Шпаргалка по "Истории педагогики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:41, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Истории педагогики".

Вложенные файлы: 1 файл

istoria_pedagog.docx

— 197.54 Кб (Скачать файл)

 

 

№19. Развитие гуманистических тенденций в педагогической теории Дистервега.

Дистервег выступил с защитой  идеи общечеловеческого воспитания. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан. Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал природосообразность. Природосообразность воспитания — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления. Большой заслугой. В дополнение к принципу природосообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился ч-к». Эти принципы воспитания являются ядром педагогической теории Дистервега. Идеей их соотношения проникнута возрастная периодизация развития и воспитания детей, где выделены три периода: 1) до 9 лет - господство ощущений, 2) 9-14 лет- господство памяти, формирование абстрактного мышления, 3) свыше 14 лет - господство разума, преобладает рассудочная деятельность, вооружение мыслительными операциями. Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега. развитие в детях самодеятельности. Высшую цель воспитания Дистервег определял как “самодеятельность на служении истине, красоте и добру”. В отличие от Гербарта он считал, что истина, добро и красота являются исторически меняющимися понятиями. Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является__развитие умственных сил и способностей детей. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение. Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки. В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять основное внимание привитию навыков самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств. Дистервег требовал расширить учебный план начальной школы, включив в него естествознание, начатки физики, практической

геометрии, географии. Он был  горячим защитником реального образования  и осуждал современные ему  классические гимназии.

Дистервег создал основы теории развивающего обучения. Обучение призвано развить силу ума, внимание, речь, память, воображение, мышения

 

№20. Сущность педагогической теории И.Ф.Гербарта и его педагогическая система.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) :Вся умственная жизнь человека зависит, по Гербарту. от первоначальных представлений. Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание. Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в процессе воспитания. Первое средство управления-- это угроза. И. наконец, большое место среди средств управления детьми Гербарт отводит наказаниям. Система различных наказаний была детально разработана Гербартом. она широко применялась в немецких и русских гимназиях, французских лицеях. Вся система управления детьми, построена у Герберта на насилии и дрессировке. Обучение должно основываться на многосторонности интересов. Одна из важнейших задач образования заключается у Гербарта в возбуждении многостороннего интереса путем изучения различных учебных предметов. Поэтому учащимся следует, по его мнению, дать все усложняющийся крут гуманитарных знаний, сконцентрированных вокруг истории и литературы древних народов. Гербарт высоко ценил древние языки и математику, причем математику как средство развития мышления. Он предлагал создать следующие типы школ: элементарную, городскую и гимназию. В реальной школе, по его мнению, должны учиться те. кто будет заниматься торговлей, промышленностью, ремеслом. Для тех же. кто предназначался для умственных занятий, руководства и управления, Гербарт рекомендоват классическое образование. Многостороннее образование, писал Гербарт, должно быть цельным и единым. Гербарт разработал теорию ступеней обучения, ставшую широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствие с законами психической деятельности ребенка. Процесс обучения, по Гербарту. обязательно проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). Отсюда следуют четыре ступени обучения, которые Гербарт назвал: I) ясность. 2(ассоциация. 3) система, 4) метод. Первая ступень — ясность — это углубление в состоянии покоя. Вторая ступень — ассоциация — это углубление в состоянии движения. Третья ступень — система — это осознание в состоянии покоя.  Четвертая ступень — метод— это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам. Принципы нравственного воспитания у Гербарта противоположны принципам управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны иметь опору в том хорошем, что уже имеется у воспитанника. Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты. К средствам нравственного воспитания Гербарт относил: 1. Удерживать воспитанника (этому служит управление детьми). 2. Определять воспитанника, г. е. поставить ребенка в такие условия, при которых он из собственного опыта поймет, что «непослушание ведет к тяжелым переживаниям».3. Устанавливать четкие правила поведения. 4. Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность” 5. «Волновать» душу ребенка одобрением и порицанием.6. указывать на его промахи, исправлять их. Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя. Все эти высказывания являются ярким выражением консервативного характера гербартиан-ской теории. Широкое распространение получила созданная Гербартом система управления ДЕТЬМИ направленная на подавление их самостоятельности и беспрекословное подчинение взрослым. В то же время Гербарт много сделал для разработки педагогики как научной дисциплины, научной терминологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№21. Вопросы воспитания в социальных учениях Запада во 2 половине 19 и.(Оуэн.Маркс. Энгельс)

