Шпаргалки по "специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:58, шпаргалка

Краткое описание

Краткое описание теоретического курса по специальной педагогике

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по педагогике.docx

— 503.43 Кб (Скачать файл)

 

 

11 Развитие внимания  и запоминания у у/о дошкольников.

Внимание и запоминание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми достаточного для них объема знаний, умений. Поэтому  на ряду с развитием эмоционального контакта ребенка со взрослыми необходимо с самого начала обучения проводить  занятия (игры, упражнения), способствующие формированию внимания и запоминания.

Внимание: - недостаточность вним., особенно произвольного. Для них свойственно пассивное непроизвольное вним., сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Причем у одних детей через 10-15 мин работы наб.двигательное беспокойство, подвижность. Др. становятся вялыми и пассивными. Низкий уровень произвольного вним. связан с недоразвитием волевых качеств у у/о д. Для них характерна также неспособность распределения вним. между различными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении реб., как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик. У так называемых возбудимых олигофренов особенно резко проявляется отвлекаемость, двигательная расторможенность, в то время как у заторможенных д. эти черты выражены в меньшей мере. – неустойчивость; -повыш. истощаемость.

Большое значение для развития зрительного  внимания имеют игры с перемещением в пространстве предметов. Перемещение  должно производиться медленно, так, чтобы дети могли проследить за движением (кукольный театр, теневой театр  – перемещение предметов скрытых  от глаз ребенка; игра «ку-ку»: кукла  появляется сначала за ширмой, потом  справа от нее, снова за ширмой, снова  справа, проделывая один и тот же путь). Чтобы побудить детей к  прослеживанию, на 2 – 3 занятии нужно  попросить детей показать, где  сейчас появится кукла. После того как  дети покажут, педагог показывает как  движется кукла за экраном (дети заходят  за экран), затем игра повторяется.

Зрительное внимание активизируется и в играх, где дети должны запомнить  место нахождение игрушек.

Постепенно на 2 году обучения увеличивается  количество предметов, с которыми действует  ребенок. В занятия включены игры с запоминанием места, где спрятан  предмет. Сначала на ограниченном пространстве, а затем в пределах группы. К  концу 2 года обучения у детей должно быть уже сформировано произвольное внимание, но работа над его развитием  и совершенствованием не прекращается, она лишь меняет свои формы и сливается  с другими видами занятий и  упражнений.

Развитее внимания теснейшим образом  переплетается в занятиях с развитием  запоминания, формированием произвольной памяти. Когда у/о ребенок приходит в д/у, произвольное запоминание  оказывается у него не сформированным – он не может сознательно, по своей воле запоминать предложенный ему программный материал. Это не значит, что ребенок ничего не запоминает, он не произвольно запоминает то, что случайно произвело на него впечатление. Произвольное запоминание нужно у него формировать. Для этого проводятся д/и, в которых задачи постепенно усложняются.

Другое направление в развитии запоминания – запоминание места  нахождения предметов, сначала на ограниченном пространстве, а затем в пределах группы.

Позднее, когда дети овладевают выбором  по образцу – это будет способность  развитию произвольного запоминания (лото с отсрочкой). К концу обучения в д/с дети должны овладеть произвольным запоминанием.

 

 

12 Развитие восприятия  и представления у у/о дошкольников.

воспр.: -замедленое, фрагментарное, страдает целостность воспр, не может распознать предмет который перекрыт др. ( зашумленый рис.), д. моторно неловки, неуклюжи, с трудом овладевают сен. эталонами, с тр. ориен-ся в больщои кл-ве предметов, с тр. обобщают предметы по св-ам, с тр. исправ-т ошибки в действиях, отсут перенос усвоеных действий в новую ситуацию, с тр. исп. помощь взр.

Ребенка необходимо научить действиям  рассмотрения, ощупывания, уметь слушать, т.е. формировать у него перцептивные действия. Для этого нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в данный момент воспринимает (эталон). В процессе восприятия постепенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы. Важно своевременное и  правильное соединение полученных ребенком представлений со словом (образы предметов, их св-в и отношений).

Задачи: 1. обеспечение более раннего начала развития восприятия,  2. ускорения темпа развития восприятия, его интенсификация,  3. преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях – коррекция, в других – компенсация.

В обучении необходимо применять специальные  методики. Правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения. Нельзя применять изолированную словесную инструкцию, т.к. дети не понимают значение многих слов (обозначают качества, свойства, отношения предметов, забывают инструкцию).

Необходимо: - Словесные методики продуманно сочетать с наглядными и практическими, - Применять образец (действие по образцу, выбор по образцу), подражание, жестовую интонацию, совместные действия взрослого и ребенка.

Занятия проводятся игровым методом. Напр.: что катится, а что не катится (шарик, куб). на последних годах обучения можно ставить познавательные задачи, напр.: игра с матрешкой. На занятиях по развитию восприятия и формированию представлений – слова, названия свойств и отношений должны употребляться  только после того, как дети выделили эти свойства и отношения, поняли их значение (вводить новые слова  – эталоны, определение свойства этих предметов (круглый, угловатый). Восприятие включает в себя процесс обследования объекта и сопоставление результатов  обследования с общественно выработанными  мерками – эталонами (о форме, цвете, величине, отношениях их частей и отношениях разных предметов между  собой). Необходимо все время менять предметы, с которыми действует ребенок. На 2 году обучения формируют способы  соотношения предметов (прикладные, накладные, обведение по контуру). На 1 году обучения знакомят, но не в действиях  с дедак играми. Напр., найди свое место. Затем вводится выбор с  отсрочкой. Напр., лото с отсрочкой. Начиная со 2 года обучения подбирают  по образцу не только карточки, но и  предметы, учащиеся отвлек-ся от их назначения и от других признаков (оденем кукол  на прогулку).

Выбор по форме усложняется тем, что  по плоскостному образцу выбирается объемная форма. Учат использовать свойства предметов в качестве сигнала  к действию (трудно для у/о так  как нужно воспринять сигнал и  соотносительности с ним свои действия). Должен уметь воспринимать их отношения, в частности, пространственные (строят по подражанию действиям педагога несложные конструкции, где нужно  учитывать пространственное расположение элементов – внизу, наверху, рядом, под шкафом, на шкафу). Учить различать разное, объемное пространство и его изображение на плоскости, т.е. на бумаге, на доске и соответствовать им. (Напр., конструирование по образцу и рисунку, зарисовка конструкций сначала педагогом на глазах у детей, а затем самими детьми).

Важное  направление по развитию восприятия создание целостного образа предмета (недостаточно правильно, четко воспринимают отдельные св-ва, но и предметы в  целом). Их представления глобальны, нерасчленены. Играет роль: сопоставление  парных предметов, выбор предметов  по образцу, изобразительная деятельность (напр., нарисуй целое), обучение восприятию движений, с 3 года обучения могут нарисоватьцелые  ситуации.

Развитие  восприятия и представлений связано  с деятельностью: предметной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной и т.п.

13. Формирование мышления  у умственно-отсталых дошкольников.

Мышление (обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира, общественно обусловленный пр-с познания, наиболее высокий его уровень): -конкретность( то, что можнои увидеть, подержать; не понимает переносного значения, пословиц, метафор); -тугоподвижность (очень медленно, тяж. происходит пораждение мысли; тр. подбора др. способов, вариантов, долго пишут, не понимают картин со скрытым смыслом); -регидность (негибкость) мыслят стереотипами, шаблонами. Если появ-ся что-то нов. реб. теряется, соскальзывает на старые способы, схемы; -залипают на одном материале. Наг-об. только нач. зарождаться,слов-лог. только к концу к или вместе. -Низ. мотивация на мыслительную дея-ть; -низ. ориентировка; -реакция на нов. в окруж. затруднено. ноглядно-действенное, наглядно-образное, словестно-логическое формы,которые не сминяют друг друга,но взоимодействуют и розвиваются на всем протяжении жизни.Мыслительная деят-ть у УО дошк.формируется с трудом.Для них хороктерно использование ноглядно-действенной формы мышления, затруднено форм-е наглядно-образного,словесно-логического. Абстрактное не развивается.Они прибегают к методу проб и ошибок.Основная задача- научить результотивным пробам.Задания.требующие ноглядно-оброзного мышления вызывают у дошк.большие затруднение.дети не могут сохронить в своей памяти показоный им оброзец и действуют ошибочно.Сначала детям предлогают решить зодачи,которые они хорошо решают в ноглядно-действенном плане.Детям предлогают хорошо знокомые сетуации.Задания.требующие словестно-логического мышления вызывают затруднения.Важным напровлением данной формы будет формирование элементов логического мышления при помоши осушествления классификации.       

В д/с тесно  взаимодействуют 3 основные формы: 1) наглядно-действенное; 2) наглядно-образное; 3) словесно-логическое.

Наглядно-действенное: способом преобразования ситуации служит практическое действие, которое осуществляется методом проб и ошибок.

Наглядно-образное: способность оперировать образами «в уме», при решении тех или иных задач (внутренний план действия).

У детей с  нарушением интеллекта – специфические  особенности развития, наглядно-действенное  мышление характеризуется отставанием  в темпе развития (отсутствует  перенос знаний в другие ситуации). У детей у/о существует недостаточная  связь между практическими действиями и их словесным обозначением. Таким  образом у детей у/о отмечается разрыв между словом и действиями, словом и образом. Страдает становление  элементов логического мышления. При выборе путей и методов  развития мышления дошкольников с Н.И. необходимо опираться на развитие мышления в норме.

Формирование наглядно-действенного мышления:

Необходимо:

    1. создать предпосылки к развитию наглядно-действенного мышления
    2. формировать способы ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способы ее выполнения
    3. включить речь в процесс решения проблемно-практических задач.

На 1-ом году обучения необходимо не только дать детям  представление о проблемных практических задачах, но и сформировать перенос  полученных представлений на разнообразные  ситуации (например: достать мяч, закатившейся под веранду, достать мешок с игрушками).

На 2-ом году обучения в поле зрения ребенка находится  уже большее количество предметов (например: достать мяч (палки разной длины, щетки, сачок и т.д.)).

Дети с  Н.И. самостоятельно не овладевают методом  проб. Задача – научить результатам проб. Игры: «Звени колокольчик», «Достань камешки из аквариума», «Построй забор пластмассовый». Задача: ребенок должен выбрать нужное орудие.

Наглядно-образное (в образном плане невозможно пробовать, предоставить правильный ход решения; знать цель). Сначала дети решают задачи, которые хорошо решают в наглядно-действенном плане. Детям предлагают хорошо знакомые ситуации.

Очень важным направлением в формировании элементов  логического мышления является умение осуществлять классификацию (назови одним  словом).

Очень важно при классификации  класть новые образы; классификация  по обобщающим словам (четвертый лишний).

 

 

 

14  Трудовое воспитание у/о  дош.

общие черты всех видов  дея-ти 1. трудности в постановке цели и планировании; 2. проблема выбора средств и способов действия; 3. затрудняется контролировать свои действия как по ходу дея-ти так и в итоге; 4. неадекватная реакция на результаты своей раб; 5. «соскальзывание» с одного вида дея-тм на др.; 6. не умеют обыгрывать результат своей дея-ти(если вовремя не забрать, могут сломать , поделка не явл. ценность); 7. снижение точности выполнения задания при его усложнении; 8. низкая работоспособность.

     Задачи 1. воспитание готовности к труду; 2. потребность трудиться, трудолюбие (нрав. воспитание) Прививать д. потребность трудиться, находить удовлетворение в труде, трудиться в коллективе. Направления: 1   знакомят с трудом взрослых     ( на 1 г. о. наблюдения за трудом работников ДОУ, экскурсии на кухню, прачечную, мед. кабинет), ролью труда в жизни общества, уважения к труду взрослых. Знакомят с разными профессиями сначала в ближайшем окружении, затем в за пределами ДОУ. Работа проводится систематически.; 2. трудное   восприятие   ведется   при   организации   практической дея-ти, формировании навыков самообс-я на зан. по руч. труду, в процессе х/б тр., тр.в пр. - непосредственная организация трудовой деят-ти детей. Большую роль оказывает игра, в которой под руководством педагогов обыгрывается во время наблюдений  впечатления, поочередно выполняя роли  шофера и т.д. + ознакомление с худ. лит-рой. Представления уточняются с помощью д/и «Кого позвать на помощь»  1 г. об. привитие навыков самообсл-я, КГН (на спец. занятиях, реж. моментах) Актуально на всех годах обучения.  Ручной труд: (на спец занятиях) выполняют различные поделки, атрибуты и т.д. + коллективные поделки. Х/ б тр.(2 г. об. – ремонт книг и игрушек, стирка и глажение кукольной одежды, участие в уборке помещения, двора) - поручения (раздать ложки и т.д.). учат действовать сообща, в коллективе, распределять обязанности. Воспитывают желание трудиться на общее благо, проявлять заботу о других, чему помогает организация помощи младшим детям С 3 г.об. - спец занятия по формированию х/б навыков (уборка комнаты после ремонта, сбор урожая, прополка огорода) +дежурства д.по группе. Тр. в пр.- уход за животными, рас. + труд на участке.

     Д.приобретают определенные  навыки и умения, овладевают предметными  и орудийными действиями, что  способствует развитию восприятию  и наг.мыш. Учатся действовать  по подражанию, образцу и словесной  инструкции

     Коллективный труд - представляет прекрасную основу  для воспитания взаимопомощи  и отзывчивости, для организации  поведения д. в целом.

Самообслуживание: направлен на себя и не имеет общественной значимости. происходит на спец-х занятиях 2р. в неделю во 2й половине дня и закрепляется во время режимных моментов. Задача: научить детей обслуживать себя самост-но. Цель: привитие детям элементарных санитарно-гигиенических навыков. Необходимо научить детей обращать внимание на себя, свой внешний вид, научить спосаб приведения его в порядок. Проводятся занятия : 1. Направленные на положительное отношение к санитарно-гигиеническим навыкам и понимания их значения. Форм-т навыки самост-го одевания, раздевания, личной гигиены, культуры еды; 2. Направленные на форм-е сложных навыков, расчлененных по этапам; 3. По отработке техники действий, кот. необходимы для приобретения др. навыков. Ср-ра занятия: 1 постановка цели; 2 определение действий и средств; 3 вводная беседа; 4обучение трудовым действиям с помощью расчлененного показа и разучивание действий; 5 планирование последовательности действий; 6 самост-е вып-е изученных действий.

Информация о работе Шпаргалки по "специальной педагогике"