Шпаргалки по "специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:58, шпаргалка

Краткое описание

Краткое описание теоретического курса по специальной педагогике

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по педагогике.docx

— 503.43 Кб (Скачать файл)

Хозяйственно-бытовой труд: имеет общественную направленность.  Занятия вводятся с 3 г.о. на 1 и 2м г.о. детям дают элементарные трудовые поручения, кот явл-ся подготовительными к ХБТ. Для проведения занятий дается опр-е кол-во часов, во время кот. отрабатываются базовые навыки. Основная нагрузка на закрепление исовершенствование этих навыков ложится на повседневную деят-ть детей вне занятия и во всех режимных моментах. Схема занятия: 1 тема; 2 задачи; 3 оборудование; 4 ход занятия: - орг. момент, -объяснение темы,-вступительная беседа, -основная часть – объяснение послед-ти трудовых действий с одновременным показом, речевое планирование детьми своих трудовых действий, самост-я деят-ть детей; - подведение итогов; - уборка помещения и оборудования. Дети к ст. д/в приучаются наводить порядок в групповой комнате, следить за чистотой собственных вещей. Дети овладевают практическими действиями с орудиями. Занятия приучают детей взаимодействовать. Воспитывают взаимопомощь и отзывчивость, форм-ют личностные качества, хар-р.

Труд в природе: вскапывание почвы посев, уход за растениями. Подготовка к работе на огороде и в цветнике должна осущ-ся за долго до того, как придут туда дети. Сначала проводится беседа о том, какие овощи и цветы будут сажаться, как будут ухаживать. Перед посевом восп-ль рассказ-ет, что из каждого семечка вырастает растение. Садят в баночки, затем рассаду высаживают  на грядки, организуют систематический уход, наблюдают. В весеннее-летний период дети участвуют в поливе цветов, обрабатывают почву.

Ручной труд: начинается со 2го полугодия 2 г.о. одно занятие по самообсл-ю, а 2 по РТ. РТ явл-ся продуктивным видом деят-ти. В пр-се занятий происходит совершенствование моторной сферы, зрительно-двигательной координации, мелкой моторики рук, сочетаемости движений. Изгот- еразличных подделок способствует развитию воспр-я, ознакомл-ю с различными мат-ми, их св-ми. Необх-мо учить планировать предстоящую работу, намечать основные этапы, ориентироваться на результат. Все это способствует развитию мышления. На 2м г.о. прогр-ма предусматривает выработку элементарных ручных умений. Восп-ль знакомит со св-ми бумаги, способами работы с ней. Заинтересовав детей, начинает обучать изготовлению постых вещей: конвертов, закладок, альбомов. На занятиях исп-ся поэлементный показ, сопряженные и отраженные действия, исп-ся прямые и косвенные инстр-и по каждому этапу работы. Широко исп-ся разнообр-е мат-лы: желуди, шишки, береста, солома. Дети собирают их на прогулках. Под рук-м восп-ля дети создают подделку, затем демострируют др., расск-ют из чего и как он сделал. Особое вним-е д. уделятся форм-ю эстетического вкуса. Восп-ль учит как правильно в соотв-и с эстетическими требованиями сочитать мат-лы. На 3-4- г.о. проводятся 2 занятия по РТ. Дети учатся делать атрибуты для игр-драмматизаций.. дети учатся пользоваться ножницами, детским молотком, отверткой, клещами (при индивид-м подходе). Необх-мо создавать интерес к результатам своего труда. В пр-се создания коллективных подделок дети учатся работать сообща, соотн-ть свои действия с др. коррекционно-развивающая значимость РТ: развивается воспр-е, мышление, зрительно-двиг-я координация, внимание, память, речь. Форм-ся представления о мире. Схема занятия: 1 тема; 2 задачи; 3 оборудование; 4 ход занятия: - орг. момент, беседа, поэтапное объяснение и показ, физминутка, оречевление послед-ти работы с детьми, самост-я деят-ть детей,оценка результатов работы, подведение итогов.

Формы организации трудовой деят-ти: поручения (кратковпеменные, отсроченные) дежурство, коллективный труд.

 

 

15  Муз. воспитание  у/о дош.

