Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 21:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

история обр и пед мысли.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

1  История образования как наука. Принципы

История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет, но несколько иные задачи. Ее отличительный признак - не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.

В ее предмет также входит и анализ причин, вызывающих отмирание одних и модернизацию или возникновение других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса. Эти причины могут быть вызваны как изменениями исторической ситуации, так и появлением нового знания в смежных областях, оказывающих значительное влияние на формирование и изменение педагогических взглядов на ребенка и задачи формирования его личности.

Задачи истории образования как науки:

1. Выявление тенденций  и закономерностей развития педагогики  как науки, чтобы прогнозировать  направления ее будущего развития.

2. Знакомство с тем положительным  опытом, который может быть адаптирован  к условиям сегодняшнего дня  и успешно использован в практике современной школы.

3. Ознакомление с имевшими  место в истории педагогики  ошибками, чтобы не повторять  их в будущем.

Задачи история образования как учебного предмета:

1. Проследить эволюцию  наиболее прогрессивных взглядов  в истории педагогики и выйти на современный уровень понимания их значения.

2. Ознакомить с выдающимися  педагогами прошлого, их работами, педагогическими взглядами и  теориями, которые прошли проверку  временем.

3. Научить будущего учителя  аналитически подходить к общим  реформам и частным изменениям в педагогической науке и практике.

 

Принципы образования

Принцип гуманизма, гуманитаризации образования, информатизации образования, целостности образ процесса, природосообразности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2    Воспитание в первобытном обществе

Воспитание было равным для всех, имея целью подготовку всех без исключения детей и подростков к основным способам добывания средств к существованию. В это время еще отсутствовали специальные формы воспитания, и оно не отделялось от совместной жизни детей и взрослых. В совместной деятельности со взрослыми дети и подростки наблюдали за поведением старших и, постоянно подражая им, приобретали соответствующие умения. 
Выработка у подрастающего поколения необходимых для того времени норм поведения являлась предметом заботы всей общины. Отсутствовало физическое наказание детей.  
Инициации – обряды перевода юношей и девушек в категорию взрослых – стали исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию воспитания и обучения.

Социальное разделение первобытного общества произошло примерно в 9-8 вв. до н.э., появилась семья, что привело к изменению воспитания. Средства воспитания перешли к семье, воспитание превратилось в семейно-сословное.

Социальное разделение привело к воспитанию элиты, что повлекло за собой различие в воспитании. Во всех семьях знати усилилось влияние на детей, детство стало более продолжительным. Тогда появились нравственные эталоны, зародились простейшие нормы социального поведения, регулировались эти нормы различными запретами и табу. Чтобы установленные запреты и табу не нарушались, старейшины и священнослужители строго следили за их соблюдением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3    Воспитание, образование и пед мысль в древнем мире

Из необходимости сохранения и передачи знаний, практического их использования появился специальный социальный институт — школа. Она возникает за несколько тысячелетий до нашей эры в странах Древнего Востока благодаря изобретению различных видов письменности —шумерского, китайского, египетского письма. Пятое тысячелетие до н.э. считается началом истории школы. В Сирии, Ассирии, Палестине, Египте, Китае и Индии в городах, при общинах, храмах стали создаваться школы. В Древней Индии возникли лесные школы, где вокруг гуру (учителя) собиралась группа учеников. В Древнем Китае школы вначале возникали в жилищах для престарелых, бравшихся за обучение молодежи. 
 
Как правило, в школах обучались дети из свободных и состоятельных семей. Но возникла потребность и в грамоте для юношества незнатного происхождения — для ведения канцелярской работы; для них также создавались школы (например, школы писцов в Древнем Египте).  
 
В книге «Беседы и суждения» учениками Конфуция записаны его высказывания; в них содержатся и философское осмысление жизни, и советы педагога. Конфуций под обучением понимал духовный рост любой личности. Обучение имеет целью развить духовную чуткость ученика; подлинно образованный человек может сделать мир свободным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4  Воспитание и обр-ие в Др.Греции и Др.Риме

Древняя Греция.  Идеи воспитания Древней Греции, изложены Гомером в «Илиаде» и «Одиссей». Воспитание детей поручали наставникам - старцам, их учили красноречию, знакомились с деяниями предков, богов, письму, владению музыкальными инструментами, физическому развитию, готовили искусных воинов.

Школы били небольшими (20-30 учеников), чаще обучали дома, иногда на улице. Занимались дети всех возрастов, учились на протяжении всего дня с большим перерывом на обед. Каникул не было, было мало книг, знания усваивались по рассказам учителя.

Среди государств полиса, наиболее влиятельным была столица государства Спарта и Аттика со столицей - Афины. До 7 лет спартанец воспитывался в семье на попечении нянек - кормилец. С 7 лет мальчик воспитывался в государственном учреждении - агеллы. Здесь они учились до 18 лет. Дети приобретали лишь минимальные навыки письма.18-20 летних юношей переводили в группу эфебов. Они несли военную службу. Девушек тоже учили быть воинственными, в случае отсутствия воинов.

Афинянине считали идеальным того человека, который прекрасен в физическом и нравственном отношении. Стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания, т.е. стремились к воспитанию всесторонне-развитой личности, но такое воспитывающее право имели только свободные (рабовладельцы, ремесленники). До 7 лет дети в Афинах, получали домашнее воспитание, но с 7 лет, обучались в школах, а девочки - дома. Примерно до 14 лет, мальчики обучались в школах грамматиста, фифариста, учились и в той и другой школе. В школе грамматиста обучали читать, писать. В школе фифариста - музыке, пению, декламации. В 13-14 лет, мальчики переходили в учебные заведения - палестры. На протяжении 2-3 лет, они усваивали систему физических упражнений, которая называется пятиборье (бег, прыжки, метание диска и пр.). С 18-20 лет, дети поступали в эфебию, где получали образование, учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городах, гарнизонах изучали морское дело.

Древний Рим. Ведущую роль играло домашнее обучение. Семья на протяжении всей римской истории, считалась ответственной за нравственное воспитание граждан.На школьное обучение, оказывали влияния греческие традиции. В Древнем Риме стремились к воспитанию всесторонне развитой личности. В то же время, римская система образования обладала своей самобытностью. Изящные искусства - искусство, пение.. Основными считались дошкольные дисциплины (1 в.): грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, астрономия, архитектура. К 5 веку - музыка и архитектура были исключены из программы, сформировалась программа семи свободных искусств.

Низшим уровнем являлись тривиальные школы (простейшие). Учились не более двух лет. Учились девочки и мальчики примерно с семи лет, изучали грамоту, счет, знакомились с литературой. Широко применялись наказания палкой и плиткой, а также поощрения.

Учреждениями нового типа были грамматические школы. Обучались с 12-16 лет, после домашнего обучения. Обязательными были греческий язык, риторика, грамматика латинского языка, основы римского права. Обучение было индивидуальное..

 

 

 

5     Сократ и Платон о воспитании

СОКРАТ

Софисты, т. е. мудрецы, оказались едва ли не первыми профессиональными учителями, предлагая свои знания за определенное вознаграждение, они помышляли о воспитании политически активных граждан полиса. Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики, диалектики, обучения искусству спора. К трем этим предметам с течением времени были добавлены еще четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречия - риторики.

Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ. Его главным дидактическим достижением можно назвать "майевтику" ("повивальное искусство") - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование.  Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека.

ПЛАТОН

Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи воспитания с общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в "Диалогах" Платона, его трактатах "Государство" и "Законы". Основанное Платоном в Афинах учебное заведение - Академия - просуществовало более тысячи лет.

По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Реализовать подобное воспитание способен прежде всего наставник преклонных лет, то есть человек, стоящий на пороге мира идей. Сделать это можно было при наличии тесной духовной связи между наставником и учеником. Платон требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить, будь то мудрецы или воины.

Платон полагает, что при обучении следует обеспечить "свободу призвания" (личные склонности). В программу всеобщего образования включалось обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6     Аристотель о всестороннем развитии человека

Аристотель в основу познания положил чувственный опыт, ощущения. В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существуют нераздельно, как материя и форма. По Аристотелю, существуют три вида души: растительная (проявляется в питании и размножении);  животная/волевая (проявляется в ощущениях и желаниях); разумная/сознательная (характеризуется еще мышлением или познанием). Трем видам души, по Аристотелю, соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное.

Цель воспитания, состоит в развитии высших сторон души — разумной и волевой.  Природа тесно связала три вида души, и в воспитании мы должны следовать за природой, тесно связывая физическое, нравственное и умственное воспитание. Семейное и общественное воспитание должны быть взаимосвязаны. Государство должно заботиться о тождественном воспитании.

Аристотель дал ряд рекомендаций по семейному воспитанию. До 7 лет дети воспитываются в семье. Необходимо кормить ребенка соответствующей его возрасту пищей, обеспечивать гигиену движений и постепенное закаливание ребенка. С 7 лет мальчики должны посещать государственные школы. Физическое воспитание предшествует умственному. Физическое, нравственное и умственное воспитание взаимосвязаны. Во время начального обучения, кроме гимнастики, следует обучать чтению, письму, грамматике, рисованию и музыке. Музыка – главный фактор нравственного воспитания.

7      Обр-ие и восп-ие в сред.века в Зап.Европе

В средние века педагогические идеи носили религиозную окраску и имели догматический характер. Это связано с господством церкви, сфера образования отражала религиозную идеологию. Школы подразделялись на: приходские,  монастырские, кафедральные (при епископских резиденциях).

В первую очередь детей обучали грамоте, пению псалмов и молитвам. В XI11—XIV вв. происходит интенсивное развитие торговли и ремесел. Появляются новые школы: цеховые, где дети ремесленников получали начальное образование; гильдейские, в которых учились дети богатых родителей. В последних процветала рыцарская система воспитания, большое значение уделялось развитию ловкости и силы. Учащиеся должны были уметь плавать, владеть копьем, верховой ездой, фехтованием, уметь охотиться, разбираться в стихосложении, играть на музыкальных инструментах и в шахматы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8    Школа и пед мысль эпохи возрождения

В центре становится человек, возлагающий надежды на себя. Идеал Возрождения- идеал всесторонне развитой личности, человека сильного духом и телом, активного деятеля, творческой личности, стремящейся к самоопределению и самореализации в земном мире. Гуманисты Возрождения опирались на идеи всеобщего счастья и свободы, источник педагогических идей видели в Античной культуре. Идеалом воспитание была высокообразованная, свободная личность. Педагогические взгляды выражали идеи о всеобщем образовании, об энциклопедическом содержании образования. Гуманисты обращали внимание на личностный опыт ученика, говорили о его развитии сил и способностей, выдвинули вопрос о воспитании в соответствии с психофизической природой человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"