Конец 18-19вв. были весьма значительным для развития школьного дела в Европе и для становления педагогической науки в собственном смысле этого понятия. Этому способствовали серьёзные изменения в жизни общества, связанные с бурными развитием промышленности, потребовавшей от всех участников производства нового уровня и содержания образованности. Законоы об обязательном начальном образовании. Роберт 0уэн(771-1858): Особенностью учебно-воспитательных учреждений 0. было отсутствие в них традиционного религиозного обучения. Стремясь к просвещению народа,0. требовал введения всеобщего начального обучения , отстранения духовенства и церкви от влияния на школу. В 1813 г. О. выпускает свой труд «Новый взгляд на общество, или опыт об образовании человеческого характера». О. полагал, что если изменить условия среды и воспитания, то можно сформировать любой хар-тер. Но это учение рассматривало чела как пассивный продукт среды. Маркс и Ф.Энгельс установили, что люди - активные участники истории . которые в процессе революционной практики изменяют общественные отношения и одновременно свою собственную природу. Оуэн считал, что воспитание в новом, коммунистическом обществе будет всесторонним. Иначе будет поставлено и нравственное воспитание: оно будет осуществляться в духе коллективизма. Роберт Оуэн первый обосновал и реализовал идею общественного воспитания ДЕТЕЙ С ПЕРВЫХ ЛЕТ ИХ ЖИЗНИ И СОЗДАЛ ПЕРВОЕ В МИРЕ ДОШКОЛЬНОЕ учреждениё для" детей пролетариата. К.Маркс и Ф. Энгельс. Учение М. и Э. дало возможность выявить социальную природу воспитания и его классово- исторический характер. В «Манифесте Коммунистической партии» М и Э показали, что воспитание определяется общественными отношениями; они выяснили, что цели и задачи воспитания, его содержание и методы изменяются в различные эпохи. На основании изучения огромного фактического материала Э в работе «Положение рабочего класса в Англии» , М. в «Капитале» дали подлинную картину всех сторон воспитания, которое получают дети рабочих в капиталистическом обществе. М. поставил на 1 место умственное воспитание. Наука для М. была    , "исторически движущей , революционной силой. Э. выдвинул требование последовательного , систематичного обучения. Э. требовал глубокого и серьёзного изучения каждой науки. Знания приобретают путём настойчивого, упорного труда. Физическое восп-е.Человек должен  получить надлежащее физическое воспитание .  М.  в  «Капитале» неоднократно  ,« подчёркивал значение гимнастики как средства воспитания, большое значение он придавал и военным упражнениям. В статье « Может ли Европа разоружиться» Э. обстоятельно освещал вопрос о физическом воспитании молодёжи. Основоположники марксизма , выступая за разностороннее физическое воспитание, стремились создать крепкое , сильное поколение пролетариата, которое во время грядущих революционных боёв сумеет добиться решающих побед, бороться против контрреволюции. Нравственное воспитание. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения находит решение в сущности морали. М и Э установили, что мораль есть продукт исторического развития. В условиях классового общества мораль носит классовый характер. В 1«Манифесте...» Для коммуниста самое важное - выступить против сложившегося положения и изменить это положение. Важнейшей чертой новой морали М и Э считают коллективизм. Только в коллективе получит индивидуум   : средства, дающие ему возможность всестороннего развития, и только в коллективе возможна личная свобода. Рабочий класс борется за высокие идеалы коммунизма, несущие счастья всему человечеству. Только ком-кое воспитание - подлинно нравственное воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№22. Основные пед. Течения к.XiX-н.XXвв

С конца 19 века традиционная школа и педагогика стали подвергаться всё нарастающей критике по двум основным

.: принципам: экономической  и политической. Несоответствие школьного образования новым общественно- экономическим условиям , которые были вызваны переходом капитализма в империализм. Необходимостью противодействия влиянию марксизма на молодёжь. Эти две причины привели к тому, что на рубеже веков появляется большое количество различных реформаторских течений, особенно в Германии, где тогда находился центр мирового социалистического движения.

