Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

Shpora_pedg.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

 

10. педагогическиая  система Коменского. Знач.идей для  современ. Школы и педагогики.

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670) – рордился в Моравии в чешских братиях (протест.община) Члены жили как одна больш.семья. Братские школы, где появ.элементы коллект.обучения; община помогла ему с деньгами и отправила в универститет. Путешеств.по Европе, вернулся в общину и работ.там свящ.и учителем. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ: выдвигал идеи демократизма. Школа должна быть всеобщей, обязательной, обучение на родном языке. Идеи гуманизма: человек прекрасное и соверш.сущ-во, до всего может дойти сам.  Идеи сенсуализма: восприятие-> переработка -> практика. Идея переплетения религиозных и материалистич.воззрений. Подготовка к загробной жизни. Задачи воспитания: 1) познание себя и окружающего мира (умственное воспитание) 2) упревление собой (нравственное воспитание) 3) стремление к богу (религиозное). ПЕДАГОГ.СИСТЕМА: основоположник идеи природосообразности. Впервые принцип появ.в Др.Греции и выдвинут Демокритом. Счит.принцип природосообр.: подчинение законам природы, т.к. чел.есть часть природы. Всю организ.школы нужно заимствовать из природы. 1) от рождения до 6 лет – детство (весна) – материнская школа (лоно матери) – развитие органов чувств(слух, моторика), физич.воспит.; запас представл.об окруж.мире, приучение к хозяйству, религ.воспит-ю. 2) от 6 до 12 лет – отрочество (лето) – школа родного языка – чтение и письмо, елемантарные знания, в центре – изуч.родного языка. 3) от 12 до 18 – юность (осень) – средняя латинск.школа, гимназия – эстетика, история, богословия – «7 искуств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометр., астроном., музыка) 4) от 18 до 24 – возмужание (зима) – универ, академия – профессия.  Достоинство: переемственность ступеней; усложнение содежания Недостатки: искусственная привязка к временам года. КЛАССНО-УРОЧНА СИС-А ОБРАЗ.: сторонник школьного образвания 1) образ.необход.начин.с утра (для млад.продолж – не больше 4 часов, для старш.: 6-8 ч.) 2) поступл. Вместе, совместный переход и оконч.образования (неизменный набор учеников). 3) основн.дидакт.един.- урок. (работа над одним предметом по плану) 4) введение комбинат.урока для мл.кл.- развит.активности. 5) дисципоина 6) своя классная комната у каждого класса 7) экзамен с приглашением ревизора. (дост: массовость; недост: нет индивид.подхода) ТРЕБОВ.К ОРГАНИЗ. ПЕД.ПРОЦЕССА: 1) успешность обучения (от прост.к сложн) 2) легкость обуч. (начин.как можно раньше, связь с жизнью) 3) основательность образ-я (вся знания связ.с новыми) 4) быстрота обр. (кратнко, основат., ясно, с классом работ.1 учит). ДАДАКТИКА КОМЕНСКОГО: 1) принцип наглядности (золотое правило) – вещам учить раньше, чем словам; исп.при созд.учебн.) 2) принцип сознательности 3) принц.систематичности 4) п.доступности 5) п.последовательности 6) п.активности (физ.воспит: умерен.образ жизни, чередов. труд-отдых) 7) нравств.воспит.: христ.-этич.позиция. 4ре добродеят: мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Достиж.их при помощи примера учителя, родителя. Твёрдая дисциплина – залог хорош.организации. Телесн.наказ.- в редких случаях. КАЧ-ВА УЧИТ.: любовь к своему делу, трудолюбие, любовь к ученикам. Идеи К. стали использ.только в 19 в. Работы: Великая дидактика; Мир чувствен.вещей в картинках; Материнская школа.

 

11. пед.теория  Дж. Локка

ДЖОН ЛОКК (1632-1704) – известный англ.философ и педагог. Он жил в эпоху англ.революции. Он родился в семье адвоката – участника револ. Получил схоластич.образова-е, потом учился в Оксфорде. Стал воспитателем. Труд – «Мысли о воспитании». Выступ.против концепции врожд. идей (так утв.схоласты). Утв., что знания, идеи и принципы чел. приобрет. Благодаря взаимодействию со средой. Источником познания являются ощущения – сенсуализм – впечатл., полученные благодара органам чувств. Знания, получ.чел-ом не явл.простым отраж.окруж.мира. Знания выраст.из осмысления опыта, опыт явл.источником познания. Отриц.врожд.идеи Локк отвод.решающ.роль воспитанию. Ребенок – как чистый лист бумаги, на котором можно написать свё, что угодно. Номрмы морали приобретаются челочвеком в процессе жизни, т.о. нет врожденной порочности чел-ка. Нравств.принципы возник. В результате опыта и воспитания. Основным критерием норм морали явл. полезность. Главноым критерием нравств.явл. добродетель. Отрицая врожд.идей, Л. Признавал некоторое влияние врожд.способностей. Среда так же влияет на развтие чел-ка, она должна быть неизменна, выход из одной среды в другую нежелателен. Воспитание способно преодолеть  влияние наслед.и среды. Воспит.способно сформир.особ.породу людей- джентельменов. Основн.цель воспит. – счастье чел-ка, основ.на добродетели. Воспит.добродетели – двает возможн.достичь личного счастьяи не препятств.в его достижении другим. В душе ребенка следует закреп.понятие о боге, делающ.добро всем, кто его любит. Препятствием для этого могут быть: телесное чувство неприятного, ложные суждения. Необходимо достичь крепкого физ.здлровья. Оно обеспеч.здоровье для достиж.благополучия. «В здоровом теле здоровый дух». Забот.о здоровье надо с раннего детства: закаляться; пища д.б. самой простой, избегать пряностей; постель д.б. жесткой. Физ.здоровье поддерж.упр. и соблюдением режима дня. Хорошо поставлено физ.воспит. способствует выработке мужества и настойчивости. Задачи воспит: выработка характера, воли, нравственности, умственное развитие. В воспит.хар-ра важны упражнения, опыт, пример воспит.и родител. Джентельмен должен иметь твёрдую волю и сильных хар-р, они должны быть подчинены разуму. Цель воспит: знания, кот.помогут успешно вести свои дела, устр.личное счастье. Дисципл: чтение, письмо, англ.и фр.; геораф, матем, астроном., этика, история, закон. Словесное обучение следует предпочесть обучению с опорой на чувственный опыт. При обычении следует: 1) не навязывать предмет ученику как нечто обязательное, не превращать его в бремя. 2) нужно учить детей господствовать над собою, т.е. что бы они могли в случае необходимости переключаться с обоного занятия на другое. Важная сторона воспитания – овладение ремеслами и трудовая закалка. Отдых закл.не в бездействии, а в смене занятий. Новое, что внёс: опыт как основа воспит., практициз и рационализм.

 

13. педагог.терия  Ж-Ж. Руссо.

ЖАН ЖАК РУССО (1712-1778) –  родился в Швейцарии, а семье  фр., был выходцем из низов, жил почти сиротой (рано умерла мать). Много путешествовал пешком, т.о. познал жизнь не из книг.это стало источником его идей. Встретился с настоят.монастыря, которая восполнила его образование. Роман-трактат «Эмиль или о воспитании» является основным пед.сочинением, в нём разумное воспитание понимается Р.как способ общественного переустройства. Чел. от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания – сохранить и разить прир.задатки. Идеал – неиспорч.общ-ом и воспитанием чел-к в его естественном состоянии. Естественное воспит.осущ. прежде всего природой, она – лучший учитель. Всё окружающее ребенка явл.его учебником, уроки даёт природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает себе науку. Свобода есть условие естеств.воспит., ребенок делает то, что ему хочется, а не то, что ему приписывают (воспит.считает себя господином, но на деле – воспитатель – господин. Эмиль не чувств.гнёта воспитателя, при этом делает то, что хочет воспитатель). Воспитатель незаметно от ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться. Ребенку ничего не навязватеся – ни наука, ни правила поведения, но он, жвиж.интересом, приобрет.опыт, из которого формул.выводы (Эмиль учиться читать только когда ему необходимо: он получает записки с приглашением на обед и ему их читают, но однажды не находится тот, кто может порчитать и Э.пропускает встречу, и поэтому желает сам научиться). Чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать зания, а не получать их готовыми – задача учения. Воспитание должно быть деликатным, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие его естеств.задатков и возможностей. Основное воспит.зависит от окруж.людей – родит., воспит., учителей. Воспит.даётся или природ., или чел-м, но результат достиг.тогда, когда они не противоречят друг другу. Воспитание детей начинается с их рождения. Выдел.неск.периодов: 1) младенчество – от рожд.до 2 лет (физ.развитие, ребенок нужд.в движении. Необходимо укрепл.физ.сили и закаливать, не нужно торопить учить говорить). 2) детство – от 2 до 12 (накопление чувственного опыта, развитие тела). 3) отрочество – от 12 до 15 (переход от ощущениям к знаниям, особ – открыв.науку сам). 4) юношество – от 15 до вступления в брак (воспитание средца – любовь к себе и окружающим). В каждом периоде задатки проявляются по разному, а потребности меняются. Женское вопитание: воспит.невесты Эмиля – Софии должно быть противоположным. Женщина должна быть воспитана для дома. Приспособление к мнению других, отсутств.самостоят.суждений, подчинение чужой воле. Никаких серьёзных умственных занятий для девушки не нужно. Они должны быть созданы для повиновения  и нравиться мужчине. Она имеет добрые задатки с рождения, чувств.сердце, неглубокий, но проницательный ум. Она религиозна. Обладает всеми качествами, кот.может понравиться Эмилю.

 

 

 

 

9. возрождение  и развитие образования в московской руси (14-17 в)

В этот период на Руси господствовало монголо-татарсоке иго (1237-1480). Произош.упадок культуры и образования. Основной институт обр-я- семья. Татары не посягали на веру – большинство монастырей были сохранены, в них сохр.элементы культуры. Образ.в Новгороде активно развивалось, появ.элементы светск.обр-я: демократ., без вмешательства церкви. Появились училища, еретич.секты. После Ига началось возрождение – возобн.тогровли, ремесел, появ.образов.люди. Появ.книги для чтения – печ.и рукописные. Появ. мастера грамоты  -свящ., кот. за плату давали элементарные знания, основы делопризводства. Стали использ.упрощённый алфавит – образование пошло в массы. Этот алф.сохран. до 18 века. Со второй половины 14 века появилось черное монашество. Цель воспитания: личное нравственное, самостоятельность каждого послугника. Методы: саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование. В монашестве воспит.носило комплексний характер -  трудовое, умственное, культурное, духовное, нравственное. Школы развивались в рамках церкви. К 16 в. Не было ни одной школы, дававшей высшее образование. Появились пед.сборники, например  «Пчела», в кот. были статьи о воспитании детей. «Домострой» - древне-рус.свд правил поведения в жизни, в обществе, в быту. 1часть – духовное стронеие (почит.веры), 2 часть – мирское строение (семейное воспитание, роли м.(глава)и ж.(помошник)). 3 часть – домовой строй (ведение хозяйства).  На Украине  и в Беларуси появ.братские школы. Они отвечали интересам православной церкви. В них была классно-урочная система обучения (коллектив); Светское образование; чаще всего бесплатное; хорошая организ.обеспеч.учителями. Школы и родители заключали договор (сроки и содерж.обр-я, варианты помощи школе). Элемент самоуправления – ректор и учителя. Образование сословное. Содержание – греч.и латынь, славянкий + 7 свобод искусств (). 1632 – на основе одной из братских школ Пётр Могила открыл первое высшее учебное заведение- Киево-Могилевская академия.  Курс обучения – 12 лет, Модел обучения – диспут. 60е годы 17 века – школа в Спасо-Преображ.монастыре, открыт. Симеоном Полоцким. 1681 – школа при печатном дворе: подготовка духовных лиц – дипломатов, учителей, обучение греч. и латыни + 7 искусств. 1687 – братьсями Лихудами открыта Славяно-Греко-Латинская академия. Изучали семь искусств, богословие, элемент. медико-хурургич.дела. Начало – подготовительный курс  (рус.шк), затем школа греч.книжного писания. Учеников набирали сами братья. Срок обучения на каждом курсе был разным в зависимости от успеваемости. Основной метод – диспут. 2 раза в году – два публичных диспута (замена экзаменам). Был свой театр. Учились только мужчины. Известн.выпускник – Ломоносов. Стерты границы меджу средним и высшим образованием. Епифаний Слованецкий «Гражданство обычаев детских»: ответственность за результаты обучения возлагаются на учителей (написано в виде вопросов-ответов). После церковного раскола в 17 в. появилось 3 тчз на образование: 1) Аваакум (рус.чел-ку необходимо вернуться к старым традициям, религиозность, изучение богословных наук). 2) Симеон Полоцкий (России необходимо смотреть на запад и учиться естественным наукам) 3) византийское образование ( оставить как всё было). Крестьяне были самым малообразованным сословием.

 

12. образование  в России в первой половине 18 в. Реформы Петра Великого.

18 век занимает особое  положение в истории рус.образ.  В этом веке была создана  светская школа, сделана попытка организовать госуд.сис-у образования. Выделяют 4 периода: 1) первая четверть 18 века – создание светких школ, дававших начальные практические знания, необходимые для реформ разных сторон жизни общества. Создание АН, униерситета и гимназий при ней. 2) 1730-е – 1765 - возниконовение сословных дворянских уч.заведений, формирование системы дворянского образ-я, борьба Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета. 3) 1766 – 1782 – развитие просветительских пед.идей, возраст.роль МУ, осознание необход.госуд.системы народного образования, реформы учебных заведений. 4) школьная реформа 1782- 1786 – первая попытка создания гос.сис-ы народного образования. Для этого века большой вклад в развитие образования внес П.П.Цели реформ П.П заключались в следующем: 1) создание государственных гражданских школ, где готовили специалистов, необходимых государству. 2) развитие реального образования 3) вводит гражданский (упрощённый) алфавит 4) светский характер образования 5) период государственной педагогики 6) попытка сформировать систему образования: начальная ступень, техническое + специальное. 7) разнообразное содержание образования 8) увлекающаяся натура – каждая школа отображает интересы П.П. на тот или иной период. МОСКОВСКАЯ ШКОЛА математических и навигационных наук: - первая реальная школа в мире – 1701. Выпускала моряков, инженеров, землемеров, артиллеристов, препод.математики. Обучались мальчики 12-20 лет. Поступление – добровольное. Жестокая дисциплина. Три ступнеи, 9-10 часов в день. Образование приравнивалось военной службе. Универсальное образование. МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ 1715 г. – в С.-П. военное учебное заведение, соединение теории и практики. 1712 – инженерные и артиллирейские школы, в них обуч.дети дворян, по 150 чел-к. 1707 – ХИРУРГИЧЕСКАЯ ШКОЛА – подготовка военных врачей, обуч. 50 чел-к, в течении 5 лет. В Екатеринбурге открывались горные училища (при участии Татищева) – сочетание проф.подготовки и общего образования. 1704 – разноязычная школа и гимназия. Создатель – Глюк. Подготовка переводчиков посольского приказа. Изуч.: фр, немец., латынь, арифм., танцы, верховн.езду. 50 человек. Просуществовала недолго, т.к. не было госуд.поддержки. 1714 – обязательное образоание для всех сословий кроме крестьян. Повсеместно открывались циферные, гарнизонные, адмиралтейские школы. 1721 – духовный регламент: подготовка детей духовенства возлагалась на архиерейские школы и духовные семинарии. Изучали: чтение, письмо, закон божий, арифметику. Системы образования не вышло, т.к. не было связи между элементами. Во всех заведениях – узкая специализация образования. Насильственный характер образования. П.П. подготовил открытие российской Академии Наук. 7 декабря 1724 – открытие. С 1726 АН приступила к занятиям. Основные идеи реформ: 1) теоретические знания должны быть связаны с жизнью, с пользой государству. 2) особое внимание уделялось математическим наукам 3) научная работа академиков должна сочетаться с учебной. 4) 1726-1733 – 38 педагогов, 7 из них – русские. 5) образование причислялось к государственной\военной службе. Заслуги П.П.: 1) образоание стало носить профессиональный характер 2) стал использоваться зарубежный опыт 3) сословный характер 4) «Юности честное зерцало».

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"