Шпаргалка по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".

Вложенные файлы: 1 файл

istoria_pedagog.docx

— 197.54 Кб (Скачать файл)

М. В. Ломоносов (1711-1765) - ученого-энциклопедиста, художника и поэта. Л. был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нем гимназию, в которых могли бы учиться все желающие независимо от сословий.

Инициатор открытия Моск.универа

 

 

 

 

№34. Школьные реформы в России в п.п. XIXв.

В 1802 - 1804 была проведена реформа  народного образования. (Александр 1)

Манифест 8 сентября 1802 - Образовано Министерство народного просвещения  во главе с графом Завадовским

1803 - публикация "Предварительных  правил народного просвещения"

1804 - "Устав учебных  заведений "

Эти документы определяли структуру системы.

Вся Россия была поделена на 6 учебных округов - Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский. Виленский. Дерптский  – с университетом во главе  каждого из них. Обязанности у-тов  значительно расширились - помимо выполнения традиционных научно-учебных функций, они должны были руководить деятельность гимназий своего округа.

Въездных училищах срок обучения составлял 2 года - их задача - образование  детей непривилегированных слоев  населения", а также подготовка к поступлению в гимназию. Учебный  план - российская грамматика, география, арифметика, история, естествознание.

В гимназии обучение продолжалось 4 года, принимались в нес лишь дети дворян и чиновников. Цель гимназии - подготовка к университету. Уч. План - латинский, немецкий, французский  языки, география, история, логика, математические и изящные науки (эстетика, нравоучение).

В начале 19 в. в России начали получать распространение идеи европейского Просвещения. Под их влиянием в дворянских усадьбах стали создаваться школы  для крестьянских детей.

В первые пять лет царствования Александра были созданы специальные  высшие школы - Московское коммерческое училище. Институт путей сообщения.

Осознание необходимости  иметь в обществе элиту, привело  Александра 1 к созданию специального учебно-воспитательного заведения  для детей высшего дворянства. 1810 г. Александр 1 подписал "Постановление о лицее»  давшее начало истории знаменитого Царскосельского лицея. Согласно постановлению в лицей принимались "отличнейшие" воспитанники дворянского происхождения в возрасте от 10 до 12 лет по 20 -25 чел. ежегодно. В своих правах лицей был приравнен к университету. По окончании воспитанники получали право поступать на гражданскую службу. Образование делилось на 2 курса по 3 года - начальный и окончательный. Начальный - русский, латинский, французский, немецкий, философия, закон Божий, логика, математические и физические науки, история, Окончательный - "изящные искусства" и "гимнастические упражнения", физические, математические науки. В июне 1811 г. появилось объявление о приеме детей в Лицей. Существенные  изменения  произошли с назначением на пост  министра   просвещения__в__1816  г.   князя Александра Голицина. B_1817 г. Министерство просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В 1819 изменены учебные планы училищ и гимназий, введено чтение Священного писания, изъяты из гимназий курсы элементов философских знаний, естественное право, эстетика.

После восшествия на трон Николая 1 внимание гос-ва к вопросам воспитания усилилось.

В 1826 г. создан комитет по устройству учебных заведений, который подготовил новый "Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов". Гимназии становились образовательными учреждениями для детей дворян и высшего чиновничества. В уездных училищах обучали детей купцов, ремесленников, мещан и прочих горожан. В приходских училищах обучали детей самых низших сословий.

 

 

 

 

 

 

 

 

№35. Состоян. Шк. дела в Беларуси в п.п. 19вв.

возникли братские школы, кот. выступали за объеди¬нение Беларуси и России. К концу 18 в. школьное образование  в Беларуси сконцентрировалось в  руках различных монашеских орденов. Большинство братских школ исчезло  в к. 17-н. 18в., Иезуиты открыли много  школ к сер.17в(3-5 кл.). В 18в. только в  некоторых иезуитских училищах изучались  ин. языки и арифметика, иногда-русский  язык. Обучение- на латинском языке. Они служили инте¬ресам феодалов и не были популярны среди населения. Униатская церковь занялась образованием еще в н.17в. В Базылянские школы  полностью переняли иезуит¬скую  организацию, систему и содержание образования и воспитания. Разница- больше внимания обучению на родном языке. Учились здесь дети мелких феодалов и горожан. В18в. действовали и  др. монашеские католические ордены (доминиканцы, тринитарии, францисканцы). Все эти  школы- средство окатоличивания и ассимиляции  бел. народа. Изменения в социально-экономической жизни РП (развитие товарно-денежных отноше¬ний) потребовали гос. изменений нар. образования. 40-е гг.- Канарский взялся за реформирование школ монашеского ордена писаров, кот. появились в 20-х гт. 18в. Они напоми¬нали иезуитские, но здесь дети разных слоев населения, обучение бесплатное. Сод-е обр-я: латинский язык, ораторское искусство; математика, физика, история, политика, польский язык. 60-е гг.- более глубокие преобразования. Беларусь вошла в состав РИ. С 1775г. начали открываться русские школы, их было 20. В 1783г. создана образовательная комиссия. Школа становилась свет¬ской. Большое значение имели физико-математические предметы развитие мышления. Из-за нехватки кадров учили ксендза. 80-e гг.- создание в городах нар. училищ, главных и малых. Значительное место в образовании за¬нимали кат. школы. Наличие на бел. землях большого кол-ва узкосословных духовных уч. заведений- специф. Явление в истории образования Беларуси. Многие учителя были против царизма и церкви. Они сами искали лит-ру для обучения. Обр-е имело классовый xapак. В 1856г. только каждый 200-й белорус учился в школе, в нач. 60-х гг.- 567 уч.

"заведений. С 1812 бел.  школа в упадке. Полоцкая иезуитская  коллегия, позже академия, в кот. 3 фак-та- лингвистический, фак-т свободных наук и богословский. Рубеж_18-19вв.: сетка бел. школ неоднородна, лишена единого рук-ва, последов-ти шк. программой принципов обучения. 1810-1820- создано много незаконных школ-созданные крестьянами и школы взаимообучения, кот. распр-сь после 1812г. Имели ряд полож. черт: в нач. школах об-сь дети крепостных; на ровне с элемент, знаниями- творческие навыки, ре-месленный труд, что формировало нац. Самосознание. 50% уч. времени, снимались ест. и полит, дисциплины, В связи с восстанием 1830г. в 1832 был закрыт Виленский университета и виленский уч. округ. Проводилась ру¬сификаторская политика. П.п.19в.- нехватка кадров, иногда их готовили в Москве и Петербурге. Расшир-сь сетка нач. школ. В1834-1839гг. работала Витебская учительская семинария. Создана сетка школ высших ступеней, Было 6 гимназий и 17 губ. училищ.

 

№36 Представ-и револ-демокр.направл. в пед. теор. в России в сер. 19в.

Пед. взгляды Белинского В. Г. Сер. 19в.-период разложения феодализма и зарождения капито-лизма. Белинский  протестовал против крепостного  права, видел справедливое общество через распространение просвещения, что привело его к револ. демокр-зму. Был убежденным материалистом, против религии вообще Будущее России зависит от коренных преобразований на основе разума и справедливости. Б. разработал теорию народности иск-ва, литер-ры, просвещения и воспитания, но был против национализма. В 40-е гг.-социалист-утопист.

Считал способности врожденными, всестороннее и правильное воспитание ч-ка видел в социалистическом общ-ве. Высказывал прогрессивные пед. взгляды на развитие ребенка и сущность восп-я. Демократическая педагогика с доверием относится к детям, в каждом ребенке есть хорошие сторо-ны.воспитание должно выявить их, развить, сформ-ть, устранять причины проступков, развить положительные свойства и качества. Б. выдвинул требование общечел. восп-я, говорил о необходимости воспитания детей в духе любви к родине.

,Цель обучения- воспитать борцов за справедливость.

Одна из основных теорий Белинского — гармоничное развитие чел. Нравственное восп-е — важнейшее в формировании ч-ка - общественного деятеля. Малолетние дети должны видеть только положительные примеры, их нужно не учить, а приучать к хорошим чувствам, при этом учитывая уровень развития. Развитие сильного хар-ра. В старшем возрасте нравственное восп-е сочетается с умственным. Обучение в школе начинать с 7 лет. Нужно устранить разрыв между теорией и практикой, наукой и учебными предметами. Гуманитарные науки важнейшие. Белинский проявлял большой интерес к внедрению в школе новой методики, основа кот.-активность и самостоятельность детей. Выступал за равное образование мальчиков и девочек. Считал очень важным воспитание в семье, его основа-любовь к истине и ч-ку, а женское восп-е имеет уродливый хар-р. Детские книги должны восп-ть идейным содержанием.

Герцен И. В.-писатель, публицист, полит, деятель, ярый враг креп-ва и  самодержавия выступал за крестьянскую общину. Считал союз науки с религией невозможным. Показал, как николаевское министерство просвещения душило образование, противоречия буржуазной пед-ки и системы обр. Выступил против теории свободного восп-я, восп-я вне общества. С юных лет нужно воспитывать ответственность за поступки, чувство долга, сознательность, дисциплинированность. В его романе «Кто виноват?» юноша не нашел места в жизни, т. к. был огражден от суровой действит-ти. Большое внимание умственному развитию, форм-ю материалист, мировоззрения. В «Опыте бесед с молодыми людьми» и «Разговорах с детьми» Г. объяснил явления природы, роль науки в борьбе с предрассудками. Нужно всестороннее общее развитие, р-е самост. мышления. Много ценных мыслей б общем образовании, восп-и в семье, чтении, самообразовании. Г. считал, что восп-е должно опираться на врожденные склонности к общению, восп-ть общественные стремления. Не подавлять детскую волю, но умело руководить нравственным воспитанием.

Чернышевский и Добролюбов. Мировоззрение формировалось под  влиянием Белинского и Герцена. 60-е гт.-критика морали, религии, офиц. теории восп-я. Нужно создать условия для реал-и буржуазией своих прав. Крестьяне были безграмотными. Но природа не ставит границ распр-ю просвещения. Д. в «О значении авторитета в восп-и»-нужно учить по законам развития ребенка. Выдвинули идеал нового ч-ка, отсюда- цели и задачи воспит: единство мыслей, слов и действий, форм-е стойких убеждений, умения их отстаивать, патриота, всестор-е развитой личности. Разоблачали антинаучную, реакционную пед-ку. Нужна дисциплина, но без физ. наказания. Спра-ведливость требований воспитателя должна осознаваться самими учениками. Общее обряз-е- фундамент спец. знаний, критиковали раннюю специализацию. Нужен учет особенностей учащихся, постепенность и последовательность во всем, доводы и доказательства. Отрицали догматичное обучение. Ч.- сделать обучение интересным, чтобы повысить эффективность обр-я. Д.- создание правильных понятий вещах, разбор суждений, факты и примеры, их осмысленное усвоение-основа разумной организации обучения. Ч.: форма изложения материала, должна быть простой и доступной, наглядной. Важна творческая инициатива учителя, его нравственные качества, кроме общенаучной подг-ки, повыш-е его материально-правового положения.

 

№37.  Обществ-пед. движ. в России в 60-е гг. 19в. Пирогов, его практич. деят-ть и пед. взгляды.

