Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:45, шпаргалка

Краткое описание

краткие ответы по гос экзамену по "Педагогике"

Вложенные файлы: 1 файл

gos_po_pedagogike.doc

— 639.00 Кб (Скачать файл)

 

6. Особенности развития личности в юношеском возрасте. Основные проблемы, задачи, содержание воспитательно – образовательной работы.

Юношеский возраст. (ЮНОШИ -16-21, ДЕВУШКИ 15-20)

В физическом развитии особых перемен нет. К концу подросткового  возраста все приходит в норму, только продолжается рост и расширение грудной клетки. Выделяются следующие психологические особенности этого периода:

1.Авторитетом является  собирательный образ человека, сверстника.

2. Юноши предпочитают  книги о будущей профессии,  по интересам, у них планированное чтение.

3.Меняется направленность: • у юноши - на профессию,  на свое будущее место в  жизни. Поэтому в этот период  необходимо показывать и доказывать  практическое значение и важность  изучения предмета.

5. В этом возрасте  формируется абстрактное мышление, если его не удастся сформировать и у ребенка останется только конкретное мышление - это признак отставания в развитии.

6.  В этот период  начинается и завершается социальная  зрелость, появляется большое количество  новых социальных ролей, интерес к неформальным молодежным организациям, религии, право вступления в брак, получение паспорта, участие в выборах. Меняется социальная ситуация: изменяется положение юноши в коллективе, семье, обществе; изменяется система отношений с окружающими; о   изменяется круг социальных ролей; общество предъявляет к юноше почти все требования как к взрослому; в этом состоял парадокс подросток рвался к взрослости, а мы ему не давали; в юности все дают, а он уже не хочет; по отношению к младшим - позиция взрослого.

7. Резкий перелом в жизненной линии - окончание школы.

8. Появляется зрелость  идейная, психическая, гражданская,  изменяется общественное положение,  появляется общественная значимость.

Изменения в психике  продолжаются, но они не столь заметны  как у подростков. Поэтому специальных педагогических работ мало, в основном в сравнении с предыдущим возрастом.

9. Быстро нарастающий  процесс становления самосознания, период открытия своего внутреннего  мира, осознания собственной неповторимости, уникальности. Вместе с этим приходит и чувство одиночества, но оно носит положительный характер.

10. Формируется внутренняя  позиция юноши, существенно отличающаяся  от внутренней позиции подростка.  Юноша сначала подумает, потом  скажет, а подросток сначала скажет, а потом подумает.

11. Происходят изменения  в содержании мотивов. Новый  ведущий мотив - потребность в  самоопределении. Подросток определяет  будущее исходя из настоящего; юноша определяет настоящее с  позиции будущего.

12. В этом возрасте  ведущим видом деятельности становится общение, учебная деятельность отходит на второй план. Взгляд на учебу с позиции будущей трудовой деятельности.

13. Появляется стремление  критически оценивать себя и  окружающих. Самый лучший вариант  - адекватная самооценка, но это  бывает крайне редко.

14. Юность является сензитивным периодом для формирования нравственной зрелости и самовоспитания.

15. Межличностные отношения:  более значимыми становятся отношения  личностные, парные, а не групповые.

16. Различия юношей  и девушек:

- девушки более продвинуты  во всех отношениях, в отношениях  с людьми более тонки, психологичны; у юношей более простой и  конкретный характер оценки и  взаимоотношений;

- мужская дружба - это  взаимоотношения простые, у девушек - более сложные, тонкие, более качественные;

-   у юношей большая  эмоциональная закрытость;

- у девушек круг  общения шире, он выходит за  рамки школы и люди старше  по возрасту; у юношей круг  общения школьный и, в основном, среди ровесников;

- по успеваемости девушки лучше, стабильнее, но рецептивнее, у юношей -более творческое отношение к предмету;

- у девушек более  вербализированный интеллект, легче  могут высказаться, оформить свои  мысли, больший словарный запас,  у юношей больше развит пространственный  интеллект.

Крутецкий делит старших  школьников на 4 группы по успеваемости и усвояемости: (Эта классификация  не является оригинальной и единственной.. Отечественные классификации от зарубежных отличаются тем, что наши основываются на тестах и наблюдениях, а западные опираются в основном только на результаты тестов.)

1 группа: берет памятью, говорит как учитель. Противоречие между требованиями к интеллекту и собственными возможностями. Говорит и учит по учебнику.

Методы работы с ними:

а) организация индивидуальной работы творческого характера;

б) организация работы по самовоспитанию мыслительных способностей;

в) изучение психологических  особенностей и объяснение, рекомендации по самовоспитанию;

г) продумать систему  бесед о том, как легче учиться

2  группа: имеет ярко выраженную практическую направленность, теоретическое мышление отстает.

Методы работы с ними: давать больше заданий теоретического характера.

3  группа: имеет явную склонность к теории, избегает практики, часто делает выводы, не подтвержденные практикой.

Методы работы с ними:

а) есть среди них ребята, которые действительно склонны  к теории, но не имеют возможности  попрактиковаться в ней - они и  так видят свои недостатки и с  ними ничего делать не нужно, им необходимы только консультации;

б) есть группа тех, кто просто гордится своей неспособностью применять знания на практике. Их нужно приобщать любыми средствами, объяснять им, что любая теория хороша только тогда, когда она проверена практикой.

4  группа: стремление и к теории, и к практике, высокий интеллектуальный уровень.

 

 

  1. Характеристика процесса воспитания. Принципы воспитания и их реализация в воспитательной деятельности. Характеристика стилей воспитательной деятельности.

Воспитание - целенаправленный специально организованный процесс по формированию у личности определенных качеств, черт, это процесс целенаправленной и контролируемой социализации (семейной, религиозной, школьной). Воспитание должно включать цель, деятельность и должно быть систематическим. Благодаря воспитанию и складываются собственная психологическая структура личности.

(педагогика)-  процесс воспитания - сознательное организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулировние активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и другое. Воспитание- долговременный, непрерывный процесс, переходящий в самовоспитание. Результаты носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Могут обнаружиться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Две основных функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для  ускорения процессов социализации с целью развития личности.

Принцип воспитания в педагогике - исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам. Принципы указывают ведущие направления воспитательной деятельности, характеризуют особый стиль воспитания.

 Требования к принципам: 1.Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендации; они требуют обязательного и полного воплощения в практику 2.Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса 3.Равнозначность. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса. 

Принципы:1 Целеустремленность - подчинение всей воспитательной работы, большой и малой, общей цели воспитания, определяющей все стороны воспитания; 2 Связь воспитания с трудом, жизненной практикой; 3 Воспитание в коллективе- создание правильного влияния коллектива на личность, правильных внутриколлективных отношений. Воспитание в коллективе, через коллектив и для коллектива; 4 Активность и самодеятельность учащихся. А.С.Макаренко и Н.К.Крупская проблему самоуправления, активности и самодеятельности выдвигали на одно из первых мест. А.С.Макаренко ставил их на первое место и в практической деятельности; 5 Уважение к личности и высокая требовательность к ней; 6 Учет возрастных и индивидуальных особенностей;7 Опора на положительное в воспитании; 8 Единство и целостность воспитательного процесса: а)между обучением и воспитанием, б)между нравственным, физическим, эстетическим, трудовым, умственным воспитанием, в)между различными сторонами самого нравственного воспитания, г)единство требований всех педагогов, д)единство школы, семьи и общественности.

Стили: авторитарный - строгость, требовательнось, средства - угрозы, принуждения. Главный принцип - держать детей в страхе. Дети реагируют либо протестом, агрессией, либо апатией, пассивностью. Дети вырастают безвольными, ленивыми, трусливыми, озлобленными, мстительными. Макаренко выделял 2 разновидности - авторитет подавления и авторитет расстояния (воспитанием занимаются бабушки-дедушки); либеральный - предполагает терпимость в отношениях с детьми. Источник - чрезмерная родительская любовь. Ребенку потакают, все разрешают, дети растут недисциплинированные, безответственные; демократический- характеризуется гибкостью. Родители прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений

 

  1. Общие методы воспитания. Классификация. Характеристика

Методы воспитания. Метод – способ действия (деятельности); метод воспитания - это инструмент, с помощью которого воспитатель вырабатывает у личности твердые убеждения, привычки поведения, развивает чувства, волю и устойчивый характер.

Средства воспитания - это относительно независимые источники формирования личности. К ним относятся виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания).

Условия воспитания - обстоятельства, которые являются предпосылкой эффективного воспитания; обстоятельства, стимулирующие формирование убеждений, навыков поведения учащихся. Это: пример воспитателя; предъявление учащимся четких обоснованных требований; положительное действие на ребенка учителя и коллектива; постановка перспектив перед коллективом.

Воспитательный прием - конкретное приложение метода в определенных специфических условиях. Так, приемы убеждения: использование положительных фактов из жизни выдающихся, значительных в глазах детей личностей; использование поэтических произведений в процессе беседы; вскрытие отрицательной (или положительной) сущности поступка. Для методов воспитания характерна живая, диалектическая связь и взаимопереходом между методами и приемами .

Классификация: традиционная - по способу воздействия на ученика методы: убеждения, упражнения, поощрения, наказания, пример.

В основе одной из последних  классификаций положена концепция  деятельности, согласно которой выделяется 3 группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К.Бабанский). 1 гр. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок). 2 гр. Методы организации деятельности, опыта поведения. 3 гр. Методы стимулирования деятельности и поведения.

Методы формирования сознания - методы убеждения. Обращение к сознанию личности. Функции: формирование знаний о морали, труде, общении в сознании школьников, формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов; обобщение, анализ собственного опыта школьников, трансформация общественных ценностей, норм, установок в индивидуальные. Основной инструмент, метод убеждения - слово, сообщение и обсуждение информации, беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение. Лекция, рассказ, объяснение - это монологические формы. Требования: информативность, доступность и эмоциональность, убедительность.  Беседа и диспут – интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Пример - рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литераткрного и/или жизненного факта. Внушение - это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему..

Методы организации  деятельности и формирования опыта поведения. Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности детей, которая является источником воспитания в этой группе методов. Приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Педагогическое требование, предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Приучение и упражнение содействует формированию устойчивых способов поведения, привычек. Приучение – организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Упражнение - многократный повтор и совершенствование способов действий как устойчивого основания поведения. Воспитывающие ситуации – обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом. Функция - создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формирующиеся новые нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"