Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 21:39, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 42 вопроса по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

история обр и пед мысли.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Позже он предпринял новую попытку создания коммунистической общины, на этот раз в Англии. Колония была названа “Гармони-холл”. Здесь для детей колонистов были организованы начальные и индустриальные школы, где они жили, питались и обеспечивались одеждой за общественный счет.

Оуэн создал школы нового типа, в которых образование, освобожденное от религии и построенное на изучении достоверных фактов, сочеталось с физическим воспитанием и производительным трудом, а также усвоением детьми высоких моральных принципов.

 

 

15     Песталоцци

Сущность развивающего и воспитывающего обучения была выражена И.Г. Песталоцци в его теории «элементарного образования», которая предназначалась для начальной ступени обучения. Элементарное образование подразумевает такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности выделяются простейшие элементы, что позволяет постоянно двигаться от простого ко все более сложному, доводя знания детей до возможного совершенства. Педагог выделяет следующие простейшие элементы познавательной деятельности: число (простейший элемент числа – единица), форма (простейший элемент формы – линия), названия предметов, обозначенные с помощью слов (простейший элемент слова – звук).  
Цель обучения И.Г. Песталоцци определяет как возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Песталоцци разработал эту методику, руководствуясь следующими идеями: 1) ребенок с рождения обладает задатками, внутренними потенциальными силами, которым свойственно стремление к развитию; 2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития; 3) активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенного познания мира.  
И.Г. Песталоцци расширил содержание начального образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику, начала геометрии.  
Основной целью обучения педагог считал не усвоение знаний, излагаемых учителем, а возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, умения логически мыслить и выражать сущность усвоенных понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16        Дистерверг 
В основу воспитания Дистервег положил три принципа: природосообразность, понимаемую им как развитие хороших задатков, заложенных в ребенке природой; самодеятельность детей и их активность; культуросообразностъ. Его большой заслугой является разработка и решительное отстаивание идеи развивающего обучения. Именно на этой основе он построил 33 дидактических правила, согласно которым учитель должен хорошо знать своего ученика, его особенности и уровень развития, круг интересов, понятий и представлений. Только в этом случае можно вести занятия «естественным путем», преодолевая трудности постепенно и последовательно. При этом учащиеся преодолевают их на основе собственных усилий, проходя три ступени: господство ощущений, памяти или накопления представлений, разума. Хорошим, по мысли педагога, можно считать только такое обучение, которое стимулирует задатки и самодеятельность человека, развивает его умственно, нравственно, физически. Соблюдение этого принципа обеспечивает развивающий характер обучения. Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования, определял ценность отдельных учебных предметов исходя из того, насколько они стимулируют умственную активность учащихся. Педагог считал, что успешное обучение носит воспитывающий характер.  
Ф.А. Дистервег разработал правила, охватывающие все стороны процесса обучения в школе, обратил внимание на решающую роль учителя в реализации развивающих задач обучения, призывал учителя бороться за высокую культуру речи учащихся и постоянно заниматься самообразованием, , работать творчески, никогда не отказываться от самостоятельности мышления. 

 

17     Герберт

Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания; ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспитания без обучения, что не признает обучения, которое не воспитывает. Обучение, по Гербарту, должно основываться на многосторонности интересов. Одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие — общественной жизни. 
   Гербарт различает шесть самостоятельных видов различных интересов. К интересам первой группы он относит интересы: эмпирический, который как бы отвечает на вопрос, что это такое, и возбуждает стремление к наблюдению; умозрительный, который отвечает на вопрос, почему это так, и настраивает на размышление; эстетический — обеспечивает художественную оценку явлений. Ко второй группе интересов относятся: симпатический, направленный на членов своей семьи и ближайший круг знакомых; социальный — на более широкий круг людей, на общество, свой народ и все человечество. К этой же группе относит религиозный интерес, направленный на общение с богом. 
Одна из важнейших задач образования заключается в возбуждении многостороннего интереса. Гербарт считал необходимым так вести преподавание, чтобы навстречу новым впечатлениям, сообщаемым учителем, в душе ученика поднимались вереницей уже имеющиеся у него представления. Усвоение новых представлений на основе имеющегося у учащихся предшествующего опыта он называл апперцепцией.  

18      «Новое воспитание». Пед-ка прагматизма Дьюи

Реформаторская педагогика (новое воспитание) – это движение в педагогике, отражающее потребность общества в подготовке через школу разносторонне развитых, инициативных людей. Сторонники реформаторского движения считали себя продолжателями идей Ж.-Ж. Руссо.

На развитие реф пед сильное влияние оказало философское течение позитивизма, основоположником которого явился  Огюст Конт.

Идеи позитивизма легли в основу движения педоцентризма в реформаторской педагогике. Педоцентризм опирался на теорию Ж.-Ж. Руссо о свободном воспитании и исходил из того, что планомерное и заранее разработанное программное воспитание противоречит природе развития ребенка, поэтому воспитание надо строить исходя из непосредственно возникающих интересов детей в процессе их деятельности. Таким образом, главным в процессе обучения становится не заранее разработанная методика, а свободное творчество учителя.

Экспериментальная педагогика. старалась опираться на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов. Результатом деятельности этого направления явилось создание теории умственной одаренности (Бине, Вильгельм Лай).

Еще одним ярким направлением в реформаторской педагогике был прагматизм, который основывался на практической значимости того или иного явления. Основоположником прагматизма стал американский философ, социолог, психолог и педагог Джон Дьюи.

Подлинной целью приобретения знаний, по мысли педагога, является нахождение пути их добывания. Обучение посредством делания – вот путь, связывающий школу и ребенка с социальной жизнью. Образование должно базироваться на исследовательском методе, помогающем ребенку самостоятельно формулировать и решать проблемы, стимулирующем познавательную активность, связывающем освоение мира с личным опытом. Свои идеи Д. Дьюи воплотил в школе-лаборатории, открытой им в Чикаго. В центре школьной жизни стоял ручной труд, который позволял организовать активную социальную деятельность детей. Основой школьного образования должно стать правильное развитие ребенка в дошкольном возрасте, поэтому работа с маленькими детьми должна преследовать цели научить их все делать самостоятельно.

Близка к социальной педагогике идея трудовой школы, которую разработал швейцарский педагог Роберт Зейдель. По мысли Зейделя, каждый ученик должен основательно изучить одно из ремесел и иметь представление обо всех остальных. Занятия трудом требуют знаний и сопровождаются умственными занятиями и художественно-изобразительной деятельностью.

Согласно концепции нового воспитания школа должна быть интернатного типа, в которой создана воспитывающая среда, обеспечивающая физическое, умственное и нравственное развитие детей. Приоритетным считалось физическое развитие детей как предпосылка раскрытия их интеллектуальных сил и способностей, В обучении теоретики нового воспитания отдавали предпочтение умственному развитию и отрицательно относились к книжной образованности, полагая, что в школе учащимися должна усваиваться система логически связанных знаний, имеющих выход на практику.

 

19   Трудовая школа Кершенштенера

Трудовая школа должна стать таким образовательным учреждением, которое готовило бы детей главным образом из народа к будущей трудовой деятельности, такая школа должна давать ученику минимум знаний, максимум умений и трудолюбия, а также соответствующие гражданские убеждения. Для новой школы необходимо: обширное поле ручного труда, который, в зависимости от способностей ребенка, станет средством умственного развития; освоение труда, которым занимаются родители; работа, осуществляемая совместно с товарищами. При организации народной школы лучше всего было бы соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно-иллюстративной деятельностью, широко используя опытническую и лабораторную работу. Г. Кершенштейнер предлагал для практических занятий разные мастерские, кузню, школьный сад – вообще ту сферы деятельности, к которой у ребенка есть интерес. Профессиональную подготовку Г. Кершенштейнер предлагал осуществлять в «дополнительных» школах для работающих подростков, окончивших народную школу.

 

20     Антропософия и педагогика (Штайнер)

Антропософия — антихристианское, оккультно-мистическое учение о человеке, разработанное немецким теософом Рудольфом Штейнером. Антропософия провозглашает и проповедует не Божественную, а именно человеческую мудрость  как выражение полноты всесторонне развитых познавательных способностей человеческой природы.