     Муз. в.  имеет не  только обще развивающую, но  и кор. направленность в работе  с дош. ИН. Способствует коррекции  многих недостатков их психологического и физ.развития – эм. и сенсорной сферы, вним., Р., представлений об окружающей действительности, произвольности, серийности и выразительности движений и пр. Без спец. работы, без помощи взр. для д.с ИН звучащий мир вообще представляет собой шумовой фон, в котором лишь единичные звуки «опредмеченно» имеют смысл Поэтому на всех этапах обучения (3-х), особенно на первом - развитие слух. восприятия, «опредмечивание звуков окружающего и введение ребенка в мир муз. звучания приобретает особое значение.

     Содержание: 1. развитие способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера 2. слухового внимания и сосредоточения

3. муз. слуха (звуко-высотного, ритмичного, динамического, тембрового) 4. умение участвовать в различных видах дея-ти (музыкальной - пении, танцах, музыкально дидактических и хороводных играх, игре на детских музыкальных инструментах).

     Направления: 1. слушание муз. 2. пение 3. музыкально ритмичное движение 4. муз-но д/ и 5. игра на дет.муз. инс-х.

     Во все годы обучения проводит  муз. рук.и воспитатель. Однако  к их проведению подключаются  учитель-деф., лог.Элементы муз.рит-х  зан. учитель-деф.и восп.использует  в процессе подгрупповой и  инд. кор. раб. с д..

     В свободное время  воспитатель организует И с  муз.игрушками и инструментами.  Муз. инс.могут исп-ть различными  специалистами на дру.зан.во время  рисования, игр с образными  игрушками, игр с природным  материалом, игр, направленных на  моторно-двигательное развитие.

     Задачи: 1. воспитать интерес к муз. зан. 2. желание участвовать в муз. И. 3. воспитать эмоциональную отзывчивость на муз. звучание 4. раз-ть муз. восприятия – уч. различать звуки по качеству звучания: высоте, длительности, темпу 5. уч. ориентироваться в пространстве зала.

Муз/д игры: с погремушками, «Хлопаем в ладоши - играем ручками», «Петушок веселится» и т. п.

16  ИЗО   У/О

Продук. виды дея-ти: не форм. без спец. вмешательства, отражают особенности мыш. и влспр., испытывают слож. при анализе образца, ориен-ся на второстепенные детали при выполнении раб., не могут создать целостного образа подчиненой одной идеи, не могут соотнести картинку и реальный объемный предмет и наоборот, много ошибок в соотнесении размеров(дом, дерево могут быть одного разм.), много графич. Штампов, некотороре время рис. остается на уровне головонога. Лепка – поделки небрежные, приемы осваивают тяж., долгое время сох-ся бесцельное выполнение действий( может просто мять), свои раб не может сравнить с образцом. Конср. – длительное время не понимает символического св-ва постройки, постройки очень часто не соответствуют тем предметам для чего они предназначены. Из прод. Видов д-ти наиболее изучена ИЗО. Она форм. замедленно и своеобразно.

     ИЗО имеет огромное значение, т.к. изоб-я  д. это первый вид дея-ти, с помощью которого реб. передает свои впечатления от ок. м. Большое значение рис-ю придавали педагоги и философы ( Каменский, Ушинский, Монтессори). Рис. напрямую связано со многими функциями( восприятие, м, вообр, и т.д.) ИЗО дея-ть х-ся рядом особен. 1) не возн. без спец. обуч. 2)без спец. раб. не формир-ся. 3) ассоциирование собст-х изображ с реальными предметами отсут. до окончан. дош. детства. 4)наличие фрагмен-х изобр.( каракули, головоноги). 5) отсут. ориентир-ка на цвет. 6) нет преднамереного выбора цв. 7) простран-е располож., размер, пропорц-ть изобр. не сочет-ся с пространст. листа бумаги. 8) при рис. д. молчат.  Д. не могут наполнить смыслом свои изображ., их рис. сочетают в себе все изучен. штампы, присут. второстепен. детали, гл. отсут., эмоц. отклика нет.

Умственное воспитание –ч/з наблюдения развивается зрительное восприятие, расширяется запас знаний на основе имеющихся представлений о пространственном расположении, различных величинах, многообразии оттенков, цветов предметов. Обуч-е ИЗО не возможно без мыслительных операций, анализа, синтеза, обобщений, представлений. При обследовании предмета дети учатся сравнивать. Сенсорное воспитание  - дети знакомятся с предметами и явлениями, их св0ми и качествами. Нравственное воспитание – воспитание волевых качеств через ИЗОД, умения взаимодействовать др. с др. Трудовое воспитание – ребенок применяет физические усилия, учится доводить работу до конца. Физическое воспитание  - развитие мелкой моторики. Эстетическое воспитание – ИЗОД явл-ся одним из средств эстетического вопитания, знакомятся с искусством.

     Этапы об.: 1) подгот-й эт – предпосылки ИЗО д-ти. 2) форм. предмет-х изображ. 3) становление сюжет-х изобр. 4) творческое изобр.  Приемы: 1этап. 1) демонстрация( показ, иллюстр.) рисования и лепки. 2) наб. за действиями взр. 3) совмест. дейс-я. 4) И. и упраж. на разв. восприятия( соотнес-е, сравнение, групировка) 5) разв. мел. мотор. 6) И. и упр. для разв. речи.  2 эт. 1) давать мотать клубочек, игра: что катится и не кат-ся, прок. шар. 2) уч. обслед. предметы( ощупывание перед лепкой), обведение перед рис. 3) по подраж, по показу. Перед рис. необх. дать поиграть предметами.  3эт. 1) наб. за соц. явлениями зафиксированые актив. и пас. речью. 2) беседы, рас-е сказок 3) п/ игры и хоровод-е для умения изображать статику и динамику.4) пригот-е кол. поделок, рис. 5) оформ иллюстр-й к книжкам. 4 эт. 1) рас-е народных игрушек, картин, иллюстрац, с целью вызвать эм. отклик. 2) чтен. потешек, нар. сказок, песен. 3) обыгрывание персонажей, беседа от лица персонаж. 4) показ дым-х и хох-х мотивов( волнистая линия, тычок, II линии, выклад-е орнамента из 2-3 элементов)

Становление ИЗОД начинается с воспитания интереса, заинтересованности в пр-се и результате. На начальных эт. обучение направленно на форм-е способов обследования предметов, на развитие зрительно-двигательной координации и совершенствование  ручной моторики. Дети учатся анализировать  предметы, св-ва и качества, передавать особенности предметов и явлений  в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. ИЗОД и конструирование связаны  с занятиями по сенсорному воспитанию, ознак-ю с окр., обучением игре. Основная форма обучения- подгрупповые индив-е занятия. Занятия по рисованию, лепке проводит воспитатель, а по конструированию дефектолог.

Задачи: 1. формир мотивационо-потребн планаД. 2. системат сенсерное воспитание детей. 3. развитие речи на ИЗОД( расширение о обогащение словарного запаса, уточнение значение слов , установление связей м/у зрител восприн образом и словами, формир фразовой речи).

Виды 

  1. наблюдение за Д взрослого( формир стремление детей к сам-ной изобраз Д, развития восприятия изображения).Приемы: - обучения восприятия слож изоб ( дети учатся воспри-ть движения персонажей, что помогает изображ целостного образа картины); - практические действия и их изображ( изображ явл особым замещения предметат.е модель) , чтобы у уо реб возник поимание замещен функции рисунка необ-мо что он понимал функцию предмета.    Этапы: 1 э на самых первых занятиях пег-г учит реб адекватно действовать с игрушкой и др восприниман предметов при этом применяется совместные действия или предмет для подражания. 2э когда реб учиться сам-но играть с данной игрушкой.         Рис и аппликации нельзя обыгывать в бук-ном смысле. В этом случае использ прием подкладывания к натур предмету. Сначала выбор осущ из ряда включ предметы с разными функц-м значен-м ориентировка делается на функц-й признак предмета. Выбир-ся предметы сходные по функц значен-ю.

2  Выполнение зад по подражанию.УО дети плохо подраж в старш дошк возросте. Сначала реб подраж более простым движ-м потом сложным. Исходя из индивид особен-ей  детей стар дошк возраста они могут отказаться от показа пед-га и рисовать предмет сам-но. Если реб-к не справ-ся с зад-м то следует приступать к боее доступному способу.

3Выполнение зад по образцу. Реб по образцу примен-т на коструир-е апликац-ю и декоратив рисов-е.на занят-х по лепке предметного и сюжетного рис-я предмет-й образ-ц не применяется. Выполнение изображ по натуре явл-ся однмим из важных методов обуч рис и лепке.Обучать правильно исследовать образец или натуру. Обследов включ несколько этапов. 1эт:Целостное восприятия предметов  2эт:Выдел основ частей  3эт:Анализ формы цвета относит величины пространст-го изображ-я частей предмета.

После обслед-я дети приступают к изображ-ю  их не отвлекают дополнит объяснени-м  если у реб возникают повтор-е  опред-ти в изображ-ии то педагог  испол-ет  обращ-е к натуре.

Выполнение  изображ по словесному зад взр-го.В  содерж предлагаемой раб обязательно  должно нравиться ребенку. Пед-г  заранее читает и делит ее на 6 частей (по колич-ву детей в подгруппе).Текст  сказки подается в переложении каждый фрагмент предста-ет закончен-й отрывок. Прослушав отрывок  реб предст-ет картину  прелагаемого в целом.Текст  должен максим-но конкретизиров предметное содержание будущего предмета.Занятие  начинается с рассказа сказки воспитателем.Воспит-ль использует диалогич речь и каждый раз входит в образ каждого  героя.Воспи-ль обращ-ся к одному из детей «Ты будешь об этом рисовать?»  При распределении фрагмента  учитыв-ся возможности каждого реб  и подбир сильные зад-я.Обязательно  сказка должна быть дослуш всеми детьми до конца после этого сюжетное рисование.

 

17 Форм. игровой дея-ти  у у /о 

    Ознакомление с предметными  играми не происходит, наблюдается  «полевое поведение» - все, что  попадает в поле досягаемости, то ребенок и берет, не проявляет  интереса ни к св-м, ни к  назначению предмета. некоторые  дети вообще не берут игрушки  в руки, не манипулируют ими.  Могут появляться манипуляции,  перемешивающиеся неадекватными  дейст-ми. Игра без спец-го обуч-я  не форм-ся. Знаение: в пр-се  игровой деят-ти усваиваются ценности, направленности и сод-е соц-х  контактов; форм-ся интерес к  игрушкам, предметно-игровым действиям  происходит форм-е с ними; происходит  форм-е псих-х пр-ов и действий  – развивается восприятие, образа  представления, основные виды  мышления, речь, воображение; уваиваются  номы поведения, моральные нормы.

Первоначальной задачей пед. коллектива явл.создание условий для разв.игровой  дея-ти Важное значение имеет устройство игрового уголка в групповой комнате. Оборудование должно учитывать возрастные интересы д. и соответствовать задачам  развития игровой дея-ти. Обуч.И. проводится на спец. зан.и в специально отведенное для игры время, на прогулках. Развитие игр-й деят-ти: предметные дейст-я→игровые  дейст-я→цепочка игровых действий→ролевая игра→сюжетно-ролевая игра.

     3 направления I )об. с/р И;2)подвижной;3)дидактической. Зан. по обуч. с/р И проводится уч.-деф., остальные восп.

     На нач. этапе об. важно создать у д. эм. отношение  к игрушке и данной игровой  ситуации через взаимодействие  со взр., формировать ориентационную  дея-ть д. С этой целью первые  зан. пров-ся по обыгрыванию  дидактич. и сюж. игрушек, которые  способствуют развитию у д.функции  общения, знаний об окруж. м.  Р-к учится проявлять заботу  об игрушке, сопереживать во  всех ее событиях.

     Научить воспринимать  куклу, как заместителя человека, а затем науч.д. конкретным игровым действиям с ней (кормление, раздевание и т.д.).

     Форм.навыков игрового  поведения - учить обмениваться  игрушками, играть рядом, воспитывать  доброжелательность и уступчивость.

     Усвоение д. логики  развития бытового сюжета - учить  понимать закономерность развития  игрового действия (например: сначала  сварить кашу, а затем накормить  куклу)  Обращение к повседневному  опыту реб., активное припоминание  того, как они поступают в жизни,  способствует осмыслению ими  логической последовательности  игровых действий.

     С/Р И  воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты и., как дея-ти. В них реб. перевоплощается в различные персонажи, роли, действует в воображаемой ситуации, оперирует игрушками и их заместителями. Методика руководства СРИ: 1 период – подготовительный – расширение кругозора детей, дать знания о взаимоот-х людей в разных профессиях; формирование игровых умений; создание пребметно-игровой среды- куклы на каждого ребенка, одинаковые игрушки д/б в нескольких экземплярах; 2 период- непосредственная игра

Информация о работе Шпаргалки по "специальной педагогике"