Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:45, шпаргалка

Краткое описание

краткие ответы по гос экзамену по "Педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

gos_po_pedagogike.doc

— 639.00 Кб (Скачать файл)

Частично - поисковые или эвристические методы (эврестическа беседа) учитель организут участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска. Применяют разные средства: устное слово, таблицы, опыт, картины, натуральные объекты и т.д. Ученик воспринимат задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, мотивирует свои действия, но не планирует этапов исследования, это делает учитель (отличие от ислледовательского метода).

 Исследовательский  метод - способ организации поисковой, творческой деятельности учащегося по решению новых для них проблем. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для них в этом обучающаяя сила.

 Проблемный метод обучения использование проблемного вопроса, использование проблемной ситуации, использование проблемного урока. Проблемное чтение - форма обучения, в результате которой преподаватель ставит и раскрывает ряд научных проблем и познавательных задач. Виды приемов введения проблемной ситуации: научный и методический. Научный - вводит учащихся в мир действительно существующих или существовавших научных проблем, показывающий разработку научных проблем

Методы семинарских  и лабораторных работ. Они имеют свои специфические задачи и соответвующую методику. Цель семинарского занятия - способствовать углубленному усвоению учащимися наиболее сложных вопросов учебного курса, побудить их к коллективному творческому обсуждению, овладению научными методами анализа явлений и проблем, активизировать самостоятельное изучение первоисточников, научной и методическоой литературы, формировать навыки самообразования

Частично - поисковые или эвристические  методы учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов к отдельным аспектам проблемы по ходу лекции.

Классификацияия методов обучения по способам передачи и получения информации: - вербальные, словесные; - машинные, позволяющие добывать сведения с помощью специальных программ; - наглядные, визуальные, передающие информацию в образной форме; - ситуативно-игровые, позволяющие извлекать знания из игрового моделирования жизненных процессов; - самостоятельные, дающие возможность получать факты, сведения, обобщения из книг и справочной литературы; - исследования, обеспечивающие получение новой информации из опыта.

Классификация методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса (Лихачев Б. Т.): - методы этапа восприятия – первичное усвоения; - методы этапа усвоения – воспроизведения, в состав которых входят методы собственно воспроизведения, закрепления, диагностики и получения обратной информации; - методы этапа учебно-творческого выражения.

Активные методы обучения: -; Методы программного обучения предполагают обучать шаг за шагом, не допуская разрывов в логике предъявления учебного материала, которые делают его непонятным - Методы проблемного обучения; - Методы интерактивного обучения обратились к способом управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношениий.

Одной из самых распространенных является классификация методов обучения по источнику получения знаний Голанта. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащимся даются знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

 

  1. Характеристика словесных методов обучения. И особенности их применения в преподавании психологии

Метод – способ совместной деятельности учителя и  учащихся, направленный на овладение учащимися ЗУНми (знаниями, умениями и навыками), на развитие учащихся и воспитание.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учащимися проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. В 20-30 гг в педагогике пытались умалить роль словесных методов обучения, т.к. они якобы не активизируют познанвательную деятельность, а сводят учебный процесс к преподнесению готовых знаний.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция +методы иллюстрации при устном изложении материала.

 Рассказ – метод повествовательно-сообщающего изложения материала учителя и активации познавательной деятельности учащихся. Он используется при изложении материала, который носит описательный характер (факты и примеры из истории научных открытий, биографии писателей). Чаще используется в младших классах. К расказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований: рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания; содержать только достоверные и научно проверенные факты; включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений; иметь четкую логику изложения; быть эмоциональным; излагаться простым и доступным языком. Эффективность рассказа зависит от его сочетания с другими методами –иллюст-ей (в младших класах), обсуждением (в средних и старших классах), а также от времени и места. Рассказ в чистом виде применяется редко, т.к. включает рассуждение учителя, анализ фактов, примеров, сопоставление различных явлений, т.е. сочетается с объяснением.

Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Применение метода объяснения требует: точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; применяются сравнения, сопоставления, аналогии; привлечения ярких примеров; безукоризненной логики изложения. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Но в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, применение этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Лекция –монологический способ изложения объемного материала. Используется обычно в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учащимися учебного материала в его логических взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам. Традиция изложения материала путем дословного чтения заранее написанного текста восходит к средневековым университетам. Сейчас это метод обучения, при котором учитель в течение долгого времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Условия эффективности лекции: составление учителем четкого плана, логические связи при переходе от одной части лекции к другой, краткие обобщающие выводы после каждого пункта плана, эмоциональность изложения, примеры, контакт с аудиторией, оптимальный темп изложения, использование наглядности. облегчающей восприятие и запоминание, сочетание лекции с семинарами.

Беседа –диалогический метод обучения, при котором учитель путем умело поставленных вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного, побуждает их к рассуждению и анализу фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений. Это вопросно-ответный метод. Он применяется, когда изучаемая тема является сравнительно несложной и у учащихся по ней имеется определенный запас представлений или жизненных наблюдений, которые позволяют осмысливать и усваивать знания эвристическим путем. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала. Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Учитель задает вопросы всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопрос должен быть краткими, четкими, содержательным, сформулированным так, чтобы активизировать мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”. Надо чаще спрашивать слабых, не надо поощрять выкрикивающих ответы учеников. В целом, метод бесада имеет следующее преимущество: активизирует учеников, развивая их память и речь; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы: требует много времени.

Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда ученики обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Словесные методы занимают ведущую позицию среди методов  преподавания психологии. Главное их достоинство состоит в том, что  они позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию. Типичными словесными методами являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Эти методы преимущественно используются на лекциях, семинарах, в самостоятельной работе студентов и учащихся с учебниками, учебными пособиями, научной и справочной литературой, во время консультаций.

 

  1. Репродуктивные методы. Их дидактическое значение и особенности применения их в преподавании психологии

Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения (Подласый).  Метод обучения предполагает взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения и в результате этой деятельности реализуется процесс усвоения учеником содержания образования.

Лернер и Скаткин  делят методы обучения в зависимости  от уровня их включенности в продуктивную, творческую деятельность на 2 группы: 1-репродуктивные, 2-прдуктивные методы.

Репродуктивные методы включают в  себя объяснительно- иллюстративные методы обучения и собственно репродуктивные.

1.Объяснительно–иллюстративный метод. Основная цель этой гуппы методов-организация усвоения информации учащимися. Сущность выраж-ся в признаках: 1-Учитель дает знания в готовом виде, 2-Учитель организует разные способы восприятия этих знаний. 3.-школьник осуществляет восприятие и осмысливает знания, фиксирует их в своей памяти. Учитель предъявляет информацию с помощью: устных слов (беседа, рассказ, лекция, обьяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (карты, схема, кино, др изобразительные средства), практического показа способов деятельности (решение задач, доказательство теорем, способы составления плана). В результате использования этих методов учащиеся выполняют действия, необходимые для первого уровня усвоения знаний, т.е. они: слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, ощущают, читают, наблюдают,приобретают новую информацию, соотносят ее с ранее усвоенной, запоминает.

В педагогической литературе выделяют три уровня усвоения знаний: первый уровень осознанного восприятия и запоминания, который внешне проявляется в точном или близком воспроизведении. Второй уровень применения знаний по образцу или сходной ситуации. Третий уровень творческого применения знаний, т.е. в новой, ранее ученику не знакомой ситуации.

Объяснительно–иллюстративный метод - один из наиболее экономических способов передачи. Метод беседы-это наиболее старый метод обучения, ее мастерски использовал еще Сократ. Под беседой мы понимаем вопросно-ответный метод изложения знаний. Беседа может быть построена тремя путями: 1-индуктивный - от частного к общему, 2-дедуктивный - от общего к частному, 3-эвристический - путем открытия. Учитель излогает новый материал методом беседы, то вопросы, которые она может задать им, должны обладать логическою последовательностью, не должны содержать ошибок, должны быть четкими не громоздкими, количество должно быть 5-6. А если учитель ведет беседу для закрепления материала, то вопросы могут задаваться не обязательно в логической последовательности, и могут содержать специально допущенные ошибки (даты, имя и пр.). Ответы должны быть полными, доказательными. Если беседа по излоганию новых знаний, то ученики отвечают только по желанию, сидя или стоя. Метод школьной лекции- для 10,11кл, в 9-7кл частичное использование. Она позволяет в сжатой форме дать основные теоретические положения по данной теме. На первом этапе лекция может быть 20-25мин, позднее 45мин, а в 11кл-до 90мин. Требования: четкая постановка цели, содержание лекции должно решать поставленные цели и задачи, должны быть эмоции, повторять в лекции основные выводы, понятия, положения 2-3раза, лекции можно проверять, лекции можно разнообразить схемами и тд. План лекции: 1-вводная часть, 2-изложение нового материала, 3-заключение. Метод объяснения - это трактовка определенных понятий, категорий, правил, законов, устрйств, приборов и пр. Этот метод присут всегда при изложении нового материала, но его одного не достаточно. Метод рассказ - это монологическое изложение нового материала, авторский текст учителя. Рассказ является подготовительным этапом к лекции. Требования такие же что и к лекции, может предполагать частичную запись.

2 Собственно репродуктивный  метод: знания полученные при объяснительно–иллюстративном методе не формируют умений и навыков пользоваться этими знаниями. Для достижения второго уровня усвоения знаний (применение знаний по образцу или в сходной ситуации), приобретения умений и навыков, учитель должен системой заданий организовать деятельность учащегося и показать этот способ деятельности. Воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию учителя является главным признаком репродуктивного метода. Определенную роль при осуществлении этого метода может играть алгоритмизация, т.е. учителем предъявляется алгоритм, в результате выполнения которого ученик учится распознавать объект, выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий. Т.о. характеристики: 1)знания предъявляются в готовом виде; 2)ученик не только сообщает знание но и объясняет их; 3)ученик сознательно усваивает знания, понимает их и запоминает.; 4)прочность усвоения знаний из-за многократного повторения. Учитель составляет и предъявляет задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением: как воспроизводят знания и способы действий по образцу (из учебника  или учителя).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"