Экспериментальная педагогика складывалась одновременно во многих странах мира. Её представители Э. Мейман (Германия), О .Декроли (Бельгия), Э.Торндайк. Цель этой педагогики- найти

новые методы изучения ребёнка  путём эксперимента. Проведённые исследования, позволили выдвинуть на первый план психологию ребёнка, чтобы из неё вывести воспитание, которое он должен получить. Основные принципы и подходы к экспериментальной педагогике определил Эрнест Мейман в трёхмерном издании «Лекции по введению в экспериментальную педагогику». На её основе в Англии была разработана теория врожденной умственной и одарённости. В трудах американца С. Холла и француза А. Бине экспериментальная педагогика переродилась в педологию. А Бине и Т.

Симон предложили с помощью  тестов определять индивидуальные способности  учащихся. Бине утверждал , что в  процессе воспитания следует опираться  на врождённые данные. Положительным у него было стремление разрушить школьную традицию, сохранявшую главным средством обучения слово учителя. Однако предлагая строить обучение в гомогенных группах , члены которых обладали бы сходными способностями и уровнем развития. Педагогика действий создана в Германии Вильгельмом Лаем в рамках экспериментальной педагогики.  Её основополагающая идея - всякое внешнее раздражение вызывает реакцию, ответное движение во всех организмах. Следовательно, в основе воспитания и обучения также должны лежать реакции- действия, протекающие всегда по определённой схеме рефлекторного акта: восприятие- переработка- выражение. Особая роль отводилась третьему компоненту схемы-выражению. Он и является собственно реакцией, направленным на приспособление к окружающей обстановке.От данного компонента и произошло название теории. Лай разработал новый учебный план, в котором преподавание подразделялось на «наблюдательное» и «изобразительно- формальное». В первом блоке были предметы, изучавшие жизнь природы и человека, т. е. то . что связано с восприятием : естественная история, физика , химия . география ...Во второй блок входили предметы , дающие материал для выражения. Это явно искусственное разделение ,|так как один и тот же предмет мог быть уместно представлен в обоих блоках.

Педагогика  прагматизма родилась в США на основе философии прагматизма. Представители этого течения считают, что прагматизм стоит выше идеализма и материализма, они не признают объективных законов, заменяя их переживаниями, ощущениями самих людей. Именно это , составляет единственную реальность. Истинным объявить можно всё, что отвечает интересам. Так, например, поскольку идея Бога даёт удовлетворение, поскольку она полезна, значит, она является истинной и Бог существует. Долгое время главой философии прагматизма был американский педагог Джон Дьюи. Воспитание Дьюи - рассматривает как систему формирования молодых людей, оптимально приспособленнв к жизни. Дьюи разработал свой вариант педагогики, который назвал инструментализм, где на первое место в обучении выдвигается опыт,- накопленный детьми. Отсюда вытекала идея о необходимости такой организации обучения, которая основывается на самопроизвольных интересах и личном опыте детей , где каждое действие обучаемого становится инструментом открытия и способом добывания очередной истины. Педоцентризм - ведущий принцип педагогики прагматизма, согласно которому в центре всей школьной жизни стоит ребёнок. Основные положения пед.теории Дьюи: отсутствие заранее составленных учебных курсов, материал обучения берётся из окружающей жизни, ребёнок определяет как качество . так и количество обучения.

Теория  свободного воспитания получила отражение в книге известной шведской писательницы и педагога Э. Кей (1849— 1926) «Век ребенка». Она утверждала, что великая тайна воспитания состоит в том, чтобы предоставить природе ребенка «спокойно и медленно помогать самой себе». Цель школьного образования заключается не в передаче знаний, а в общем развитии ребенка, формировании исследовательского отношения к миру, умении применять полученные знания на практике. Ведущими принципами свободного воспитания провозглашались: вера педагога в творческие способности ребенка, убежденность, что любое внешнее влияние на его творческий потенциал оказывает тормозящее действие; акцент на приобретение ребенком собственного опыта, лишь благодаря которому происходит полноценное развитие личности; стимулирование активного отношения к жизни, культуре и потребности в самообразовании и самовоспитании; трактовка школы как живого, непрерывно развивающегося организма; понимание роли педагога как старшего товарища, Организация жизни детского коллектива на основе самоуправления. Педагогические взгляды Э. Кей получили широкий общественный резонанс и оказали влияние на деятельность сторонников нового воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики"