Шпаргалка по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".

Вложенные файлы: 1 файл

istoria_pedagog.docx

— 197.54 Кб (Скачать файл)

В идеальном государстве  воспитание детей находится под  неусыпным государственным контролем, школьное обучение Платон рекомендовал начинать с 7 лет. Он отдавал предпочтение не частным школам. Содержание образования должно быть аналогичным принятому в Афинах того времени.

Для юношей со средними способностями  обучение заканчивается в 17—18 лет.

До 20 лет — всеобщая обязательная военная служба.

С 20 до 30 лет лишь наиболее способная часть молодежи продолжает изучение наук.

Продолжателем идей Платона  был его ученик и крупнейший ученый Древней Греции Аристотель (384—322 до н.э.). Вопросы воспитания и обучения затрагивались практически во всех его трудах. Он упорядочил возрастную периодизацию, предложенную пифагорейцами, и выделил три этапа развития ребенка и молодого человека

Отдавал предрочтение общественным школам. Он неоднократно подчеркивал огромную роль воспитания в сохранении незыблемости государственного строя. Все граждане должны получить одинаковое воспитание, о чем обязано заботиться государство. В воспитании необходимо следовать за природой. Согласно философским взглядам Аристотеля, трем видам души (животная, волевая, растительная) соответствуют три вида воспитания (физическое, нравственное,   умственное).

В работах Аристотеля тщательно  обосновано содержание образования. Он выделяет четыре основных блока:

подготовительный (чтение, письмо, счет, гимнастика, рисование, музыка);

основной (науки о природе  и обществе);

знания, необходимые для  жизни в семье и обществе (этика, политика);

знания, являющиеся основой  для практической и творческой деятельности (риторика, поэтика).

Аристотель уделял огромное внимание эстетическому воспитанию. В ооласти нравственного воспитания Аристотель придавал большое значение выработке привычек и навыков нравственного повеления через систему продуманных упражнений. Аристотель известен как создатель первого лицея (Ликей, 334 до н.э.) — учебного заведения, созданного с целью духовного совершенствования человека, изучения природы, космоса, философского осмысления мироустройства и человеческого общества.

Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-96 н. э.), который известен как автор первого трактата по педагогике с описанием целостной педагогической системы. Квинтилиан был не только теоретиком ораторского искусства, но и педагогом-практиком. Он содержал риторскую школу, пользовавшуюся популярностью в римском обществе. В учебном заведении не только давалась практическая подготовка по ораторскому мастерству, но и изучалось литературное наследие Рима и Греции в данной области.

Свой двадцатилетний педагогический и научный опыт Квинтилиан обобщил в трактате «Об образовании оратора», состоящем из 12 книг. Это сочинение, задуманное как практическое пособие для всестороннего обучения оратора с раннего детства, фактически является обширной энциклопедией по общим вопросам воспитания, в которой автор подвел итог многовекового развития греко-римской педагогической мысли.

искусством оратора. Но далеко не каждый ребенок может стать  ритором. На формирование будущего оратора  влияют два фактора: природные данные и соответствующее воспитание. Квинтилиан дает ответ на вопрос, как распознать способности в детях.

Огромное влияние на развитие педагогической мысли в эпоху  античности оказал греческий философ Демокрит (460—370 гг. до н.э).  Особое место в его философском наследии занимают. вопросы воспитания личности. Он первым выдвинул принцип природосообразности воспитания, понимая под ним следование природе ребенка. Демокрит в воспитании отводил большую роль 01фужающей среде, положительному примеру взрослых, труду, упражнениям в нравственных поступках. Он рассматривал различные виды воспитания в единстве, тесно увязывал умственное и Нравственное воспитание, полагая, что систематические занятия умственным трудом создают основу для формирования нравственных идей и представлений. Вместе с тем признавал, что воспитание всегда содержит элемент риска и его результаты зачастую непредсказуемы. В качестве метода воспитания допускай использование принуждения.

 

 

№5 Просвещение и педагог.мысль в Византии

Античная педагогическая традиция в Византии была особенно влиятельна в IV - V вв. Воспитания было направлено прежде всего на познание собственной души, самосовершенствование. Подобное познание предлагалось осуществлять через "божественное озарение" путем концентрации внимания и интенсивных молитв.

Постепенно, однако, усиливалась  христианская традиция педагогической мысли. Византийские богословы в  течение VI - XV вв. предложили ряд идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения, они оказали сильное  влияние на весь православный средневековый  мир.

Так, Авва Дорофей ( VI в.) рассматривал светскую образованность как путь познания божественной истины Чем ближе познание к Богу, тем больше должна возрастать любовь к ближнему.

Один из первых средневековых  схоластов Иоанн Дамаскин (675 - 753) в философско-педагогическом трактате "Источник знания" развивал идею универсальной, энциклопедической образованности.

Продолжателем восточнохристианской педагогической традиции был Симеон Новый Богослов (949 - 1022). Он крайне отрицательно относился к светской образованности и ратовал за монастырское религиозное обучение и воспитание, считая монастырь "миром духовного учительства и ученичества".

Против такого ярко выраженного  клерикального подхода выступал общественный деятель и философ Михаил Пселл (1018—1096). Он полагал, что программа образования должна предусматривать два главных этапа: освоение светских знаний, не противоречащих догматам церкви, и религиозное обучение. Пселл мечтал об идеальном человеке, который не был бы подвластен религиозному влиянию. Это была гуманистическая личность, физически развитая, светски образованная, чувствующая прекрасное, душевно благородная, с твердым умом.

Среди последних крупных  мыслителей Византии, занимавшихся проблемами воспитания и образования, был Георгий Ге-мист Плифон (1355 - 1452). Достижение совершенства - цель идеального воспитания, полагал Плифон. Путь к совершенству - это прежде всего нравственное воспитание, преодоление зла, в которое впадает несовершенный человек. Пройти этот путь можно лишь посредством личных усилий и самообразования,

XIV - XV вв. - период, когда в  педагогической мысли Византии  резко усилились церковь. В это время оформилось монашеское направление исихиастов (от слова "иси-хия" - умная молитва) Возглавляли движение Григорий Палама, Георгий Схоларий и другие религиозные деятели. Исихиа-сты крайне отрицательно относились к светской образованности, античному знанию, главным при становления личности считали нравственно-религиозное воспитание, трактуя его в предельно мистическом духе.

1.3. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ  И ОБРАЗОВАНИЯ 

Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения  это был способ получить начальное  христианское образование. Дети с помощью  родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также  обучить письму и счету. Дети из состоятельных  семей учились грамоте и получали книжное образование. Здесь мальчики 5 - 7 лет попадали под присмотр учителя-наставника.

В дошедших до нас поучениях  детям подчеркнута важность и  необходимость книжного образования: "Читай много и узнаешь много".

Система образования состояла из трех ступеней: элементарной, средней  и высшей.

Первой ступенью были школы  грамоты, где дети получали элементарное образование(повсеместно)

Оно начиналось в 5 —7-летнем возрасте и длилось два-три года. В программах, формах, методах, средствах  обучения сочетались античные и новые  черты.

В программу школ грамоты  входило также церковное пение.

Нерадивых школяров наказывали розгами.

Помимо школ грамоты, существовали начальные учебные заведения, где  изучали исключительно Библию и  сочинения отцов церкви

Для большинства учеников обучение завершалось элементарным образованием. Немногие продолжали учиться  в учебных заведениях повышенного  типа. Образование выше начального давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). Постепенно образование выше начального сосредоточилось в столице империи - Константинополе, где в IX - XI вв. насчитывалось до десяти соответствующих учебных заведений. Учителя и ученики в большинстве своем не принадлежали к духовному сословию. Обучались дети с 10 - 12-летнего до 16—17-летнего возраста, т.е. пять-шесть лет.

До первой трети X в. обычно в каждой школе был один учитель  Ему помогали несколько лучших учеников - репетиторов Преподаватели объединялись в профессиональные гильдии, мнение которых обязательно учитывалось  при назначении новых учителей.

Фактически вся гражданская  и церковная верхушка училась  в грамматической школе. Цель обучения состояла в овладении "эллинской  наукой -преддверием высшей философии - богословия. Программа представляла вариант семи свободных искусств и состояла из двух четвериц. В первую входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика. Во вторую - арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основная часть учащихся ограничивалась изучением предметов первой "четверицы".

Среди методов обучения популярны  были состязания школьников, в частности, в риторике

Для овладения искусством ритора требовались достаточно широкие  знания. Учащиеся изучали поэмы Гомера, произведения Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Гесиода, Пиндара, Феокрита, Библию, тексты отцов церкви. В X в. из программ была исключена латынь и  все, что было связано с "варварским" Западом. Как видно, учащимся следовало  много читать. Чтение было важнейшим источником.

Венцом образования являлись высшие учебные заведения. Так, в  Афинах и Антиохии упор делали на изучение риторики, в Бейруте - права, Александрии - философии, филологии и медицины.

В 425 г . в Константинополе  при императоре Феодосии II была учреждена  высшая школа – Аудиториум. С IX в. ее именовали Магнавра (золотая палата) по названию одного из помещений императорского дворца. В IX в. школой руководил один из виднейших педагогов своего времени Лев Математик. Он собрал в Магнавре цвет преподавательского корпуса.

Вначале обучение шло на латинском и греческом языках. С VII - VIII вв. преподавание велось исключительно на классическом греческом языке В XV в. вновь стало обязательным изучение

латинского языка, в программу  были включены новые иностранные  языки. Со временем обучение приобретало  специальную направленность, предпочтение все более отдавалось юридическому образованию.

Помимо Магнавры, в Константинополе  действовал ряд других высших школ, находившихся в непосредственном подчинении императоров: юридическая, медицинская, философская, пат-риаршия.

В домах состоятельных  и именитых византийцев существовали кружки-салоны - своеобразные домашние академии. Они группировались вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Наиболее известные подобные кружки - патриарха Фотия ( IX в.), Михаила Пселла ( XI в.), Андроника II Палеолога ( XIV в.) и др. Усиливалась роль (вплоть до XIV в.) монастырей в развитии высшего образования. Монастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции. Вначале это были религиозно-педагогические общины. Главным предметом изучения была Библия. Обучались в ней около трех лет. Монастырские школы руководствовались определенными уставами.

 

 

№6. Воспитание и сист. образования в Западной Европе в период средневековья 5-13 вв.

В 476г. под натиском германских племен пала Римская (западная) империя. Эта дата- точка отсчета европейского средневековья кот. завершилось в 17в. Универсальной пед. идеей и практикой в Средневековье является ученичество.

В практике воспитания и  обучения раннего Средневековья переплелись языческая, античная и христианская традиции. Так, в Галлии, король остготов Теодорих (454-526) настоял на физическом образовании мальчиков в школе, обучению их военному делу.

 Дом-семейное воспитание  лучше всего сохраняло варварские  традиции, кот. довольствовались  абсолютное большинство Европы. При этом оно имело свои  сословные черты и особенности.  Оно представлялось в виде  ученичества и рыцарского воспитания.

Уч-во являлось осн. формой обучения ремесленников и купечества. Мастер обычно брал за определенную плату 1-2х  учеников, которые становились его работниками. Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к рыцарскому воспитанию. Идеал рыцарского в-я включал жертвенность, послушание и личностную свободу. В феод, сфере было распространено презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота игра в шахматы, пение собственных стихов и игра на муз. инструменте. Прежде всего, юноши обучались военному иск-ву. Педагогами обычно служила придворная челядь. Приглашались для обучения поэты и музыканты. С 7 лет мальчики приобретали знания и умения, будучи пажами при супруге сюзерена и ее придворных. В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях, кот. были для них образцом силы, нравственности. К «началам любви» относились вежливость, великодушие, благородные манеры, речь, умение слагать стихи . «Началами войны» назывались воинские проф. умения. В 21 год происходило посвящение юноши в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физ, воинскую и нравственную зрелость в поединках, турнирах, пирах и др.

После распада Римской  империи в школьном деле поначалу сущ. традиционные и сравнительно новые  формы. К 1ым относились школы грамматиков  и риторов, ко 2ым - церковные школы, обучение феодальной знати. Школы грамматиков  и риторов поддерживались королем, поэтому исчезли они не сразу. Однако к 7в. античные школы полностью  исчезли. Причины: постоянные воины, отсутствие кадров преподавателей, конкуренция  церковных уч. заведений, но главное- потому, что распалось античное общество, которое обслуживали эти школы. дневековой Европы. Школы открывались при монастырях, епископских резиденциях и приходских церквях. Они были 2х категорий, внутренние- для мальчиков, готовившихся к пострижению в монахи, и внешние- для мирян. В школах, особенно соборных, учились дети дворян и реже именитых горожан. Приходские школы первоначально предназначались для детей священников, но когда в 11 в. был установлен целибат, эти школы становятся демократичными.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики"