Формирование экологического воспитания у старших дошкольников посредством моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Поэтому очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей.

Содержание

Введение………………………………………………………………….........
3
Глава 1. Теоретические условия формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………...

Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………..
Характеристика психолого-педагогических условий формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования…………..…………………………………………………
Выводы по главе I……………………………………………………………..



Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования ……………..………………………………………………...

Выявление уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет ….…………………………………………………………
2.2. Проектирование реализации психолого-педагогических условий по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования……………….……………………………………………….
Выводы по главе II……………………………..……………………………..





Заключение…………………………………………………………………....

Список используемой литературы …..……………………........................

Приложения…………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 414.50 Кб (Скачать файл)

 

 2.  Зерщикова,  Т. Я.  Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Зерщикова Т Я. , Ярошевич Т. Н. –  М. :  Дошкольное воспитание, 2005. -  с. 3-9

 

3. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий [Текст] / Коломина Н. В. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с. 

 

4. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Николаева С.Н.- М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с. 

 

5. Соломенникова, О. Н. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / Соломенникова О.Н. -  М. ;  Дошкольное воспитание, 2004. -  с. 21 - 27. 

 

6. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации [Текст] / Л.Н. Прохорова. – М.: Аркти, 2008.

 

7. Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада [Текст]/ С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. 

 

8. Зебзеева, В.А. Теория и технология дошкольного образования: экологическое образование детей [Текст] / В.А. Зебзеева. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2008. – с. 69

 

9. Жукова, О.Г.  Предметная среда. Сенсорика. Экология.[Текст] / О.Г. Жукова – М.: Аркти, 2008. -  с. 100 -101.

 

10. Бобылева, Л. Н.  Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] / Бобылева Л. Н. -  М. : Дошкольное воспитание, 2008. -  С.15.

 

11. Венгер, Л. Н.  О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников [Текст] / Венгер Л. Н. – М. : Дошкольное воспитание, 2009. -  С.41.

 

12. Виноградова, Н.Ф.  Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] / Виноградова Н. Ф. - М.: Просвещение, 2008. - 103с.

 

13. Згурская, Л. Ч.  Экология малышам [Текст] / Згурская Л. Ч. – М. : Дошкольное воспитание, 2010. -  С.32.

 

14. Маркова, Т.А.  Как научить детей любить природу [Текст] / Маркова Т. А. , Виноградова Т. А. – М. : Дошкольная педагогика, 2009. - С.21.

 

15. Николаева,  С.Н.   О некоторых подходах к экологическому воспитанию детей [Текст] / Николаева С. Н. – М. : Дошкольное воспитание,  2008. -  С.50.

 

16. Рыжова,  Н.А.  Экологизация развивающей предметной среды [Текст] / Рыжова Н. А. – М. : Дошкольное воспитание, 2008. -  С.22.

 

17. Рыжова , Н.А.  Естественнонаучное образование детей в Нидерландах: новые подходы [Текст] / Рыжова Н. А. – М. : Обруч,  2009. - С.19.

 

18. Фрейдкин , И.С.  Как знакомить детей с явлениями неживой природы [Текст] / Фрейдкин И. С. – М. : Дошкольное воспитание, 2010.  – С.17-18.

 

 

 19. Бабунова , Т. М.   Дошкольная педагогика [Текст] / Бабунова Т. М. – М. : Сфера, 2007. – 208 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  А

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных 

Оценка результатов деятельности представлена в Приложении А.

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок без особого  труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.

• Соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные  признаки.

• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

• Проявляет интерес  и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок иногда допускает  незначительные ошибки при распределении  представителей животного мира по видам.

• Не всегда аргументирует  свой выбор.

• В основном соотносит  представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные  признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

• На поставленные вопросы  отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

• Проявляет интерес  и эмоционально выражает свое отношение  к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок часто допускает  ошибки при распределении представителей животного мира по видам.

• Не всегда аргументирует  свой выбор.

• Не всегда соотносит  представителей фауны со средой обитания.

• Затрудняется назвать характерные признаки.

• На поставленные вопросы  отвечать затрудняется, а если и  отвечает, то в основном неверно.

• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к  животным, птицам и насекомым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б.

 

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира.

Оценка результатов деятельности представлена в Приложении А

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.

• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

• Без помощи взрослого  называет условия, необходимые для  жизни, роста и развития комнатных  растений.

• Рассказывает, как правильно  ухаживать за ними.

• Проявляет интерес  и эмоционально выражает свое отношение  к комнатным растениям.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок иногда допускает  незначительные ошибки в названии видов  растений: деревьев, кустарников и  цветов.

• В основном правильно  выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать  свой выбор.

• Без помощи взрослого  называет условия, необходимые для  жизни, роста и развития комнатных  растений.

• Рассказывает, как правильно  ухаживать за ними.

• Практические умения и  навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

• Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может  аргументировать свой выбор.

• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

• Практические умения и  навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.

• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  В

 

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок без труда  определяет содержимое баночек.

• Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

• Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты  неживой природы.

• При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и  фантазию.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.

• Называет основные отличительные  характеристики объектов неживой природы.

• После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры  того, как люди используют объекты  неживой природы.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок допускает  значительные ошибки при определении  содержимого баночек.

• Не всегда правильно  называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

• Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

 

 

 

 

Приложение Г

Задание 4. Знание времен года.

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок правильно  называет времена года. Перечисляет  их в нужной последовательности.

• Знает характерные  признаки каждого времени года.

• Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?"

• По памяти воспроизводит  сезонные особенности того или иного  времени года.

• Комментирует свой рисунок.

• Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.

• В основном знает  характерные признаки каждого времени  года, но иногда допускает незначительные ошибки.

• На вопрос "Какое  время года тебе нравится больше и  почему?" отвечает односложно.

• В рисунке отражает существенные признаки того или иного  времени года.

• Выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок не всегда правильно  называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.

• Не знает характерных  признаков разных времен года.

• Отвечая на вопрос "Какое  время года тебе нравится больше и  почему?", называет только время года.

• В рисунке не может  отразить характерные признаки того или иного времени года.

• Не выражает эстетического отношения к природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Д

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний о мире животных

Оценка в баллах

Уровень развития

Аня А.

8

Средний

Витя Б.

10

Средний

Вася Г.

6

Низкий

Алиса Г.

12

Средний

Женя И.

8

Средний

Люба К.

9

Средний

Игорь К.

10

Средний

Миша Л.

13

Высокий

Леша Л.

9

Средний

Вероника Н.

5

Низкий

Дима О.

10

Средний

Рита О.

10

Средний

Саша П.

8

Средний

Сережа Р.

9

Средний

Соня Р.

6

Низкий

Лиза С.

10

Средний

Андрей Т.

9

Средний

Аня Ф.

13

Высокий

Руслан Ч.

9

Средний

Костя У.

10

Средний


 

 

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний о растительном мире

Оценка в баллах

Уровень развития

Аня А.

11

Средний

Витя Б.

9

Средний

Вася Г.

8

Средний

Алиса Г.

13

Высокий

Женя И.

13

Высокий

Люба К.

9

Средний

Игорь К.

8

Средний

Миша Л.

14

Высокий

Леша Л.

9

Средний

Вероника Н.

7

Низкий

Дима О.

11

Средний

Рита О.

9

Средний

Саша П.

8

Средний

Сережа Р.

9

Средний

Соня Р.

8

Средний

Лиза С.

10

Средний

Андрей Т.

9

Средний

Аня Ф.

12

Средний

Руслан Ч.

9

Средний

Костя У.

13

Высокий


 

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний о неживой природе 

Оценка в баллах

Уровень развития

Аня А.

9

Средний

Витя Б.

10

Средний

Вася Г.

7

Низкий

Алиса Г.

12

Средний

Женя И.

10

Средний

Люба К.

7

Низкий

Игорь К.

8

Средний

Миша Л.

11

Средний

Леша Л.

9

Средний

Вероника Н.

6

Низкий

Дима О.

10

Средний

Рита О.

9

Средний

Саша П.

8

Средний

Сережа Р.

9

Средний

Соня Р.

6

Низкий

Лиза С.

10

Средний

Андрей Т.

7

Низкий

Аня Ф.

10

Средний

Руслан Ч.

9

Средний

Костя У.

11

Средний


 

 

Имя ребенка

Уровень сформированности экологических знаний о временах года 

Оценка в баллах

Уровень развития

Аня А.

11

Средний

Витя Б.

13

Высокий

Вася Г.

10

Средний

Алиса Г.

12

Средний

Женя И.

13

Высокий

Люба К.

12

Средний

Игорь К.

10

Средний

Миша Л.

13

Высокий

Леша Л.

11

Средний

Вероника Н.

9

Средний

Дима О.

13

Высокий

Рита О.

10

Средний

Саша П.

9

Средний

Сережа Р.

11

Средний

Соня Р.

10

Средний

Лиза С.

10

Средний

Андрей Т.

8

Средний

Аня Ф.

13

Высокий

Руслан Ч.

12

Средний

Костя У.

13

Высокий

Информация о работе Формирование экологического воспитания у старших дошкольников посредством моделирования