Шпаргалка по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".

Вложенные файлы: 1 файл

istoria_pedagog.docx

— 197.54 Кб (Скачать файл)

Большой вклад в развитие педагогической мысли внес английский философ и гуманист Томас Мор( 1478-1535).создав утопический проект общественного устройства. Он- автор «Утопия», в которой он описал идеальное общество и изложил собственные взгляды на воспитание и обучение. Центральное место в этой утопической теории занимает гармонично развитая личность. Цель создания соц. учреждений в таком обществе-дать каждому возможность развивать свои духовные силы, В ч-ке особо подчеркнуты общественные и личные качества: скромность, добродетельность, трудолюбие, доброта

Ч-к, по Мору, «рожден для  счастья”. Мор строил нравственное воспитание на религиозных началах Мор - правоверный католик. В «Утопии» ученый-гуманист утверждал свободу вероисповедания. Следует воспитывать в духе морали. Мор отвергал жестокость и грубость средневекового образования. Мор ищет пути, чтобы вооружить ч-кий разум знанием. Только образованный ч-к способен добиться счастья. Рисуя идеальный строй на фантастическом острове, он декларирует новые принципы в образовании: равный характер общественного воспитания, широкое общее образование, преподавание на родном языке, (ведущий вид-земледелие), самообразование. Мор особое внимание уделил проблеме женского образования. Мор подчеркивает обязательное участие детей и взрослых в физ. труде. Труд не мешаем утопийцам посещать учебные занятия, слушать музыку, вести научные изыскания. Образование осуществляется в гос. школах. Г.Мор полагал, что производительный труд будет специализирован, с тем чтобы молодежь с детства готовилась к выбранной профессии.

За свои религиозно- политические убеждения лорд-канцлер Мор был заключен в Тауэр, а затем казнен. В 19в. Идеи Т.Мора нашли то или иное отражение в концепциях трудового воспитания и обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№10.Возникновение педагогической системы. Гуманистические истоки педагогики

Коменского.

Ян Амос Коменский (1592-1670) - родоначальник современной педагогики. Родился в семье, которые боролись за независимость чешского народа. После начальной и средней  школы поступает в Гейдельбергский  университет. Пишет книги, руководит  школой, является священником общины. На формирование мировозрения оказали  влияние традиции феодального общества, демократические тенденции общины «чешских братьев», материалистические влияния в науке (Бекон - родоначальник материализма), эпоха Возрождения. Доказал, что источником познания в процессе школьного образования являются внешние органы чувств, ощущения, а следовательно, материальный мир - окружающие ребенка предметы и вещи. Основополагающий принцип его пед. системы - принцип природосообразности (соответствие между методами обучения и законами природы). Конкретным путем реализации принципа природосооброзности стал «естественный метод». Но в мировоззрении автора проявляется противоречивость. С одной стороны - учиться для жизни; учить познанию, самой сущности вещей, а не их названиям. С другой стороны, черты религиозно-идеалистического мировоззрения (порядок и гармония в природе установлены Богом, являются неизменными). Реально-жизненная сторона «естественного метода»:

-    Системность и  последовательность обучения;

-    Преемственность  в передаче и усвоении знаний;

-    Четкая ориентация  на личность ребенка, его природу;

-    Соответствие  педагогического процесса индивидуальным  возрастным и психологическим  особенностям;

-    Учет интересов  и запросов, развитие склонностей  и способностей; наглядный характер                                                                                                                   

Гуманизм и демократизм - важнейшие основы педагогики.

Гуманизм педагогической системы во многом сформировался  под влиянием идей самого духа эпохи  Возрождения; ее заключительного этапа. Культ чел-ка, жизнерадостность, оптимизм, стремление к созданию условий для свободного, раскованного развития личности - гуманистические идеи и цели, которые были восприняты Коменским.

Он считал, что чел-к - совершеннейшее, прекраснейшее создание, гармония души и тела; а школа должна быть «мастерской гуманности».

В школе : уважение к личному  достоинству ребенка, учет возрастных и психологических особенностей детей. Этот новый взгляд на школу, ее гуманистическое предназначение положило начало рождения новой системы школьного образования и воспитания.

