Шпаргалка по "Специальной педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:42, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1. Понятие и разделы специальной педагогики
1. Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи обще педагогических методов и средств. Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей. Как научная дисциплина наряду с обще педагогически ми терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины "специальная педагогика" и "специальное образование" являются общепринятыми в современной международной теории и практике. 2. Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

ПЕДСИСТЕМЫ. ОТВЕТЫ..docx

— 109.32 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Понятие и разделы специальной педагогики

1. Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи обще педагогических методов и средств. Специальная педагогика — составная часть педагогики, одна из ее ветвей. Как научная дисциплина наряду с обще педагогически ми терминами использует собственный понятийный аппарат. Термины "специальная педагогика" и "специальное образование" являются общепринятыми в современной международной теории и практике. 2. Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. Основные области дефектологии: • сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих, глухонемых и слабослышащих); • тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих); олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых); • логопедия (теория и практика преодоления нарушений развитие речи). 3. Коррекционная педагогика — отрасль педагогической науки, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы" и средства образования, воспитания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии.                                                                                                                                               4. В определении понятия лечебной педагогики среди специалистов до сих пор нет единого мнения. С.А. Козлова и Т.А. Куликова называют лечебной педагогикой интегрированную медико-педагогическую науку, основным предметом которой является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками.  Проблема щадящих педагогических технологий возникла в связи с ростом заболеваемости среди детей школьного возраста,': проникновением в школьную среду таких негативных явлений, как наркомания и токсикомания. Существует также толкование термина "лечебная педагогика" как лечение больных педагогическими методами.                                                                                                  

 

Вопрос 2. Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики

Субъект специальной педагогики — человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности. Объект специальной педагогики — специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социо-культурного, педагогического феномена). Специальная педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека. Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования. 2. Общие цели специальной педагогики: • коррекция недостатка; • его компенсация педагогическими средствами; • абилитация и реабилитация. Цепи специфические: • воспитание чувства собственного достоинства;   • преодоление чувства малоценности; • формирование адекватных форм социального поведения и др. Конечная цель — достижение максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации. 3. Задачи специальной педагогики: • изучение педагогических закономерностей развития, обучения и воспитания личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; • обобщение передового педагогического опыта работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности; • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями; • прогнозирование развития новых образовательных систем для лиц с ограниченными возможностями здоровья; • внедрение результатов научных исследований в практику специального образования; • разработка стандартов, учебников, концепций и программ для лиц с особыми образовательными потребностями; • исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития, комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; • создание необходимой учебно-методической базы в подготовке высокопрофессиональных кадров для работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности.

 

Вопрос 3. Основные термины специальной педагогики

1. Реабилитация — применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. 2. Абилитцция — первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо. Термин происходит быть способным к чему либо. По мнению Н.М, Назаровой, абилитацию целесообразно применять по отношению к детям раннего носаста с отклонениями в развитии. Создание адекватных условии, учитывающих особенности психического развития ребенка при разных вариантах и видах нарушений, возможно на основе коррекции, компенсации и социализации (Е.А. Стребелева). 3.Коррекция (от лат. - исправление) — система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении и детей. 4.Компенсация (от лат. - возмещенное, уравниваемое) — сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций. 5. Социализация (от лат. 5осю1к — общественный) - формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения. Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества. Она связана с выработкой у него адекватного отношении к социальным ценностям. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения.4. Термины, используемые в области специального образования (по Н.М. Назаровой): специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия; лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования; лицо с особыми образовательными потребностями - лицо, нуждающееся в специальной педагогической поддержке и специфических методах образования, позволяющих преодолевать ограничения и затруднения, вызванные отклонениями в развитии; недостаток — физический или психический недостаток, подтвержденный психолого и педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого; физический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание; психический недостаток — подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствия повреждения мозга, в том числе умственная отсталость, задержки психического развития, создающие трудности в обучении; сложный недостаток - совокупность физических и (или) психологических недостатков; тяжелый недостаток — физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственным образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний и навыков: специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья; специальное (коррекционно) образовательное учреждение — образовательное учреждение для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Вопрос 4. Классификации нарушений развития

Наиболее распространенные основания классификации нарушений развития (по ИМ Назаровой) причины нарушений; виды нарушений с последующей конкретизацией их характера; последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни. Универсальной классификации в настоящее время нет. Каждая предметная область специальной педагогики имеет свои, частные классификации.

Классификация по локализации нарушения в Определенной системе организма: телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (слух, зрение); нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

Классификация по причинам возникновения нарушения: врожденное нарушение развития; несчастный случай, стихийное бедствие; производственная травма; профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей; дорожно-транспортное происшествие; участие в боевых действиях: экологическое преступление: болезнь и пр. Классификация по характеру нарушения позволяет выделить следующие категории лиц с ограниченными возможностями: глухие (неслышащие); слабослышащие; позднооглохшие; незрячие; слабовидящие; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; с нарушениями эмоционально-волевой сферы; с нарушениями интеллекта (умственно отсталые); с задержкой психического развития (труднообучаемые, с образовательными затруднениями); с нарушениями речи (в том числе тяжелыми); со сложными недостатками развития.

 

Вопрос 5. Предметные области современной специальной педагогики и ее связь с другими науками специальной педагогику

1. Специальная педагогика объединяет следующие относительно самостоятельные сферы научного и практического знания: тифлопедагогика, предмет воспитания и обучения в которой — незрячие и слабовидяшие; сурдопедагогика - глухие, слабослышащие, позднооглохшие; тифлосурдопедагогика — слепоглухие; логопедия - нарушения развития речи; олигофренопедагогика — лица с нарушениями интеллекта; специальное образование с нарушениями опорно-двигательного аппарата; специальное образование лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы; педагогическая помощь хроническим больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями. 2. Специальная педагогика тесно связана с другими науками, к которым относятся: • философия; • история; • педагогика; • психология; • физиология; медицина; социология; лингвистика и т. д.

 

Вопрос 6. Психологические основы специальной педагогики.

Психология аномального развития, или специальная психология, — область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основе такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания людей, имеющих аномалии психического развития. Специальная психология подразделяется на психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), детей с нарушениями речи, детей с задержками психического развития и других категорий детей с отклонениями в развитии.      Задачи специальной психологии: выявление общих и специфических закономерностей психического развития аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимся ребенком;  изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений; изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности;    разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития; изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения; психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений. Таким образом, значение специальной психологии (для специальной педагогики) определяется тем, что на основе ее данных строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы обучения, строится система профессиональной консультации и профессиональной ориентации.

 

 Вопрос 7. Развитие организма ребенка                                                                              

1. Периоды развития организма ребенка: эмбриональный период, первый год жизни; возраст 2—3 года; возраст 3-5 лет; возраст 6—10 лет.                                                                                                                                                         

2. Особенности  эмбрионального периода: • организм очень восприимчив к неблагоприятным факторам окружающей среды; • могут возникнуть различные дефекты; • от 30 до 60% эмбрионов не способны к дальнейшему развитию, что привели к самопроизвольным выкидышам.

3. Первый год  жизни ребенка — основа его адаптации к внешнему окружению. Особенности этого периода развития: в процессе родов - обретение новорожденным относительной независимости; нервная система отличается гибкостью и пластичностью; развитие сенсорных и моторных функций: включение рефлексов (защитные, ориентировочные, сосательные, отталкивания), обеспечивающих функционирование основных систем организма: постоянная стимуляция органов чувств (анализаторов) - норма; признак поражения определенных структур головного или спинного мозга - недоразвитие или отсутствие врожденных рефлексов, их появление раньше срока; проявление зрительного сосредоточения на предметах (на 3-4-й неделе первого месяца); развитие слуховых реакций (в этот же период); увеличение зрительного сосредоточения, появление самостоятельною поворота глаз, локализации звука в пространстве, зрительное восприятие - ведущее в познании окружающего мира и в общении со взрослым (от 1 доЗ месяцев); формирование двигательных систем (под контролем какого-либо воспринимающего органа); обретение свободы передвижения. Возраст 2—3 года: формирование основ психической и речевой деятельности; самостоятельное хождение и координация; увеличение продолжительности контакта с окружающим миром и восприятия различных раздражителей. Возраст 3—5 лет: расширение спектра коммуникативных функций; овладение фразовой речью; приобретение "жизненного опыта", пока еще ограниченного; значительное увеличение роста (при рассогласовании функций нейроэндокринной и сосудистой регуляции).        Возрастной диапазон от 6 до 10 лет: вторичное ускорение темпов роста, резкий скачок в физическом и психическом развитии (психомоторный сензитвный период); к 7-8 годам — интенсивное наращивание мышечной массы, ускорение развития мелких мышц верхних конечностей; к 10 годам — соответствие моторики и координации движений ребенка таким же процессам взрослого человека; заканчивается рост черепа; совершенствуется нервная система, происходит функциональное развитие корковою отдела больших полушарий головного мозга.

 

 

Вопрос 8. Медицинская абилитация и реабилитация

Медицинская абилитация проводится на основе комплексного подхода. В соответствии с этапами онтогенеза (периодами развития организма ребенка) проводится профилактическая работа с ребенком и его семьей. Выявлением возможных факторов риска занимаются акушеры-гинекологи в мед и генетической или женской консультации при первичном обращении будущих родителей.Прогнозирование рождения ребенка с отклонениями в развитии - первые 12 недель беременности; предупреждение рождения больного младенца - от 12 недель до родов. Специалисты осуществляют выбор оптимальной тактики родов: в первые часы жизни ребенка проводят его обследование для уточнения состояния здоровья. Домашние условия более предпочтительны в организации лечебно-профилактических мер и ухода за ребенком. Медицинская реабилитация (по Б.А. Архипову): использование имеющихся возможностей современной медицины для восстановления до удовлетворительного уровня нарушенных функций; стимуляция восстановительных и компенсаторных процессов; формирование и развитие возможностей приспособления больного к новым условиям существования; оказание ему медицинской помощи в восстановлении или развитии профессиональных навыков с учетом специфики нарушения.

В реабилитационной работе используются единые организационно-методические подходы: для установления степени нарушений органов и систем организма; определения трудоспособности и трудового прогноза; разработки плана восстановительных мероприятий.

Содержание реабилитации: медикаментозное лечение; фототерапия; терапия физическими средствами; трудотерапия; арттерапия; восстановительное оперативное вмешательство; протезирование, ортезирование; санаторно-курортное лечение; физическая реабилитация протезированных лиц.

Этапы реабилитационного процесса: первый этап — восстановительное лечение в стационаре (1 - 3 месяца); второй этап - реадаптация, приспособление к условиям существования; третий этап — реабилитация, возвращение к обычной деятельности; у детей — полное или частичное преодоление дефекта, компенсация, коррекционно-педагогическая помощь в целях. 4. Принципы реабилитационной программы. • свое временность, непрерывность; • комплексность, разносторонний характер, однонаправленность; • индивидуальный подход; • профориентация и трудоустройство (для взрослых), адаптация к деятельности (для детей).  5. Чтобы уменьшить число лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, необходимы. • совершенствование профилактических мер, абилитационных и реабилитационных мероприятий; • ранняя диагностика; • качественное повышение медицинского сопровождения коррекционно-образовательного процесса.

Информация о работе Шпаргалка по "Специальной педагогике"