В деятельности Штейнера огромное место отводилось педагогической проблематике. Именно со специфическим педагогическим воздействием Штейнер связывал будущность антропософского движения. Воспитательная система Штейнера строилась на следующих педагогических принципах. Человек рождается три раза. Первый раз —это выход из утробы матери, когда начинается самостоятельное бытие физического тела; второй — приблизительно в семь лет, с прорезанием коренных зубов, когда в самостоятельную жизнь входит эфирное тело; третий период, наступающий с половой зрелостью, связан с самостоятельным бытием астрального тела,   причем   в первый   период   воспитание   осуществляется   главным образом   через   подражание   ребенка окружению. Главная педагогическая задача состоит в развитии способности  к благоговению и уважению,  осуществляемым  не столько черезрассудочно   воспринятое   правило, сколько через внутренне  созданный и пережитый   положительно-прекрасный образ. Важное значение приобретает включение ребенка   в художественную   деятельность, развивающую  богатую гамму  чувств, а также тренировка всех видов его памяти.   В третьем   периоде  доминирующая   задача — выявление чисто   интеллектуальных   способностей

После цикла лекций по педагогике, прочитанных р. Штейнером была основана вальдорфская школа. Инициатива ее создания принадлежала рабочим табачной фабрики «Вальдорф — Астория» (отсюда и название) во главе с ее директором. Вальдорфская педагогика, строящаяся на основе штейнерианства, стремится утвердить альтернативу традиционной педагогике, воспитать граждан будущего объединенного «антропософской церковью», заменяющей собой все религии, безбожной, антихристианской.

 

21    Заруб школа и пед в период между войнами

Накануне Первой мировой войны и особенно после ее окончания начали появляться экспериментальные учебные заведения, основанные на идеях реформаторской педагогики, например школы Декроли в Бельгии, школы Кузине во Франции, школы-общины в Гамбурге, опытные школы в Бремене, ряд школ в США. Их организаторы главное внимание обращали на изменение характера обучения, согласование его с психическими особенностями детей различных возрастных групп. Для экспериментальных школ были характерны использование комплексной системы обучения вместо предметной, замена классно-урочной организации обучения индивидуальной самостоятельной работой учащихся или занятиями в добровольно создаваемых детьми группах. Содержание обучения, отбор тем, по которым группировался учебный материал, определялись, как правило, интересами детей. Дети участвовали в решении вопросов не только школьной жизни, но и жизни своего города. Особенно характерно это было для опытных школ Германии и США.

Государство начало активно вмешиваться в организацию школьной жизни. В частности, в Англии был принят Акт Фишера, продлевающий сроки обязательного обучения до 14 лет и разделявший начальную школу на младшую (7-11) и старшую (11–14), что позволило улучшить общеобразовательную подготовку учащихся. Были узаконены интеллектуальные тесты для выпускников младшей начальной школы, по результатам которых лучшие ученики могли поступать в грамматические школы, а остальные продолжали обучение в старшей начальной школе.

Во Франции были упразднены конфессиональные школы, в результате чего массовая школа Франции стала светской. Обучение в средней школе, за исключением последнего, подготовительного к университету класса, было бесплатным, сроки начального обучения увеличились до 8 лет и обязательной задачей школы стала подготовка к применению полученных теоретических знаний на практике.

В Германии до 1933 г. деятельность школы была подчинена единому законодательству, регламентирующему все аспекты жизнедеятельности школы. Основными типами обязательной бесплатной начальной школы были общая и профессиональная школа, в которой обучались дети от 8 до 18 лет, кроме того, предусматривалось дополнительное пятилетнее обучение после общей школы. С приходом к власти Гитлера усилилось дисциплинирование в школах, были упразднены дополнительные школы, реорганизованы шестилетние и средние школы. В 1933 г. появляются школы «Адольфа Гитлера», в программу которых вводятся геополитика и расоведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22      Влияние христианства на пед мысли Др Руси

Специфика образования и воспитания в Киевской Руси главным образом определялась ее зависимостью от православной христианской традиции. Вместе с культурной традицией православия Русь воспринимает от Византии и образовательные традиции, основанные на античных образцах, что благоприятно сказывается на развитии русского просвещения.

Под влиянием православия образование на родном языке стало доступным самым широким слоям населения. Содержание образования исчерпывалось изучением священных текстов без их толкования, «житийной» литературы (жития святых), некоторых фольклорных произведений.

Сильное влияние на идеал древнерусского образования оказали ценности православия, согласно которым каждый человек должен верить в Бога и эта истинная вера должна стать основой воспитания и обучения. На пути приобщения к Богу русский человек ориентировался не на рациональное осмысление окружающего мира, а на внутреннее самосовершенствование, достигаемое в смиренной праведной жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"