«Великая  дидактика», одна из первых научно – педагогических книг. Она является сплавом педагогических идей Нового времени. Мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике.

№11. Возрастная периодизация и система  школ в педагогической теории Я.А. Коменского.

Коменский, Исходя из природы  человека, делит жизнь подрастающего  поколения на четыре возрастных периода,. по 6 лет каждый: детство — от рождения до 6 лет включительно,

отрочество - от 6 до 12 лет,

юность - от 12 до 18 лет,

возмужалость - от 18 до 24 лет.

В основу этого деления  он кладет возрастные особенности: детство  характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и  воображения; юность, характеризуется  более высоким уровнем развития мышления.

Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под  которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается  шестилетняя школа родного языка  в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых  людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве  или большой области — академия. Каждая следующая ступень является продолжением предыдущей. Таким образом, Коменский выдвинул демократический  принцип единой школы.

 

№12. Классно-урочная система. Методы обучения.

Я.А.Коменский выработал оригинальную систему, получившую название классно-урочная. Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено четкое распределение всех видов школьной работы по годам, месяцам и дням обучения.

При организации процесса обучения дети одного возраста и приблизительно одного УРОВНЯ знаний под общим руководством учителя должны были одновременно продвигаться вперед к единой для всех образовательной цели. Так возникли классы с постоянным составом учеников, учебный год со строго определенным началом и концом, продолжительностью учебного дня - от 4 уроков в школе родного языка до 6 уроков в день в латинской школе. Коменский прекрасно знал и обобщил все положительное, что было достигнуто его предшественниками в области методики обучения. Он был убежден, что методы школьной работы должны быть природосообразными.

Требования к огранизации  обучения могут быть сведены к  следующему: обучение должно начинаться с наблюдения за этими вещами, лишь после этого можно обсуждать увиденное. Рекомендовал использовать в процессе обучения различные вспомогательные средства -картины, макеты. Благодаря Коменскому принцип наглядности в теории и практике обучения занял прочное место и входит в число ведущих дидактических принципов.

Изучение учебного материала должно быть последовательным, переходящим от простого к сложному. Метод обучения должен был возбуждать у детей радость от овладения знаниями.

Предлагал систематический  учебный труд школьников в классе, выполнение ими дом. заданий. Если содержание и методы будут отвечать возможностям детей, т.е. будут доступны, то весь учебный  труд будет восприниматься с радостью.

Только учитывая все это  можно будет реформировать школу, превратив ее в место, где формируется человеческая личность.

 

 

 

 

 

№13. Дидактические взгляды Я. A. Коменского.

В основу познания и обучения Каменский поставил чувственный  опыт и теоретически обосновал и  подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как  привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено  «золотое правило» дидактики». Все  что только возможно предоставлять  для восприятия видимое для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее  вкусу  – вкусом; доступное осязанию –  осязанием. Если какие-либо предметы сразу  можно воспринимать несколькими  чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами.

Каменский требовал, чтобы  учение начиналось не со словесными толкованиями о вещах, но с конкретных наблюдений за ними. Великая заслуга Каменского в разработке наглядности как  одного из важнейших дидактических  принципов. Он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся  уже практический опыт наглядного обучения, применения 6аглядности на практике, снабдив  свои учебными рисунками. Бессмысленной  механической зубрежке, догматичности, обучения Каменский противопоставил требование сознательности обучения. Каменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовывать учебный материал, чтобы он не казался для учащихся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которых систематизируют, обобщают эти факты и примеры. Большое значение Каменский также придавал последовательности обучения. Все предполагаемое учащимся для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями.

Считались, с возрастными  особенностями детей Каменский  советует, сначала развивать ощущения учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как  ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это  на деле. Ценные указания дал Каменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигается ясностью преподавания. Сообщением основного без излишних деталей.

Выдвинув дидактическое  требование прочности усвоения учащимися  учебного материала. Каменский говорил, что надо закладывать прочное основание добиваться, чтобы учащиеся усваивали преподаваемое им. Огромное значение для прочного усвоения учебного материал имеют упражнения и повторение усвоенного материала учащимися. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполнения целых  работ; это относится и к чтению. Каменский стремился, как можно сильнее развивать познавательные способности учащихся, поощрять детскую любознательность.

 

 

№14. П.концепция воспитания Д. Локка. Пути ее реализации: содержание и методы.               

Локк выстроил концепцию  воспитания джентльмена («Мысли о воспитании»). Джентльмен - высокообразованный,  деловой   человек,  отличающийся  утонченностью   в   обращении   с   людьми,обладающий качествами дельца и предпринимателя. Дж. должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в  школе, где «собрана пестрая толпа  дурно воспитанных порочных мальчиков». Настоящий дж должен воспитываться  дома, ибо даже недостатки домашнего  воспитания несравненно полезнее приобретаемых  в школе знаний и умений. Локк поручал воспитание дж-на хорошо подготовленному  и солидному воспитателю.

Огромное значение придавал физическому воспитанию, «здоровье  необходимо нам для наших дел  и нашего благополучия», «в здоровом теле - здоровый дух». - подчеркивал он. Поэтому необходимо с раннего детства закаливать тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил  усталость, невзгоды, перемены. Ребенок не должен носить теплой одежды, т.к только привычка закаляет тело и делает его выносливым. Пища должна быть простой: минимум мяса и сахара, без приправ, т.к. привычка заставляет его любить хлеб, ребенок не приучается есть больше и чаще, чем требует природа. Постель д.б. жесткой, что укрепляет тело. Правильно поставленное физ.воспитание способствует выработке мужества и настойчивости, «дж. д.б воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть орудие и быть солдатом».

Свою мораль Локк выводил  из принципа пользы и интересов личности. Настоящий дж -тот, кто умеет достичь  своего счастья, не препятствуя в  этом другим дж. Поведение чела д.б  разумным, поэтому он должен уметь  руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен подчинять себя велениям рассудка. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование - важнейшие задачи воспитания. Нельзя противостоять ребенку, но нельзя и  удовлетворять его законных пожеланий.

.    Нравственное    воспитание    -    выработка    правильных    представлений  добродетелях. Содержание нравств.  восп: формирование    качеств (радужность,     скромность,     умеренность. , сдержанность,    справедливость,    щедрость,    связанная    с    богатством,    мужество,    краткость;

благовоспитанность(внутренняя деликатность души, общая благожелательность). Основа нравств. воспит.-  привычка. Средства- упражнения,   положительный  пример учителей,   избежание  физических наказаний. Локк  выступал  противником телесных  наказаний, т.к.    рабская дисциплина создает  рабский характер.Но в случаях  упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесное наказания.

Главные  воспитательные средства - пример,  среда,  окружение  ребенка.  Особенно  важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей. Воспитание привычек должно начинаться с  самого  раннего  возраста.   Нельзя добиться положительных  результатов  грубостью,  насилием. Необходимый результат дадут  ласковые слава, короткое, как бы случайное  внушение, сделанное в форме напоминания  о том, что дети забыли. Задача воспитателя - закрепить If привычку, а затем перейти  к воспитанию другой.                                                                                                      

Надо   внимательно   изучать   индивидуальные   особенности   ребенка,   надо   наблюдать за различными качествами ребенка, когда он ничего не подозревает, ибо сообразно различиям этих качеств должны различаться и  методы воспитания. Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное не приучать детей к обрядам, а вызывать у них любовь и почтение к богу.                                                                        

Содержание образования: Дж надо обучать чтению и письму, рисованию, родному языку, фр. языку, лат. языку (но не для тех, кто будет  заниматься торговыми делами, сельским хоз.), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также  следует дать ему основные сведение

по истории, законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам. Каждый из предметов должен   принести   воспитаннику  определенную  пользу,  готовить  его  к  жизни.  Знаниям  следует придавать  практический характер. Не обременять детскую память всевозможными  правилами, а создавать  немного законов, но следить за их соблюдением.

  Локк   рекомендовал,   чтобы   воспитанник   занимался   каким-либо   ремеслом   (столярным,  токарным, плотничьим): или садоводством  и с\х. лакированием и гравированием.  Необходимость  трудового воспитания  он мотивировал тем, что груд  на свежем воздухе полезен  для здоровья, а 'знание

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики"