Шпаргалки по "специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:58, шпаргалка

Краткое описание

Краткое описание теоретического курса по специальной педагогике

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по педагогике.docx

— 503.43 Кб (Скачать файл)

Проблематика воспитания и социализации ребенка в семье изучается  в рамках различных научных дисциплин -педагогика, дефектология, психология, социология личности, социология семьи, философия, антропология и т.д. Профилактика асоциал. Форм поведения -   социально-педагогические основы воспитательно-образовательного процесса по профилактике отклоняющегося поведения подростков сформулированы в трудах С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, СИ. Григорьева, А.В. Мудрика, Л.В. Мардахаева и д.р. Профилактическая и коррекционная работа с «трудными» подростками раскрыта в трудах таких ученых, как A.M. Ка-минер, Ю.А. Клейберг М.И. Рожков, М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова, Е.А. Майорова, и др. На формирование асоциального поведения подростка большое влияние оказывают различные факторы, что диктует необходимость их изучения учёта в профилактической деятельности. Важное место в профилактике принадлежит учреждениям социальной защиты населения. В то же время следует подчеркнуть, что имеет место противоречие между ростом числа учреждений по профилактике асоциального поведения старших подростков и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов её обеспечения. Наличие данного противоречия обусловило проблему исследования: каковы возможности, условия и специфика деятельности учреждений социальной защиты населения по профилактике асоциального поведения старших подростков.

 

29 обучение в классах КРО

обучение в классах  КРО подразумевает:организац инегрированного обуч детей с ЗПР. Классы КРО –это кл общеобразоват школы. В эти кл принимаются дети  со следующими видами ЗПР(коституц, соматич,церебрально –органич, психогенного происхождения и дети с педагогич запущенностью).В системе КРО развитие общ способностей – основная цель кор-развив обучен детей. Успешность обучен в кл КРО помог уч-ся избавиться  от сложившихся представлений о собственной посредственности  неспособности  к учёбе и даже неполноценности ,содержание обучен усложняется ,а темп прохождения материала увеличивается. Организация комплексного динамического наблюдения за продвиж ребёнка позволяет решить важное положение концепции –интеграцию уч-ся кл КРО в традиц формы обучен .Перевод детей из кл КРО возможен при положит динамике в развитии и обученности ученика.Это фиксируют специалисты школьного косилиума и утверждает пед совет.Основной целью общеобразоват учереждения  с кл КРО явл является осущ индивид-ориентироа педагогич психолог социаьной медецинской спец педагогич помощи детям с трудностями в усвоении общеобразоват программ. Основными задачами деятельности учереждени явл:1Психолого-диагностич изучение обуч кл КРО;-диагонстика интелектуально готовности(развитие нагляд и словесно-логических форм мышления,внимания,памяти,воображения) - дигност соц готовности на различ возрост этапах развития; -эмоционально-волевая готовность(умение подчин требованием учителя,выполнение заданий по образцу и словесному указанию педагога)2 Спец педагогич изучение(логопедич и дефектологич)обуч-ся в кл КРО.3 Изучение педагогом кл обуч-ся(выявление и анализ таипичных затруднений в усвоенииЗУН на основе контрольных срезов и итоговых работ уч-ся  в течении учеб года).4Разработка форм взаимодействия колектива спец-в псих-мед-пед косилиума (психолога-воспитателя-учителя;псих-дефетолога-логопеда).5 Разработка индивид корреуц программ педагогом,психдефектологом и логопедом,их согласование с учебными прграмами.6 Анализ успешности усвоения учеб материала формирование ЗУН при соблюд предельной нагрузки уч-ся.7 Создание оптимальной системы подготовки  домашних заданий с одновременным изучением затрат времени на их выполнение.8 Динамич псих-пед изучение уч-ся .Диагностика обще учеб умен и навыков уч-ся.9 Отслеживание и анализ полученных результатов работы по интеграции уч-ся в традиционные формы  обучен. 10 Создание благоприятных условий и психологич микро климата в кл КРО и вокруг них ,выбор главных направлений  в воспит работе на основе изучения личности каждого ребёнка ,семей,особенностей кл в целом.Включ родителей в решение коррекц-воспит задач и их особая подготовка силами шк косилиума.Корекц-развив процесс регламентируется Типовым базисным учебным планом образоват учережд с кл КРО ,утвержд для них Мин Образов РФ програмами(програмами спец коррекц образоват учережден  7 вида и кл КРО в обще образоват шк.М:Просвещение,1996;Програм мы для обще образоват учереждений :КРО.М.:2000).програмами для общеобраз школ ,адаптиров к особенностям  психофизич развития реб и согласованными с методич службами.(на основной ступени обуч).Существенной чертой  корекц-развив прцесса явл индивид групповая коррекц работа ,направленная на коррекц  индивид недостатков развития уч-ся. Подобные занятия могут общеразвив цели:повыш уровня общего, сесорного и интеллектуального развития,развитие памяти и внимания,коррекц зрит-моторных и оптико –пространственных нарушений ,общей и мелкой моторики.Кроме занятия могут иметь характер предметной направленности :подготовка к восприятию трудных тем учеб программы,восполнение пробелов предшествующего обучения и др.

Задачи КРО при подготовке к  школе: - сенсорное развитие, соотв-е возрасту – освоение эталонов цвета, формы, величины, звуков, накопление общественных представлений о св-х предметов; - освоение предметно-практической деят-ти, способствующей выявлению разнообр-х св-в предмета, пониманию отношений м/д предметами (пространственные, временные, количественные); - освоение продуктивных видов деят-ти, способствующих сенсорному и речевому развитию; - подготовка к обучению грамоте; - форм-е диалогической и монологической форм речи, повышение навыков общения; -уточнение, обогащение, систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явл-ми окр-й действ-ти; - ФЭМП и понятий соотв-х возрату; - форм-е соотв-х возрасту навыков игровой деят-ти (освоение игр с правилами, форм-е элементарной учебной деят-ти)

Варианта комплектования учебных  классов для детей с ЗПР: 1. Входят 2, 3, 4 классы – для детей, проучившихся 1 или 2 года в общеобр-й школе по варианту 1:3, неуспевающих по основным прдметам; 2. Взодят 1, 2, 3, 4, классы – для детей приступивших к обучению в 6 летнем возрасте, не усвоивших прог-му или для 7летних, ранее не обучавшихся и не обнаруруживших нихкий ур. готовности к школе; 3. Для детей 6-7 лет, кот. не готовы к школьному обучению; 4. Учебно-воспитательный комплекс НШДС.

 

  1. ПР в системе интегрированного обучения и воспитания                                                                                       Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества, в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.                                                                        Требования для успешной интеграции дошк-в с ЗПР: ранее выявление имеющ отклан; определ путей псих-пед и медико- соц под-ки; наличие возм-й решить проблемы реб вариативными способами.                                    Восп-ли и пед-ги работающие в этой гр д  формир-ть  личностные навыки у реб. Учить реб оцен-ть себя как ЛЧН осоз-ть и выраж-ть свои чувства и желание , уметь планиро-ть конструк решения, учить  реб сопереживать , испытывать чувства общ-ти с гр , учить реб соблюдать правила воспитания конфликтного П ,воспит-ть у реб умения идти на компромисс. в мл гр число детей не д/но превышать 10 чел. Система обучи восп детей с ЗПР охват-т как шк так дошк учреж.                                                                                                                                Виды ДОУ 4 вида: ДОУ компен вида для детей с ЗПР ; Д/С присмотра и оздоровления ; ДОУ комбинир вида общего развития компенсируюи оздоровления гр; Центр развития реб.; Классы КРО; Дошкол комп гр при массовых ДОУ                                                                                                                                                                                В раннем воз-те дети с ЗПР набл врачами ,психологами .Основ показ дет явл след диагнозы : ЗПР конс-го , самотоген,                                                                                                                                                                                    Для успешной интеграции необходимо: - демократическое общество и соблюдение прав человека; - финансовая обеспеченность; - возможность выбора учреждения для обучения; - готовность общества принять такого ребенка.                                                                                                                                                                                   На современном этапе в России развиваются две формы интеграции: интернальная и экстернальная. Интернальная – внутри системы специального образования (совместное обучение глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих). Экстернальная интеграция предполагает взаимодействие специального и массового образования (классы КРО).                                                                                                                                             КРО - это классы, в котор. создаются условия для обучения детей с интеллектом – норма, но испытыв-х затруднения в освоении общеобразов-ых программ, позволяющие предупредить дезадаптацию в условиях образов-го учреждения. Основным показателем отбора детей в ККО явл-ся недостаточная степень готовности к обучению в ОУ (повышенная нервная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т.п.). КРО создаются, как правило, для обучающихся на ступени начального общего образования. КРО комплектуются при меньшей наполняемости. Наполняемость КРО в малокомплектных сельских школах устанавливается с учетом условий их работы. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных предметов в ККО, по решению ПМПК, заявлению родителей, переводятся в соответствующий класс ОУ, работающий по основным программам. ККО могут быть организованы во всех видах общеобразов-ых учреждений, располагающих необход-ми для работы спец. подготовлен подготов-ми кадрами (при обязательном наличии психолога, педиатра и логопеда), и открываются ОУ по предложению совета этого учреждения.                                                                                                              Классы КРО для детей с ЗПР, VII вид созд. для обучения детей, у котор. при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития, наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная нервная и физическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость, замедленная реактивность восприятия окружающего. Основная задача создания классов КРО – обеспечение коррекции психич-го развития и эмоц-волевой сферы, активизация познав-ой деятельности, формирование умений и навыков учебной деятельности у детей с медиц-м диагнозом «ЗПР». Зачисление в классы КРО (VII вида) производится по заключению и направлению территориальной ПМПК и заявлению родителей. В классах КРО VII вида (дети с ЗПР) осуществляется образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобраз-ых программ 2 ступеней общего образования (как правило начальное общее образование; и в порядке исключения, по согласованию с обл.ПМПК,  - основное общее образование). 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4-5 лет). 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет). Прием данной категории детей в ОУ осуществляется только в подготовительный, 1 и 2 классы коррекционного обучения (VII вид), в 3-й класс в порядке исключения.                                  Дети, начавшие обучение в ОУ с 7-летнего возраста, принимаются во 2-й класс коррекционного обучения.           Дети, начавшие обучение в ОУ с 6-летнего возраста, принимаются в 1-й класс коррекционного обучения.      Дети, ранее не обучавшиеся в ОУ и показавшие недостаточную готовность к освоению общеобразовательных программ, принимаются с 7-летнего возраста в 1-й класс коррекционного обучения (нормативный срок освоения – 4 года), с 6-летнего возраста – в подготовительный класс (нормативный срок освоения – 5 лет). Предельная наполняемость класса КРО (VII вида) – 12 человек. По мере коррекции отклонений в развитии ребенка с ЗПР осущ-ся перевод его из класса коррекц-го обучения VII вида в общеобразовательный класс с интеллектом – норма (после получения начального общего образования). Для этого необход. проведение периодической передиагностики, производимой районной (городской) ПМПК, либо соответствующим психолого-медико-педагогическим консилиумом ОУ, по представлению администрации ОУ и только с согласия родителей или лиц, их заменяющих. Перевод осуществляется на основании решения педаг-го совета ОУ, в котор. работает коррекционный класс, только при наличии систематического, документально оформленного наблюдения за психофизическим состоянием ребенка в течение учебного года и уровнем его образовательной подготовленности. Протокол и заключение ПМПК из личного дела изымаются и подшиваются в медицинскую карту ребенка. Закончившие основную (общую) школу выпускники, обучающиеся в классах КРО (VII вида), получают аттестаты об окончании основной (общей) школы установленного для массовых школ образца. Вопрос о выпускных экзаменах для данной категории учащихся решается органами образования на местах.  Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Интегрированное обучение - обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Образовательная интеграция может выступать в качестве инструмента, позволяющего преодолевать отчуждение детей с особенностями психофизического развития в специальных школах-интернатах и способствующего формированию жизнеспособной личности. В пособии излагаются общие вопросы образовательной интеграции, исследуются психолого-педагогические аспекты процессов интеграции и социализации. На конкретном материале отслеживаются возникающие проблемы и предлагаются пути их разрешения. Предпринимаются попытки определить технологию социальной адаптации в условиях образовательной интеграции. Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые нормы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Адаптация социальная : 1) процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе; 2) результат этого процесса (Г. М. Андреева, 7, с. 11).   Адаптивность - 1) способность организма на всех уровнях развития адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды с помощью различных приспособительных механизмов; 2) умение понять и оценить факторы окружающей действительности в связи не только с непосредственной ситуацией, но и с планами на будущее.

 

31. Предмет, задачи и  методы дошкольной логопедии.

    Логопедия – педагогическая наука о нарушениях развития речи, их преодоление и предупреждение средствами специального обучения и воспитания. Предмет логопедии – это своеобразные расстройства речи, т.е. отклонения речи от нормы и методы их коррекции.  Объектом является человек, страдающий нарушением речи. состояние реч. и неречевых процессов и ff у лиц с разнообразными расстройствами реч. дея.ти. Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Л. рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обуч. и восп., поэтому ее относят к спец. педагогике. Структуру современной Л составляет дош., школьная Л. и Л. подростков и взрослых.Осн. целью Л. явл. разработка научно обоснованной системы обуч., восп. и перевоспитания лиц с нар-ми речи, а также предупреждения реч. расстройств. 

Задачи:Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений; Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи; Исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка; Разработка эффективных способов предупреждения нарушения речи и их коррекция; Разработка вопросов организации логопедической помощи.

В указанных  задачах Л. определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теор.аспект -изучение реч. расстройств и разработка научно обоснованных методов их проф-ки, выявления и преодоления. Практический аспект-проф-ка, выявление и устранение реч. нар. Теор. и практические задачи. Л. тесно связаны. Осно. направлением лог. воздействия явл. разв. речи, кор. и проф-ка ее нар-й.     Организация лог. процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нар-я, способствуя достижению гл- цели пед-воздействия — воспитанию чел-ка. Логопедическое воздействие д/б направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обусловливающие нар. речи. Оно представляет собой сложный пед. процесс, направленный прежде всего на кор. и компенсацию нар-й реч. дея-ти.

Методы логопедии как науки  условно можно разделить на несколько  групп:

1 группа – организационные методы: сравнительный, лонгитюдный (изучение  в динамике), комплексный.

2 группа – эмпирические методы: обсервационные (наблюдение); экспериментальные  (лабораторный, естественный, формирующий  или психолого-педагогический эксперимент); психодиагностические (тесты, анкеты, беседы, интервью); биографические (сбор  и анализ анамнестических данных).

3 группа – количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных  данных.

4 группа – интерпретационные  методы, способы теоретического  исследования (связь между отдельными  параметрами и явлениями в  целом, между функциями и личностью).

Логоп-я  помощь в системе здравоохранения  РФ: Лог. кабинет при дет. пол-ке явл. самым распространенным подразделением в системе лог.помощи дет.населению по линии здравоохранения. Логопед обязан оказывать помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами реч. патологии независимо от уровня интеллек-туального развития и сохранности физического слуха. Логопед, работающий в этом учреждении, руководствуется «Положением о лог.кабинете дет. пол-ки», которое определяет следующие направления его деятельности:•пед.(лог.) работа по исправлению НР д.на систематических и консультативных занятиях;• выявление детей с речевым недоразвитием и направление их на ПМПК для последующего устройства в дошк. и шк.учреждения или реч. стационары разного профиля;• участие в комплектовании лог.учреждений здравоохранения и образования и оформление на каждого реб.лог. хар-ки;• проф. обследование д., посещающих дошк.учреждения;• санитарно-просветительская работа с родителями, педиатрами, воспитателями д/с. СтационарыВ системе логопедических учреждений здравоохранения созданы так называемые «речевые» стационары или отделения при спец. детских больницах, диспансерах, научно-технических центрах. В стационары принимаются д. дошк. и шк.в.с диагнозом: алалия, дизартрия, ринолалия, заикание и, как правило, д. с неустановленным диагнозом-для отграничения от сходных состояний. В стационарах осущ-ся углубленное обследование медицинскими специалистами, логопедом, дефектологом и психологом, применяются объективные методы исследования, намечаются направления кор. раб. и соответствующий комплекс леч. мероприятий. Д. со сходными реч. нар. объединяются в группы (на 3-6 мес.за которыми закр-ся логопед и воспитатель. Воспитатель, наряду с выполнением реком. логопеда, решает ряд общеобразовательных задач. Содержание лог. мероприятий намечается совместно с мед.персоналом на основании результатов обследования.В санатории направляются соматически ослабленные дети с выраженной реч. патологией (заиканием, алалией, дислалией, дизартрией ). Группы комплектуются с учетом возраста и тяжести реч. дефекта. Осущ-ся комплекс оздоровительных мероприятий и лог.занятий по кор. речи. Логопед частично использует методики коррекции реч.нарушений, разработанные для учреждения образования.

 

 

32. Логопедическая помощь  в системе образования в России.

В настоящее время потребность  в таких учреждениях резко возрастает. Наиболее перспективным типом учреждения является логопедический детский сад (ясли-сад), где создаются наиболее благоприятные условия для развития ребенка с учетом особенностей его речевого дефекта. Именно в этих учреждениях обеспечивается всестороннее развитие физических и умственных способностей детей, своевременное устранение вторичных отклонений психического развития и подготовка их к школе.

Воспитание и обучение детей  в условиях специальных учреждений основывается на общедидактических принципах, разработанных дошкольной педагогикой. Однако выбор методических приемов определяется следующим:

а) характером и структурой дефекта;

б) временем возникновения дефекта;  

в) уровнем психического развития.

Применение в тесном единстве общедидактических и специальных принципов обучения позволяет обеспечивать развитие всех сторон познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевой сферы, способностей и личности в целом.

Условия специальных учреждений дают возможность применения в случае необходимости различных лечебно-коррекционных мероприятий.

Важными стимулами для  активизации компенсаторных возможностей детей являются формирование положительных отношений в детском коллективе, правильная организация режима (чередование занятий и отдыха детей, предупреждение перегрузок детей)  и др.

Остановимся  подробнее  на  характеристике детских  садов  для детей с нарушениями речи.

В детских садах (группах) для детей с нарушениями речи оказывается массовая помощь детям с различными отклонениями в речевом развитии. Основная задача, которую должны решать работники специальных дошкольных учреждений, состоит в том, чтобы в результате коррекционного обучения устранить полностью или частично речевой дефект и подготовить ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В специальных учреждениях осуществляется дифференцированное обучение и воспитание дошкольников с различными речевыми аномалиями (С. А. Миронова, Т. Б. Филичева). Согласно «Типовому положению о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» (приказ № 36 министра просвещения СССР от 26 мая 1970 г.) создаются следующие группы:

  1. для детей с общим недораз<sp

Информация о работе Шпаргалки по "специальной педагогике"