Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:59, шпаргалка

Краткое описание

1Методика профессионального обучения как область научно-педагогических знаний, общепрофессиональная дисциплина и нормативный способ деятельности педагога профессионального обучения.
2Признаки социального заказа по подготовке работников квалифицированного труда с начальным профессиональным образованием на основе ЕТКС (профессия, ступень квалификации профессии, квалификационный разряд).
3Профессионально-квалификационная характеристика и профессиограмма как основа для разработки содержания подготовки квалифицированных работников с начальным профессиональным образованием.

Вложенные файлы: 1 файл

0180057_22B03_shpory_metodika_professionalnogo_obucheniya.doc

— 591.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, цель и процедура стандартизации в профессиональном образовании. Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО).

Под стандартизацией понимают выдвижение открытых требований к процессу и результатам образовательной деятельности. В процесс стандартизации включен ряд процедур, а именно: разработка, опубликование, применение или реализация стандартов.

     Стандарты  обеспечивают единство унификации  образования на федеральном уровне  и дифференциации на региональном  уровне и на уровне образовательного учреждения

В процесс стандартизации включен ряд процедур, а именно: разработка, опубликование, применение или реализация стандартов. Стандарты  обеспечивают единство унификации образования  на федеральном уровне и дифференциации на региональном уровне и на уровне образовательного учреждения.

Объекты и субъекты оценки качества образования. Внешняя оценка качества

Субъекты, заинтересованные в использовании ОСОКО как источника объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг, представляют основные группы потребителей результатов системы образования. Среди них выделяются: государственные структуры (интересы государства здесь пони 
маются в связи с его ответственностью за реализацию конституционных прав граждан, за социальную стабильность и конкурентоспособность российской экономики, а также в связи с тем, что оно является крупнейшим работодателем); производство — государственные и бизнес-структуры, представляющие как отдельные предприятия, так и их различные объединения, а также предприятия, организации и учреждения социальной, культурной сферы и т. д.; семья и другие социальные общности (религиозные организации, общественные ассоциации и др.); отдельные граждане, интересы которых могут быть представлены также семьей, производством (работодателями) и государством.

Основными объектами оценки качества образования выступают образовательные организации (учреждения) и их системы (сюда входят и органы управления, подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий.

Система образования в соответствии с ее трактовкой в законе «Об образовании» представлена тремя основными элементами: образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные образовательные стандарты). Выбор актуальной и эффективной программы представляет интерес не только для потребителя, но и для образовательной организации (учреждения), так как именно качественная программа во многих секторах образования влияет на конкурентоспособность образовательной организации. Соответственно, оценка качества и сертификация образовательных программ становится широко востребованной функцией ОСОКО, которая позволяет включить программы в число основных объектов оценки; образовательные организации (учреждения) и их системы (сюда входят и органы управления, подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий; обучающиеся, точнее их индивидуальные образовательные достижения, представляют собой наиболее значимый объект оценки. Под обучающимися мы понимаем как тех, кто уже завершил освоения той или иной образовательной программы, так и тех, кто находится на различных промежуточных этапах обучения.

Внутренняя  оценка качества

Внутренняя  оценка качества в системе образования  строится с учетом трех основных составляющих образовательного процесса обучающиеся (учащиеся, студенты); обучающие (учителя, преподаватели); ресурсное обеспечение (организационное, материально-техническое, методическое, информационное, финансовое).

Общероссийская  система оценки качества образования (ОСОКО)

Общероссийская  система оценки качества образования (ОСОКО) - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.

Информационная  подсистема — консолидирует организационно-методический инструментарий сбора и первичной обработки информации о качестве образования. В эту подсистему входят образовательная статистика, структуры единого государственного экзамена, мониторинговые структуры различного уровня и типа. Основной задачей структур, входящих в информационную подсистему, является получение достоверной

 

  1. Государственный образовательный стандарт по профессии НПО, его функции. Федеральный и Региональный компоненты стандарта по профессии НПО.

Образовательный стандарт - основной механизмом оценки качества образования; совокупность минимальных требований к содержанию, процессу и результатам начального профессионального образования. Стандарт это нормативный документ, прямого действия, несущий толкование статьи 43 Конституции и статьи 7 Закона РФ «Об образования». Стандарт диагностично описывает требования к результатам подготовки по профессии, которые отражают стандартные параметры качества этой подготовки.

Федеральный компонент стандарта по профессии  - государственный документ, регламентирующий на федеральном уровне требования к минимуму содержания федерального компонента профессионального цикла обучения, требования к уровню квалификации выпускников, устанавливаемые профессиональной характеристикой образовательного стандарта и требования к максимальному объему учебной нагрузки.

Национально-региональный компонент стандарта – содержание образования по конкретной профессии (специальности), учитывающее особенности подготовки в конкретной территории в образовательном учреждении, а также потребности регионального (местного) рынка труда. Он разрабатывается региональными органами как национально-региональный компонент стандарта содержания по данной профессии (специальности), обязательный для всех образовательных учреждений в данной территории, дополняемый в образовательном учреждении местным компонентом, учитывающем особенности обучения в нем и потребности местного рынка труда. В целях сохранения единого образовательного пространства учебные программы должны отвечать требованиям федерального и регионального компонентов.

Параметры качества профессиональной подготовки

Форма выражения параметров в стандарте  по профессии

Параметры качества содержания образования по профессии в целом (полнота содержания)

В федеральных  стандартах выражается в виде Обязательного  компонента содержания по профессии, включающего  укрупненные УЭ

Параметры качества усвоения предмета (уровень усвоения предметного содержания)

Выражается в  виде требований к уровню усвоения учебного материала с I по III

Параметры качества итоговых результатов профессиональной подготовки

В федеральных  стандартах прописаны на уровне профессиональной характеристики и представлены вне зависимости от уровня квалификации (разрядов)

Параметры качества проведения контрольно-измерительных  процедур

Представлены  в виде форм проведения итоговой аттестации выпускников НПО. согласно Типовому положению об итоговой аттестации выпускников НПО: в виде методических указаний по выполнению письменной экзаменационной работы в УНПО; общих требований к составлению контрольных заданий по проверке качества ЗУН


 

  1. Цель, задачи, содержание и организация учебного процесса в учебных заведениях  начального профессионального образования.

профессиональное  училище - образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования (далее - образовательные программы начального профессионального образования);

профессиональный  лицей - образовательное учреждение, реализующее образовательные программы  начального профессионального образования, в том числе обеспечивающие приобретение обучающимися более высокого уровня квалификации (более высокого разряда по рабочей профессии).

Задачи  учебных заведений НПО

  • удовлетворение потребности личности в профессиональном становлении, культурном и нравственном развитии посредством получения начального профессионального образования
  • удовлетворение потребности общества в работниках квалифицированного труда с начальным профессиональным образованием
  • формирование у лиц, обучающихся в образовательном учреждении, гражданской позиции, трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности

Теоретическое обучение - процесс формирования у учащихся системы знаний и умений по учебной дисциплине, относящейся к определенной отрасли технического или технологического знания об объектах и предметах труда, средствах труда,  способах профессиональной трудовой деятельности, условиях труда, научных основах производственных процессов, экономики отрасли, техники безопасности.

Цели  теоретического обучения

Обучающая – усвоение системы знаний и умений по учебной дисциплине  общепрофессиональной, специальной на определенном уровне усвоения, заданного НРК стандарта;

Развивающая – формирование профессиональной лексики, мышления, памяти. Воображения, внимательности, активности, самостоятельности, способностей в области учебной деятельности, исследовательских способностей.

Воспитательная – формирование профессионального мировоззрения, профессиональных взглядов и убеждений, профессиональных отношений, осуществление трудового, нравственного, эстетического воспитания, воспитания коллективизма.

Производственное  обучение – составная часть профессионального цикла подготовки, подготовка обучающихся к практическому осуществлению определенных трудовых процессов на основе полученных знаний на уроках ТО.

Цель  производственного обучения – применение знаний, полученных на уроках ТО на практике, формирование трудовых  умений и навыков в рамках предстоящей трудовой деятельности.

Производственная  практика – составная часть процесса профессионального обучения в учреждениях профессионального образования, имеющая целью закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения, приобретение необходимых трудовых умений и навыков практической работы по изучаемой профессии, в условиях, приближенных к профессиональной деятельности.

Цель  производственной практики – совершенствование трудовых умений и навыков в соответствии с перечнем учебно-производственных работ, предусмотренных планируемым уровнем квалификации выпускника в соответствии со стандартом. Осуществляется в производственных мастерских, производственных цехах, отделах учреждений, предприятий, организаций.

Внеурочная  учебная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса, одна из форм организации дополнительного образования; выражается в организации работы кружков, факультативов, проведении конкурсов профессионального мастерства учащихся, проведения предметных олимпиад.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ и проектирование целей в процессе профессионального обучения. Иерархичность целей. Таксономия дидактических целей.  Требования к постановке дидактических целей.

 

Основные  подходы к пониманию целей профессионального обучения.

Говоря о целях, принятых в профессиональном обучении мы должны понимать сущность и функции  целей вообще.

  • Цель - образ результата, форма предвосхищения результата; модель желаемого
  • Цель – выражение требований к результату;
  • Ц в процессе контроля результатов является эталоном или критерием. (при этом предполагается, что Р может быть равен Ц; Р может быть меньше цели; Р может быть больше Ц)
  • Цель придает смысл любой деятельности, систематизирует деятельность по проектированию, организации и осуществлению процесса профессионального обучения и в этом смысле структура системы создается под цели функционирования и развития системы: от целей зависит содержание, методы обучения и применяемые средства,
  • Цель мотивирует на достижение результата,
  • Цель выполняет программо-образующую функцию (принцип целесообразности лежит в основе планирования педагогом ПО профессионально-педагогической деятельности; лежит в основе разработки рабочих учебных программ по дисциплине; лежит в основе анализа, проектирования, организации и осуществление учебного процесса по предмету).

В методике выделяют нормативные и инициативные цели. Первые заданы нормативными документами и учебно-программной документацией по предмету, профессии; вторые – выходят за эти рамки и ставятся педагогом, реализующим личностно ориентированный процесс обучения или авторские образовательные программы. Существуют цели преподавания и цели учения.

Пример цели преподавания при изучении темы урока: формирование педагогом у учащихся представлений в области ….

Пример цели учения: знание учащимися основных свойств и признаков…..

Действия  педагога с целями обучения

  1. Педагог ПО задает цели, формулирует их с учетом требований
  2. Педагог ПО достигает цели в совместной деятельности с учащимися
  3. Педагог ПО переводит цели в проверочные задания 
  4. Педагог ПО соотносит цели с уровнями усвоения
  5. Педагог ПО устанавливает в ходе контроля уровень соответствия цели и результатов обучения
  6. Педагог ПО устанавливает зависимость содержания обучения и методов обучения от целей

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"