры с ходьбой, бегом, метанием; игры на развитие мелкой моторики.. ПИ имеют строго организованное начало, опр-ю послед-ть, игровое действие.  С правилами знакомят заранее.

 

19   Коррекции развития речи у/о

 Овладевают речью позднее, чем нормальные свестники, позднее начинабт понимать обращенную к ним речь и пользоваться активной речью поздно и менее выражено вступают в контакт с матерью. Около 1 г. наблюдается патологическая реакция на речь взрослого. Звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и хар-ся сниженной эмоциональной окрашенностью. Слабо выражено ст ремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простей шие ситуативные команды, улавливают лишь интонацию.  УО дошк. постепенно овладевают элементарным речевым общением. Первые слова появлются в 2-3 г. ,  пользуются лепетными словами. Старшие дошк. с трудом пользуются речевым общением. Однако недостатки произношения затрудняют общение с ними. Реб., зная, что он говорит не так, как все, старается меньше пользоваться речью, отмалчивается, когда его о чем-то спрашивают, прибегает к указательным жестам. Это отриц. сказывается на развитии его эм-личностной сферы. Он становится настороженным, замкнутым; постоянно ожидает обиды и порицания. Для у/о дош. свойственна сниженная направленность на речевое общение и взаимодействие с окружающими. Там, где это возможно, они предпочитают пользоваться не речью, а указательными жестами, мимикой, передавая ими свое желание получить какой-то предмет, выражая полож. или отриц.отношение к происходящему.Им плохо удается взаимодействие со взр. и др.д. Они недостаточно понимают то,что говорят окружающие и, соответственно, ведут себя не так, как следовало бы. Эти д. не умеют сколько-нибудь связно высказать свои предложения или просьбы. Обладая весьма ограниченным слов. запасом и не владея фразой, они не могут ни спросить о том, что их интересует, ни вразумительно ответить на заданный вопрос. Их общение проходит в условиях ограниченных, житейских, многократно повторяющихся ситуаций с помощью хорошо заученных, стандартных высказываний. Если оно выходит за такие рамки, то это обычно ставит ребенка в тупик и подчас побуждает его к нелепым ответам.     

      Кор. раб. ведется  в 2-х направлениях: 1) создание  предпосылок реч. развития; 2) разв.осн.  функций Р. а) функции общения;  б) познавательной, в) регуляции  деят-ти.

     Формирование предпосылок реч. развития: 1. расширять представления об окруж. м. 2. разв. предметных действий 3. вкл. в жизнь др. видов дея-ти (создает предпосылки к разв. связной Р) 4. появление коллективной дея-ти (создает предпосылки для разв.общения) 5. спец. ДИ.

     Т.о.уже на I г.об.создается  основа для усвоения д. большого  количества сущ., гл., прил., обозначающих  предметы, их св-ва, отношения и  действия, которые можно проводить  с ними, предлогов

     Функция общения: I   общение со взр.носит эмоциональный, предметный, деловой характер 2. общение со сверстниками Необходимо создавать ситуации, в которых у д.возникает потребность в общении, а затем подсказать им адекватные средства общения. Включать в различные виды дея-ти.

     Познавательная f речи. Р. явл.средством информации, способом передачи опыта, средствам мышления Перед педагогами стоит задача сформировать познавательную f Р., которая связана со смысловой и грамматической сторонами ее развития. 1. соединить слово с образом каждого предмета, действия, качества, св-ва или отношения 2. усвоение обозначений действий - глаголов (часто смещение обозначений (напр.пьет и ест, бежит и идет); называние предмета глаголом (например, на вопрос «Что это?» отвечает пить (чашка)» 3   освоение значений сущ-х, обозначающих предметы, и прилагательные,обозначающих качества и св-ва 4. учить правильно воспринимать, представлять себе действия реальные и изображение на картинках

     Регулирующая f речи: Видом словесной регуляции явл.инструкция!!! У/о д. не всегда знакомы значения слов, включенных в инструкцию. Они могут не достаточно точно понимать значения слов, определяющих предмет, с которым надо действовать, его св-ва, пространственное расположение или отношение между предметами, направление движения и т.п. Др. причина не выполнения инструкции может быть «потеря инструкции», ее забывание в ходе выполнения задания.

     Этапы обучения: 1) инструкцию применять в сочетании с наг. методами обучения 2) инстр. не содержит незнакомых слов и выражений 3) слож.слов. инструкцию вводить в обуч. постепенно 4) реб.специально ориентировать на запоминание двух, а затем и трехчленной инструкции

     К концу дош. обуч. д.должны уметь подчиняться инструкции, вычленять из нее цель дея-ти, соблюдать предложенный порядок  выполнения действий (не только  в привычных условиях, но и в новых). Высшей формой словесной регуляции дея-ти явля. планирование своей дея-ти.

Информация о работе Шпаргалки по "специальной педагогике"