60-е гг. 19в.-период большого  общ. движения (рез-т торможения производства крепостничеством). Критика крепостнического восп-я, борьба против сословной школы, за общее светское обр., образование женщин. Борьба против догматизма, зубрежки, уважение к личности ребенка. Пед. движение было неоднородным. В 1859г. создано Петербургское пед. Собрание (здесь Ушинский,«Труд в его психическом и воспитательном значении»). Созд-ся комитет грамотности, воскресные школы для рабочих, дошкольные учр-я. Развивалась пед. журналистика («Воспитание» Ушинского, «Учитель», сборник «Ясная поляна»). Пед. деятельность Пирогова Н. В. В 20лет-профессор хирургии. В 1856г. написал статью «Вопросы жизни», кот. освещала важные вопросы восп-я. П. стремился поднять зна-чение пед. советов, гимназий, внушал директорам и учителям не¬обходимость гуманного отноше-ния к детям. Подготовил открытие унив-та в Одессе. Рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методи¬ческие искания учителей, ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способст-вовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых. В 1861г.-уволен с должности попечителя. Пирогов занялся под¬готовкой молодых людей к профессуре за границей, но в 1866г. тоже был уволен. Умер в 1881г. Пед. взгляды. Выступал против сословной школы, ранней профессиональной выучки, специализации, кот. тормозит нравственное развитие детей. Идеал человека понимал сформированным в духе гуманизма. П. предложил новый проект школьной с-мы, кот. строил по принципу единой школы. Она имела несколько ступеней:

1.   элементарная начальная  школа (2г.)

2.   классическая прогимназия  (5лет) или реальная (3)

3.   классическая гимназия (5)-носила общеобразовательный характер, или реальная (3)

4.   университет или  высшее спец. учебное заведение

Пирогов считал, что неимущим нужно уменьшить плату за обучение в ун-те, применять новые ме¬тоды. Учитель должен возбудить интерес  к учебному предмету. Древние языки  в ср. школе главные.

Основные дидакт. принципы для Пирогова: обучение, активность и наглядность. Внес значи¬тельные  улучшения в работу пед. советов  гимназий, ввел в систему доклады  и обмен мнениями по дидактическим  вопросам. Требуя от учителей и директоров хорошего изучения учеников и их ус¬певаемости, предлагал перевод из класса в класс по результатам годовой успеваемости. Рекомендовал усилить беседы профессоров со студента¬ми, проводить семинары и практические занятия, развивать навыки углубленной самостоятельной работы. Педагог должен внимательно учесть обстоятельства совершения проступка, оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного наказа¬ния. Принципиально осудил телесное наказание. Розга применялась, но в исключительных случаях и по постановлению пед. совета. Добролюбов критиковал его за отказ от ранее провозглашенных прогрессивных принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№38. Развитие теории «свободного воспитания» в России во вт.п. 19-нач. 20в.

На рубеже 19 и 20вв; в России несоответствие школы потребностям экон и соц. развития страны. Усилилась  критика недостатков школы (пренебрежение  к возрасти., индивид., психологич. особенностям детской лич-ти, к физ. и дух. развитию), Все это побуждало к интенсивным  поискам новых путей организации  обучения и воспитания, способсвовало  возникновению новых пед. теорий и течений. Одним из наиболее заметных среди них было «свободное воспитание».

Крупнейшим теоретиком «СВ»_был К.Н.Вентцель. Он создал оригинальную пед. теорию, вызвавшую ожесточенные споры.

Отделение школы от гос-ва - одно из главных положений теории СВ, выдвинутое в 1905г. Вентцелем. Он организует семейные школы, названные им «школами жизни» (синоним свободных школ). В. полагал, что ребенок  должен получать знания  в таком количестве, как  он пожелает, и тогда, когда чувствует  потребность.

1917г. были оглашены «Апрельские тезисы Вентцеля». Первый из них гласил: «Школа не должна служить орудием для осуществления тех или иных преходящих политических задач». За его теорию зацепились большевики, ибо своих идей по части образования не имели. Но он вместо лозунга ('Пролетарии всех стран, соединяйтесь!// выдвинул лозунг: «Родители всех стран, соединяйтесь ради блага ваших детей!» Идеи В. оказали значительное влияние на советскую педагогику 1917-1921гг. В 30-е годы идея Толстого и В. учить в свободной школе труду была реализована Крупской и Макаренко в виде детской трудовой колонии.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики"